Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.6

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.6
Лекции
docx
русский язык
СCУЗ, ВУЗ
17.07.2020
Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы
Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности обучающихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В основе исследовательского метода обучения лежит исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с неизвестным заранее решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы.docx

Исследовательская деятельность

на уроках русского языка и литературы

 

Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности обучающихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В основе исследовательского метода обучения лежит исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с неизвестным заранее решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. 

Следует отметить, что учебно-исследовательская деятельность обучающихся является, прежде всего, учебной. Главная её цель – не получение научных результатов, а развитие личности, приобретение обучающимися практических навыков исследования как способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации самостоятельной деятельности, направленной на приобретение новых, личностно ориентированных и значимых знаний для конкретного обучающегося.

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы является одной из важнейших предпосылок формирования и развития творческого потенциала обучающихся. Формирование исследовательской потребности обучающихся является одной из сложных задач, требующих времени. При этом одним из условий, позволяющих воспитывать жажду знаний обучающихся, их стремление к открытиям, остаётся развитие потребности в поисковой активности. Необходимо помнить, что в школе «не мыслям надо учить, а учить мыслить». Поэтому задача учителя использовать на уроках все способы приобретения знаний.

Развивая интерес к поисковой активности обучающихся, следует использовать различные формы деятельности, направленные на постоянное поддержание их интереса к открытиям: самостоятельная работа с усложнением учебных задач в условиях ограничения во времени, реконструктивная самостоятельная работа, заставляющая проявлять элементарные исследовательские умения, вести самостоятельный поиск путей решения поставленной задачи.

Конечно, в каждом классе методика проведения исследовательских работ различна.

       В 5-6 классах исследовательская работа проводится, как правило, в коллективно-индивидуальной форме: коллективное обсуждение вопросов, индивидуальная запись примеров и ответов. Учитель предлагает предмет исследования, во время проведения работы направляет и координирует деятельность учащихся.

 

Слайд 2. При организации исследовательской деятельности обучающихся можно предложить следующий алгоритм работы: в ходе работы с текстом определить объект и проблему исследования.

Вспомним рассказ И.С.Тургенева «Муму», где автор дает описание каморки Герасима. Учащиеся перечитывают фрагмент описания и обозначают проблему исследования: Как интерьер помогает понять хозяина жилища? На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. Они должны проанализировать текст, обратиться к справочной литературе, чтобы понять значение неизвестных слов (каморка, дюжий сундук, чурбак, сто пудов), вспомнить тропы, которые изучались ранее (эпитеты, сравнения), а затем представить результаты своей работы в форме небольшого эссе.

Слайд 3. Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что неизвестно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.

 Изучение нового материала.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Прием «Инсерт»

А. Самостоятельно читая учебный текст, делайте в нем пометки:

«V» – эту информацию знаю;

«+» – это новая для меня информация;

«?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Слайд 4. При анализе литературных произведений целесообразно  применять такой исследовательский приём, как составление кластера. Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Муму», мы составили данный кластер

Портрет
Отношение к Муму Описание каморки

Герасим

Отношение к барыне
Отношения с дворовым Отношения с Татьяной

Слайд 5. Эффективным средством, формирующим исследовательские умения обучающихся и позволяющим раскрыться каждому ученику, является работа в группах. На уроке по повести Д. Дефо «Робинзон Крузо» обучающимся 5 класса можно предложить следующую работу в группах:
Группа 1 – историки - исследователи (работают с творческой историей произведения, авторским замыслом, прототипом героя)
Группа 2 – географы – исследователи (рассказывают о месте, где мог бы расположиться выдуманный Д. Дефо остров)
Группа 3 – творцы (готовят сжатый пересказ главы текста из учебника)
Группа 4 – литературоведы (составляют викторину по произведению)
Группа 5 – корректоры (исправляют ошибки, связанные с неверно использованной информацией, задают вопросы по ходу выступления обучающихся)

Слайд 6. На уроках русского языка можно использовать познавательные задачи. Вот одна из познавательных задач, которую можно использовать в 6 классе:

«Название НОС получили мыс и передняя часть судна. Есть НОСИК у чайника. НОСОК – так мы называем теперь короткий чулок. Но еще сохранилось выражение – ПОДНЯТЬСЯ НА НОСКИ. Когда-то слово НОСОК означало передний конец обуви или чулка. Как объяснить эти факты?»

Решение (ответ ученицы): «Во всех приведенных примерах слово НОС обозначает переднюю или выступающую часть различных предметов. Подняться на носки – это значит встать на переднюю часть ноги, на пальцы. Нос судна – это передняя часть.   Нос человека- выступающая часть….»



Можно ли слово синица проверить словом синий? Мини исследование взялся сделать Зайцев Д. Возможно кому-то захочется проверить это слово с помощью слова "синий", но оно к синице не имеет никакого значения. Если заглянем в этимологию слова, то увидим, что слово синица произошло от слова "зинь", потому что птичка издает похожие звуки. Именно поэтому в некоторых говорах её называют зинькой. А «синица» - это вторичное преобразование слова. Не все же слышат это синичкино «зинь-зинь». Так «зинька» сначала превратилась в «синьку», а затем (с прибавлением суффикса -иц-) - в «синицу».

Написание слова "синица" нужно запомнить, в современном русском языке нет проверочных слов, в школьной программе оно относится к словарным словам.



Пути решения дети выбирают без помощи или подсказки учителя; происходит «открытие» новых знаний или новых способов добывания этих знаний.

Таким образом, исследовательский методы на уроках русского языка и литературы позволяют привнести в урок (или домашнее задание) самостоятельность, активизировать познавательный интерес.


 

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

Слайд 3. Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что неизвестно, что противоречит их представлениям, что является интересным…

Слайд 3. Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что неизвестно, что противоречит их представлениям, что является интересным…

Слайд 6 . На уроках русского языка можно использовать познавательные задачи

Слайд 6 . На уроках русского языка можно использовать познавательные задачи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.07.2020