Общая тема:
«Психолого-педагогическое сопровождение и организация коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью».
Наша тема:
«Организация единого коррекционно-развивающего пространства для детей с ОВЗ, как фактор успешного преодоления и коррекции нарушений развития».
Актуальность проблемы связана с тем, что
Накопленные в коррекционной психологии данные показывают, что в жизни
Как организовать учебную деятельность, чтобы она приносила радость познания, формировала творческие увлечения, гармонически развивала способности учащихся – на эти вопросы можно дать ответы, решив проблему эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности [2, с.43]
Как показывают исследования и многолетний опыт работы с учащимися с ОВЗ, недостатки эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей поддаются коррекции в условиях специального обучения и воспитания.
Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся с особыми познавательными потребностями в значительной мере определяется внешними условиями, к числу которых относится специальное обучение и правильная организация всей жизни.
При этом необходимо учитывать, что одна из важнейших задач обучения –
сделать результат обучения полезным в будущем, то есть, должна происходить генерализация навыков регуляции. Поэтому основной целью педагогов и психологов является формирование регуляторной системы психики таким образом, чтобы все последующие задачи решались с учетом уже сформированных навыков регуляции и эти навыки регуляции выступали бы общим принципом при решении отдельных задач [1].
Чтобы помочь ребенку адаптироваться в условиях
Как известно, что только комплексная, слаженная работа всех участников образовательного процесса: педагога-психолога, педагога, родителей учащихся, а так же самих учащихся, позволит максимально успешно развить эмоционально-волевую регуляцию деятельности детей и познавательную сферу в целом.
Установлено, что современный учитель остро нуждается в овладении такой
Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его выражать свои чувства, находить способы выхода из сложной ситуации.
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в рамках данной программы направлена на развитие эмоциональной регуляции поведения детей, овладение детьми средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей, предупреждение и снижение тревожности, повышение уверенности в себе, позитивной социализации.
Разрабатывая программы психо-коррекционной или развивающей работы с учащимися, не стоит забывать о необходимости сотрудничества не только с педагогическим коллективом, но и со всеми взрослыми, имеющими отношение к исследуемым детям. В частности, особое внимание необходимо уделять работе с родителями учащихся. Многие родители при выполнении детьми домашних заданий пытаются создать, по их мнению, идеальные условия для занятий, стараются устранить все помехи: выключают радио (звук), телевизор, тихо разговаривают, уходят в другую комнату. Безусловно, в школе, да и в реальной жизни, изобилующей множеством отвлекающих факторов, в том числе и эмоциогенными стрессовыми, такому ребенку в данных условиях очень трудно сосредоточиться и продуктивно работать. Даже обычный «рабочий шум в классе» может «выбивать» учащегося «из колеи», дестабилизировать его деятельность [1].
Психолого-педагогическая программа предусматривает активное взаимодействие с родителями учащихся, что позволяет повысить компетентность родителей учащихся по воспитанию эмоциональной культуры ребенка, а также овладению навыками создания эмоционально-благоприятной среды во время учебной деятельности в домашних условиях при выполнении заданий учебного и бытового характера и отдыха ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дрокина О.В. Развитие когнитивной и эмоционально-волевой регуляции деятельности младших школьников и младших подростков//[Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.dissercat.com/content/razvitie-kognitivnoi-i-emotsionalno-volevoi-regulyatsii-deyatelnosti-mladshikh-shkolnikov-i. – Загл. с экрана.
2. Чебыкин А. Я. Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся // Вопр. психол. 1987. № 6. – 43 с.
3. Чебыкин А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности школьников// Вопр. психол. 1989 № 6. – 43 с.
4. Шаповалов О.Е. Эмоциональное развитие умственно отсталых школьников // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/
emotsionalnoe-razvitie-umstvenno-otstalykh-shkolnikov.– Загл. с экрана.
Здесь мы дали обобщенный психолого-педагогический портрет детей дошкольного возраста с ОВЗ, который уже сейчас позволяет говорить о том, что данная категория детей будет испытывать трудности в усвоение программного материала на каждом уровне образования. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, грамотная, профессиональная диагностика развития, построение маршрута коррекционно-развивающей работы, позволит развить, компенсировать те или иные трудности развития детей.
При всем многообразии особенностей развития детей дошкольного возраста с ОВЗ можно выделить, присущие в большей или в меньшей степени, каждому ребенку характерные черты развития эмоционально-личностной, мотивационной, познавательной сфер, а также адаптации к социальной среде.
Остановимся сегодня на особенностях индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ и роли семьи в преодолении и коррекции нарушений развитий.
С учетом особенностей той или иной группы детей дошкольного возраста с ОВЗ можно выделить характерные, типичные трудности, возникающие в ходе проведения коррекционно-развивающей работы:
· медленная/замедленная динамика усвоение предлагаемого материала,
· трудности переноса полученных навыков на схожие ситуации, условия,
· проблемы с мотивацией и поведением у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
При построение коррекционно-развивающего процесса, как группового, так и индивидуального необходимо учитывать данные особенности протекания деятельности детей и строить содержание предлагаемого материала на основе следующих принципов:
· усиления практической направленности изучаемого материала;
· выделения сущностных признаков изучаемых явлений;
· опоры на жизненный опыт ребенка;
· ориентации на внутренние связи в содержании изучаемого материала;
· необходимости и достаточности в определении объема изучаемого материла.
Обязательным, неизменным элементом любой коррекционно-развивающей работы является многоаспектное сотрудничество с семьей. Педагоги должны приложить немало усилий, чтобы создать неформальное объединение всех участников коррекционно-воспитательного процесса, главенствующая роль в котором, несомненно, принадлежит семье.
Особую значимость приобретает сотрудничество с семьей детей дошкольного возраста с ОВЗ. Эффективная коррекционно-развивающая работа возможна только в результате комплексного подхода, то есть при активной, скоординированной работе педагога и членов семьи.
На начальном этапе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, как правило через беседу с родителями, необходимо выявить у родителей позицию в отношении воспитания ребенка и способов взаимодействия с ним, составить плана работы по повышению уровня их компетентности в области педагогических знаний, активизировать их родительского потенциала к воспитанию ребенка, дать рекомендации к созданию условий воспитания и развития ребенка, а далее, на основе проведения диагностической работы с ребенком, разработать индивидуальную коррекционно-развивающую программу для воспитания и обучения ребенка, подготовить рекомендации к условиям воспитания и развития в семье, что позволит повысить эффективность коррекционно-развивающего процесса с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Таким образом, стоит отметить, ещё раз подчеркнуть важность индивидуальной работы с каждым ребенком с ОВЗ, учета особенностей развития каждого ребенка и роли семьи в эффективности, продуктивности коррекционно-развивающего процесса.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.