Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников (из опыта работы)
Автор работы:
Булдакова Наталья Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №73 им.К.Д.Шукшина»
Саратов
2021
Аннотация
В статье рассматриваются направления и этапы исследовательской и проектной деятельности учащихся 1-4 классов во внеурочное время. В своей работе автор использует методику доктора педагогических и психологических наук, профессора кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета, действительного члена Академии педагогических и социальных наук А.И.Савенкова. Таблица показывает, насколько результативна проводимая учителем работа.
Ключевые слова: направления исследовательской деятельности, этапы индивидуальной и групповой работы, методическое обоснование, результативность работы.
Мы, педагоги, родители, хотим, чтобы выходя из стен школы, каждый ребенок овладел практическими знаниями, которые ему необходимы, чтобы успешно, в первую очередь, адаптироваться в социуме. Чтобы это благополучно произошло, необходимо не просто формировать знания, умения и навыки, а, согласно ФГОС, достичь предметных и метапредметных результатов. Для этого школа воспитывает свободную личность, формирует у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Ведущая роль в урочной и внеурочной деятельности
учителя отводится творческим методам обучения. Среди инновационных
педагогических средств и методов важное место занимает проектная и
исследовательская деятельности. Учитель обучает учебным исследованиям младших
школьников, развивает творческую активность детей, стимулирует интерес к
наукам, знакомит с научной картиной мира, вовлекает родителей в
учебно-воспитательный процесс. Благодаря исследовательской и проектной работе
ученик самореализуется. Успешность проекта будет зависеть, насколько значимы
его цели и результат.
Проектная деятельность развивает умение самостоятельно находить нужную
информацию, различные варианты решения проблемы, выдвигать гипотезы. А также
позволяет коллективно планировать, слышать и слушать собеседника, проектировать
процесс и анализировать свою деятельность. В создании проекта учащийся учится
вести диалог и отвечать на незапланированные вопросы, отстаивать свою точку
зрения, раскрывает артистические умения, готовит различные средства
наглядности. Исследовательская деятельность развивает умение видеть проблемы,
выдвигать гипотезы, ставить проблемные вопросы, проводить наблюдения и
эксперименты, работать с научной литературой, делать выводы и защищать свои идеи.
Работу во внеурочное время по организации исследовательской деятельности
учащихся учитель строит по трем направлениям. [1]
Направления исследовательской деятельности.
Во-первых, проводится индивидуальная работа, когда отдельным
учащимся выдаются задания по подготовке разовых докладов, устных сообщений, по
проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы,
помощи другим детям в подготовке сообщений. Например, «Саратов — город трудовой
доблести», опыты «Особенности соли»», «Что я знаю о папайе?», «Как подготовить
презентацию?» и другие.
В классе всегда есть учащиеся, с которыми нужна работа по индивидуальной
программе. Им необходима помощь учителя в подборе темы исследования, постановке
проблемных вопросов, подборе научной литературы, составлении плана работы,
которую выбирает ученик. Например, «Чтобы сон здоровым был», «Почему злым быть
плохо?», «Как лечиться зверобоем?» и другие.
В исследовательской деятельности я использую групповую работу.
Она включает в себя организацию исследований, совместные исследовательские
проекты, где подключаю к работе сразу несколько ребят, например, «Знакомьтесь,
фейхоа», «Как проверить качество меда в домашних условиях?»,«Как для птиц стать
другом?» и другие.
Очень интересно другое направление в исследовании - это массовая работа с
детьми. Для этого организуются встречи с интересными людьми,
например, интервью с технологом на хлебокомбинате №1, с доктором в
поликлинике, с кулинаром в кондитерском цехе, студентами вузов, экскурсии в
музеи, лимонарий, посещение выставки. Ежегодно проводятся конференции
учебно-исследовательских работ младших школьников, участники приобретают опыт
ребят из других образовательных учреждений.
Исследовательскую работу учитель проводит по методике доктора педагогических
и психологических наук, профессора кафедры психологии развития Московского
педагогического государственного университета, действительного члена Академии
педагогических и социальных наук А.И.Савенкова.
Этапы индивидуальной и групповой работы
Первый этап.
Выявляется
группа детей, желающих целенаправленно заниматься исследовательской
деятельностью, или дети, в которых учитель увидел искру исследовательского
таланта. При этом огромную роль играет желание родителей поддержать своего
ребенка в исследовательском поиске. Родители - надежные помощники. Опыт детей
младшего школьного возраста мал, без помощи родителей ребенку бывает трудно
справиться. Поэтому учитель советует родителям, чтобы их помощь была
деликатной, невидимой для ребенка, чтобы выводы детей не подменялись мыслями
взрослых, а направляли по нужному руслу. На данном этапе нужна помощь ребятам в
выборе темы предстоящего исследования, которая близка или интересна в
зависимости от их увлечений. Например, учащиеся первого класса чаще исследуют
поведение морской свинки, улитки, щенка, кошки, попугая потому, что в его доме
появилась семейка животных. Тему выбирают, чтобы узнать что-то непонятное или
неизвестное детям. Иногда учитель сам, “невидимо” для детей, выбирает тему
нового исследования так, чтобы она вызвала интерес, например, «Кто такой
геккон-эублефар, и может ли он жить в домашних условиях?» Для учащихся
начальной школы важно, чтобы результат был яркий и не долговременный. На мой
взгляд, важно, чтобы учащийся понял, что его исследование значимо и возможно
его применение. [2, с.116-117]
Второй этап
На
этом этапе вместе с учащимися формулирую проблемы дальнейшего исследования. А.
И. Савенков пишет, что поиск проблемы – дело непростое, а способность творчески
одаренного человека видеть проблемы – особый дар. Важно, чтобы ученик осознал
проблему. Для этого предлагаю, следуя методике А.И.Савенкова, задания,
например, «Посмотрите на мир чужими глазами», «Составь рассказ от имени другого
персонажа», «Метод шести думательных шляп», «Сколько значений у предмета» и
другие. [2, с.17-19]
Третий этап
На этом этапе дети ставят цели и задачи исследования, определяют объект и предмет исследования. Цель исследования: узнать самому и рассказать одноклассникам, учащимся начальной школы, родителям. Задачи исследования: собрать информацию, выполнить практическую работу, привлечь внимание окружающих к данной проблеме. Например, исследования «Кизил — источник здоровья и сил» и «Чтобы сон здоровым был» приобщают окружающих к здоровому образу жизни. Исследования «Я — строитель» и «Как для птиц стать другом?» содержат практические советы. Объектом исследования в практике были лекарственные растения, ягоды, продукты питания, животный мир, гора Богдо в Астраханской области.
Четвертый этап работы - сбор
информации. Для исследователей выстраиваем порядок сбора информации: подумаем
сами, ознакомимся с современной литературой (изданной не старше 5 лет), спросим
у других людей (специалистов в той области, в которой исследуем), проведем
эксперимент (практическую работу), посмотрим в компьютере. [2, c.103] На данном
этапе нужна помощь учителя и родителей. Но важно, чтобы ребенок почувствовал
удовлетворение результатом выполненной работы.
Пятый этап работы — отбор собранной информации, составление текста работы,
создание презентации. Этот этап предполагает тесное сотрудничество с взрослыми.
Создается текст работы и приложения. В качестве приложений берем фотографии,
рисунки, выполненные в ходе сбора информации, создаем таблицы, диаграммы,
видео, мастер-классы, обрабатываем анкеты.
Шестой этап - выступление учащихся сначала в классе, потом среди
учащихся начальной школы. Учащиеся, которые не занимаются исследованием, очень
внимательно слушают такие выступления и обычно задают несколько вопросов,
спорят с авторами. А выступающие получают опыт общения с различной
аудиторией.[3, с.8]
Седьмой этап предполагает презентацию исследования на школьных,
районных, городских, региональных и Всероссийских конференциях. Конференция
— это всегда праздник для исследователя. На них приглашают учащихся из
различных учебных заведений, городов. Обычными гостями стали учителя и
родители. Учимся, чтобы исследования проходили интересно и разнообразно. Дети
всегда готовят буклеты с практическими советами и раздают всем участникам
конференции.
Методическое обоснование опыта
Учитель начинает исследовательскую работу с первого класса. С 2013 года -
руководитель кружка «Я исследователь», и первой темой исследования было
«Почему поёт гора Богдо?». Сейчас ученики занимаются в кружке «Проектная
деятельность» (исследовательское направление). Занятия проходят один раз в
неделю. В первом классе учитель проводит коллективный учебный диалог,
экскурсии, опыты, создаёт проблемные ситуации, читает, учащиеся рассматривают,
индивидуально составляют схемы, выполняют модели из разного материала,
организует выставки детских работ. Во втором классе учит определять тему,
ставить задачи исследования, сравнивать, анализировать, делать выводы, задавать
вопросы, выражать свои мысли. В третьем классе учащиеся выполняют
самостоятельно мини-исследования, проводятпрактические работы, опыты,
анкетирование, эксперименты.
В четвертом классе учащиеся выступают на конференциях различного уровня.Чтобы избежать ошибок и замечаний экспертов в
вопросах исследования, учитель не забывает о рекомендациях А.И.Савенкова. [3,
с.15-16]
Результативность использования проектно – исследовательской деятельности в
учебном процессе
Исследовательская деятельность дает возможность ученикам быть раскрепощенными,
верить в свои силы и возможности, критически мыслить, уважительно относиться
друг к другу. На занятиях кружка царит атмосфера сотрудничества, совместного
поиска методом проб и ошибок. Эти занятия дают возможность детям развиваться,
совершенствоваться. Задача учителя — поддерживать и поощрять детские начинания,
оказывать помощь, чтобы они не боялись ошибаться, не подавлять их желание и
творческие идеи, дать возможность поверить в свои силы. Для этого создается
доброжелательная атмосфера на занятиях кружка, даются посильные задания,
доступное восприятие материала. Детей-исследователей можно распознать по блеску
в глазах, стремлению к чему-то новому, их всегда что-то интересует. Родители
гордятся успехами своих детей.
Соловьев
Антон работал по теме «Как саратовский калач на стол пришел?», Ставицкая
Елизавета исследовала свой любимый вид спорта триатлон, Филина Алина провела
исследование «Моя семья - моя опора». Антонов Давид собрал уникальную коллекцию
камней Саратовского края. Кислицина Анастасия представила работы из гипса и
исследовала свойства гипса и его применение. Каримова Хава провела
исследование на тему «Что в имени твоей улицы?»
Все учащиеся, занятые в кружке «Я исследователь», приняли участие в конкурсах
исследовательских и творческих работ.
Например, на Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ
«Умники и умницы» отправлена работа Соловьева Антона, Кислициной Анастасии на
дистанционные конкурсы «Звезды нового века», на областной конкурс стихи
Болдыревой Анны. Пресняков Максим исследовал развитие пожарного дела в
Саратове, Догадин Никита создал компьютерную игру «Пожарный», а также
победителями школьных конференций стали : Гасанова Фарида и Гусейнова Нармин
«Навруз пришёл, откройте дверь ему!», Бывалкина Мария «Моя мама лучшая на
свете!», Садыкова Пари «Хлеб моего народа» и другие.
Таблица 1 отражает участие обучающихся в конференциях и их результаты.
Мероприятие |
Дата |
Участники |
Итоги |
V Саратовский региональный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского (1-7 классы) |
27.02.2014 г. |
Соловьев Антон |
Диплом II место |
III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием |
19-20.12.2014 г. |
Соловьев Антон |
Абсолютный победитель |
VI Саратовский региональный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского (1-7 классы) |
14.02.2015 г. |
Змеева Кира |
сертификат |
Международный фестиваль детского творчества «Звезды нового века» |
2016 г. |
Серова София |
Победитель в номинации (естественные науки) |
VII Областной конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Юный исследователь» |
31.03.2017 г. |
Коблов Артем |
Диплом победителя III степени |
VII Саратовский региональный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского (1-7 классы) |
25.02.2017г.
|
Иванов Кирилл Коблов Артем Серова София |
Диплом III степени Диплом II степени Диплом II степени |
Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ |
2017 г
2018 г. |
Аношкин Дмитрий
Анисимов Егор
Беленький Алексей
Лопакова Анна
Зацаринина Анастасия |
Призер
Победитель диплом II степени Победитель диплом I степени Победитель диплом II степени Победитель диплом III степени |
Заочный тур XIX Всероссийского детского конкурса исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» (2016-2017 учебный год) |
14.04.2017 |
Серова София |
Диплом лауреата |
XIX Всероссийский детский конкурс исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» (2016-2017) |
27.04.2017 г. |
Серова София |
Диплом II степени |
Районный фестиваль научно-исследовательских работ «Дискавери» |
21.03.2017 г. |
Иванов Кирилл |
Победитель в номинации «Первая ступенька» грамота |
Муниципальная научно-практическая конференция «Твой первый шаг в науку» |
28.04.2017 |
Серова София Иванов Кирилл Коблов Артем |
Диплом III место Диплом II место Диплом II место |
Международный конкурс «Олимпиксик» от проекта «Уроки в начальной школе» |
23.10.201ё7 г. |
Алешкин Арсений Маслов Богдан |
Диплом II место Диплом III место |
XX Всероссийский детский конкурс исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» (2016-2017) |
21.12.2017 г. |
Коблов Артем |
Диплом I степени |
Районная научно-практическая конференция «Твой первый шаг в науку» |
30.12.20192019 |
Чеботарева Кира Мефодюк О., Лопакова А. |
Грамота 2 место Грамота победитель в номинации «Групповой проект» |
IX Саратовский региональный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского |
29.02.2020 г. |
Лопакова Анна Мефодюк Олег |
Диплом III степени |
Всероссийский заочный конкурс исследовательских и творческих работ «Мы гордость Родины» |
16.04.2020
28.10.2020 |
Чеботарева Кира
Рынковий Варвара |
Победитель диплом
Победитель диплом |
Таблица 2. Результаты учителя в проектно-исследовательской деятельности
Мероприятие |
Дата |
Итоги |
XIX Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» |
27.04.2017 |
Диплом за подготовку призера XIX Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» |
XX Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» |
21.12.2017 |
Диплом за подготовку призера XX Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» |
XX Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» |
21.12.2017 |
Золотой знак отличия «Национальное Достояние» |
Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Моя Россия» |
24.12.2018 |
Диплом победителя I степени |
Сборник научно-исследовательских, методических и творческих работ «Моя Россия» (2019) |
15.12.2019 |
Свидетельство о публикации |
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Реализация внеурочной деятельности в рамках ФГОС» |
01.01.2020-15.03.2020 |
Диплом победителя II место |
Всероссийский конкурс «Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса» |
19.04.2020 |
Диплом I место |
Всероссийский творческий конкурс «Спасибо маленькому герою» |
25.04.2020 |
Диплом финалиста |
Общероссийский инновационный проект «Моя Россия» |
31.08.2020 |
Свидетельство об инновационной работе |
ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки» г. Санкт-Петербург |
06.11.2020 |
Сертификат за участие в исследовательской и опытно-экспериментальной работе педагога по повышению успеваемости учащихся |
Заключение
По итогам 2018-2019 года из 28 учащихся 2 «А» класса на «5» закончили три
ученика, на «4» - 20 учеников и 5 учеников с оценкой «3». По итогам 1 четверти
2020 года в 3 «А» классе с оценкой «3» закончили 2 ученика, из которых с одной
тройкой 1 ученик, с двумя — 1 ученик. Таким образом, исследовательская
деятельность помогает развивать познавательные интересы к изучаемым предметам и
формировать учебные умения и навыки.
Учитель продолжает занятия в кружке «Проектная деятельность», активно вовлекает ещё большее число учащихся и их родителей в исследовательскую деятельность. На занятиях кружка в ходе индивидуальной, групповой деятельности и массовых мероприятий развивает познавательный интерес и навыки самостоятельной работы, создаёт возможности для углубленного изучения дисциплин.
Список литературы.
1. https://gigabaza.ru/doc/75486-p2.html
2. А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательский дом Федоров. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007
3. А.И.Савенков, А.С.Обухов.
Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу
исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников
«Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» / Под ред. А.С. Обухова. – Москва: Библиотека журнала: «
Исследователь/ Researcher», 2018.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.