И. В. Лужных
МБОУ СОШ №2 г. Ленинска-Кузнецкого
Организация дистанционного обучения детей с ОВЗ в МБОУ СОШ №2 г. Ленинска-Кузнецкого
Аннотация. В статье рассматривается вопрос организации дистанционного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе г. Ленинска-Кузнецкого, создание педагогических, организационных условий для обучения детей с ОВЗ, определение индивидуальной траектории обучения каждого такого ученика.
Реализация прав детей с ОВЗ – одна из важнейших задач государственной политики, одно из условий успешной организации обучения и образования детей с ОВЗ является создание адаптивной среды, которая позволит обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию. Закон РФ «Об образовании» 273 – ФЗ статья 5 гласит: «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определённого уровня и определённой направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» Это подчеркивает необходимость систематической организации педагогического сопровождения этой группы детей, включающей и систематическое наблюдение за развитием обучающихся с ОВЗ, и разработку индивидуальных программ обучения и коррекции, и работа со средой, в которой должен обучаться ребенок. Эти положения обеспечивает дистанционное обучение с рядом преимуществ: возможность одновременного доступа к любым образовательным информационным ресурсам большого количества обучающихся, независимо от места их проживания, состояния здоровья и материальной обеспеченности, минимум расходов на содержание учебных площадей, технических, транспортных средств, подготовку специалистов; создаются условия, которые учитывающие особые образовательные потребности, посредством индивидуализации и дифференциации; делает возможным выравнивание стартовых позиций обучающихся (независимо от их места обучения) для дальнейшего профессионального роста.
Организация дистанционного обучения в МБОУ СОШ №2 г. Ленинска – Кузнецкого выявила ряд вопросов: самые главные - нехватка обученных специалистов, неготовность педагогов к работе с данной категорией обучающихся, трудность включения детей образовательный процесс. Мы проанализировали литературу по данной теме и выявили, что вопрос организации дистанционной формы обучения детей, в том числе детей с ОВЗ актуален, но недостаточно изучен. Крайне ограничен набор адаптированных тематических материалов и методик. Нет специализированных учебных заведений, занимающихся дистанционным обучением детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Практически отсутствуют педагоги-дефектологи, логопеды, психологи, владеющие навыками дистанционной работы.
Федеральная программа «Дистанционное образование детей с ОВЗ» в нашей школе была запущена в 2011 году. Основанием для организации дистанционного обучения детей с ОВЗ и работы педагога с применением дистанционных образовательных технологий являются федеральные, региональные нормативные документы, опираясь на них, мы разработали:
1. Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» 2015 г.
2. Положение о структурном подразделении МБОУ «СОШ №2» «Центр дистанционного образования детей-инвалидов.
В Уставе МБОУ СОШ №2 указывается «в Учреждении могут обучаться дети с ОВЗ. Образовательная деятельность может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной общеобразовательной программой. Учреждение может использовать дистанционную форму обучения детей с ОВЗ».
Ребята, обучающиеся в рамках дистанционного обучения в нашей школе, в основном дети с последствиями ДЦП. В школе осуществляется психолого-педагогическое сопровождение. Направления работы педагога-психолога нацелены на повышение психологической компетентности педагогов, родителей в вопросах обучения детей с ОВЗ. В связи с этим педагогам были выданы рекомендации по работе с этой группой обучающихся с целью эффективного восприятия ими учебного материала следует обращаться больше к образному мышлению, чем к абстрактному. Рекомендуется насыщать учебный материал следующими педагогическими приемами: «рассказ» (конкретные примеры), «беседа», «дискуссия», «иллюстрация», «демонстрация» (наглядные пособия, карты, схемы, модели, фильмы), «лабораторный эксперимент». Особо рекомендуются деловые игры.
Организация дистанционного обучения детей-инвалидов предполагает выбор детьми с ОВЗ и их родителями (законными представителями) индивидуальной образовательной траектории с уточнением индивидуального учебного плана, реализуемого за счет часов, предусмотренных в учебном плане.
Для реализации дистанционного обучения детей-инвалидов на дому разработаны рабочие программы по предмету, индивидуальные учебные планы, расписание занятий, которое утверждается образовательным учреждением, вносятся необходимые коррективы. Все уроки фиксируются на сайте КемЦДО- центра дистанционного образования детей-инвалидов Кемеровской области.
Внесены изменения в план воспитательной работы: ежегодная акция «Неделя добра», добровольческая инициатива «Новый год в каждом доме»; «Лесенка успеха» - ежегодное общешкольное мероприятие по поддержке одаренных и талантливых обучающихся; дистанционные параолимпийские уроки; школьные праздничные концерты для детей с ОВЗ; ежегодные первоапрельские викторины; школьные акции: конкурсы рисунков; участие обучающихся в различных дистанционных конкурсах.
С целью изучения, обобщения и ретрансляции имеющегося опыта в городе на базе МБОУ СОШ №2 был создан городской ресурсный центр.
В ходе реализации программы произошла положительная динамика по следующим показателям: выросла мотивация обучающихся в сфере познавательной, развивающейся деятельности; повысилась самооценка детей с ОВЗ; успешнее адаптируются дети с ОВЗ в социуме.
В школе созданы необходимые условия для повышения профессиональной компетентности педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей с ОВЗ. Проводится консультирование педагогов: по вопросам организации процесса обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения, разработке рабочей программы учебного курса, рассматриваются принципы и особенности проведения дистанционных, занятий учителями с детьми-инвалидами, проводится обучение ведению отчетной документации; планируется психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательной деятельности, планируется и организуется внеурочная деятельность учащихся с ОВЗ.
В формате ресурсного центра учителя МБОУ СОШ №2, работающие дистанционно с детьми с ОВЗ, принимают участие в мастер-классах, лекциях и практических работах.
Осуществляется мониторинг предметных компетенций учащихся: результаты педагогической диагностики, психологического и дефектологического сопровождения отражаются в индивидуальной образовательной программе обучающегося и корректируются в течение всего учебного года. Образовательная программа выполняется педагогами на 100%, тематическое планирование соответствует учебному плану образовательной программы.
Результатами являются такие показатели, как участие детей с ОВЗ в предметный дистанционных олимпиадах и их победы. Так обучающийся П. А. был награжден дипломом за II место в дистанционном конкурсе «Мой край родной - Кузбасс». Семья С. победили в городском конкурсе «Самый лучший папа». С.Н. награждён грамотой за участие в выставке по ДПИ «Красота руками детей» и многих других.
Ученики с ОВЗ, обучающиеся в рамках дистанционного обучения в МБОУ СОШ №2, по окончании 9 и 11 классов из 12 человек, получивших аттестаты, 11 поступили в СПО. 1 ребенок после окончания СПО поступил в вуз.
Дистанционное обучение позволяет учителю контролировать или повышать активность учащегося во время его работы на каждом дистанционном уроке, допускает создание и использование любой системы оценивания, включающую в себя комментирования работы лиц с ограниченными возможностями здоровья.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.