Организация коррекционной работы на уроках по адаптивной физической культуре
Для слабослышащих школьников характерны следующие разнообразные нарушения в двигательной сфере, которые необходимо учитывать при организации работы: недостаточно точная координация и неуверенность в движениях; относительная замедленность овладения двигательными навыками; трудность сохранения статического и динамического равновесия; низкий уровень развития ориентировки в пространстве; низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп – сгибателей и разгибателей); замедленная скорость обратной реакции; невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга. Результаты исследований показывают, что большая часть слабослышащих имеют те или иные нарушения в осанке (сутулость, сколиоз, плоская грудная клетка), ожирения, плоскостопия I и II степени и др. В связи с этим на уроках по физической культуре должны решаться не только общие задачи, но и специализированные (коррекционные).
Основные направления коррекционной работы:
1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата;
- обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников;
- коррекция нарушений скоростно-силовых качеств.
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
-развитие зрительной памяти и внимания;
-формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина.)
-развитие пространственных представлений и ориентации;
-развитие наглядно-образного мышления;
3.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
-развитие навыков адекватного общения.
4.Развитие речи, овладение техникой речи
- активизации устной коммуникации; коррекция нарушений произношения
5.Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата;
- обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников;
- коррекция нарушений скоростно-силовых качеств.
В работе со слабослышащими детьми общеразвивающие упражнения направлены на всестороннее развитие организма. Они развивают мышцы спины, живота, плечевой пояс, мышцы ног, рук. Их можно разделить на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты, обручи и пр.) и без предметов. Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития, формирования правильной осанки. Чувство равновесия развивается при ходьбе, беге, прыжках, метании и в ходе упражнений на уменьшенной площади опоры. Например хождение по гимнастической скамье.
Так же на уроках адаптивной физкультуры использую реабилитационное оборудование: беговую дорожку, велотренажеры, степпер, медболы, мячи, гантели, фитболы и многое другое.
Для Варвары исключены упражнения с повышенной кардио нагрузкой, вместо них Варя работает над скоростно-силовыми качествами (прыжки в длину, упражнения на растягивание, метания и др.)
Для Полины упор делается на коррекция нарушений ОДА. Например, упражнения с массажными и акупрессурными мячами, медболами, упражнения на коврике в горизонтальном положении.
Для Ольги составлена отдельная программа занятий, в которую включены различные виды ходьбы, упражнения со шведской стенкой, упражнения на гимнастических матах, с мячами и др.
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
-развитие зрительной памяти и внимания;
-формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина.)
-развитие пространственных представлений и ориентации;
-развитие наглядно-образного мышления;
Одной из самых распространённых проблем на уроке – является страх перед выполнением какого-либо нового физического упражнения (ловля мяча, лазание по шведской стенке, кувырки и другое). Чтоб справиться с этой проблемой в своей работе использую коррекционные подвижные игры. Создание игровых ситуаций на занятиях организует ориентировочную и пространственную деятельность детей, обеспечивает развитие внимания (передвижения по шведской стенке, прыжки по ориентирам, прокатывание предметов по разным поверхностям горизонтальным и вертикальным, выполнение общеразвивающих упражнений, преодоление полосы препятствий, сюжетно-ролевые игры, спортивные и подвижные игры).
3.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
-развитие навыков адекватного общения.
Использую в своей работе различные эстафеты, соревновательные игры, что предполагает развитие умений работы в команде. (при делении на команды придумать название, обсудить, поддержка своей команды, команды соперников).
4.Развитие речи, овладение техникой речи
- активизации устной коммуникации;
-коррекция нарушений произношения.
Каждый урок начинаю с проверки слуха обучающихся. После этого повторяем речевой материал, пройденный на предыдущем уроке, речевая зарядка. (Ра-ра-ра начинается игра, ры-ры-ры, у нас в руках шары, ру-ру-ру, бью рукой по шару). Так же в начале нового раздела – проводится теоретическая часть урока, на которой рассказываю о связи физической культуры с обществом, значении ЗОЖ и др. После чего происходит активное обсуждение информации. В спортивных играх часто проговариваем правила игр.
5.Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Во время отдыха на уроке – использую игру «Лесенка». Дети по очереди произносят слова, связанные с физической культурой. Кто долго думает- выбывает. (это мотивирует детей учить новые слова).
И в заключении хочу отметить, что правильная организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках адаптивной физической культуры способствует развитию и совершенствованию не только их двигательной активности, но и социальной реабилитации. Что, в конечном итоге, обеспечивает интенсивную и устойчивую позитивную динамику развития личности обучающихся и их интеграцию в социальную среду.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.