«Организация контрольно – оценочной деятельности на уроках математики»
Оценка 4.8

«Организация контрольно – оценочной деятельности на уроках математики»

Оценка 4.8
docx
21.06.2024
«Организация контрольно – оценочной   деятельности на уроках математики»
«Организация контрольно – оценочной деятельности на уроках математики.docx

 

      Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся по математике всегда имела и имеет место в практике работы школы. Контроль и оценка в учебной деятельности позволяет учителю и обучающемуся определить уровень усвоения учебного материала и выявить проблемы, а затем наметить индивидуальную и групповую коррекционную работу.

Основной целью контроля и оценки качества знаний обучающегося учителем является определение качества усвоения школьниками программного материала – уровня овладения ими знаниями, умениями, навыками, предусмотренными стандартом по математике. Поэтому в первый месяц обучения провожу вводный контроль. У многих обучающихся, которые приходят в школу, отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Это создает определенные сложности в организации учебного процесса. Вот и приходится задумываться о поиске новых путей улучшения качества преподавания математики и применять разнообразные формы контроля и оценки знаний обучающихся. При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т.п.  При групповом контроле класс временно делится на несколько групп и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные. Но в связи с небольшой наполняемостью классов, применять данный метод на уроках сложно.

         При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качества словесного оформления, степень закрепления в памяти.

Для более прочного усвоения знаний, навыков использую различные карточки – опорные конспекты, таблицы, схемы, образцы решений. Условно контроль знаний обучающихся можно подразделить на следующие виды: текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль.

    Текущий контроль – это контроль за усвоением знаний, умений и навыков школьниками на каждом уроке, на отдельных этапах урока.

Это самостоятельные работы, тесты,  задания «Найди ошибку», «Истинно – ложно», система плюсов-минусов, самопроверка, взаимопроверка.

Оценку правильнее ставить за работу в течение всего урока, а не за единичный ответ. Обучение математике, как известно, сопровождается записями в тетрадях, поэтому проверка тетрадей школьников является необходимым элементом текущего контроля и учитываются при оценке успеваемости. Так как детей в классах мало, работу в тетрадях проверяю сразу на уроке перед выставлением итоговой оценки.

 Также распространенной формой текущего контроля являются устный опрос, математические диктанты, контрольный устный счет, уплотненный фронтальный опрос и так далее. Все отметки за эти виды работ выставляются в журнал.

Остановимся подробнее на некоторых формах текущего контроля.

 Устный опрос осуществляю практически на каждом уроке. Хотя оценивать знания учеников не обязательно, я все равно оцениваю, так как считаю, что без знания устного материала невозможно выполнение каких либо задач даже на уроках математики.

 

 

Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.

      Математические диктанты – хорошо известная форма контроля знаний. Я применяю диктанты для проверки формул, основных понятий и правил по разным темам. Провожу диктанты, которые позволяют судить об уровне навыков решения несложных задач. Например,  при  изучении признаков делимости  можно предложить самостоятельную работу в виде диктанта. Читаем начало признака, школьники дописывают окончание формулировки. Затем проводим самопроверку или взаимопроверку (дети меняются тетрадями). Читаем формулировку, обучающиеся отмечают «+» или «–» соответственно правильный или неправильный ответ и говорят результаты. И сразу по количеству «+» и «–» ставиться отметка. Диктант можно проводить при закреплении изученного материала.

В последнее время широкое распространение получили тесты. Все тесты можно подразделить на две группы: проверяющие логические способности обучающихся, и проверяющие основные знания и умения школьников. На своих уроках я применяю тесты, проверяющие  знания и умения.

Тесты имеют главное преимущество перед обычной контрольной работой – оперативность: его можно провести и проверить быстрее, а оценки можно объявить сразу по окончании. Разнообразие тестов, их большое количество позволяет проводить их так часто, как ему это необходимо в зависимости от цели урока, наличия учебного времени, уровня подготовки обучающихся.

Однако система тестов не может полностью заменить традиционную форму контроля – самостоятельную работу. 

Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельной работой, самостоятельная работа может быть:

Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы. Работа выполняется без помощи учителя. Проверка осуществляем либо сразу в ходе самопроверки или взаимопроверки, либо позже учителем.

      Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, такая работа мало способствует умственному развитию детей, но она необходима, так как позволяет выработать основные умения и навыки и создать базу для дальнейшего изучения математики. При выполнении тренировочных самостоятельных работ детям необходима помощь учителя, поэтому я разрешаю  пользоваться учебником и тетрадью, справочными таблицами и т.д.

Всё это создает благоприятный климат для «слабых» обучающихся. В таких условиях они легко включаются в работу и, как правило, успешно справляются с ней.

 

 

 

К тренировочным самостоятельным работам можно отнести выполнение заданий по разноуровневым карточкам. Дети сами выбирают задания в зависимости от уровня знаний. Некоторые школьники, выполнив свое задание, хотят попробовать решить задание более высокого уровня. Постепенно обучающиеся привыкают не бояться трудностей и стремятся к более высокой самооценке.

    Закрепляющие самостоятельные работы показывают насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного вида определяю, нужно ли ещё заниматься данной темой. Такие самостоятельные работы способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. При обучении математики самостоятельные работы на повторение изученного материала очень важны. Ведь перед изучением новой темы учитель должен знать, подготовлены ли дети, есть ли у них необходимые знания, чтобы изучение нового прошло без затруднений.

Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.

Итоговый контроль позволяет судить об общих достижениях обучающихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала. Под итоговым контролем обычно понимается подведение итогов обучения за год. Он слагается из системы тематического контроля и носит более обобщенный характер.

Методика «недельные отчеты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь и помочь тем, кто сообщает, чему они за неделю научились и какие трудности у них возникли. «Недельные отчеты» – это опорные листы, которые дети заполняют раз в неделю, отвечая на вопросы:

Чему я научился за неделю?

Какие вопросы остались для меня неясными?

Какие вопросы я задал бы обучающимся, если я был учителем, чтобы проверить поняли ли они материал?

Анализируя отчеты, можно узнать об основных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у обучающихся. Данный метод контроля мне показался интересным и эффективным, поэтому постараюсь применять его на своих уроках.

При подготовке данного доклада я взяла себе на вооружение еще один  метод контроля знаний, который до этого никогда не применяла.  Это метод  составление тестов.

Суть его состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Использование тестов наиболее эффективно на этапе закрепления материала, когда тема уже пройдена. Но этот метод выполняет свои функции и в ситуации, когда новая тема только заявлена.

В качестве домашнего задания ученикам 8 класса  я  предложила  составить тест по пройденной нами теме «Множества. Операции над множествами». Вопросы для тестов должны быть на понимание материала, а не механическое его воспроизведение. К вопросу я предложила подобрать три-четыре ответа, можно составить простые вопросы, которые будут иметь два варианта ответа: «верно-неверно» или «да-нет».

Критерии оценивания могут меняться по мере возрастания опытности учащихся в разработке вопросов. Поначалу можно оценивать только то, подходит вопрос для включения в проверочную работу или нет. Затем можно присваивать удачным вопросам различное количество баллов, в зависимости от их сложности или оригинальности. Шкалу оценки можно

 

 

придумать вместе с учащимися. Используя методику самостоятельного составления теста, удается:

1) выявить уровень выполнения домашнего задания (самостоятельное изучение теоретического материала). Стимулировать интерес к выполнению такого рода домашнего задания за счет новизны работы и новой роли в учебном процессе;

2) повысить ответственность при выполнении домашнего задания, так как результаты попадают на всеобщее обозрение, более того, «проверяются в деле» и подвергаются критике одноклассников;

3) развивать критическое мышление, внимание к мелочам. Иногда одно неуместное слово превращает удачную идею в неудачный вопрос. Это положительным образом сказывается на грамотности речи учащихся;

4) акцентировать внимание на индивидуальном прогрессе. Создавать ситуацию успеха для большинства учеников;

5) снять страх перед проверочной работой на знание пройденного материала .

По итогам проверки данного задания мною было выявлено, что не все учащиеся могут корректно сформулировать вопрос. Причина этого, на мой взгляд - скудный словарный запас у учащихся, неумение выделить главное из общего.  В дальнейшем планирую продолжать применять данную методику в других классах и не только в виде домашнего задания, но и на уроке.

Итак, систематический контроль и оценивание знаний и умений обучающихся – одно из основных условий повышения качества образования.

Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого.

- контроль для обучающихся должен быть обучающим;

- контроль должен раскрывать индивидуальные особенности детей;

- контроль повышает уровень подготовки к уроку, позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях;

Контроль на уроках математики – это неотъемлемый процесс обучения. Работа эта систематическая, разнообразная и многоплановая. Виды контроля зависят от возраста обучающихся, состава класса, изучаемой темы и многого другого. Но все виды контроля в совокупности позволяют многим обучающимся достигнуть обязательных результатов обучения и успешно сдать переводные и выпускные экзамены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Филиал муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза

Ивана Ивановича Масленникова»

Озинского муниципального района Саратовской области

в с. Старые Озинки

 

 

 

 

 

 

 

       Доклад на тему:

     «Организация контрольно – оценочной

       деятельности на уроках математики»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Нечаева Е.В.

учитель математики

 

 

Февраль, 2024 г


 

Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся по математике всегда имела и имеет место в практике работы школы

Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся по математике всегда имела и имеет место в практике работы школы

Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах

Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах

К тренировочным самостоятельным работам можно отнести выполнение заданий по разноуровневым карточкам

К тренировочным самостоятельным работам можно отнести выполнение заданий по разноуровневым карточкам

Используя методику самостоятельного составления теста, удается: 1) выявить уровень выполнения домашнего задания (самостоятельное изучение теоретического материала)

Используя методику самостоятельного составления теста, удается: 1) выявить уровень выполнения домашнего задания (самостоятельное изучение теоретического материала)

Филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа имени

Филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа имени
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2024