Организация краеведческой проектной деятельности в начальной школе
Оценка 4.7

Организация краеведческой проектной деятельности в начальной школе

Оценка 4.7
doc
25.08.2021
Организация краеведческой проектной деятельности в начальной школе
Организация краеведческой проектной деятельности в начальной школе.doc

Организация краеведческой проектной деятельности в начальной школе.

С позиции концепции воспитания педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим  ценностям.

В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребёнка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Базис личностной культуры – собственно человеческое начало в человеке. Мы считаем: краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Исходя из возрастных особенностей детей, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине», т.е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.

Краеведение является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни.

Современная начальная школа одной из важных задач считает развитие продуктив­ного, т.е. творческого мышления учащихся, которое должно опираться на систему зада­ний, раскрывающих личность в разных си­туациях.

Творческий характер усвоения инфор­мации Л.С. Выготский рассматривал,  как способность сознания перерабатывать, пре­образовывать материал эстетических восп­риятий, впечатлений, создавать на их осно­ве новые наглядные образы, в той или иной мере соотносимые с представлениями о прекрасном, возвышенном.

Творчество, по мнению Э. Фромма, — это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие ново­го и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Творчество — синоним оригинального склада мышления, т.е. способность посто­янно ломать привычные рамки накоплен­ного опыта. Творческий ум — это ум актив­ный, пытливый, обнаруживающий пробле­мы там, где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ.

Художественно-творческий процесс чрезвычайно сложен и во многом определя­ется индивидуальными особенностями личности, а художественно-творческая дея­тельность может возникать только на осно­ве интереса, добровольности и положитель­ных эмоций.

Творческие задания — это вид поруче­ний, выполнение которых требует от уча­щихся начальных классов, опираясь на богатство понятий, связей и способов действий, накопленных в учении и жизненном опыте, силой воображения и активного мышления создать нечто новое, оригиналь­ное, в той или иной мере выражающее их индивидуальные склонности.

Художественно-творческое развитие учащихся младших классов нами осущест­влялось на уроках и внеклассных мероп­риятиях, посвященных знакомству с крае­ведческим материалом.

Художественно-творческому акту пред­шествовало длительное накопление соответ­ствующего опыта, знаний, навыков, тща­тельное обдумывание того, что учащиеся хотят воплотить.

Так, в эстетической беседе «Красота, гармония, нравственность» акцент делался на развитие эмоциональной отзывчивости, на выразительность реального объекта. Нас окружает искус­ство, и если мы научимся его замечать, то найдем в нем друга, источник радости и любви. В качестве примеров можно использова­ть архитектурные памятники : крае­ведческий музей, бывший дом купца Павлова. В Шуе много памятников архи­тектуры. Мы порой ходим мимо них и не за­мечаем этой красоты. Как важно не только видеть, но и впитывать эту гармонию. Русский народ издревле подмечал красоту ок­ружающего нас мира и вносил в свой быт.

После заочного путешествия «Моя малая родина» предлагалось нарисо­вать дорогое сердцу место города и выучить стихи местных поэтов о городе. В основном они изобра­жали. Учащиеся выучили стихи. В результате учащиеся младшего школьного возраста смогли по-другому увидеть знакомые уголки родного города, в реальных объектах старинных построек красоту и труд мастеров и выра­зить свое отношение в рисунках.

Уважительное отношение к истории и культуре своего народа нужно воспитывать с детства. Образы родной природы  можно показать через лирическую поэзию земляков, разнообразие пейза­жа родных просторов и творчества худож­ников  Шуйского края, а также способность «смотреть и видеть», вглядываться в окру­жающий мир, развивать тонкость ощу­щений, воображение, зрительную и логичес­кую память, фантазию.

Заочное путешествие начиналось с ис­торической  справки  о  городе, заканчивалось также словом о земле Шуйской. А в обобщающей беседе учащиеся уточняли объекты, на ко­торых они побывали во время «путешест­вия», опираясь на план - карту города, рас­сказывали о местах, которые им давно зна­комы, о том, что они узнали нового и инте­ресного, выражали желание побывать в конкретных местах своего родного города. У учащихся отмечалось расширение видения красоты объектов природы и архитектур­ных построек города, эмоциональность выражения   образных оригинальных сравнений — здесь проявля­лось видение многообразия реальных объ­ектов, их эмоциональное воздействие в процессе наблюдения.

Продолжили работу по темам «Название моего города» и «История в ар­хитектурных памятниках». Школьники, выполняли са­мостоятельное задание на выяснение старо­го названия улицы, на которой живут. В обобщающей бе­седе объ­ясняли происхождение названий улиц, площа­дей. Поскольку бытовая повседневность чрез­вычайно продуктивна для усвоения истори­ческого прошлого учащимися младшего школьного возраста (усваивается быстрее и лучше то, что связано с их личным опытом), то для устного журнала были сняты любительские видео-зари­совки исторических мест города. Обсуждение проходит в эмоциональной форме, С особым настроением учащиеся смотре­ли на знакомые им уголки родного города, с радостью их узнавали, удивлялись красоте привычных глазу мест.

Инте­ресный ракурс, нестандартная точка зрения - позволяли в обычном увидеть необычное, неприметное сделать выразительным, маленькое рассмотреть, словно через увеличительное стекло, словом, выстроить драматургию показа уголков родного города таким обра­зом, чтобы в сознании учащихся обыден­ный окружающий мир предстал удивитель­ным и необычным. Такие занятия форми­ровали способность «смотреть и видеть», вглядываться в окружающий мир.

На  занятии по теме «Наследие предков в твоем городе» (памятники архитектуры), решались следу­ющие задачи: учить видеть красоту родного города, его исторические корни; расширять представление о красоте зодчест­ва; воспитывать гордость за своих предков, за их художественный дар, ощутить себя их наследниками; дать почувствовать возмож­ность уже сегодня вносить свою лепту в создание жизненной среды, в ее улучшение.

Вступительная беседа напомнила об ис­торических и культурных достопримеча­тельностях города, его прошлом и настоя­щем, о его красоте и своеобразии. А затем учащимся было предложено нарисовать каменные или деревян­ные здания, обязательно такие, которые бы не нарушали свое­образие нашего древнего города. В конце урока на выставке появились рисунки уникальных зданий, в которых от­ражалась любовь к родному городу, жела­ние сделать его краше. Учащиеся объясня­ли не только назначение своих сооружений, но и обращали внимание на их красоту, за­печатленную в узорах деревянного или чу­гунного кружева.

После такой работы учащиеся придумы­вали загадки, стихи, частушки и считалки об известных местах родного города

Учет объективного и субъективного в осмыслении выразительности реальных объектов в произведениях искусства осуще­ствлялся не только на материале историче­ского прошлого города, но и настоящего. В результате осуществлялось духовно-нравственное постижение мира, формиро­вались ценностные ориентации, пробуж­дался интерес к историческому прошлому родного города, воспитывалась любовь к Родине, что, несомненно, влияло на худо­жественно-творческое развитие учащихся начальной школы. Одним из ведущих факторов формирова­ния исторического и патриотического соз­нания детей является краеведение. Необхо­димость развития интересов учащихся в об­ласти краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, со­держательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они и воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.

Составной частью плана было пробуж­дение в детях поисковой мотивации. В ре­зультате бесед и обсуждений был предло­жен и одобрен ребятами ряд добрых дел для города .

 Работа с книгами, газетными статьями, помогает пробудить у детей лю­бопытство, оценить красоту родного края, людей, которые живут рядом или жили ког­да-то на этой земле.

Но книга не может заменить непосред­ственного наблюдения, потому мы регуляр­но совершаем пешие экскурсии, собираем материал об улицах нашего города. Детям было интересно узнать, почему та или иная улица носит такое название, какие интерес­ные здания, учреждения есть на ней, соби­рали старинные фотографии. Особенно интересно было узнавать  о  известных людях, которые побывали  в нашем городе и ходили по тем же улицам, по которым ходим и мы сейчас .

С большим интересом воспринимаются ребятами городские и школьные выставки. Беседы и экскурсии, проведенные там, позволили детям   осознать   необходи­мость чтить традиции, пом­нить своих героев.

Воспитание люб­ви к родному краю неразрывно связано с бе­режным отношением к природе. Избежать однообразия в работе с детьми помогли не­традиционные формы. Это походы на луга и речку Тезу, участие в праздниках природы. Ребята с удовольствием участвова­ли в викторинах «Зеленый друг», конкурсе «Ты в ответе за тех, кого приручил» и др.

Вся эта работа не только учила чуткос­ти, доброте, отзывчивости, но и служила сплочению детей, развивала их активность, творческие способности.

Проведенные занятия дали свои поло­жительные результаты. Ребята не только получили знания о городе, но у них пробу­дился и интерес к своей малой родине. Де­ти хотели бы продолжить занятия по крае­ведению.

Однако «маленькую Родину» ребёнка нельзя ограничивать только сквером или парком, которые находятся рядом с его домом или школой. Это даже не улица, на которой живёт ребёнок.  «Малая Родина»  ребёнка – и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые  будни,  исторические  сведения краеведческого содержания и многое другое.

В настоящее время метод проектов приобрел широкую популярность.

Сейчас проекты все ча­ще рассматривают как метод обуче­ния, при котором учащиеся приобре­тают знания и умения в процессе пла­нирования и выполнения постепенно усложняющихся практических зада­ний-проектов. Часть из них может быть взята из школьной программы, часть может создаваться самими деть­ми совместно с учителем в процессе обучения и основываться на явлениях окружающей действительности. При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели.

Проектная деятельность требует от учителя создания условий для расши­рения познавательных интересов де­тей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний, он становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность учащих­ся, их сообразительность и изобрета­тельность. В определенном смысле, учитель перестает быть «предметни­ком», а становится педагогом широко­го профиля, выступая в различных ролях: энтузиаста ,(повышает мотива­цию учащихся, поддерживая, поощ­ряя и направляя их по пути достиже­ния целей); специалиста (обладает знаниями и умениями в нескольких областях); консультанта (организует доступ к информационным ресурсам, в том числе к другим специалистам); руководителя (особенно в вопросах планирования времени); «человека, который задает вопросы»; координато­ра всего группового процесса; эксперта (дает четкий анализ результатов вы­полненного проекта).

Степень самостоятельности учащих­ся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особен­ностей детей, от их предыдущего опы­та проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера от­ношений в группе.

В проектной деятельности детей раз­виваются важнейшие общеучебные умения, а именно:1.   Рефлексивные умения: осмыс­ливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на во­прос   «Чему  нужно  научиться  для решения поставленной задачи?».

2.  Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить не­достающую информацию; запраши­вать   недостающую   информацию   у эксперта (учителя, консультанта, спе­циалиста);   находить . несколько  вариантов решения  проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.

3. Оценочные умения.                                        

4.  Умения и навыки работы в со­трудничестве: коллективного плани­рования,  взаимодействия  с  любым партнером, взаимопомощи в группе в решении общих задач, делового парт­нерского общения.

5.  Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс (изделие), при­нимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собствен­ную деятельность (ее ход и промежу­точные результаты).

6. Коммуникативные умения вступать в диалог.  вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; интервьюировать, про­водить устный опрос.

7. Презентационные умения и навы­ки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на не­запланированные вопросы.

Выбор формы продукта проектной де­ятельности - важная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита -презентабельной и убедительной, а предложенные решения - применимы­ми к выбранной социально значимой проблеме. Вот перечень возможных вы­ходов проектной деятельности: выстав­ка, газета, действующая фирма, жур­нал, игра, коллекция, пакет рекоменда­ций, письмо в..., праздник, прогноз, публикация, путеводитель, серия иллю­страций, сказка, справочник, статья, сценарий, учебное пособие, экскурсия.

Выбор формы презентации проекта -задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентаций весьма ограничен, а поэтому здесь особо требуется творче­ский подход (в сочетании с обязатель­ным учетом индивидуальных интере­сов и способностей проектантов -артистических, художественных, конструкторско-технических, органи­зационных и т.д.).

 

Виды презентационных проектов могут быть различными, например: воплощение (в роли одушевленного или неодушевленного существа); де­ловая игра; диалог исторических или литературных персонажей; защита на Ученом совете; игра с залом; иллю­стрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивили­заций и т.д.;  конференция;  доклад; отчет исследова­тельской экспедиции; пресс-конфе­ренция; путешествие; реклама; роле­вая игра; соревнования; спектакль; спортивная игра; телепередача; экс­курсия.

Паспорт проектной работы

Название проекта:

Руководитель проекта: «Шуя, ты сердца моего частица».

Состав учащихся: 3 «Б» класс.

Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.

Цели проекта: «Шуя, ты сердца моего частица».

1.  Подготовить и написать творче­скую работу

2.  Способствовать воспитанию люб­ви к родному краю .

Задачи проекта:

1. Развитие умения обобщать и срав­нивать собранный материал.

2.  Развивать речь через использова­ние выразительных средств языка.

3. Развивать интерес к историческо­му прошлому.

Вопросы проекта:

Оборудование:

Аннотация. Идеей создания дан­ного проекта послужило Дети с увлечением работали над решили исследовать технологии воспитатель­ной работы. Основная задача нашей школы - формирование у учащихся и их родителей потребности в самораз­витии, необходимом для адаптации к реальностям сегодняшнего мира. Цель воспитательной парадигмы мы опре­делили как формирование

В качестве «рабочего» метода мы обратились к техноло­гии коллективных творческих дел (КТД), разработанной И.П. Ивановым

Проект «Любимые игры и игруш­ки» пока­зался  интересным, и мне хотелось бы поделиться опытом с другими учителями.

Цели проекта:

-     развивать    коммуникативные умения учащихся;

-  способствовать укреплению един­ства класса;

- учить строить дружеские отноше­ния с дошкольниками;

- дарить радость другим.

Стартовый сбор. - О чем будет наш разговор? (О лю­бимых играх, игрушках.)

-  Кто хочет помочь мне в проведе­нии этого дела? (Желают все.) Каждый из вас может внести свое предложение, интересную идею по теме проекта. {Можно в игры поиграть, новые разу­чить, игрушки свои показать, сде­лать их самим и т.д.)

-  Кому принесет пользу наш про­ект? (Нам самим; малышам.)

В результате обсуждения был создан проект проведения КТД.

1.  Опросить старших (разных поко­лений), в какие игры и какими игруш­ками они играли в детстве. Ответствен­ные - ученики класса.

2. Провести занятие «Моя любимая игрушка».

Каждый ученик приносит в класс свою любимую игрушку. Рассказыва­ет о ней по плану:

1) название игрушки;

2) откуда она появилась;

3) описание игрушки;

4) как ты в нее играешь.

После этого ученик декламирует стихотворение, поет песенку или зага­дывает загадку о любимой игрушке. Материал дети подбирают самостоя­тельно. Затем каждый рисует свою лю­бимую игрушку.

3.   Выставка  любимых  игрушек.

 4.- Ребята, я знаю, что вы очень люби­те играть в игры и игрушки, изготов­ленные своими руками. На нашей фаб­рике игр и игрушек мы сегодня на­учимся делать игру-головоломку. Проверьте свою готовность. Вы должны запастись листами картона, линейками, карандашами, ластиками, ножницами, ну и, конечно, хорошим настроением и желанием поиграть.

5.  Заочное путешествие в музей те­атральных кукол при Центральном театре кукол им. СВ. Образцова.

Удивительная и увлекательная кол­лекция не оставила детей равнодуш­ными.

- Мы можем с вами поучиться создавать куклы у настоящих худож­ников.

6.  Изготовление из картона для де­вочек - кукол, для мальчиков - машин из спичечных коробков, корабликов из дерева.

7.«Страна детства» - итоговое занятие.

Цель занятия: подвести итог кол­лективно проделанной работы.

Оформление: рисунки любимых иг­рушек, цветы, шары. Перед началом звучат песни В. Шаинского.

Ход занятия.

I. Вступительное слово учителя.

-  Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная Стра­на детства. Туда нельзя приехать на ма­шине, приплыть на пароходе, даже на ракете прилететь нельзя. Но туда мож­но просто перенестись на крыльях фан­тазии, вообразить этот мир, придумать его самим. В этой стране побывали все дети Земли, и даже ваши родители, ба­бушки и дедушки, когда они были ма­ленькими. Они были там со своими первыми друзьями - игрушками.

Когда ваши родители, бабушки и де­душки были маленькие, у них были совсем другие игрушки.

П. Рассказ родителей об игрушках своего детства (опыт восприятия об­разцового рассказа).

III.  После этого ученик обобщает собранный материал:

- У наших прабабушек игрушек не было. Они шили себе куклы из тря­пок, делали из соломы, моя бабушка куклу «соображала» из полена, одева­ла в лоскутки и играла. Прадедушки вырезали из дерева лошадок, играли в кости. Мастерили игрушки из кату­шек от ниток, делали бусы из ягод шиповника и рябины, собирали ка­мешки.  Любили подвижные игры: лапту, прятки, прыганье на досках. Позднее появились резиновые игруш­ки, сабли, пистолеты.

IV.  Чтение стихотворений об иг­рушках (А. Барто, Я. Акима, С. Черно­го, С. Маршака, И. Демьянова). фиолетовый - плохо, прикрепляют под рубрикой «Рефлексия дел» в клас­сном уголке.

Анализ КТД.

При проведении КТД «Любимые иг­ры и игрушки» я открыла для себя каждого ученика как неповторимую, интересную и самобытную личность. Каждый из детей имел возможность самовыразиться. Рассказывая об иг­рушках, ребята проявили оригиналь­ность и артистизм. Те, кто не нашел материал о своей игрушке, попыта­лись сочинить стихи сами. А с каким удовольствием они рисовали своих «друзей детства» IОбсуждая с товарищами любимые игрушки, ребята получают возмож­ность развивать свои коммуникатив­ные умения.

Все ответственно отнеслись к сбору материала об играх и игрушках взрос­лых, привлекли родителей.

Проведение КТД «Любимые игры и игрушки» было отличным средством сплочения младших и старших, детей и взрослых, воспитания коллективиз­ма, самостоятельности, творческой активности.

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них об­щих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач совре­менного образования.

Общие исследовательские умения и навыки включают в себя умение ви­деть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определе­ние понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умо­заключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.

Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития ос­новных умений и навыков исследова­тельского поведения можно использо­вать различные методики.

Кратко остановимся на некоторых из них.

I. Развитие умения видеть пробле­мы.

Проблема - это затруднение, слож­ный вопрос, задача, требующие разре­шения, т.е. действий, направленных в первую очередь на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

Поиск проблемы - дело непростое. Найти проблему порой бывает не менее трудно, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы вмес­те с ребенком, учитель должен про­явить гибкость. Не стоит непременно требовать от ученика ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения конечной цели. Вполне достаточно общей, приблизительной характеристики. Умение видеть проолемы - инте­гральное свойство мышления. Разви­вается оно в течение длительного времени в самых разных видах дея­тельности. Приведем примеры зада­ний, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи. Для того чтобы научиться выявлять про­блемы, необходимо овладеть способ­ностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследова­ния с разных сторон. Помогут в этом несложные упражнения.

1.  «Посмотри на мир чужими гла­зами».

Читаем детям неоконченный рас­сказ:

а) С утра небо покрылось черными туча­ми, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газо­ны, дороги...

Продолжи рассказ: представь себя гу­ляющим во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве; зайчиком в лесу,

бВ четвертом классе просто «эпиде­мия» - все играют в космических пришель­цев...

Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиции учителя; школьного врача; школьного психолога; одноклассника этих ребят; одного из космических пришельцев; компьютера, на котором набраны тексты писем пришельцам.

2.  «Составь рассказ от имени друго­го персонажа».

Представь, что ты на какое-то время стал столом в классной комнате; камешком на дороге; животным (домашним или ди­ким); человеком определенной профес­сии. Опиши один день этой воображаемой жизни.

Эту работу можно сделать письмен­ной, предложив детям написать сочи­нение, но хороший эффект дают и уст­ные рассказы. При выполнении этого задания надо поощрять самые интерес­ные, самые изобретательные, ориги­нальные детские ответы. 3. «Составь рассказ, используя дан­ную концовку».

а)... нам так и не удалось выехать на дачу.

б)   ...сидевший в соседнем вольере орангутанг не обратил на это никакого внимания.

в)  ...прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски.

Подумай и расскажи о том, что было вначале и почему все закончилось имен­но так.

Оценивается логичность и ориги­нальность изложения.

4. «Сколько значений у предмета?»

Учитель предлагает детям рассмот­реть какой-нибудь хорошо знакомый предмет (карандаш, кирпич, мел, ко­робку и т.п.) и найти как можно боль­ше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

5. «Тема одна - сюжетов много».

Придумай и нарисуй как можно больше сюжетов на одну и ту же тему, например: «Осень», «Город», «Лес» и т.д.

II. Развитие умения выдвигать гипотезы.

Гипотеза - это предположение, суж­дение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что они видят, слышат, чувствуют. Множество инте­ресных гипотез рождается в результате поиска ответов на собственные вопросы. Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Сто­ит ее подтвердить, как она становится теорией, если опровергнуть - превраща­ется в ложное предположение.

Обычно используются два способа проверки гипотез - теоретический и эмпирический. Первый опирается на логику и анализ других теорий (име­ющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпи­рический способ предполагает наблю­дения и эксперименты. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы по­зволяют увидеть проблему в ином свете, посмотреть на ситуацию с дру­гой стороны. Делая предположения, обычно ис­пользуют слова: может быть, предпо­ложим, допустим, возможно, если, наверное.

1. «Давайте вместе подумаем».

Как птицы узнают дорогу на юг? Гипотезы:

.а) Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам.

б)  Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и т.д.), ко­торые  указывают  им  направление полета.

в) Предположим, что птиц ведут за собой те, кто уже летал на юг и знает дорогу.

г) Допустим, что птицы находят теп­лые воздушные потоки и летят по ним.

д) А может быть, у них есть внутрен­ний компас - такой, как в самолете или на корабле.

е) А если птицы точно находят доро­гу на юг потому, что они ловят специ­альные сигналы из космоса? (Провока­ционная идея.)

2. Упражнение на обстоятельства.

При каких условиях каждый из этих предметов будет полезным? Мо­жешь ли ты придумать условия, при которых будут полезными два или бо­лее из этих предметов?

Письменный стол, нефтяное месторож­дение, игрушечный кораблик, апельсин, чайник, мобильный телефон, букет рома­шек, охотничья собака.

3.   Упражнение,  предполагающее обратное действие.

При каких условиях эти же предме­ты могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

4.  «Найди возможную причину со­бытия».

а) Трава во дворе пожелтела.

б) Пожарный вертолет весь день кружил над лесом.

в) Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

5.   «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых глав­ных желания каждого человека на Земле ?» Это задание используется в ряде школ для одаренных детей за рубе­жом. Надо придумать как можно боль­ше гипотез и провокационных идей, выдвигающих версии того, что случи­лось бы в результате.

III. Развитие умений задавать во­просы.

В процессе исследования, как и лю­бого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматри­вается как форма выражения пробле­мы. По сравнению с вопросом пробле­ма имеет более сложную структуру -образно говоря, она имеет больше «пустот», которые нужно заполнить. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потреб­ность в познании, приобщая его к умственному труду. Вопросы можно поделить на две группы:

•    Уточняющие (прямые или «ли»-вопросы) - верно ли, что...; надо ли соз­давать...; должен ли... - могут быть простыми и сложными. Сложный во­прос фактически состоит из несколь­ких простых, например: Верно ли, что если котенок отказывается от еды и не играет, то он болен?

•   Восполняющие (неопределенные, непрямые или «к»-вопросы) включают в свой состав слова: где, когда, кто, что, почему, какие и др. Эти вопросы также могут быть простыми и слож­ными. Например: Кто, когда и где может построить этот дом? - слож­ный вопрос. Его без труда можно разде­лить на три самостоятельных (про­стых) вопроса.

1. «Найди загадочное слово».

Дети задают друг другу вопросы об одном и том же предмете, начинающи­еся со слов что, как, почему, зачем. Обязательное правило: вопрос не дол­жен явно наводить на ответ. Напри­мер, вопрос об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».

Возможен и более сложный вариант этого упражнения. Ведущий загадыва­ет слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Остальные зада­ют ему вопросы, например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используется ли этот предмет в перевозке грузов?»; «Это не животное?». Ребенок, загадав­ший слово, отвечает «да» или «нет».

2. Игра «Угадай, о чем спросили».

Ученику, вышедшему к доске, дает­ся несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не пока­зывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?» Ребенок отвечает: «Я люблю спорт». Остальным надо догадаться, каким был вопрос. Прежде чем выпол­нять задание, надо предупредить отве­чающих у доски детей, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

- Почему совы охотятся ночью?

-  Почему пригородные поезда называ­ются электричками?

- Как называют птиц, способных повто­рять человеческую речь?

- Могут ли люди жить без компьютеров?

- Почему весной разливаются реки?

Нравственное формирование чело­века начинается с рождения. Млад­ший школьный возраст наиболее благоприятен для систематического и последовательного воспитания детей. Организуя   учение,   труд,   игру детей, учитель может влиять на их развитие, давать ему эмоциональную направленность. Роль классного руко­водителя - это забота о здоровье детей, изучение их индивидуальных особен­ностей, организация свободного време­ни, создание благоприятной обстанов­ки в коллективе, оказание помощи семье в воспитании.

Учитель начальных классов, ис­пользуя различные формы воспита­тельной работы, способствует раскры­тию индивидуальных особенностей детей, развитию их речи, коммуника­тивных качеств, интеллектуальных способностей, а также расширяет их кругозор и прививает интерес к учебе.

На мой взгляд, внеурочная деятель­ность не перестает быть важной частью образовательного процесса в школе и в наши дни, когда стремление родите­лей и педагогов часто сосредоточено только на получении прочных навы­ков и глубоких знаний. Важно пони­мать, что два этих направления допол­няют и помогают друг другу.

Третий год работаю по теме краеве­дения. Цель моей урочной и внеуроч­ной деятельности - формирование у детей чувства любви к малой родине, эмоционально-положительного отно­шения к тем местам, где они родились и живут, развитие умения видеть и по­нимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенно­стях своего края, его природы, исто­рии. Изучение родного края необходи­мо уже на начальной ступени образо­вания, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности.

Основными задачами воспитатель­ной работы считаю сплочение детского коллектива; организацию деятельно­сти ребят, обеспечивающую активную позицию всех ее участников; развитие индивидуальных особенностей каждо­го; привлечение родителей к участию в школьной жизни детей. Особое вни­мание уделяю созданию общей атмо­сферы дружбы, приветливости, вежли­вости и радости за успехи товарищей.

Результативность работы проявля­ется в количественных и качествен­ных  показателях   психологического сопровождения. На основе прове­денного исследования констатирует рост позитивной тенденции комфорт­ности и сплоченности коллектива класса.

Развитию дружеской обстановки в классе, уважительному отношению друг к другу способствует проведение различных игр. Например, очень нра­вится детям игра «Волшебный стул», где участники называют только поло­жительные качества человека, конкурс «Супершкольница», проведенный к празднику 8 Марта, помог девочкам проявить свои лучшие личностные качества, научил свободно двигаться по сцене, умению общаться со зрителя­ми, делать и получать комплименты. А мальчики показали себя как истин­ные джентльмены. Творчески подо­шли дети и их родители к проведению «Вечера талантов». Каждый жела­ющий мог стать рок- или поп-звездой. Боль­шое внимание уделяю развитию твор­ческой активности учеников. Участие в фотоконкурсе «Я и мой город», сбор материалов по краеведению «С лю­бовью к родному краю», выставка альбомов, газет, фотоматериалов по­могли ребятам раскрыться.. Стара­юсь, чтобы дети участвовали в различ­ных конкурсах, проводимых в школе. Для организации КТД использую групповую форму работы. В план воспитательной работы обязательно включаю по­сещение музе­ев, выставок,экскурсии по городу, праздники, выпуск классной газеты, журнала.

Создание журнала ведется при не­посредственном участии родителей. Интерес к его изданию вызван тем, что каждый из ребят мо­жет проявить себя в разных качест­вах, т.е. реально освоить профессии журналиста, художника-оформите­ля, корреспондента и т.д. Темы стра­ничек журнала могут быть самыми разнообразными. Сохраняя и преум­ножая творческие возможности де­тей, мы создаем условия для больших и маленьких открытий. Журнал стал для нас еще одной формой общения. На страничке «Капельки таланта» отра­жены спортивные достижения, музы­кальные и т.д. В нашем журнале может «напечататься» каждый жела­ющий. Наш журнал - это как бы презентация своих талантов перед сверстниками. Большое внимание уделяется освоению способов поиска информации из разных источников. Отдельные рубрики позволяют ребя­там учиться высказывать свое мне­ние, совершенствовать навыки устной и письменной речи, а главное - проя­вить свои творческие способности.

 

    Проект  « Город  в  котором  мы  живём »

Этот проект позволяет участникам проявить свой творческий потенциал, продемонстрировать личные ориентиры  и  ценности. Здесь каждому предоставляется возможность выразить своё личное отношение к городу, в котором ты живёшь, к тем делам и проблемам, которые нам предстоит решать. Все мнения и идеи по  поводу  этого проекта и его осуществления обсуждаются детьми и взрослыми в ходе дискуссии.

                Проект  « Увлечения нашей  семьи »

Основной целью этого совместного проекта является возможность проявить себя. Сегодня дети часто стремятся проводить больше времени вне дома. Вот почему мы считаем столь необходимым проявить внимание к индивидуальным интересам и потребностям каждого члена семьи в создании своего личного пространства. Ведь нередко социально-психологические   проблемы рождаются от невысказанности чувств. Представление хобби и рассказ    о себе – интегративная часть проекта, позволяющая каждому участнику почувствовать себя значимым и признанным.

Все предлагаемые нами проекты имеют одну особенность – они вносят реальные позитивные изменения в жизнь участников творческого процесса. Основы духовного здоровья детей закладываются в процессе общения со взрослыми, искренне и доступно раскрывающими ребёнку систему своих ценностей, проверенных на жизненном опыте. И самая наглядная форма такого общения – продуктивное творчество, проявляющее неповторимый стиль каждого индивидуального культурного пространства.

 

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек  не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, ко­торый они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть да­же и плохонькие. - значит, у него нет любви  к своему городу, если человек равнодушен к памятникам  своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».

Мы считаем: краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Исходя из возрастных особенностей детей, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине», т.е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.

Краеведение является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни.

 Четвёртый год работаю по теме краеве­дения. Цель моей урочной и внеуроч­ной деятельности - формирование у детей чувства любви к малой родине, эмоционально-положительного отно­шения к тем местам, где они родились и живут, развитие умения видеть и по­нимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенно­стях своего края, его природы, исто­рии. Изучение родного края необходи­мо уже на начальной ступени образо­вания, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности.

Краеведческий материал можно использовать  на уроках и во внеклассной работе.

Мероприятия внеклассной работы провожу в соответствии с авторской программой: «Наш любимый городок».

Уважительное отношение к истории и культуре своего народа нужно воспитывать с детства. Образы родной природы  можно показать через лирическую поэзию земляков, разнообразие пейза­жа родных просторов и творчества худож­ников  Шуйского края.

На заочных путешествиях начинали с ис­торической  справки о городе, заканчивали также словом о земле шуйской.  В  беседах учащиеся уточняли сведения об объектах, на ко­торых они побывали во время «путешест­вия», опираясь на план-карту города, рас­сказывали о местах, которые им давно зна­комы, о том, что они узнали нового и инте­ресного, выражали желание побывать в конкретных местах своего родного города. У учащихся  расширилось видения красоты объектов природы и архитектур­ных построек города, эмоциональность выражения   образных оригинальных сравнений — здесь проявля­лось видение многообразия реальных объ­ектов, их эмоциональное воздействие в процессе наблюдения.

Велась работа по темам «Название моего города» и «История в ар­хитектурных памятниках». Школьники, выполняли са­мостоятельное задание на выяснение старо­го названия улицы, на которой живут. Детям было интересно узнать, почему та или иная улица носит такое название, какие интерес­ные здания, учреждения есть на ней, соби­рали старинные фотографии. Особенно интересно было узнавать  о  известных людях, которые побывали  в нашем городе и ходили по тем же улицам, по которым ходим и мы сейчас .

В обобщающей бе­седе объ­ясняли происхождение названий улиц, площа­дей. Поскольку учащимися младшего школьного возраста усваивается быстрее и лучше то, что связано с их личным опытом, то были сняты любительские видео-зари­совки исторических мест города, велись съёмки репортажей с места событий. Обсуждение проходило в эмоциональной форме. С особым настроением учащиеся смотре­ли на знакомые им уголки родного города, с радостью их узнавали, удивлялись красоте привычных глазу мест.

Инте­ресный ракурс, нестандартная точка зрения-  позволяли в обычном увидеть необычное, маленькое рассмотреть, словно через увеличительное стекло, выстроить показ уголков родного города таким обра­зом, чтобы в сознании учащихся окружающий мир предстал удивитель­ным и необычным. На  занятии по теме: «Архитектурные памятники Шуи» решались следу­ющие задачи: учить видеть красоту родного города, его исторические корни; расширять представление о красоте зодчест­ва; воспитывать гордость за своих предков, за их художественный дар, ощутить себя их наследниками; дать почувствовать возмож­ность уже сегодня вносить свою лепту в создание жизненной среды, в ее улучшение.

Вступительная беседа напомнила об ис­торических и культурных достопримеча­тельностях города, его прошлом и настоя­щем, о его красоте и своеобразии. Ребята с большим интересом отвечали на вопросы викторины, разгадывали кроссворд о памятниках города. А затем учащимся было предложено нарисовать каменные или деревян­ные здания для города, обязательно такие, которые бы не нарушали свое­образие нашего древнего города. В конце урока на выставке появились рисунки уникальных зданий, в которых от­ражалась любовь к родному городу, жела­ние сделать его краше. Учащиеся объясня­ли не только назначение своих сооружений, но и обращали внимание на их красоту, за­печатленную в узорах деревянного или чу­гунного кружева.

После такой работы учащиеся сами придумы­вали загадки, стихи, кроссворды  и считалки об известных местах родного города. В работу включились и родители учащихся.

Учет объективного и субъективного в осмыслении выразительности реальных объектов в произведениях искусства осуще­ствлялся не только на материале историче­ского прошлого города (краеведения), но и настоящего. В результате осуществлялось духовно-нравственное постижение мира, формиро­вались ценностные ориентации, пробуж­дался интерес к историческому прошлому родного города, воспитывалась любовь к Родине.

Как бы многогранна ни была наша  жизнь, тем не менее она должна строиться на едином стержне - крепких корневых традициях поколений. Возрождение этих традиций и есть важнейшая задача образовательной системы.

Многие краеведческие проекты реализуются в форме семейных творческих акций. В ходе их  осуществления одновременно решаются разные задачи: творческие, образовательные, психологические, культурологические. Главная цель таких акций – укрепление семьи, вовлечение взрослых совместно с детьми в творческий процесс, во время которого происходит плодотворное общение. Очень важно, что в наших проектах дети и родители выступают на равных, между ними происходит одновременно и взаимодействие и соревнование. Атмосфера игры и фантазии даёт возможность раскрыться друг перед другом  с неожиданной стороны. Глубже узнавая друг друга, дети и родители заметно сближаются.

Совместно был собран материал о семейных родословных, по темам «Мои четвероногие друзья»,»Любимые места нашего города», «Люди, которыми мы гордимся», «Природа нашего края». Такие социально – художественные акции, с одной стороны, направлены на раскрытие индивидуальности, с другой – дают  почувствовать, что ты не одинок в этом мире, вокруг тебя много людей и вместе вы способны сотворить чудо.

Итак, краеведение является одним из ведущих факторов формирова­ния исторического и патриотического соз­нания детей. Необхо­димость развития интересов учащихся в об­ласти краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, со­держательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они и воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.


Организация краеведческой проектной деятельности в начальной школе

Организация краеведческой проектной деятельности в начальной школе

Творчество, по мнению Э. Фромма, — это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие ново­ го и способность к…

Творчество, по мнению Э. Фромма, — это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие ново­ го и способность к…

После заочного путешествия «Моя малая родина» предлагалось нарисо­вать дорогое сердцу место города и выучить стихи местных поэтов о городе

После заочного путешествия «Моя малая родина» предлагалось нарисо­вать дорогое сердцу место города и выучить стихи местных поэтов о городе

Инте­ресный ракурс, нестандартная точка зрения - позволяли в обычном увидеть необычное, неприметное сделать выразительным, маленькое рассмотреть, словно через увеличительное стекло, словом, выстроить драматургию показа уголков…

Инте­ресный ракурс, нестандартная точка зрения - позволяли в обычном увидеть необычное, неприметное сделать выразительным, маленькое рассмотреть, словно через увеличительное стекло, словом, выстроить драматургию показа уголков…

Необхо­димость развития интересов учащихся в об­ласти краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, со­держательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших…

Необхо­димость развития интересов учащихся в об­ласти краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, со­держательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших…

Однако «маленькую Родину» ребёнка нельзя ограничивать только сквером или парком, которые находятся рядом с его домом или школой

Однако «маленькую Родину» ребёнка нельзя ограничивать только сквером или парком, которые находятся рядом с его домом или школой

В проектной деятельности детей раз­виваются важнейшие общеучебные умения, а именно:1

В проектной деятельности детей раз­виваются важнейшие общеучебные умения, а именно:1

Выбор формы презентации проекта -задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности

Выбор формы презентации проекта -задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности

Виды презентационных проектов могут быть различными, например: воплощение (в роли одушевленного или неодушевленного существа); де­ловая игра; диалог исторических или литературных персонажей; защита на

Виды презентационных проектов могут быть различными, например: воплощение (в роли одушевленного или неодушевленного существа); де­ловая игра; диалог исторических или литературных персонажей; защита на

Паспорт проектной работы Название проекта:

Паспорт проектной работы Название проекта:

Кто хочет помочь мне в проведе­нии этого дела? (Желают все

Кто хочет помочь мне в проведе­нии этого дела? (Желают все

Оформление: рисунки любимых иг­рушек, цветы, шары

Оформление: рисунки любимых иг­рушек, цветы, шары

Все ответственно отнеслись к сбору материала об играх и игрушках взрос­лых, привлекли родителей

Все ответственно отнеслись к сбору материала об играх и игрушках взрос­лых, привлекли родителей

Посмотри на мир чужими гла­зами»

Посмотри на мир чужими гла­зами»

Гипотеза - это предположение, суж­дение о закономерной связи явлений

Гипотеза - это предположение, суж­дение о закономерной связи явлений

При каких условиях эти же предме­ты могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? 4

При каких условиях эти же предме­ты могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? 4

Напри­мер, вопрос об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?»

Напри­мер, вопрос об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?»

На мой взгляд, внеурочная деятель­ность не перестает быть важной частью образовательного процесса в школе и в наши дни, когда стремление родите­лей и педагогов часто сосредоточено…

На мой взгляд, внеурочная деятель­ность не перестает быть важной частью образовательного процесса в школе и в наши дни, когда стремление родите­лей и педагогов часто сосредоточено…

С лю­бовью к родному краю», выставка альбомов, газет, фотоматериалов по­могли ребятам раскрыться

С лю­бовью к родному краю», выставка альбомов, газет, фотоматериалов по­могли ребятам раскрыться

Ведь нередко социально-психологические проблемы рождаются от невысказанности чувств

Ведь нередко социально-психологические проблемы рождаются от невысказанности чувств

Четвёртый год работаю по теме краеве­дения

Четвёртый год работаю по теме краеве­дения

В обобщающей бе­седе объ­ясняли происхождение названий улиц, площа­дей

В обобщающей бе­седе объ­ясняли происхождение названий улиц, площа­дей

Учет объективного и субъективного в осмыслении выразительности реальных объектов в произведениях искусства осуще­ствлялся не только на материале историче­ского прошлого города (краеведения), но и настоящего

Учет объективного и субъективного в осмыслении выразительности реальных объектов в произведениях искусства осуще­ствлялся не только на материале историче­ского прошлого города (краеведения), но и настоящего
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2021