Организация единого коррекционно-развивающего пространства для детей ОВЗ, как фактор успешного преодоления и коррекции нарушений развития
Оценка 4.8

Организация единого коррекционно-развивающего пространства для детей ОВЗ, как фактор успешного преодоления и коррекции нарушений развития

Оценка 4.8
Научные работы
docx
19.09.2023
Организация единого коррекционно-развивающего пространства для детей ОВЗ, как фактор успешного преодоления и коррекции нарушений развития
Статья Каминская, Смагина.docx

«Организация единого коррекционно-развивающего пространства для детей с ОВЗ, как фактор успешного преодоления и коррекции нарушений развития».

Каминская К.А., учитель-дефектолог МБОУ ЦПМСП «Радуга»

Россия, г. Балашиха, chaika85_07@mail.ru

Смагина Е.С., педагог-психолог МБОУ ЦПМСП «Радуга»

Россия, г. Балашиха, konkova80@bk.ru

На сегодняшний день в коррекционной психологии и педагогики накоплен значительный теоретический и практический опыт по вопросу организации сотрудничества специалистов помогающих профессий с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей. Однако, как теоретические исследования, так и повседневная практика показывают, что зачастую и специалисты, и родители испытывают затруднения в выстраивании конструктивных взаимоотношений и понимании единой цели и задач коррекционно-развивающего пространства «родитель-ребенок-специалист». При этом очень важно отметить, что когда речь идёт о коррекционно-развивающем пространстве «специалист - ребенок с ОВЗ -родитель» актуальность темы и практическая значимость не просто увеличивается, а становится первостепенной, так как «продуктивное взаимодействие между родителем и специалистом важно не только для усвоения любой коррекционной программы, оно служит успешной моделью для качественных изменений в адаптации ребенка, развития его собственной активности и дальнейших этапов социализации» [1].

Эффективность коррекционного-развивающего процесса в большей степени зависит от компетенции специалистов и родителей, их умения организовать качественное взаимодействие между всеми участниками и условия, в которых этот процесс протекает. Такое умение предполагает знание особенностей развития детей с ОВЗ и создание необходимых условий для реализации целей и задач коррекционно-образовательного процесса.

Роль специалиста, его цель и задачи в создании коррекционно-развивающего пространства в большей степени определены и понятны, то роль родителя ребенка с ОВЗ в этом процессе, его цель и задачи менее четкие, нуждаются в пояснение.  Остановимся более подробно на роли родителей детей с ОВЗ в организации единого коррекционно-развивающего пространства, определим их цель, задачи и степень участия в этом процессе.

Как и было сказано выше, эффективность коррекционно-развивающей работы специалистов с детьми с ОВЗ значительно возрастает, если члены семьи ребенка понимают особенности развития ребенка, понимают, что с ними происходит, как выстраивать взаимодействие с ребенком и активно включаются в процесс воспитания и развития.

Четкое понимание каждым специалистом важности роли родителей детей в процессе развития и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ, делает задачу построения качественного взаимодействия в системе «специалист-ребенок с ОВЗ-родитель» одной из ведущей.

Однако, многолетний опыт работы специалистов центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Радуга"  г. Балашиха с семьями с детьми с ОВЗ позволяет говорить, что большая часть родителей детей с ОВЗ не владеет системой необходимых знаний и умений, позволяющей создавать эмоционально-благоприятной среду во время совместной коррекционно-развивающей деятельности, в домашних условиях при выполнении заданий учебного и бытового характера, а также отдыха ребенка. Тем самым, это дает основание говорить, что именно специалист в процессе организации единого коррекционно-развивающего пространства для детей с ОВЗ организует, направляет и очерчивает роль, цель, задачи и степень участия родителя в этом процессе, в целом, и на каждом из этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком в отдельности.

Чуть подробнее остановимся на этапах реализации данной задачи. На начальном этапе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, как правило через беседу с родителями, специалист выявляет у родителей позицию в отношении воспитания и развития ребенка и способов взаимодействия с ним, составляет план работы по повышению уровня их компетентности в области педагогических знаний, активизирует их родительский потенциал к воспитанию и развитию ребенка, даёт рекомендации к созданию оптимальных условий для раскрытия потенциала ребенка.  

Далее, на основном этапе коррекционно-развивающей работы, в процессе взаимодействия с родителями ребенка с ОВЗ, специалист старается объяснить смысл своих действий, смысл использования того или иного дидактического материала в данный момент, раскрыть более детально каждый этап коррекционно-развивающей работы. Также объясняет и раскрывает индивидуальные особенности развития и особенности поведения ребёнка, даёт понять родителю природу этих явлений и процессов, тем самым повышает уровень родительской компетентности.  При этом специалист оказывает и психологическую поддержку родителям детей с ОВЗ через подбадривание, отметку усилий родителей в процессе создания единого коррекционно-развивающего пространства для ребенка с ОВЗ.

В процессе взаимодействия в системе «специалист – ребенок с ОВЗ – родитель», на заключительном этапе, у родителей детей с ОВЗ происходят изменения в сторону формирования более адекватного образа своего ребенка, понимания особых потребностей своего ребенка, появляется возможность по-другому выстроить взаимоотношения и организовать совместную деятельность, по-новому почувствовать своего ребенка, проявить любовь к нему и заботу. Происходит принятие родителями детей с ОВЗ новой для себя роли, роли активного и равноправного участника в сложном процессе организации коррекционно-развивающего пространства для своих детей, позволяющего успешно преодолеть и скорректировать те или иные особенности развития.

Таким образом, грамотное выстраивание взаимоотношений специалиста помогающих профессий с родителями детей с ОВЗ является важнейшее условие эффективной работы с детьми с ОВЗ.

Список использованных источников:

1.      Горячева Т.Г., Никитина Ю.В. Расстройства аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторной коррекции: Учебно-методическое пособие. – М.: Генезис, 2018. – 168 с.

2.      Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: Научно-методическое пособие. / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - СПб.: КАРО, 2013. - 336с.

3.      Чиркина Г.В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей // Альманах ИКП РАО. 2004. № 8. URL: https://pedlib.ru/Books/1/0143/1_0143-13.shtml (дата обращения: 18.02.2023).

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Организация единого коррекционно-развивающего пространства для детей с

Организация единого коррекционно-развивающего пространства для детей с

Четкое понимание каждым специалистом важности роли родителей детей в процессе развития и коррекции нарушений развития детей с

Четкое понимание каждым специалистом важности роли родителей детей в процессе развития и коррекции нарушений развития детей с

ОВЗ. В процессе взаимодействия в системе «специалист – ребенок с

ОВЗ. В процессе взаимодействия в системе «специалист – ребенок с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2023