Программа психологического кружка "Познай себя"
Оценка 4.8

Программа психологического кружка "Познай себя"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
30.11.2023
Программа психологического кружка "Познай себя"
Программа рассчитана на подростков от 16 до 18 лет.
Программа Психологического кружка Познай себя 2023-24год.docx

Министерство образования и науки Алтайского края

КГБПОУ «Благовещенский строительный техникум

 

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методической комиссии

классных руководителей

от _________2023 № __

Председатель МККР

_______________

 

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора КГБПОУ «БСТ»

от «__».__.2023 № __-р

__________

 

 

 

 

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК

 «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

 

1 –3 КУРСОВ

 

Срок реализации программы: 2023-2024 учебный год

 

Руководитель кружка: Колтыгина Юлия Сергеевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Степное Озеро

2023


 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Полное наименование программы

Дополнительная общеразвивающая программа

Психологический кружок «Познай себя»

Основания для разработки

-                   Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

-                   Указ Президента РФ от «7» мая 2012 г. 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

-                   Указ Президента РФ от «1»июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы»

-                   Приказ Министерства образования и науки РФ от «29» августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам».

-                   Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ от «18» ноября 2015 года № 09-3242 по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

-                   Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» декабря 2015 г. №09- 3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

-                   «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от «11» декабря 2006 № 06-1844).

-                   Приказ Министерства образования и науки РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Цель программы

Помочь подросткам лучше узнать себя, свои сильные стороны, преодолеть неуверенность, страх. Наиболее успешно и полно реализовать себя в разных видах деятельности.

Основные задачи

-                   Научить участников группы видеть свою уникальность, не боятся проявлений собственных возможностей, идей, мыслей, фантазий.

-                   Научится видеть и уважать многогранность внутреннего мира других людей, филосовски относится к ситуациям неприятия индивидуальности со стороны окружающих;

-                   Развитие творческих способностей;

-                   Повысить самооценку участников группы;

-                   Формирование навыков общения в различных ситуациях

Сроки реализации программы

Октябрь 2023 - май 2024г.

Ожидаемые результаты

-                   Студенты осознают свою уникальность, будут свободно излагать свои мысли, желания, идеи;

-                    Научатся видеть и уважать многогранность внутреннего мира других людей, принимать его.

-                   Скорректируют собственное поведение, научатся делать выбор и принимать решения, нести за него ответственность.

-                   Смогут понимать и описывать своё эмоциональное состояние, выражать собственные эмоции;

-                   Приобретут навыки общения в различных ситуациях

-                   Приобретут навыки саморегуляции эмоционального состояния.

-                   Научатся применять на практике стратегии поведения в конфликтной ситуации.

 

ФИО руководителя кружка (секции)

Колтыгина Юлия Сергеевна.

Должность

Педагог-психолог

Телефон

...

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Работа кружка «Познай себя» направлена на развитие у подростков психологической, социальной компетентности, миролюбия, толерантности и стремления к подлинному жизненному успеху - самореализации на благо другим и самому себе.                                                                                                                        

По результатам исследований эмоционального состояния подростков (тест Филлипса) выявлен один из ведущих факторов негативно влияющий на развитие психического здоровья и личность учащихся. Это страх самовыражения. В процессе обследования студенты признаются в нежелании демонстрировать свои способности, возможности, т.к. испытывают боязнь негативной оценки со стороны окружающих, боязнь быть не понятым, осмеянным. Таким приходится зачастую принимать стандартные решения ситуаций, проблем, избегая свои собственные, не менее правильные и интересные, отходить от оригинальности и необычности, думать «шаблонно», ориентируясь на мнение большинства или значимых людей, жить с «оглядкой». В результате этого у них развивается тревожность, которая может в дальнейшем закрепиться. Студенты с тревожностью по данному фактору испытывают трудности общения, результаты их деятельности обычно неадекватны возможностям, низки. Со временем возникает внутренний конфликт, препятствующий развитию личности в целом.

Программа кружка структурирована по принципу соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации с учётом групповой динамики и построена на самопознании, самосознании и саморазвитии личности.

Цель программы: помочь подросткам лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх. Наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность, а также снижение порога негативных эмоций при самовыражении посредством творчества.

Задачи:                                                                                                                      

1.                     Научить участников группы видеть свою уникальность, не бояться проявлений собственных возможностей, идей, мыслей, фантазии.

2.                      Научить участников группы видеть и уважать многогранность внутреннего мира других людей, философски относиться к ситуациям неприятия индивидуальности со стороны окружающих.

3.                        Повысить самооценку участников группы.

Основные принципы программы:

Программа строится на реализации следующих принципов и подходов: системности, активности, принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей студента, принципа комплексности методов психологического воздействия, принципа возрастания сложности заданий, принципа учета объема и разнообразия материала, принципа учета эмоциональной сложности материала. Содержание занятий, методы, приемы, техники, применяемые в ходе занятий, соответствует не только возрастным и интеллектуальным особенностям развития участников, но и их интересам, теоретической и практической компетентности ведущего занятия

 Категория обучающихся: группа учащихся 16 — 19 лет, в количестве 12-15 человек.

Продолжительность одного занятия- 2 часа, 2 раза в месяц. Занятия данного типа допускается проводить как в групповой, так и подгрупповой форме. Групповые занятия можно дополнять индивидуальными, если у подростка возникает потребность поговорить с психологом.

Программа кружковых занятий включает в себя 3 этапа.

I       этап - мотивационный (1 занятия). Цель этапа - эмоциональное объединение участников группы. Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопределение и самосознание.

II   этап — развивающий (22 занятий).

Цель этапа: активизация процесса самопознания. Развитие уверенности в себе, помощь в развитии понимания себя, своих потребностей, реакций; принятие себя, повышение собственной значимости, ценности. Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

III  этап - закрепляющий, итоговый (1 занятие).

Цель этапа: повышение самопонимания в целях укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Упражнения закрепляющего характера.

Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.

В ходе занятий используются такие методы как психогимнастика, дискуссия, метод инцидента, ролевая игра, арт-терапевтические техники, приемы аутогенной тренировки и сказкотерапии, техники «Я - сообщение» и активного слушания.

Психогимнастика применяется для развития двигательной экспрессии, социальной перцепции, снятия напряжения, развития умения понимать и регулировать чужие эмоции по невербальным проявлениям.

 Метод дискуссии используется для рассмотрения ключевых проблем в соответствии с тематикой программы, при этом участники выполняют активную роль, организуя поиск материала и обсуждая его в группах. Кроме этого метод дискуссии позволяет рассмотреть проблемы с разных сторон, осознать ее значимость, найти положительные и отрицательные последствия самими участниками, а так же организовать конфронтацию в группе как важный этап групповой динамики.

Метод инцидента проводится с целью преодоления и осознания стереотипных способов поведения при конфликтных ситуациях. Ролевая игра направлена на изменение социальных установок в конфликтной ситуации, развитие умения управлять эмоциональным состоянием другого человека, формирование нового опыта поведения в конфликтной ситуации. На протяжении реализации программы применяются  различные арт-терапевтические приемы и техники в целях снятия напряжения, невербального выражения и последующего осознания проблемы, связанной с управлением своими эмоциями.

 Приемы аутогенной тренировки применяются для снижения напряжения, страха, формирования приемов управления своими эмоциями, укрепления уверенности, контроля над эмоциональными реакциями, восстановление физической и психической работоспособности, а так же для обучения самостоятельному применению приемов и техник в их профессиональной жизни.             Техники активного слушания и «Я - сообщение» используются для развития умений осознавать и контролировать свои эмоции, учиться говорить о своих отрицательных эмоциях открыто и в конструктивной форме, понимать и управлять эмоциональными состояниями других людей на основе вербальных и невербальных проявлений.

Приемы сказкотерапии применяются с целью непосредственного метафорического представления проблемы, последующего ее анализа, осознания и невербального выражения ее решения.

            Функция психогимнастики - настрой на работу, сплочение и выравнивание психоэмоционального состояния участников группы, создание атмосферы доверия и принятия между участниками, мотивация на дальнейшую групповую работу.

 Рефлексия направлена на эмоциональный и содержательный анализ достижений участников и полученного нового опыта самими участниками.

Основными пользователями образовательной программы являются:

преподаватели, классные руководители, студенты техникума.

             Основная идея занятий заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на саморазвитие личности, т. е. на осознание ими сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

Планируемые результаты:

Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции обучающихся

 

Код

Наименование

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за результат выполненной работы

ОК 8.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 9.

Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий

 

Предполагается, что в результате прохождения пограммы, ее участникики осознают феномен творчества, скорректируют собственное поведение, получат возможность приблизится к пониманию уникальности внутреннего мира человека и неразрывной связи с внешним миром, другими людьми, смогут научиться, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п

          

                       Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Сроки

 

Мотивационный блок (2часа)

 

 

 

 

1

Знакомство.

0,5

1,5

2

 

 

Развивающие занятия (40 часов)

 

 

 

 

2

Кто я такой?

0,5

1,5

2

 

3

Какой я друг?

 

2

2

 

4

Мои эмоции. Эмоции и цвет

0,5

1,5

2

 

5

Мой темперамент.

0,5

1,5

2

 

6

Как формируется характер

0,5

1,5

2

 

7

Я и мое здоровье

0,5

1,5

2

 

8

Я и мое тело

0,5

1,5

2

 

9

Мои представления о будущей профессии

1

1

2

 

10

Я и мои желания

1

1

2

 

11

Как улучшить свое настроение.

 

2

2

 

12

Мир вокруг меня

0,5

1,5

2

 

13

Как ты относишься к людям? Как люди относятся к тебе?

0,5

1,5

2

 

14

Стратегии поведения в конфликте

1

1

2

 

15

Стратегии поведения в конфликте

1

1

2

 

16

Слышать и слушать

0,5

1,5

2

 

17

Уровень моей агрессивности

0,5

1,5

2

 

18

Саморегуляция. Механизмы

 психологической зашиты

0,5

 

1,5

2

 

19

Конфликты в группе. Способы

 Их разрешения

          0,5

1,5

2

 

20

Конфликты в группе. Способы

 их разрешения

1

1

2

 

21

Мои творческие способности

0,5

1,5

2

 

22

Семья, как школа любви

0,5

1,5

2

 

23

Нравственность

0,5

1,5

2

 

24

Заключительное занятие

Подводим итоги.

 

        2

         2

 

 

Итого:

                                         48 часа

 

Оценка результатов освоения образовательной программы психологического кружка «Познай себя»

С целью динамики результатов индивидуальных достижений обучающихся применяются: диагностика в начале и конце каждого блока, рефлексия и творческие задания в конце каждого занятия.

Ресурсное обеспечение образовательной программы психологического кружка «Познай себя»

Для занятий необходимы: просторный кабинет, музыкальное сопровождение, технические средства, бумага А4 (упаковка 500 листов), цветные карандаши, маркеры.

 

Список литературы.

1 Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб: Питер, 2004.

2.Базовый набор тематических тренингов для подростков - под ред. С.В. Кривцовой, М., 2008.

3.Банков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога. - М. Ось- 89, 2002.

4.3инкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб: ООО «Речь», 2001.

5.Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям. - М., 1999.

6. Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер».- под ред. Е.В. Емельяновой,.-СПб.:Речь,2010.

7.Копытин А.И. Основы арт-терапии.- СПб: Речь,2005.

8.Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.- СПб.: Речь,2004.

9.Прихожан A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. -М., Сфера, 2000

10. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. - М., 2001.

11.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.,1995.

12.Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать?- М. Генезис, 2003. 13.Сакович 13.Наталья В поисках силы. Настольный сказконавигатор для работы с подростками.-СПб.:Речь,2012.

14.М.Стишенок Ирина Из гусеницы в бабочку. Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе.-М., Генезис, 2012 . 15.Хухлаева О.В. 15.Тропинка к своему Я.- М., Генезис,2006.


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Полное наименование программы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Полное наименование программы

Ожидаемые результаты -

Ожидаемые результаты -

Основные принципы программы:

Основные принципы программы:

На протяжении реализации программы применяются различные арт-терапевтические приемы и техники в целях снятия напряжения, невербального выражения и последующего осознания проблемы, связанной с управлением своими эмоциями

На протяжении реализации программы применяются различные арт-терапевтические приемы и техники в целях снятия напряжения, невербального выражения и последующего осознания проблемы, связанной с управлением своими эмоциями

ОК 8. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 8. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Конфликты в группе. Способы их разрешения 1 1 2 21

Конфликты в группе. Способы их разрешения 1 1 2 21
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2023