Организация как основное звено экономики отрасли
Лекция 2. Предпринимательская деятельность: сущность, виды. Значение отрасли в условиях рыночной экономики.
Лекция 3. Организация: понятие и классификация. Организационно - правовые формы организаций. Объединения организаций
Лекция 4. Объединения организаций.
1. Предпринимательская деятельность: сущность, виды. Значение отрасли в условиях рыночной экономики
В условиях рынка любое предприятие, занимаясь производственной или иной деятельностью, является по существу предпринимателем. Вплотную к понятию «предприниматель» примыкает понятие «предпринимательство».
Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги, приводящая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.
Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров(предприятия).
По виду, или назначению, предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе. Характеристика основных видов предпринимательской деятельности представлена в табл. 1.1.
На процесс предпринимательства оказывает влияние ряд факторов:
· экономические условия – это в первую очередь предложения товаров и спрос на них;
· социальные условия – это, прежде всего, стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде;
Таблица 1.1
Виды предпринимательства
|
Сфера деятельности предпринимателя |
Институты предпринимательства |
Производственное
|
Производство товаров, работ, оказание услуг |
Производственные предприятия |
Коммерческое
|
Купля продажа товаров и услуг |
Торговые организации, товарные биржи |
Финансовое
|
Купля продажа валюты, ценные бумаги |
Банки, фондовые биржи, страховые компании |
Консультативное
|
Консультационные услуги |
Консалтинговые компании |
o правовые условия – наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающие наиболее благоприятные условия для ее развития.
Ассоциативные формы предпринимательства
Холдинг – компания, в состав активов которой входят контрольные пакеты акций других (дочерних) предприятий. Холдинг позволяет выстроить систему участий формально независимых фирм, которые могут обладать капиталами, непосредственно превосходящими капитал учредителя холдинга.
Синдикат − объединение предпринимателей или производителей товаров с целью их сбыта, осуществления единой ценовой политики и других видов коммерческой деятельности при сохранении юридической и производственной самостоятельности входящих в него предприятий.
Картель – форма объединения производителей или потребителей, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий, фирм, компаний об объемах производства и продажи, ценах, рынках сбыта. Цель создания картелей - увеличение прибыли посредством устранения, ограничения и регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внешней конкуренции со стороны фирм, не участвующих в данном соглашении.
Финансово-промышленная группа – совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Консорциум – организационная форма временного объединения предприятий, организаций, промышленных компаний и/или банков для осуществления капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. Обязанности членов консорциума, доля каждого из них в затратах и ожидаемой прибыли, а также формы участия в реализации проекта определяются соглашением о консорциуме. Консорциум несет солидарную ответственность перед своими заказчиками. По достижении поставленной цели консорциум прекращает свою деятельность или преобразуется в иной вид договорного объединения.
Концерн – форма договорного объединения предприятий и организаций различных отраслей на основе общности интересов. Образование концерна предполагает делегирование части прав членов концерна коллегиальному органу управления, проведение единой экономической политики, централизацию части финансов, некоторых функциональных служб и др. Члены концерна сохраняют хозяйственную самостоятельность, но при этом участники концерна не могут входить в состав других концернов.
Трест - форма объединения предприятий, при которой они теряют свою хозяйственную и юридическую самостоятельность и действуют по единому плану. Тресты характеризуется наиболее высокой степенью централизации управления, а также значительной диверсификацией деятельности.
2. Организация: понятие и классификация. Организационно - правовые формы организаций. Объединения организаций
Организации различаются размерами и структурой, количественным составом и характером преследуемых целей, особенностями поведения в процессе достижения целей и т. п.
В истории известны три формы организации совместной деятельности людей ради общей цели:
§ община;
§ корпорация;
§ ассоциация.
В рамках менеджмента редко рассматривают небольшие организации, которые имеют единственную нехитрую цель и руководители которых не интересуются ничем, кроме собственного покоя и благополучия. Предметом рассмотрения в курсе менеджмента является управление сложными организациями. Организации, которые принято называть сложными, обычно обладают следующими специфическими характеристиками:
Виды организаций
Организации возникли достаточно давно и по мере развития человеческого общества неуклонно разрастались, усложнялись, приобретали все большее значение в жизни людей. Если попытаться сформулировать, что обычно понимается под организацией, то, прежде всего возникает мысль: понятие «организация» связано с совместной деятельностью группы людей, которые стремятся к достижению некоторых общих целей. Поэтому в самой простой формулировке организация - это группа людей, действующих совместно для достижения общих целей. Для успешного достижения этих целей деятельность людей в группе должна координироваться. Поэтому организацию можно рассматривать как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Существуют, однако, важные фундаментальные различия, которые приводят к выделению двух существенных разновидностей организаций (рис. 2.1):
Рис. 2.1. Виды организаций
Неформальная организация — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом.
Формальная организация — организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование — в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации.
Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческие организации — организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Некоммерческие организации — организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации.
Рис. 2.2. Формальные организации
Неформальные организации существуют внутри всех формальных организаций, за исключением, может быть, очень маленьких (в частности, в форме межличностных неформальных групп). Они существенно влияют на многие стороны управления формальными организациями. Говоря о неформальных организациях, их обычно так и называют. Далее термин «организация» мы будем употреблять лишь по отношению к формальным организациям.
В современном обществе действует множество разнообразных организаций. Их взаимодействие определяет специфику общественной структуры, формирует социальный фон жизни современного человека. Организации определяют уровень развития современного общества.
Организации могут быть классифицированы по следующим признакам (рис. 2.3):
§ организационно-правовая форма (ОПФ) (рис. 3.4);
§ форма собственности:
§ частная;
§ государственная;
§ муниципальная;
§ общественная;
§ целевое назначение:
§ производство продукции;
§ выполнение работ;
§ оказание услуг;
§ широта производственного профиля:
§ специализированные;
§ диверсифицированные;
§ характер сочетания науки и производства;
§ научные;
§ производственные;
§ научно-производственные;
§ число стадий производства:
§ одностадийные;
§ многостадийные;
§ расположение предприятия:
§ на одной территории;
§ на одной географической точке;
§ на разных географических точках.
Юридическое лицо - это организация, которая:
§ имеет обособленное имущество в собственности, в хозяйственном ведении, в оперативном управлении;
§ отвечает имуществом по своим обязательствам;
§ может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права;
§ может быть истцом и ответчиком в суде;
§ имеет самостоятельный баланс или смету.
Рис. 2.3. Классификация организаций по ряду признаков
Рис. 2.4. Классификация организаций
Классификация организаций по организационно-правовым формам
Коммерческие организации:
§ хозяйственные товарищества и общества
§ хозяйственные товарищества
§ полное товарищество
§ товарищество на вере
§ хозяйственные общества
§ акционерное общество
§ открытое АО
§ закрытое АО
§ общество с ограниченной ответственностью
§ общество с дополнительной ответственностью
§ Производственный кооператив (артель)
§ Государственные и муниципальные предприятия
§ На праве хозяйственного ведения
§ На праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие)
Некоммерческие организации
§ Потребительский кооператив (союз, общество)
§ Фонды
§ Общественные и религиозные организации (объединения)
§ Учреждения
§ Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
В дальнейшем под словом организация или предприятие подразумевается формальная коммерческая организация.
По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над предприятием выделяют национальные, иностранные и совместные (смешанные) предприятия.
Национальное предприятие — предприятие, капитал которого принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании.
Иностранное предприятие — предприятие, капитал которого принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль.
Иностранные предприятия образуются либо путем создания акционерного общества, либо путем скупки контрольных пакетов акций местных фирм, ведущих к возникновению иностранного контроля. Последний способ получил в современных условиях наибольшее распространение, поскольку он позволяет использовать уже имеющийся аппарат, связи, клиентуру и знания рынка местными фирмами.
Смешанные предприятия — предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран. Регистрация смешанного предприятия осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства, что определяет местонахождение его штаб- квартиры. Смешанные предприятия — это одна из разновидностей международного переплетения капиталов. Смешанные по капиталу предприятия называются совместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности. Формы смешанных по капиталу компаний весьма разнообразны. Чаще всего в форме смешанных компаний создаются международные объединения:картели, синдикаты, тресты, концерны.
Многонациональные предприятия — предприятия капитал которых принадлежит предпринимателям нескольких стран, именуют многонациональными. Многонациональные компании образуются путем слияния активов объединяющихся фирм разных стран и выпуска акций вновь созданной компании. Другими формами образования смешанных по капиталу компаний являются: обмен акциями между фирмами, сохраняющими юридическую самостоятельность; создание совместных компаний, акционерный капитал которых принадлежит учредителям на паритетных началах или распределяется в определенных соотношениях, установленных законодательством страны регистрации; приобретение иностранной компанией доли пакета акций национальной фирмы, не дающей ей права контроля.
В современных условиях крупнейшие промышленные фирмы делают упор на создание совместных производственных предприятий, а также предприятий для осуществления научно-технического сотрудничества, в том числе для совместного использования патентов и лицензий, а также реализации соглашений о кооперации и специализации производства. Особенно многочисленны совместные фирмы в новых и быстро растущих отраслях, требующих огромных единовременных вложений, — в нефтепереработке, нефтехимии, химической промышленности, производстве пластмасс, синтетического каучука, алюминия, в атомной энергетике. Совместные предприятия создаются и как временные объединения для выполнения крупных контрактов на строительство портов, плотин, трубопроводов, ирригационных и транспортных сооружений, электростанций, железных дорог и т.п.
Цели организации
Сложные организации имеют, как правило, не одну цель, а набор взаимосвязанных целей, реализация которых обеспечивается в результате взаимодействия различных частей организации.
Ключевая, внутренне присущая любой реально действующей организации цель — собственное воспроизводство. Если у организации цель самовоспроизводства утрачена или сознательно подавлена, то она может прекратить существование. Организация, у которой нет внутренней ориентации на выживание, может сохраниться только под воздействием достаточно мощных внешних сил. Но в этом случае на воспроизводство потребуется гораздо больше усилий.
Ресурсы организации
Цели большинства организаций предполагают преобразование некоторых ресурсов для достижения результатов. Ресурсы, которые использует организация, можно классифицировать по-разному. Например, в составе ресурсов, используемых организациями, можно выделить: людей (человеческие ресурсы), капитал, материальные ресурсы, технологии, информацию. Ниже мы отдельно рассмотрим роль различных ресурсов в деятельности организации.
Зависимость от внешней среды
Сложные организации, как правило, тесно увязаны с окружающей средой. Организации зависят от окружающего мира потому, что они получают из него ресурсы, потому что именно там находятся потребители их продукции или услуг, потому что они связаны с этим миром тысячами формальных и неформальных связей и отношений.
Под внешней средой организаций принято понимать ту часть окружающего мира, с которой организация активно взаимодействует. В составе внешней среды принято выделять разнокачественные компоненты: экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию и другие составляющие. Все эти факторы постоянно изменяются.
Большое значение имеет то, что, хотя организация зависит от внешней среды очень сильно, среда эта, как правило, находится вне пределов непосредственного влияния менеджеров. С каждым годом руководству современных организаций приходится учитывать все большее количество факторов внешней среды.
Горизонтальное разделение и кооперация труда
Если хотя бы два человека работают вместе для достижения общей цели, они, скорее всего, будут делить работу между собой и координировать свою деятельность. Разделение всей работы на части обычно называется горизонтальным разделением труда. Разделение большого объема труда на многочисленные небольшие специализированные задания и объединение усилий многих работников позволяют организации производить гораздо больше продукции, чем если бы каждый из людей работал автономно.
В сложных организациях горизонтальное разделение и кооперация труда проявляются в форме образования подразделений, выполняющих специфические функции и добивающихся достижения конкретных специфических целей. Для того чтобы в условиях разделения труда организация обеспечивала достижение общих целей и создание целостного, пригодного для использования результата, разделение труда всегда должно сопровождаться его кооперацией, т. е. необходимо обеспечивать координацию отдельных работ и взаимодействие между работниками.
Классический подход к горизонтальному разделению труда производственной компании предполагает выделение подразделений, осуществляющих производственную, маркетинговую и финансовую деятельность. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны успешно выполняться, чтобы фирма добилась поставленных целей.
Подразделения, как и сама организация, частью которой они являются, представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется организацией для достижения общих целей последней. Таким образом, большие сложные организации состоят из нескольких, созданных специально для достижения конкретных целей, взаимосвязанных организаций и многочисленных неформальных групп, возникающих спонтанно. Все подразделения и неформальные организации, существующие внутри сложной организации, формируют и преследуют собственные цели, которые могут в большей или меньшей степени противоречить общим целям сложной организации. Это одна из важнейших причин сложности и неоднозначности управленческого процесса в организациях.
Горизонтальное разделение труда
Горизонтальное разделение труда приводит к тому, что каждый работник превращается в частичного работника. Иными словами, он производит не готовый продукт, а только выполняет некоторые операции, необходимые для получения готового продукта. Чтобы готовый продукт был в конечном счете получен, действия всех частичных работников должны, как это отмечалось выше, координироваться, т. е. необходимо управление.
Там, где разделение и кооперация отсутствуют, нужды в управлении нет. Чем больше и сложнее организация, тем важнее роль и сложнее процесс управления. Поэтому если в малых организациях выполнение управленческих функций может совмещаться с другими видами деятельности, то в больших управление — это обособленный вид деятельности.
Вертикальное разделение труда
Поскольку работа в организации разделяется на составные части, выполняется за счет совместных усилий многих людей и нуждается в управлении, кто-то должен это управление осуществлять. Если в состав организации входит достаточное количество работников и групп, деятельность которых следует координировать, то и координаторов будет много. А это означает, что в среде координаторов тоже возникает разделение труда и что их деятельность тоже придется координировать. Так, в организации появляются люди, задача которых сводится к координированию многочисленных координаторов-управленцев. Понятно, что работа, которую будут выполнять руководители, координирующая непосредственно исполнителей, будет заметно отличаться от работы их начальников.
Таким образом, в организации существуют две внутренние формы разделения труда. Первая — это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т. е. горизонтальное разделение труда. Вторая, называемая вертикальным разделением труда, отделяет работу по координированию действий от самих действий и выделяет уровни такого координирования.
Наличие управления как неотъемлемого элемента деятельности сложной организации не зависит от природы организации. Общая структура и характер процесса управления будут одинаковы для благотворительного общества и для криминальной полиции, для церкви и для армии, для государственного социалистического предприятия и частной компании. Однако в центре нашего рассмотрения будут находиться прежде всего организации особого типа — фирмы. Под фирмой мы будем понимать любую организационно-хозяйственную единицу, которая осуществляет деятельность в условиях рыночного окружения и ставит перед собой коммерческие цели, т. е. цели, связанные с получением прибыли. Хотя данный набор признаков не отражает всего разнообразия характеристик фирмы как частного случая организации, для наших целей этого будет достаточно.
Организация как пространственно-временная структура производственных факторов позволяет получить максимальные по величине качественные и количественные результаты в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.
Для различных организаций характерны различные виды структур управления.
См.далее: организационная структура управления
Организация как социально-экономическая система
Организации - это открытые социально-экономические системы.
Особенности социально-экономических систем:
§ изменчивость (нестационарность) отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения;
§ уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях и вместе с тем наличие у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами;
§ способность противостоять разрушающим систему тенденциям;
§ способность адаптироваться к изменяющимся условиям;
§ способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения;
§ способность и стремление к целеобразованию, т. е. формированию целей внутри системы.
Понятие «система» отображено на рис. 3.5.
В организации как системе различают следующие элементы:
§ функциональные области деятельности организации;
§ элементы производственного процесса;
§ элементы управления.
Рис. 2.5. Понятие системы
Функциональные области выступают объектами менеджмента в организациях и определяют их структуру управления (рис. 3.6).
Рис. 2.6. Функциональные области
Типичными функциональными областями являются сбыт (маркетинг), производство, финансы, персонал, НИОКР (инновации) (табл. 3.1).
Таблица 2.1 Примеры основных целей функциональных областей организации
Функциональная область |
Специфическая цель |
Маркетинг |
Выйти на первое место по продаже продукции (определенного вида) на рынке |
Производство |
Достичь наивысшей производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции |
НИОКР |
Поддерживать конкурентоспособность и инновационность (постоянное обновление) выпускаемой продукции |
Финансы |
Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов |
Персонал |
Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе |
Ограничения и условия функционирования организаций
Ограничения - внешняя среда организаций (среда прямого воздействия, среда косвенного воздействия).
Условия - внутренняя среда (внутренние переменные) организации (рис. 2.7).
Рис. 2.7. Организация как система
Общая характеристика внешней среды:
§ взаимосвязанность факторов внешней среды;
§ сложность внешней среды;
§ подвижность (изменчивость) внешней среды;
§ неопределенность внешней среды.
Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми. Существуют различные варианты определения состава основных внутренних переменных организации.
o Социально — экономические преимущества акционирования государственных предприятий.
o Актуальные проблемы обоснования оптимальной производственной и общей структуры предприятий различных форм собственности.
o Целесообразность и эффективность создания холдинговых компаний в отдельных отраслях экономики Украины.
o Сущностно-содержательная характеристика рыночной сферы деятельности отечественных предприятий.
o Углубленная оценка основных принципов поведения субъектов хозяйствования на отечественном и мировом рынках.
Вопросы для самоконтроля
1. Характеристика предприятия (фирмы) как первичного звена производственной сфера и юридического лица.
2. Методологические основы обоснования множественности целей деятельности предприятия (фирмы).
3. Правовые основы деятельности предприятий (фирм) в условиях рыночной экономики.
4. Тенденции динамики развития в мире количества предприятий разных форм собственности и с разной численностью работников.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.