Организация ходовой навигационной вахты. Процедуры принятия, несения и сдачи вахты.
Оценка 4.7

Организация ходовой навигационной вахты. Процедуры принятия, несения и сдачи вахты.

Оценка 4.7
Лекции +4
doc
Междисциплинарный 7
7 кл—11 кл +1
21.12.2022
Организация  ходовой  навигационной  вахты. Процедуры принятия, несения и сдачи вахты.
Организация ходовой навигационной вахты. Процедуры принятия, несения и сдачи вахты.
план Т.6.1.doc

Федеральное агентство по рыболовству

ФГБОУ ВО «КГТУ»

Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота

Калининградский морской рыбопромышленный колледж

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий центром

профессиональной подготовки

        

А. И. Первунин

«____» ______________ 2019г.

 

 

ПЛАН

 

проведения ЛЕКЦИИ

 

по программе профессионального обучения 

 

«Квалифицированный матрос»

 

для подготовки членов экипажей морских судов в соответствии с

требованиями международной конвенции ПДНВ 1978г, с поправками

 

Учебная дисциплина «Ходовая навигационная вахта. Сигналопроизводство и Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72).»

 

Тема 6.1. Организация  ходовой  навигационной  вахты. Процедуры принятия, несения и сдачи вахты.

 

 

 

 

     РАЗРАБОТЧИК

Преподаватель Центра профессиональной подготовки

 

А. В. Щербина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ВЕРСИЯ

V.1

     ДАТА ВЫПУСКА

20.09.2017

     ДАТА ПЕЧАТИ

20.09.2017

 

 

 

 

 

            ПЛАН

 

ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ

(Тема 6.1.)

 

Тема:

Организация  ходовой  навигационной  вахты. Процедуры принятия, несения и сдачи вахты.

 

 

 

Учебные вопросы:

1. Организация  ходовой  навигационной  вахты.

2. Процедуры принятия, несения и сдачи вахты.

 

 

Учебные цели:

Приобретение знаний, умений и навыков в объеме выполнения функции «Судовождение на вспомогательном уровне» (колонки 1, 2 Таблицы А-II/4 Кодекса ПДНВ).

Сфера компетентности: 1) Содействие наблюдению и управлению безопасной вахтой.

Знание, понимание: 1) Термины и определения, употребляемые на судне. Умение понимать команды и общаться с лицом командного состава, несущим вахту, по вопросам, связанным с выполнением обязанностей по несению вахты.

 2) Процедуры ухода с вахты, несения и передачи вахты. Информация, требуемая для несения безопасной вахты.

 

Время:

2

часа

 

Место проведения занятия:

Аудитория № 5309

 

Метод (форма) проведения:

Лекционное занятие.

 

Материальное обеспечение:

оборудование аудитории № 5309

 

Требования безопасности и ограничения:

Использовать только исправные компьютер и экран.

При обнаружении неисправности в работе оборудования аудитории

самостоятельных ремонтных работ не проводить.

Использовать имущество и оборудование аудитории только по по назначению.

При проведении лекционного занятия руководствоваться требованиями

Правил техники безопасности КМРК.


 

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 

(5 мин)

 

1.

Определение готовности учебной группы к проведению лекционного занятия:

 

 

 

-      проверяю состояние имущества и готовность оборудования и технических средств аудитории, проверяю наличие слушателей.

2.

Напоминание изученного материала:

 

 

 

-      напоминаю, какие компетенции (знания, умения  и навыки), полученные ранее, могут пригодиться на лекционном занятии.

3.

Опрос обучаемых.

 

 

 

Основные вопросы контроля:

 

 

1.

Что является основой организации службы  на судах РП-, НИ- и транспортного флота?

2.

На какие службы делится экипаж судна?

3.

Представители какой из служб обеспечивают навигационную безопасность плавания?

4.

Основные обязанности квалифицированного матроса.

4.

Доведение требований безопасности:

 

 

 

-      довожу порядок безопасного обращения с имуществом и оборудованием аудитории;

-      убеждаюсь, что обучаемые усвоили доведенные до них требования безопасности и обладают достаточными знаниями в их выполнении.

 

5. Доведение темы и учебной цели занятия:

-        довожу тему занятия;

-        довожу перечень компетентностей МК ПДНВ, формируемых в ходе занятия.

 

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЛЕКЦИИ

 

(80

 

мин)

 


п.п

 

Учебные вопросы

Время

 

Действия преподавателя

Действия  обучаемых

1.

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

1.  Организация  ходовой  навигационной  вахты.

 

 

 

2 Процедуры принятия, несения и сдачи вахты.

 

 

 

 

40

мин.

 

 

 

 

 

 

40

мин

 

 

 

 

 

Довожу до слушателей изучаемые на лекции вопросы и определенный планом лекции учебный  материал, особо обращая внимание слушателей на наиболее важные понятия и элементы лекции.

По ходу лекции демонстрирую слайды, таблицы, и другие пособия в соответствии с изучаемыми учебными вопросами, демонстрирую порядок и правила производства расчетов, отвечаю на частные вопросы слушателей.

 

 

 

Слушают и конспектируют лекционный материал, производят (участвуют в производстве) расчетов,

в случае непонимания - задают преподавателю вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект лекции.

 

Тема: Организация  ходовой  навигационной  вахты. Процедуры принятия, несения и сдачи вахты.

 

Вопрос 1.    Организация  ходовой  навигационной  вахты.

 

Все лица, привлекаемые к несению вахты должны иметь необходимую квалификацию в соответствии с главами II, III, и IV Международной Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, измененной Конференцией 1995 года со всеми вступившими в силу поправками (ПДНВ  с поправками), позволяющую выполнять обязанности, связанные с несением ходовой или стояночной вахты, и должны иметь соответствующие дипломы, квалификационные и специальные свидетельства специалистов.

Навигационная вахта на мостике в общем случае должна обеспечивать:

― непрерывное, надлежащим образом организованное наблюдение за окружающей обстановкой с целью своевременного обнаружения опасности сближения и выбора оптимального маневра расхождения с судами.

― безопасное движения судна по проложенному пути, учитывающему особенности района плавания, в т. ч. близость навигационных опасностей, интенсивность движения, судов, возможность появления малых судов и объектов с низкой отражающей способностью на экране РЛС (радиолокационной станции), скоростных судов паромов и т. д., требующих выполнения ряда специфических действий

― подготовку судна и экипажа к плаванию в штормовых и других сложных условиях

― контроль конструктивно-технической безопасности судна (прочности, остойчивости, осадки, посадки и др.) и принятие мер по ее обеспечению

― постоянную готовность к борьбе за живучесть судна

― наблюдение за сигналами тревоги, бедствия

― любые другие требования к вахте, которые обусловливаются особыми условиями эксплуатации судна.

Навигационная вахта на мостике организуется капитаном таким образом, чтобы она соответствовала требованиям системы управления безопасностью (СУБ) судна и с должной надежностью обеспечивала безопасность его плавания в любых условиях.

При этом в соответствии с Резолюцией А.443(Х1) Международной морской организации (ИМО) и требованиями национального законодательства ни судовладелец ни фрахтователь и никакое иное лицо не вправе препятствовать капитану в принятии решений, которые он в силу своего профессионального опыта сочтет необходимыми для безопасности мореплавания.

Во избежание недоразумения и недопонимания, в интересах обеспечения безопасности судна, жизни людей все командные диалоги, а также ведение служебной документации и переписка, касающаяся судовождения, управления, эксплуатации, безопасного мореплавания и охраны окружающей среды на судне осуществляется на русском (на судах под флагом РФ) либо английском языках.

До заступления на свою первую ходовую вахту член экипажа должен ознакомиться и изучить оборудование, установленное на мостике, обращая особое внимание на ограничения, которые необходимо учитывать, а также на наличие и особенности различных видов сигнализации (алармов).

Наличие корректного чек-листа по изучению ооборудования ходового мостика может помочь ускорить процесс адаптации новых членов экипажа к судовому ооборудованию.

На судах многих Компаний требуется проведение экзамена и издание капитаном судна приказа по судну о допуске к несению самостоятельной вахты каждым членом экипажа.

 

Основные принципы, которые должны соблюдаться и учитываться при выборе варианта организации ходовой навигационной вахты в зависимости от условий плавания:

вахтенная служба на мостике и в машинном отделении должна обеспечить постоянную безопасность судна;

состав вахты должен соответствовать фактическим условиям плавания;

обеспечение непрерывного наблюдения с использованием всех имеющихся технических средств.

При установлении процедур по несению навигационной ходовой вахты должно учитываться следующее:

в состав вахты должно входить достаточное количество квалифицированного персонала;

обязанности по несению вахты должны быть четко и недвусмысленно распределены конкретным лицам, которые должны подтвердить, что они понимают свои обязанности;

задачи должны выполняться в соответствии с порядком их приоритета;

члены вахты должны находиться в тех местах, где они наиболее эффективно и результативно могут выполнять свои обязанности;

членам вахты не следует поручать другие обязанности, задания, пока вахтенный помощник капитана не убедится, что такие поручения могут быть выполнены эффективно и результативно;

приборы и оборудование, необходимые для эффективного несения вахты, должны быть постоянно включены;

связь между членами навигационной вахты должна быть четкая, незамедлительная, надежная;

не допускается деятельность, не имеющая отношения к обеспечению вахты, отвлекающая внимание вахтенного персонала;

вся поступающая информация должна обрабатываться и быть доступна для лиц, принимающих решение;

документы, не относящиеся к несению вахты, не должны находиться на мостике и использоваться;

члены вахты должны быть постоянно готовы к принятию эффективных мер при изменении обстоятельств и условий вахты.

На ходу судна состав вахты на мостике устанавливается согласно указанию капитана.

 

 Вопрос 2. Процедуры принятия, несения и сдачи вахты.

 

Вахта на руле

Рулевой должен хорошо знать систему перехода с автоматического управления на ручное или резервное.

Прежде чем принять вахту на руле, матрос обязан получить разрешение вахтенного помощника: «Разрешите стать на руль!».

Получив подтверждение: «Становитесь!», сдающий вахту рапортует вахтенному помощнику: «Курс по гиро- и магнитному  компасу … градусов сдал!», а ставший к штурвалу матрос повторяет этот же рапорт со словом «…принял». 
Принявший вахту дополнительно осведомляется о том, как судно слушается руля и в какую сторону больше рыскает.

Не разрешается производить смену вахты на руле непосредственно перед изменением и в момент изменения курса. Нельзя также менять рулевых при расхождении с судами и обгоне их.

В тех случаях, когда судно следует на автоматическом управлении, сдающий и принимающий вахту матросы передают курс авторулевого, проверяя, правильно ли он установлен на приборе, а также курс по магнитному компасу. Заданный курс должен быть выставлен на специальном табло, которое расположено перед рулевым постом.

Во время вахты на руле матрос обязан точно удерживать судно на заданном курсе, периодически сличая показания гиро- и магнитного компасов. Он должен внимательно следить за исправной работой курсоуказателей и рулевого устройства.

 

В тех случаях, когда судно следует на автоматическом управлении, сдающий и принимающий вахту матросы передают курс авторулевого, проверяя, правильно ли он установлен на приборе, а также курс по магнитному компасу. Заданный курс должен быть выставлен на специальном табло, которое расположено перед рулевым постом.

Во время вахты на руле матрос обязан точно удерживать судно на заданном курсе, периодически сличая показания гиро и магнитного компасов. Он должен внимательно следить за исправной работой курсоуказателей и рулевого устройства.

 

Вахтенному рулевому необходимо ясно представлять свои действия по всем командам рулевому, принятыми при маневрировании, особенно когда ему не указывается конкретный угол поворота руля или курс. 

Так, например, по команде «Отводить!», которая подается обычно после команды «Право (лево) на борт!», означает, что надо уменьшить скорость поворота судна, т. е. уменьшить угол перекладки руля.

При изменении курса рулевой матрос должен избегать резких и чрезмерно больших перекладок руля. Во время поворота необходимо внимательно следить за изменением угловой скорости судна, регулируя ее перекладкой руля таким образом, чтобы к моменту выхода на новый курс судно могло быть вовремя задержано.

Во всех случаях, когда величина угла перекладки руля задается командой помощника, например, «Десять градусов право руля!» или «Лево на борт» и т. д., вахтенный матрос не имеет права самовольно изменять положение руля без последующей команды того же или старшего по положению командира.

Если рулевой, критически оценивая конкретную обстановку, решит, что судоводитель, видимо, забыл подать новую команду, то в таком случае он должен один или несколько раз подряд громко напомнить о положении руля, например: «Руль лево на борту», или обратить внимание капитана либо его помощника на то, как ведет себя судно, например: «Судно быстро катится влево!» или «Судно влево не идет!» и т. п. Вахтенный рулевой матрос должен обладать элементарными знаниями правил управления судном при различных обстоятельствах плавания:

ведя судно по створам, управлять им так, чтобы оба знака (днем) или оба огня (ночью) были постоянно в створе, по носу судна, причем в момент прихода на створ обязательно заметить курс и доложить о нем вахтенному помощнику;

ведя судно по фарватеру, обставленному знаками плавучего ограждения, рулевой следит за тем, чтобы эти знаки судно оставляло на расстоянии, исключающем возможность навала на них, особенно в местах поворотов;

при плавании на акватории, примыкающей непосредственно к берегам, вести судно (если не будет указано иначе) по береговым ориентирам, выбирая для этого в момент команды «Так держать!» какой-нибудь наиболее заметный и достаточно удаленный предмет, проектирующийся на горизонте в диаметральной плоскости судна, и одновременно замечая курс по компасу, который докладывать штурману или капитану;

при следовании с буксиром всячески избегать резких поворотов; совершая их постепенно и плавно, даже в тех случаях, когда в силу каких-то причин судно значительно рыскнуло в сторону и его нужно привести на курс;

при следовании на буксире удерживать судно в кильватер буксирующему судну, внимательно следя за всеми его поворотами для того, чтобы своевременно повторить их; совершать эти повороты надо по возможности более плавно, не давая своему судну переходить за линию нового курса;

при плавании во льду всячески оберегать корпус судна, его винты и руль от ударов, при этом особое внимание надо обращать на предохранение от повреждений скуловых частей корпуса, которые являются наиболее уязвимыми;

при невозможности вывернуться так, чтобы вообще не коснуться льда, надо брать льдины на форштевень, ни в коем случае не задевая их скулами судна;

чтобы не повредить руль при движении судна кормой, после дачи заднего хода немедленно ставить руль в прямое положение, не дожидаясь на этот счет особой команды, и доложить штурману либо капитану: «Руль прямо!»;

при изменении хода с заднего на передний перекладка руля из прямого положения допускается только при наличии у судна движения вперед, видимого на глаз.

Рулевой матрос обязан хорошо знать все команды, как на русском, так и на английском языке. Ему следует твердо усвоить, что каждая полученная команда громко и отчетливо репетуется. После выполнения команды обязательно необходимо громко доложить об этом.

 

 Вахтенный наблюдатель (впередсмотрящий).

Матрос, выполняющий постоянное визуальное и слуховое наблюдение за окружающей обстановкой, называется впередсмотрящим. При выполнении своих обязанностей впередсмотрящий ведет тщательное визуальное наблюдение за горизонтом, водной поверхностью и другими судами.

При визуальном наблюдении впередсмотрящий должен постоянно осматривать весь горизонт. Всё замеченное невооруженным глазом следует немедленно рассмотреть в бинокль. В ночное время впередсмотрящий не должен заходить в освещенную зону мостика, т.к. после этого ему понадобиться не менее 5 минут,чтобы глаза вновь привыкли к темноте.

При слуховом наблюдении необходимо учитывать, что по звуковым сигналам нельзя точно определить положение источника звука относительно судна, особенно в условиях ограниченной видимости. Также нельзя по силе звука судить о расстоянии до его источника.

При обнаружении какого-либо объекта или предмета впередсмотрящий немедленно докладывает вахтенному помощнику.

Доклады должны быть четкими и ясными, например:

«Справа … градусов вижу судно, расстояние … миль» или

«Слева … градусов слышу гудки, шум прибоя у берега.». и т. п

На каждый доклад впередсмотрящий должен получить от вахтенного помощника подтверждение. Доклад, на который не последовало подтверждения, необходимо повторить. Получение подтверждения не освобождает от дальнейшего наблюдения за этим объектом.

Впередсмотрящий должен дополнительно докладывать об опасном развитии ситуации сближения с этим объектом.

Впередсмотрящий ни при каких обстоятельствах не имеет права покидать свой пост без разрешения вахтенного помощника. В случае объявления на судне тревоги он остается на посту до тех пор, пока не поступит специального распоряжения или не сменит наблюдатель, предусмотренный расписанием по тревогам.

 

Смена впередсмотрящих производится обязательно с докладом вахтенному помощнику. Рапортуют поочередно оба, сдающий и принимающий вахту по следующей форме: «Вахту наблюдения сдал (принял) такой-то!».

 

При особых условиях плавания впередсмотрящего дополнительно могут выставлять на баке судна. Вахта на баке необходима для возможно более раннего обнаружения всякого рода опасностей: берега, скал, рифов, льда, встречных судов, сооружений на воде, различных плавающих предметов, в том числе средств плаву- чего ограждения, плавающих мин, огней, сигналов и т. п. К несению вахты на баке привлекают квалифицированного матроса. Перед заступлением на вахту впередсмотрящего тщательно инструктируют, о чем делается соответствующая запись в судовом журнале.

Матрос, выполняющий обязанности рулевого, не является впередсмотрящим.

 

 

 

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  ЛЕКЦИИ

 

(5

 

мин.)

 

1.

Опрос по завершению лекционного занятия.

 

 

 

Контрольные вопросы:

 

 

1.

Что в общем случае должна обеспечивать навигационная вахта на мостике?

2.

Какие основные требования, предъявляемые к вахтенному рулевому (…предъявляемые к вахтенному наблюдателю)?

3.

Как происходит смена вахты на руле (Как происходит смена наблюдательной вахты)?

2.

Разбор хода и подведение итогов лекции. Ответы на вопросы слушателей.

3.

Задание на самостоятельную подготовку:

 

 

 

Повторение т.6.1

Работа с конспектом и дополнительной учебной литературой

 

 

 

Преподаватель

А. В. Щербина

 

(Ф.И.О. ,  подпись)

 


Федеральное агентство по рыболовству

Федеральное агентство по рыболовству

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ (Тема 6

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ (Тема 6

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (5 мин) 1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (5 мин) 1

Конспект лекции. Тема: Организация ходовой навигационной вахты

Конспект лекции. Тема: Организация ходовой навигационной вахты

Основные принципы, которые должны соблюдаться и учитываться при выборе варианта организации ходовой навигационной вахты в зависимости от условий плавания: вахтенная служба на мостике и в…

Основные принципы, которые должны соблюдаться и учитываться при выборе варианта организации ходовой навигационной вахты в зависимости от условий плавания: вахтенная служба на мостике и в…

Во время вахты на руле матрос обязан точно удерживать судно на заданном курсе, периодически сличая показания гиро- и магнитного компасов

Во время вахты на руле матрос обязан точно удерживать судно на заданном курсе, периодически сличая показания гиро- и магнитного компасов

Руль прямо!»; при изменении хода с заднего на передний перекладка руля из прямого положения допускается только при наличии у судна движения вперед, видимого на глаз

Руль прямо!»; при изменении хода с заднего на передний перекладка руля из прямого положения допускается только при наличии у судна движения вперед, видимого на глаз

Матрос, выполняющий обязанности рулевого, не является впередсмотрящим

Матрос, выполняющий обязанности рулевого, не является впередсмотрящим
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2022