Групповое занятие в логопедической группе
Оценка 4.8

Групповое занятие в логопедической группе

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
17.08.2023
Групповое занятие  в логопедической группе
Опыт рабюоты по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников.docx

  Система работы по дифференциации свистящих и шипящих  звуков

 Упражнения для произносительной дифференциации:

   1. Повторение слогов со звуками с и ш, сначала с оди­наковой гласной, затем с разными гласными: шаса    шосо    шу—су      шисы

са—шо     са—шу     са—ши     со—ша     су—ша

шасо    ша— су    шасы    шо— са    шуса

2. Чтение слогов, печание.

С целью слуховой дифференциации рекомендуются сле­дующие упражнения:

1.     Поднять соответствующую букву после произнесения слогов со звуками с и ш: са, ша, со, шу, ши, сы, ши, ше.

2.  Придумать слоги со звуками с и ш.

3.   Преобразовать слоги, заменяя звук с звуком ш и наоборот.

   Дифференциация звуков с и ш в словах проводится на фоне уточнения звуковой структуры слова. Используются различные задания по формированию фоне­матического анализа: установление наличия или отсутствия звука в слове, выделение первого и последнего звука, оп­ределение последовательности, количества и места звука в слове.

    Выполняли с детьми следующие упражнения:

1.    Определить, какой звук (с или ш) в словах. Логопед называет слова, в которых звуки си ш находятся в начале, а затем в середине и в конце слова.

Слон, сумка, шуба, скатерть; мышка, крыса, колбаса, лошадь; насос, пылесос, карандаш, малыш.

2.   Определить место звуков с и ш в словах (начало, сере­дина, конец). Вначале уточняется, какой звук в слове (с или ш), затем определяется его место в слове. Примерные слова: стул, скамейка, шарф, шофер, камыш, лапша, сан­ки, косы, мышь, лес, овес, миска, машина, косынка, кры­ша.

3.  Подобрать слова со звуком с или ш в начале слова.

4.  Подобрать слова со звуком с или ш в конце слова.

5.  Подобрать слова со звуком с или ш в конце слова.

6. Разложить картинки со звуками с или ш под соответ­ствующими буквами.

7. Определить значение слов крыса, крыша. Сравнить зву­чание этих слов и найти, в чем их различие.

8. Преобразовать слова: сок - шок, миска - мишка, сутки - шутки, крыса - крыша.       

 Дифференциация звуков с и ш в предложения

   Использовали следующие упражнения:

1.    По сюжетной картинке придумать предложение, в ко­тором есть слова со звуком с или ш. Назвать слова со звука­ми с и ш, определить, какой это звук и его место в слове.

2.    Повторить предложения со словами, включающими звуки с и ш. Назвать слова со звуками с и ш.

Примерные предложения:

В лесу шумит сосна. На деревьях поспели вкусные груши. У лисы пушистый хвост. У Наташи длинные косы. Соня надела красную шаль. В лесу растут душистые ландыши. Пастух при­гнал большое стадо. Бабушка подарила Саше самолет. Дедуш­ка принес большого сома. Кошка уснула на стуле.

3.   По картинкам придумать предложения, в которых есть слова со звуками с и ш. Примерные картинки: кошка, куст, катушка, совок, сад, мишка, машина. Вначале предлага­ется определить, какой звук или ш) в названии картинок.

4. Дополнить предложение словом. Предлагаются пред­ложения, которые можно дополнить словами-квазиомони­мами.

Мама сварила вкусную... (кашу). Деньги платят в ... (кассу). Даша катает ... (мишку). Муку насыпали в ... (миску). В сарае протекает ... (крыша). В подвале завелась ... (крыса). Малыш ест вкусную ... (кашку). Солдат надел на голову ... (каску).

Можно использовать картинки на слова-квазиомонимы. Картинки предлагаются парами.

5.  Вставить в предложения пропущенные буквы с и ш.

В ...кафу ви...ит ко...тюм. Под ногами ...ур...ат ...ухиели...тья. В ...аду по...пели яблоки и гру...и. На ...о...не выро...ли ...и...ки.  

Дифференциация звуков с и ш в связной речи

Выполняли следующие упражнения:

1.Составить рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов, включающих звуки с и ш.

2.  Вставить в текст пропущенные буквы с и ш.

                                               В саду

     В   на...ем    ...аду    кра...иво.   По...пели    кра...ные    ви...ни.   На  ветках  ви.. .ят   боль... ие   гру... и.   Деду... ка     хоро... о ухаживает за...   адом.

4. Диктант текстов со словами, включающими звуки с и ш.

                 К нашей комнате

     Наша комната большая. У стены стоит шкаф. В шкафу висят пальто, костюмы и платья. В углу стоит стол. На столе игрушки. У стола кресло. В кресле сидит бабушка.

            Лиса и мышка

    В норке была мышка. Мышка вышла из норки. Лиса увидела мышку. Лиса стала ловить мышку. Мышка ушла в норку.

    Аналогичным образом проводится работа по дифференциации звонких и глухих, а также аффрикат и звуков, входящих в их состав.                   

 

  Речевые упражнения, позволяющие развивать слухопроизносительную  дифференциацию слогов. 

 Цель: обучение детей дифференциации слогов с оппозиционными звуками.

  Работу начали с заданий на имитацию слогов без оппозиционных звуков. Сначала предлагали слоги без стечений согласных с артикуляторно простыми звуками по одному, сериями по 2 -3 слога.

Слоги без стечения согласных (из таблиц Н.Б. Покровс­кого): няк пуль мят пиц мюф лут дыс вые гум ёфь ёк тыпь геф деп вох эфь лефь вик кась лёфъ дян пяф хил хуф вый фыл сых яс лень маф буф непь гипь вяф фей дас юц заххас нип тум бяй ныф мям куй гом боть нунь вафь зуфь гань сым бюн холь дяф ненъ люпь кик моть мифь зяк ноть лен тух зам хет сёф кать бан вёнь гек тань мех пась быс тет мофъ лям гоф сях фок хул дам пюм бек синь луф бань нах бем сох десь.

  Слоги со стечением согласных: фсен плись вость втот скум касть длаф фсес дыст ностъ длин плык знун тисть здап зном скес дват скам твим.

    Для  обучения детей дифференциации слогов с оппозиционными звуками использовали конструктивное упражнение, которым является

           игра  «Волшебная страна»

 Оборудование: модели звуковых человечков (шесть девочек – сестричек в красных платьях с колокольчиками на шапочках, положение губ означает артикуляцию каждого из гласных звуков; четыре мальчика, обозначающие согласные звуки).

    Детям предлагается совершить путешествие в волшебную страну и научиться разговаривать на волшебном языке. Логопед называет слоги, дети их воспроизводят (па – ба – па, ша – су – са). Если ребёнок  неправильно воспроизводил предъявленные слоги, волшебный человечек убегал. Остальные дети поправляли ошибку ребёнка. Ребёнок правильно произносил слог – волшебный человечек появлялся.

                                 Игра «Четвёртый лишний»

                              (приём Чевелёвой Н.А.)

   Цель: упражнять детей в различении слогов, отличающихся одним звуком.

   Логопед произносит несколько слогов, например: на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например: на-но-на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па и др.

                            Игра «Контролёры»

                            (приём Н.А. Чевелёвой)

  Цель: развивать внимание, умение слушать шёпотную речь, упражнять в дифференциации слогов в чужой речи.

  Оборудование: кружки  красного и зелёного цветов по количеству детей.

     Логопед говорит водящему на ухо какой-то слог, например па. Ребёнок вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый слог, или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так:

     Ребёнок. Па. Логопед. Па.

     Ребёнок. Па. Логопед. Ба.

     Ребёнок. Ка. Логопед. Га.

     Ребёнок. Фа. Логопед. Ва. И т.д.

    Всякий раз, как водящий и логопед произнесут слоги, дети указывают, одинаковые они или разные. Для того, чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребёнка, он предлагает на одинаковые слоги поднимать красный кружок, на разные – сидеть молча или на разные слоги поднимать  зелёный кружок.

    На данном этапе проводили работу по выделению и воспроизведению ударения, она начиналась с простых заданий, а потом усложнялась:

       - определение  и выделение ударения с опорой на различные анализаторы (зрительный, кинетический, слуховой и др.);

       - развитие имитации серий из двух слогов с меняющимся ударением ( па –ПА, ПА –па, па - БА, БА –па и т.п.);

      -  развитие имитации серий их трёх слогов с меняющимся ударение (та-та-ТА, ТА-та-та, та-ТА-та, та-та-ДА, ДА-та-та, та-ДА-та и т.п.).

  В работе над ударением нам помогли приёмы логопедов Л.Я. Гадасиной, О.Г. Ивановской и др.


 

Система работы по дифференциации свистящих и шипящих звуков

Система работы по дифференциации свистящих и шипящих звуков

Примерные слова: стул, скамейка, шарф, шофер, камыш, лапша, сан­ки, косы, мышь, лес, овес, миска, машина, косынка, кры­ша

Примерные слова: стул, скамейка, шарф, шофер, камыш, лапша, сан­ки, косы, мышь, лес, овес, миска, машина, косынка, кры­ша

Дополнить предложение словом.

Дополнить предложение словом.

Лиса и мышка В норке была мышка

Лиса и мышка В норке была мышка

Детям предлагается совершить путешествие в волшебную страну и научиться разговаривать на волшебном языке

Детям предлагается совершить путешествие в волшебную страну и научиться разговаривать на волшебном языке

Ребёнок. Фа . Логопед. Ва . И т

Ребёнок. Фа . Логопед. Ва . И т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.08.2023