Организация и проведение ролевых и имитационных игр
Оценка 4.7

Организация и проведение ролевых и имитационных игр

Оценка 4.7
docx
29.03.2024
Организация и проведение ролевых и имитационных игр
реферат (1).docx

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Методы активного социально-психологического обучения»

на тему:

 

«Организация и проведение ролевых и имитационных игр»

 

 

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………

3

Организация и проведение ролевых игр……………………………………

4

Организация и проведение  имитационных игр…………………………..

7

Список использованных источников……………………………………….

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С самого раннего возраста игра является одним из основных занятий ребенка. Через игру дети знакомятся с окружающим их миром, получают новые навыки и знания. Они как маленькие зрители в большом театре смотрят широко распахнутыми глазами на захватывающее представление под названием «Жизнь» и впитывают все, что происходит вокруг них. А потом в игре со своими сверстниками раскрываются их «актерские» таланты. В игре ребенок учится общаться, он растет и развивается.

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

С возрастом интерес к игре не пропадает. Это надо учитывать при обучении детей иностранному языку. Изучение иностранного языка – это не только запоминание слов, фраз, но и знакомство с другой культурой, сравнение образа жизни людей в странах изучаемого языка и своей страны.

Игра как одна из форм игровой деятельности дает возможность создать и сплотить коллектив. Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно в вымышленном мире. Игра дает психологическую устойчивость. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая необходимость в правильном построении, организации и применения игры в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального изучения. Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина.

 

 

Организация и проведение ролевых игр

 

Ролевая игра– это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной или профессиональной ситуации.

Проигрывание определенной сценарием роли, отождествление (идентификация) с ней помогает обучающемуся:

1) обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в личностных и профессионально значимых ситуациях;

2) установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнеров по общению;

3) пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных ситуациях.

Ролевые игры классифицируются по нескольким основаниям.

По назначению они подразделяются на ролевые игры:

– по диагностике личностных качеств;

– по тренировке социально-ролевого поведения (в том числе с элементами психо- и социодрамы);

– по развитию коммуникативных и организаторских качеств.

В зависимости от полноты заданного сюжета ролевые игры дифференцируются на игры:

– со слабо обозначенным сюжетом;

– с достаточно полно обозначенным сюжетом;

– с жестко заданным сюжетом.

Характерные признаки ролевой игры:

– наличие и распределение ролей. Каждый участник ролевой игры получает определенную роль;

– различие ролевых целей при решении поставленных задач. Участники ролевой игры принимают решения в соответствии с задаваемыми им социальными ролями;

– взаимодействие игроков, исполняющих те или иные роли. Оно происходит по вертикали и горизонтали;

– наличие общей цели у коллектива. Общей целью в ролевой игре является приобретение новых знаний и отработка навыков принятия осознанных ответственных решений в процессе совместной деятельности и в межличностном общении;

– многоальтернативность решений. В ролевой игре игрокам приходится принимать решение после анализа нескольких альтернатив, возможных вариантов дальнейшего развития ситуаций;

– наличие управляемого эмоционального напряжения. Оно возникает благодаря тому, что социальные роли выполняются участниками в контексте конфликтной ситуации; эта ситуация невольно сопровождается вынужденной активностью игроков;

– система индивидуального и/или группового оценивания деятельности игроков.

Процедура проведения ролевой игры:

1. Подготовка к проведению игры. Ведущий объясняет суть метода, игровые правила и задачи участников. На данном этапе излагается сценарий и организуется игровое пространство.

2. Непосредственное проведение игры. Участники в игре воплощают сценарий, происходит «проживание» участниками проблемной ситуации в ее игровом воплощении, т.е. в ролевой игре обучаемые овладевают опытом деятельности и соответствующих ему переживаний, сходных с тем, что они получили бы в действительности. Другие обучаемые фиксируют свои оценки происходящего по заранее определенным критериям. Значительно повысить эффективность метода ролевой игры позволяет использование видеотехники.

3. Подведение итогов игры. Суть данного этапа – осмысление «пережитого». Начинать желательно с вербализации участниками игры своих переживаний (описания словами своих ощущений, возникавших по ходу игры) и обмена эмоциональным опытом между участниками игры.

Примерными вопросами для рефлексивного анализа ситуации участниками ролевой игры могут быть такие.

1. Удовлетворены ли вы результатами игры и почему?

2. Какие переживания вы испытали в ходе игры?

3. Хотели ли бы вы что-то изменить, оказавшись вновь в такой ситуации, и что именно?

4. Чем вам больше всего помогал и/или мешал партнер в поисках компромисса?

5. Может ли вам пригодиться нынешний опыт, если да, то в каких обстоятельствах реальной жизни?

Далее следует анализ ролевой игры, который включает в себя самоанализ ее участников и «обратную связь» (мнения, комментарии) в их адрес от других членов группы.

В комментариях не должно быть оценок ни самого человека, ни его поступков, слов и манеры общения. Продуктивная обратная связь не должна содержать советов или интерпретаций, в ней может присутствовать информация о том, какие чувства испытывает партнер (или наблюдатель), о чем он думает и как может поступить в данной ситуации. Например, его высказывание может быть следующим:

«Мне не нравится, когда Вы меня перебиваете, и у меня появляется желание прервать нашу беседу».

 

 

 

 

 

Организация и проведение  имитационных игр

 

Имитационные игры — это особый класс учебных, производственных, управленческих и развивающих интерактивных игр, моделирующих лишь модель среды и интеллектуальную деятельность участников, создающих многоаспектные условия для взаимодействия и коллективного принятия решений на основе индивидуальных подходов.

Имитационной моделью системы называется модель, исследование которой осуществляется путем эксперимента с ней, воспроизводящего процесс функционирования системы во времени. Игровая система отличается от ее реального аналога главным образом тремя позициями:

1) реальные персонажи заменяются исполнителями ролей этих персонажей;

2) реальная информация заменяется псевдореальной информацией, получаемой с помощью имитации жизненных процессов (в этом заключается имитационный аспект рассматриваемых моделей);

3) в игре, как правило, сжимается масштаб времени и упрощается организационная структура (в этом заключается экспериментальный характер игровых моделей).

Имитационная игра включает в себя пять крупных составляющих: 1) игроки; 2) эксперты; 3) организаторы игры; 4) материал по изучаемой проблеме; 5) экспериментальная ситуация, которую образуют игровая обстановка, сценарий и регламент игры.

При конструировании и проведении имитационной игры нередко возникает необходимость разделять ее на части и элементы (осуществлять декомпозициюигры). Деление игры на отдельные фрагменты целесообразно в том случае, если она охватывает несколько функций и при этом возможно воспроизводство как отдельных функций, так и всего их комплекса (в зависимости от целей проведения игры, состава обучаемых, регламента учебных занятий).

Имитационная игра состоит, как правило, из двух частей: функциональной (в ней моделируются функции системы) и обеспечивающей.

Функциональная часть имитационной игры включает в себя один или несколько сюжетов, каждый из которых может проигрываться изолированно либо во взаимосвязи с другими сюжетами. Например, в управленческих играх сюжет, как правило, моделирует определенную функцию управления. Сюжет может состоять из нескольких эпизодов.

Эпизодом является завершенный комплекс процедур планирования, учета, подбора кадров, мотивации или контроля персонала (если это игра управленческая) в рамках той или иной функции управления. Отдельные эпизоды чаще всего не проигрываются. Исключения составляют случаи игровой демонстрации отдельных процедур игры, принятые в моделируемой системе.

Обеспечивающая часть имитационной игры включает в себя четыре вида обеспечения: информационное, математическое, техническое, организационное.

Имитационные игры предусматривают следующие цели:

- развитие управленческих навыков;

- активное усвоение концепций и методов управления;

- привитие навыков в применении этих концепций и методов на практике;

- получение комплексного представления о типичном объекте управления;

- развитие коммуникативных и презентационных умений и навыков;

- определение лидеров;

- научение принятию коллективных решений в условиях неопределенности информации.

Имитационные игры проводятся в три этапа: подготовительный, игровой и заключительный.

На подготовительном этапе участники игры знакомятся с игровыми материалами, проходят инструктаж, тестирование, участвуют в игротехнических приемах погружения в игру.

Игровой этап — это этап анализа проблемы; обучаемые в ходе игровой деятельности выступают в роли активных участников изучаемого процесса. Он состоит из отдельных периодов. В перерывах между игровыми периодами для участников игры могут быть прочитаны лекции, проведены тренинги, семинары.

На заключительном этапе в каждой группе создается свой проект или вариант решения, проводится межгрупповая дискуссия, на которой каждая команда участников делает их презентацию и защищает перед комиссией.

Для успешного решения проблем в имитационной игре нужны все три этапа игрового метода. На заключительном этапе можно также предложить участникам специальный вопросник, на основании которого игровые группы создают проект решения проблемы и готовят выступления по его защите. Однако, когда участники игры сами выдвигают вариант решения по тому или иному вопросу, то они более энергично и обоснованно его защищают, выдвигают большее количество аргументов и контраргументов, примеров из практики. В то же время в этом случае обучаемые вырабатывают значительно больше ценной информации, поэтому и результат игры более эффективен.

На активность участников во время защиты игровых проектов или групповых решений влияет порядок их рассмотрения. Рассмотрение последовательно каждого аспекта проекта в отдельности позволяет все время поддерживать высокий уровень внимания обучаемых, что способствует большей продуктивности данного эпизода. Количество подготовленных игроками проектов и решений для обсуждения зависит от технологии внутригрупповой работы.

Качество подготовленных участниками имитационной игры проектов и решений для обсуждения зависит от технологии внутригрупповой работы. В играх профессионального характера можно использовать такие варианты соорганизации участников интерактивного взаимодействия, как:

- закрепление за участниками отдельных вопросов с последующим заслушиванием в группе предлагаемых решений;

- коллективное обсуждение каждого вопроса в виде свободной дискуссии;

- коллективное обсуждение проекта, когда лидер делает стендовый доклад, на вопросы отвечает любой из участников разработки проекта, оппонируют представители других команд.

Последний вариант наиболее продуктивен, вместе с тем практика обучения показывает, что группа должна сама выбрать удобную для нее форму презентации проектной информации.

Выделяются следующие обязательные принципы построения имитационной игры.

Принцип наглядности. Структура игры и информационная база игрового варианта системы должны быть визуализированы (таблицы, схемы, графики и т.п.) и по возможности упрощены. Это обеспечивает сжатый масштаб времени, в котором функционирует игровая модель, что, в свою очередь, служит предпосылкой экспериментирования с нею.

Принцип автономности. Отдельные сюжеты и эпизоды имитационной модели позволяют настраивать игру для конкретного состава участников, дают возможность построить учебный курс таким образом, чтобы имитационная игра становилась стержнем изучаемой дисциплины. Реализация этого принципа означает, что отдельные блоки игры могут проводиться самостоятельно, что достигается разработкой нескольких вариантов информационного обеспечения игры.

Принцип открытости игровой модели. Отдельные элементы имитационной игры могут входить готовыми блоками в последующие разработки. Согласно данному принципу при создании первых игр необходимо предусмотреть свободные входы в модель, типизировать отдельные ее модули, составить обобщенные инструкции для участников игры.

Принцип сбалансированности игровой деятельности и деятельности по поводу игры. От этого принципа зависит эффективность проведения имитационных игр, так как именно в процессе этой деятельности обеспечивается реализация их целей — изучение процессов функционирования организационно-экономических систем. Поэтому при создании игры следует идти по цепочке: формулирование цели проведения игры — формирование деятельности по поводу игры — конструирование игровой деятельности.

Кроме того, целесообразно следовать правилу: каждая игровая процедура должна занимать ровно столько времени в игре, сколько требуется для понимания участниками ее места и назначения в реальной системе. Выбор пропорций игры и действий по поводу игры — это сложная творческая задача для преподавателя.

Принцип насыщения игровых систем техническими средствами сбора, передачи и обработки информации. Необходимость технической помощи пи сборе и обработке информации вызвана спецификой игровых моделей.

Принцип сбора, систематизации и обработки экспертной информации. Цель проведения имитационной игры в полной мере достигается только тогда, когда в составе инструктивного материала содержится тщательно продуманная и отработанная методика экспертного оценивания.

В реальной же практике проведения имитационных игр удается активизировать исследовательскую деятельность участников игры лишь за счет игрового взаимодействия в каждой группе (внутри каждой игровой группы создается творческий микроклимат, при котором используются знания и исследовательский потенциал участников, но общения происходит спонтанно, на уровне имеющегося опыта обучаемых).

Среди принципов организации и проведения имитационных игр выделяют такие, которые применимы для всех деловых игр:

- полное погружение участников игры в проблематику моделируемой системы или ситуации;

- постепенность вхождения участников в игровой материал;

- равномерность игровой нагрузки на участников игры;

- соревновательность игровых групп;

- правдоподобие моделируемой ситуации.

Принцип полного погружения означает, что участники игры в течении всего времени ее проведения должны заниматься только изучением вопросов, касающихся исследуемой проблемы или системы управления. Для реализации данного принципа необходимо, чтобы проведение имитационной игры сопровождалось продуманным набором лекций, практических, лабораторных и самостоятельных домашних заданий. Причем целесообразно работать не менее 8—10 часов в сутки.

Принцип постепенности вхождения участников в игровую ситуацию требует, чтобы первые этапы игры были максимально упрощены, с тем чтобы ее участники могли легко освоить предлагаемую им игровую деятельность и адаптироваться к новой ситуации обучения и друг к другу, не испытывая профессионального и психологического дискомфорта.

Принцип равномерной игровой нагрузки близко примыкает к предыдущему принципу. Он предлагает такую организацию занятия, при которой участники на каждом этапе получали бы равные порции новых сведений. Затруднения с полной реализацией этого принципа вызваны низкой коммуникативной культурой обучаемых, с их неразвитой коммуникативной компетентностью, что приводит, в конце концов, к инцидентам и конфликтным ситуациям в игре.

В связи со сказанным преподавателю необходимо:

- разрабатывать систему тестов и использовать игротехнические приемы отбора участников в игровые группы, а также для оценки их знаний;

- периодически оценивать знания участников игры на каждом этапе взаимодействия. Такой подход на практике применяется даже в режиме алгоритмизированного контроля и компьютерного тестирования;

- заранее моделировать и включать в сценарий «случайные ситуации». Обычно это делает преподаватель с тем, чтобы нацелить ту или иную группу участников на решение слабо изученных ими вопросов или особенно актуальных проблем;

- в процессе игры практиковать перемещение участников как по должностным ролям, так и между различными игровыми группами. Однако реализация данного принципа порой зависит от количества участников игрового взаимодействия. В том случае, когда их недостаточно (меньше десяти) или когда на одной игровой площадке находится более сотни человек, реализовать этот принцип бывает трудно.

Принцип смоделированной «соревновательности» групп важен потому, что соревнование между игровыми группами повышает ответственность участников при публичной защите вырабатываемого в группе решения. В свою очередь, введение перекрестного оппонирования по экспертизе решений и проектов позволяет создать в игре обстановку взаимного критического анализа, что стимулирует эффективность имитационной игры, активность участников, усиливает мотивацию.

Однако анализ опыта проведения имитационных игр показывает, что чрезмерное увлечение соревновательной стороной игры, акцент на соперничестве и конкуренции несет порой некоторые негативные тенденции, заключающиеся в том, что определенное число участников ставит перед собой цель «выиграть во что бы то ни стало», и это отвлекает их от глубокого изучения и анализа моделируемой системы, порождает чисто игровой азарт, спортивный интерес, что не способствует достижению образовательной результативности. Кроме того, где превалирует соревнование, особо конкурентоспособные слушатели (лидеры) порой ради игровой победы вступают в неконструктивные межличностные отношения с партнерами, обижаются на неблагоприятные ситуации и, что особенно важно, зачастую болезненно переживают поражение.

Принцип правдоподобия моделируемой ситуации означает, что игровая деятельность должна быть в значительной мере похожа на реальную. Приближение игровых ситуаций к реальным условиям помогает участникам игры лучше понять демонстрируемую систему, так как в этом случае начинает работать мышление по аналогии. Принцип правдоподобия реализуется в имитационной игре через реакцию внешней среды; взаимодействие участников игры, организацию мероприятий по аналогии с реальной практической ситуацией. Разумное усиление «похожести» перечисленных элементов имитационной игры, несомненно, повышает ее познавательный и профессиональный потенциал. Вместе с тем полная идентификация игровой имитационной модели с реальной практической профессиональной жизнью не является обязательным требованием к разработчикам и организаторам игры, так как это неизбежно увеличивает регламент, отводимый на ее проведение. При конструировании игровой модели необходимо соблюдать, с одной стороны, принцип правдоподобия, а с другой — чувство меры, т.е. набор атрибутов правдоподобия не должен утяжелять игру, увеличивать ее продолжительность, отвлекать внимание участников от изучения демонстрируемой системы деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

1.                 Баркалов, С.А. Деловые имитационные игры в организации и управлении / С.А. Баркалов. - М.: Ассоциация строительных вузов (АСВ), 2003. - 388 c.

2.                 Венгер Л.А. Психическое развитие детей в игре. Руководство играми детей в дошкольном учреждении / под ред. Васильевой. М.: Просвещение, 1998. 127 с.

3.                 Давыдов В.В. Игра сюжетно-ролевая // Психологический словарь. URL: http://www.voppsy.ru/dictionary-d.html (дата обращения: 24.03.2021)

4.                 Ролевые игры в мире. Материалы науч.- конфер. В 2т. Т.1 .СПб: Изд-во Санкт-Петерб. инж.-экон, инст., 1992. С. 3-14.

5.                 Федорова, Л. И. Игра. Дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем / Л.И. Федорова. - М.: Форум, 2009. - 176 c.

6.                 Эльконин Д. Психология игры. М.: Владос, 2014. 360 с.


 

РЕФЕРАТ по дисциплине: «Методы активного социально-психологического обучения» на тему: «Организация и проведение ролевых и имитационных игр»

РЕФЕРАТ по дисциплине: «Методы активного социально-психологического обучения» на тему: «Организация и проведение ролевых и имитационных игр»

ВВЕДЕНИЕ С самого раннего возраста игра является одним из основных занятий ребенка

ВВЕДЕНИЕ С самого раннего возраста игра является одним из основных занятий ребенка

Существующая необходимость в правильном построении, организации и применения игры в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального изучения

Существующая необходимость в правильном построении, организации и применения игры в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального изучения

В зависимости от полноты заданного сюжета ролевые игры дифференцируются на игры: – со слабо обозначенным сюжетом; – с достаточно полно обозначенным сюжетом; – с жестко…

В зависимости от полноты заданного сюжета ролевые игры дифференцируются на игры: – со слабо обозначенным сюжетом; – с достаточно полно обозначенным сюжетом; – с жестко…

Непосредственное проведение игры

Непосредственное проведение игры

Мне не нравится, когда Вы меня перебиваете, и у меня появляется желание прервать нашу беседу»

Мне не нравится, когда Вы меня перебиваете, и у меня появляется желание прервать нашу беседу»

При конструировании и проведении имитационной игры нередко возникает необходимость разделять ее на части и элементы (осуществлять декомпозициюигры)

При конструировании и проведении имитационной игры нередко возникает необходимость разделять ее на части и элементы (осуществлять декомпозициюигры)

Имитационные игры проводятся в три этапа: подготовительный, игровой и заключительный

Имитационные игры проводятся в три этапа: подготовительный, игровой и заключительный

Количество подготовленных игроками проектов и решений для обсуждения зависит от технологии внутригрупповой работы

Количество подготовленных игроками проектов и решений для обсуждения зависит от технологии внутригрупповой работы

Принцип открытости игровой модели

Принцип открытости игровой модели

В реальной же практике проведения имитационных игр удается активизировать исследовательскую деятельность участников игры лишь за счет игрового взаимодействия в каждой группе (внутри каждой игровой группы…

В реальной же практике проведения имитационных игр удается активизировать исследовательскую деятельность участников игры лишь за счет игрового взаимодействия в каждой группе (внутри каждой игровой группы…

В связи со сказанным преподавателю необходимо: - разрабатывать систему тестов и использовать игротехнические приемы отбора участников в игровые группы, а также для оценки их знаний;…

В связи со сказанным преподавателю необходимо: - разрабатывать систему тестов и использовать игротехнические приемы отбора участников в игровые группы, а также для оценки их знаний;…

Кроме того, где превалирует соревнование, особо конкурентоспособные слушатели (лидеры) порой ради игровой победы вступают в неконструктивные межличностные отношения с партнерами, обижаются на неблагоприятные ситуации и,…

Кроме того, где превалирует соревнование, особо конкурентоспособные слушатели (лидеры) порой ради игровой победы вступают в неконструктивные межличностные отношения с партнерами, обижаются на неблагоприятные ситуации и,…

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2024