ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИЙ В ДЕТСКОМ САДУ
Экскурсия как форма учебно-воспитательной работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях. Цель подобных экскурсий-экологическое воспитание детей, понимаемое как одна из составляющих нравственного воспитания личности. Поэтому в содержании экскурсии основную роль играет формирование осознанного и бережного отношения к объектам живой и неживой природы. Такое отношение вырабатывается у детей на основе непосредственного контакта с живым объектом и различных форм взаимодействия с ними (наблюдения, посильного труда, игр), освоение правил охраны природы. Все это способствует воспитанию основополагающих моральных ценностей: доброты, отзывчивости, сердечности, сопереживания, бережного и заботливого отношения к объектам природы, уважения к труду человека. Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Для каждой экскурсии определяются задачи, обязательные для усвоения всеми детьми. Экскурсии проводят по определенной системе. Проводить их целесообразно на одних и тех же объектах в разные времена года, с тем чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, весной с детьми старшего дошкольного возраста следует провести три экскурсии в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих экскурсий – знакомить с сезонными изменениями, развивать умения их видеть и понимать причину происходящего в природе. Экскурсию организовать значительно труднее, чем занятие в группе, и успешнее она будет при условии, что проведена тщательная подготовка. Воспитатель план планируя, определяет тему и цель экскурсии, уточняет ее программное содержание, выбирает объект. При этом учитываются физические возможности детей, время года, особенности дороги, состояние погоды. Заранее побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет последовательность проведения наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данных явлениях. Чтобы экскурсия прошла интересно, заранее подбираем стихи, загадки, пословицы, которые потом используем в работе. За несколько дней до экскурсии нужно провести с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию. Дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят, что нужно будет собрать. При подготовке к экскурсии следует обратить внимание на одежду детей, которая должна соответствовать сезону и погоде. Перед экскурсией продумываем, какой материал необходимо подготовить для дальнейшей работы и какое оборудование нужно взять с собой. Для сбора растений необходимо следующее оборудование: - лопатки и совочки для выкапывания растений; - нож складной для срезания веток; - папки для растений; - корзиночки для шишек и листьев; - ведерки для переноски растений. Так же на экскурсию можно взять лупы, термометр, фотоаппарат, видеокамеру или смартфон. Приведя детей к месту экскурсии, напоминаем детям ее тему, даем им осмотреться и приступаем к наблюдению за намеченными объектами и явлениями природы. Используем приготовленные заранее загадки, пословицы, стихи. Даем детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях. Собранный материал сортируем, раскладываем по папкам, часть его тут же используем для игр и упражнений. Играем в такие игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три – к дереву беги» и др. Знания, полученные детьми на экскурсии, расширяются, уточняются и обобщаются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы и на участке. Через 2-3 дня после экскурсии проводим занятия с использованием принесенного материала. Читаем детям художественную литературу, слушаем и записываем рассказы детей, придумываем вместе экологические сказки, проводим дидактические игры, занятия по рисованию, лепке, аппликации, способствующие реализации впечатлений детей от экскурсии. На занятиях используем не только художественную литературу и театральные постановки, но и репродукции известных художников, например, познакомить с пейзажной живописью. Пейзаж лучше других жанров живописи передает связь с природой, настроения человека, он созвучен с музыкой, поэзией. В заключение проводим обобщающую беседу. Придумываем систему вопросов так, чтобы восстановить в памяти детей весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные для осознания связей факты, вызвать переживания и соответствующее отношение к природе. Экскурсии и последующая работа должна способствовать осознанию детьми чувства единства с природой, чувства ответственности за свои действия, влияющие на состояние природы.
Литература:
Каменева Л.А. «Как знакомить дошкольников с природой» - М.: «Просвещение», 1983г.
Каменева Л.А. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» - М.: «Просвещение», 1991г. Лучич М.В. «Прогулки с детьми в природу» - М.: «Просвещение», 1969г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.