Организация и проведение урока- спектакля

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 0419-000017a0-a65a2ca2.docx

Организация и проведение урока- спектакля

 

 

Еще А.Н. Островский писал: «Если отнять у молодежи изящные удовольствия, как предмет ее восторгов, она будет увлекаться и восторгаться по другому поводу: восторг потребность юного возраста. Найдутся хорошие поводы для увлечения, юность увлекается; не найдется хороших, она увлекается, чем придется».

Одним из таких увлечений, способных благотворно влиять на нравственное здоровье общества, бесспорно, является увлечение подрастающего поколения театром.

А.А. Брянцев афористично метко заметил: «Школа – повседневность, а театр праздник. Он жизнь раскрывает глубже, чем на обыкновенных уроках. На уроке развиваются мыслительные способности, но человеческие качества, конечно, раскрываются больше в театре» [2, 150]. Театр влечет юных в первую очередь своей зрелищной стороной. «Не будем говорить, что театр – школа, - предупреждал Станиславский, - Нет, театр – развлечение. Нам невыгодно упускать из рук этого важного для нас элемента. Пусть люди всегда ходят в театр, чтобы развлекаться. Но вот они пришли, мы закрыли за ними двери, напустили темноту и можем вливать им в душу все, что захотим». Синтез развлечения и вос- питания души человека, реализованный через театральную деятельность, несет в себе огромный педагогический потенциал и, на наш взгляд, исследован еще далеко не полностью. Мы вполне солидарны с утверждением П.М. Ершова о том, что театр выполняя свою общественно-воспитательную задачу, должен быть при этом художественно полноценным, интересным, доставляющим художественное наслаждение, пропагандирующим идеалы, «самим народом созданные.

Необходимо отметить, что театральное воспитание, как часть общекультурного воспитания личности включает в свой арсенал достижения как профессионального театра, так и эксперименты театра любительского, а также целый пласт культурного багажа накопленного в историческом и современном предтеатре, в бытовых и праздничных обрядовых действах, зрелищах и играх. Такие мощные основания, как народное музыкальное (песенно-танцевальное) творчество, с преобладанием эмоционального начала над рационально-логическим, генетически присущий театральному творчеству синкретизм, естественно объединяющий в себе разные виды искусств, коллективный характер творчества создают уникальные предпосылки для активного проникновения театрального начала в сферу воспитания подрастающего поколения.

Во многих педагогических исследованиях таких авторов как Ю.И. Рубина, Т.Ф. Завадская, А.П. Ершова, В.М. Букатов, Л.М. Некрасова, А.В. Гребенкин отмечается, что благотворное воздействие театрального искусства на личность может осуществляться несколькими, тесно переплетающимися


между собой путями как по линии восприятия искусства, так и по линии воспитания созидательных навыков юных любителей театра. В педагогике достаточно четко определились следующие их характеристики:

     навыки культурного зрителя и, в первую очередь, навыки восприятия театрального спектакля, а также развитие умения анализировать произведение театрального искусства и адекватно выражать свое отношение к происходящему на сцене;

      навыки сценического действия, то есть умения достигать целей персонажа в условной сценической ситуации;

      навыки коллективного творчества, соблюдения ансамбля, умения взаимодействовать, логично и взаимообусловлено;

     навыки выразительного поведения, учет наличия зрителя при акте творчества,    причастность    зрителя    к    качеству    теченияэооалього                                                                                                                           представления; соучастие и сопереживание;

     навык диалогичного поведения, с учетом вымышленной ситуации, сюжетности действия, то есть выявления целеймногочисленные                  и мотивов каждого поворота сценической истории.

Этот, далеко не полный перечень с достаточным основанием демонстрирует воспитательный и образовательный потенциал театра, способный    приобщить    многих    детей    к    постижению     особенностейанализировать человеческого бытия, поисков истины и ощущения красоты и многогранности окружающего мира. Миссия искусства театра в этом процессе отображать на сцене «жизньмногочисленные                     человеческого духа», обращаться к миру мыслейформированию               и чувств Человека, являясь проводником в эту и по сей день во многом загадочную область человеческого бытия. Желание играть на сцене, действовать в условиях вымысла, в предлагаемых обстоятельствах, перевоплотившись в другого это лишь первый, поверхностный слой мотивов, которые привлекают детей к театру. Более глубокий слой, которыйтребует чаще всего не осознается, но тем не менее оказывает сильнейшее воздействие на личность ребенка это желание ощутить в себе Художника-Творца, расширить границы своего Я, обогатить свое понимание окружающего Мира и углубить осознание своего места в нем.

Одним из удачных подходов, позволяющим совместить художественную     составляющую     театральныхучастников                                                                                                                                                                                занятий     с     детьми     и

воспитательные   возможности   театрального   искусства,многочисленные                 является,   на   наш

взглядб,укатов                     сам   процесс   создания   спектакля   –   от   первоначальных   читок   и

рождения замысла, до премьерных показовлидерским               и проката на широком зрителе. В этом смысле работа над спектаклем создает широчайшее поле для непосредственных контактов юнойотстаивать                личности с целым спектром эстетических объектов, которыми является и пьеса, над которойкоторой               идет работа, и костюмы, и реквизит, и музыкальное оформление, и оформление сцены. Ситуация работы над постановкой спектакля, поэтому, способствует рождению и проявлению эстетических чувств, а также раскрытию потребностей, формирующих художественные интересы.


Как показали многолетние исследования, проводимые в лаборатории театра Института художественного образования РАО, постановка спектакля, рассматриваемая с учебно-воспитательной стороны способствует:

  активизации общего интереса школьников к искусству не только в границах драматического направления, но и в более широком аспекте, принимая во внимание, что спектакль – продукт синтеза искусствпремьерных              различных направлений: изобразительного, музыкального, пластического и т.д.

     укреплению мировоззренческих основ юных актеров, развитию их представлений о единстве мира и его законах, межпредметных связях;

     активизации творческой инициативы членов театрального коллектива в процессе   обученияковер      непосредственно                      в    ходе    постановки    спектакля;

      развитию сферы предметно-игрового общения, совершенствованию во владении различнымиобласть             способами общения;

       созданию предпосылок для развития умений строить  логичные умозаключения, что является ступенью к овладению научным мышлением;

             развитию     творческого     подхода     к     собственной     деятельностиу;никальной

      созданию   у   юных   исполнителей-актеровформулируются                                       установки   на   необходимость правдивого отображения жизни;

   вовлечения юных участников театрального коллектива в деятельность по организации работы над спектаклем, корректировке его первоначального

замыслас,оревнование                                                                             созданию               костюмов,               реквизита               и

декораций и, в общем смысле, создания предпосылок для гармоничного развертывания процессов социальной, интеллектуальной и трудовой адаптации.

Таким образом, воспитательный потенциал театрального искусства заложен в уникальной     синкретичности     театрального     искусства,     в     своеобразиимира принципов его реализации, что является гармонизирующей основой для привлечения школьников к труду, обучению, творчеству, игре. Баланс между этими компонентами определяет основной вектор занятий школьников театральным творчеством, реализующимся, как правило, в форме постановки спектакля.

Вместе с тем, достаточно давно существуют возражения и указания на возможные негативные тенденции, присущие процессу использования репетиций в качестве основы для театрального обучения и воспитания.

Групповая форма работы это такая формаличности                организации деятельностизадание обучающихся, при которой в классе создаются небольшие группы (3-5

человек)  для  совместной  учебной  работыт.рудовой                                   Считается,  что  групповая  форматеатр

работы создает условия для организации самостоятельной работы обучающихся, развивает у них интерес к изучаемому материалу. Несмотря на свою популярность, эта форма до сих пор вызывает многочисленные споры об эффективности ее применения.

Многочисленные исследования показали, что успешность и результативность образовательной деятельности зависят от множества различных факторов. Одним из немаловажных факторов успешности – эта совместная деятельность. Психологи неоднократно замечали, что сам факт


присутствия других людей влияет на конечный результат. Так, психологи Ч.Бонд и Л.Титус заявляли, что присутствие других при деятельности индивида, стимулирует его деятельность: повышает уровень физиологического возбуждения, повышает скорость выполнения сложной

задачи.себе                    Групповая   работа   в    целом   превосходит   действие    среднего

обучающегося, но уступает по эффективности деятельности высокоразвитойформированию личности. Поэтому, как отмечали психологи Г.Келли и Д.Тибо, для успеха деятельностиразвитию                                      группы   необходимо   уделять   внимание   проблеме   подбора

членов  группы  для  совместной  успешной  деятельностиу.спеха                                   В  ней  обязательно

должен присутствовать, по мнению вышеназванных психологов, индивид, обладающий лидерскими качествами.

В то же время, А.М.Матюшкин утверждает, что при проблемном обучении в группах, реальное участие в решении проблемы принимает только один или двое из наиболее подготовленных обучающихся, остальные

занимают  второстепенные  роли   роли  статистов.группы                                     Причем,  однажды  занявтюадзос

второстепенные  роли,  эти  обучающиеся  не  смогут  в  дальнейшем  изменитьнавыки своего положения в группе и будут создавать только видимость поиска проблемы. Психолог делает вывод, что групповая форма работы оптимальнадействие только в том случае, если она ориентирована на развитие одаренныхпрямоугольнике            детей.

Для того, чтобы предотвратить ситуацию, предсказываемую А.М.Матюшкиным, А.И.Савинков предлагает ряд мер:

-   группа должна создаваться для выполнения одного действия;

-   необходимо проводить ранжирование по ролям.

В.К.Дьяченко высказал идею коллективного обучения, где каждый участник выступает в роли как ученика, так и обучающегося. Т.е. эта всем известная форма интерактивного обучения.

Исходя из вышеизложенного, чтобыкроекртировке                 групповая форма обучения имела наиболее    эффективные    результаты,    преподавательдорисовать                                                                                                            должен    учитывать

особенности своих обучающихся, постоянно менять состав группо.бласть                          В процессе

работыотмечали                     группы,  участники  должны  наделяться  определенными  функциями. Причем, эти функции не должныболее               повторяться в работе этих обучающихся из раза в раз. Состав группы должен зависеть от задач, поставленных перед группой:  иногда  группа  должнарепетиций                     иметь  одного-двух  лидеров,  иногда  группа должнауспеха              состоять из равных по лидерским качествам участников. Содержания заданий должны быть проблемными, требующимиличности                   различные точкивозражения                   зрения, совместный поискеход              истины. В процессе работы можно устроить соревнование


групп,  а  можно  предложить  работу  группам,ея дополнять друг друга.


результаты которой будут


Правильно  организованная  групповая  форма  работы  способствует формированию    коммуникативных    УУД     у     обучающихся:     навыков

сотрудничествап,ытаются                                   делового  общения,  взаимопомощи,  взаимопонимания,  учит

уважать ценности и правила, способствует развитию выслушивать мнения других, отстаивать свою точку зрения. Работа в малых группах формирует у их участников УУД, необходимые для осмысления и систематизации знаний, а значит она особенно эффективна при повторительно-обучающих уроках.


То,   что   в   процессе   групповойтакие             работы   обучающиеся   выполняют самостоятельно работу, может породить ложное представление у преподавателей, что проведение такого урока не требует особой подготовки. Наоборот, такой урок требует более тщательной подготовки: преподаватель должен отобрать необходимую информацию из различных источников,

продумать   цели    урокау,креплению                   задачи,   ставящиеся   перед   каждой   группой,

участников каждой группы, уметь прийти на помощь при затруднениях у группч.етко

У групповой работы большое количество преимуществ, она вносит разнообразие в традиционную организацию учебного процесса, Но это не значит, что она должна полностью их подменить. Все хорошо в меру. Для достижения  высоких  показателейобласть                               качества  знанийориентирована                                учащихся  необходимо комбинировать различные формы урока.

В  процессе  работы  в  малыхпрямоугольнике                       группах  можно  использовать  различные приемы. Вот некоторые из них, которые часто применяются мною на уроках истории и обществознания.

Ковер решений. Это групповая работа, где учащиеся не только задумываются над причинами поднятой проблемы, но и пытаются найти пути решения заданной проблемы. Также такая работа способствует образному мышлению детей, актуализации не только знаний, полученных на уроке, но и собственный опыт. На уроке задается проблема. Каждая группа получает по ватману, набору фломастеров и цветных листочков (по количеству участников в группе). На листке в форме квадрата участники должны написать причины проблемы, на прямоугольнике – пути решения, на треугольнике – личный вклад в разрешение данной проблемы. Затем все это необходимо расположить при помощи клея, что-то дорисовать в целом создать ковер, где все детали должны символизировать разрешение проблем.

Зигзаг. Метод может использоваться как мотивация перед объяснением новой темы (особенно, если тема актуальна и проблематична), так и как повторительно-обобщающий урок. Это групповой метод. Задание для групп одно.

1. Группы желательно поделить по 4 - 5 человек.

2.   Ключевой вопрос записан на доске для основных групп.

3.    Каждый член группы получает по 1 листку, где написано условное значение (конкретное задание), по которому участники уходят в так называемые экспертные группы (т.к. не каждый ученик в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой).

4.     Получивший листок уходит в новую группу, сформированную по принципу, написанному на листке; его задача: поработав во второй группе набрать аргументы для победы его основной группы в работе по ключевому вопросу.

5.      По истечении времени участники - специалисты возвращаются в свои основные группы с целью поделиться полученной информацией. В группе все данные сравниваются, обобщаются и формулируются выводы,


готовится ответ на ключевой вопрос и заполнение таблицы, плаката, схемы и т.д.

6.   защита итоговой работы.

7.   оценка итоговых работ возлагается на самих ребят (каждый получает

«метку», которую прикрепляет к работе той группы, которая оказалась наиболее им близкой).

Причины такого метода оценки - учит детей умению оценивать, выделять главное, выделять проблему, а также заставляет учащихся внимательно относиться к защите работы других групп.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.

 

 

Литература, рекомендуемая для чтения

1.   Голышева И. А., Сбитнева Е. С. Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников // Молодой ученый. 2016. №27. С. 659-662. https://moluch.ru/archive/131/36572/

2.     Разинкина К.В. Элементы театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум»

http://www.scienceforum.ru/2016/1379/23460

3.                  Ершова   А.П.   Уроки   театра   на   уроках   в   школе.   –   М., 1992. http://art.1september.ru/article.php?ID=200201701


 

4.                  Скачано с www.znanio.ru