Лейфрид Е.В., Пащенко О.Ю.
Организация дистанционного обучения в современной школе
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме современного образования – дистанционному обучению. Рассматриваются необходимые и достаточные информационные образовательные технологии на примере БОУ г. Омска «Гимназия № 9». Сделан вывод о том, что дистанционное обучение при некоторых обстоятельствах может стать незаменимой формой обучения.
Ключевые понятия: дистанционное обучение, информационные технологии, компоненты учебного процесса.
Мы живем в XXI веке, в то время, когда информации и её ресурсам отводится ведущая роль во всех сферах деятельности. Информационно-коммуникационные технологии не обошли стороной и систему образования. Что позволяет обеспечить обучающихся доступными и качественными знаниями, а также формировать потребность в самообразовании.
Современные технологии, несомненно, произвели революцию в системе современного образования и стали глобальным явлением образовательной и информационной культуры.
Дистанционное обучение стало одним из таких явлений. Данное понятие не новое и современные вузы уже давно используют эту форму обучения. На сегодняшний день эта форма обучения остается самой эффективной, востребованной и в общеобразовательных школах. Наша Гимназия № 9 не стала исключением из-за сложившейся сложной ситуации в мире.
Актуальность дистанционного обучения заключается в том, что оно предоставляет уникальные возможности и расширяет информационную сферу обучения.
Главной особенностью такого обучения является то, что учитель и учащиеся находятся между собой на расстоянии, то есть без непосредственного присутствия ученика в месте проведения занятий, а все компоненты учебного процесса (цели, методы, содержание, формы и средства) реализуются с помощью информационных технологий и их технических средств, предусматривающих интерактивность.Иными словами, весь образовательный процесс проходит в Интернете.
Дистанционное обучение набирает все большую популярность по причине того, что можно заниматься в удобном месте, в любое время.
В данный момент дистанционное обучение предлагает широкий спектр различных форм обучения. Учитель может выбрать индивидуальное обучение или коллективное через вебинары, видеоконференции, аудиоконференции, чаты и др.
Учитель объясняет материал (возможны как онлайн, так и офлайн трансляции), ученик слушает, выполняет задания, если возникают вопросы - он задает учителю. Кроме этого ребенку предлагается выполнить тесты, контрольные работы, прочие задания, которые позволят педагогу и родителям оценить степень усвоения материала. В какой-то степени эта форма образования позволяет выиграть дополнительные минуты отдыха для педагогов, так как система сама проверяет и оценивает работы учащихся.
Для успешной реализации дистанционного обучения с использованием элементов информационных образовательных технологий, необходимы следующие средства:
1) управление: сайт гимназии, электронный дневник, журнал;
2) обучающий контент: ЕК ЦОР, ФЦИОР, сайт учителя, Интернет-ресурсы;
3) сервисы Интернета: e-mail, блог или сайт учителя, сетевые интерактивные доски, работы с геокартами.
Большинство учителей нашей гимназии используют следующие контенты и сервисы Интернета:
· платформу ZOOM, которая позволяет создать полноценную виртуальную образовательную среду. Многие педагоги согласятся с тем, что очень важно для учителя, в процессе обьяснения нового материала, видеть глаза и лица детей, ответную реакцию. Такие платформы позволяют более качественно провести занятие в формате видеоконференций.
· персональный сайт учителя, где можно ознакомиться с различным дидактическим материалом, посмотреть видео или презентацию к уроку. Обучающиеся могут выполнить задания, тем самым предоставить учителю информацию об уровне усвоения знаний.
· e-mail - с помощью электронной почты может быть налажено общение между учителем и учащимся: рассылка учебных материалов, заданий и информации.Электронная почта незаменима и облегчает обратную связь между учителем и учеником.Некоторые виды дистанционных заданий имеют специальные формы автоматической отправки ответов на e-mail учителя.
· компьютерные обучающие системы, тесты и задания онлайн, при выполнении которых сразу можно просмотреть результаты и ошибки, если таковые имеются.
· интернет-проекты, которыеобъединяют интерактивные видеоуроки по всем предметам школьного курса, а порой предлагают каталог концертов, фильмов и музеев.
Данные элементы дистанционного обучения делают процесс обучения болеетворческим, продуктивным и интересным для учащихся, а в сложившейся ситуации еще и практически незаменимым. Материалы всегда доступны для учащихся, к ним можно обратиться в любое удобное время. Дистанционное обучение позволяет ученикам усваивать знания на расстоянии в прямом смысле слова, открывает новые возможности самообучения.Задачей школьного образования является не только достижение конкретных целей с помощью дистанционных технологий, но и обучение использованию форм, средств и возможностей дистанционного обучения.
Список литературы
1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Электронный журнал CloudofScience. - № 1. - 2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru
2. Артемова О.Г., Мальцева Н.А. Проблемы использования дистанционного обучения: Материалы научно-методической конференции. Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2011, 282 с.
3. Босова, Л. Л. Отечественный и зарубежный опыт создания учебных материалов нового поколения // Школьные технологии. - № 5. - 2007. - С.179-184.
4. Полат Е.С, Хуторский А.В. Проблемы и перспективы дистанционного образования в средней общеобразовательной школе: Доклад [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://viperson.ru.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Лейфрид Е.В., учитель английского языка, БОУ г. Омска «Гимназия № 9».
Пащенко О.Ю., учитель информатики и ИКТ, БОУ г. Омска «Гимназия № 9».
Organization of distance learning in a modern school
Distance learning, information technologies, components of the educational process, web project, teacher's personal website.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.