Организация краеведческой проектной деятельности в начальной школе.
С позиции концепции воспитания педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребёнка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Базис личностной культуры – собственно человеческое начало в человеке. Мы считаем: краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Исходя из возрастных особенностей детей, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине», т.е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.
Краеведение является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни.
Современная начальная школа одной из важных задач считает развитие продуктивного, т.е. творческого мышления учащихся, которое должно опираться на систему заданий, раскрывающих личность в разных ситуациях.
Творческий характер усвоения информации Л.С. Выготский рассматривал, как способность сознания перерабатывать, преобразовывать материал эстетических восприятий, впечатлений, создавать на их основе новые наглядные образы, в той или иной мере соотносимые с представлениями о прекрасном, возвышенном.
Творчество, по мнению Э. Фромма, — это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Творчество — синоним оригинального склада мышления, т.е. способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум — это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ.
Художественно-творческий процесс чрезвычайно сложен и во многом определяется индивидуальными особенностями личности, а художественно-творческая деятельность может возникать только на основе интереса, добровольности и положительных эмоций.
Творческие задания — это вид поручений, выполнение которых требует от учащихся начальных классов, опираясь на богатство понятий, связей и способов действий, накопленных в учении и жизненном опыте, силой воображения и активного мышления создать нечто новое, оригинальное, в той или иной мере выражающее их индивидуальные склонности.
Художественно-творческое развитие учащихся младших классов нами осуществлялось на уроках и внеклассных мероприятиях, посвященных знакомству с краеведческим материалом.
Художественно-творческому акту предшествовало длительное накопление соответствующего опыта, знаний, навыков, тщательное обдумывание того, что учащиеся хотят воплотить.
Так, в эстетической беседе «Красота, гармония, нравственность» акцент делался на развитие эмоциональной отзывчивости, на выразительность реального объекта. Нас окружает искусство, и если мы научимся его замечать, то найдем в нем друга, источник радости и любви. В качестве примеров можно использовать архитектурные памятники : краеведческий музей, бывший дом купца Павлова. В Шуе много памятников архитектуры. Мы порой ходим мимо них и не замечаем этой красоты. Как важно не только видеть, но и впитывать эту гармонию. Русский народ издревле подмечал красоту окружающего нас мира и вносил в свой быт.
После заочного путешествия «Моя малая родина» предлагалось нарисовать дорогое сердцу место города и выучить стихи местных поэтов о городе. В основном они изображали. Учащиеся выучили стихи. В результате учащиеся младшего школьного возраста смогли по-другому увидеть знакомые уголки родного города, в реальных объектах старинных построек красоту и труд мастеров и выразить свое отношение в рисунках.
Уважительное отношение к истории и культуре своего народа нужно воспитывать с детства. Образы родной природы можно показать через лирическую поэзию земляков, разнообразие пейзажа родных просторов и творчества художников Шуйского края, а также способность «смотреть и видеть», вглядываться в окружающий мир, развивать тонкость ощущений, воображение, зрительную и логическую память, фантазию.
Заочное путешествие начиналось с исторической справки о городе, заканчивалось также словом о земле Шуйской. А в обобщающей беседе учащиеся уточняли объекты, на которых они побывали во время «путешествия», опираясь на план - карту города, рассказывали о местах, которые им давно знакомы, о том, что они узнали нового и интересного, выражали желание побывать в конкретных местах своего родного города. У учащихся отмечалось расширение видения красоты объектов природы и архитектурных построек города, эмоциональность выражения образных оригинальных сравнений — здесь проявлялось видение многообразия реальных объектов, их эмоциональное воздействие в процессе наблюдения.
Продолжили работу по темам «Название моего города» и «История в архитектурных памятниках». Школьники, выполняли самостоятельное задание на выяснение старого названия улицы, на которой живут. В обобщающей беседе объясняли происхождение названий улиц, площадей. Поскольку бытовая повседневность чрезвычайно продуктивна для усвоения исторического прошлого учащимися младшего школьного возраста (усваивается быстрее и лучше то, что связано с их личным опытом), то для устного журнала были сняты любительские видео-зарисовки исторических мест города. Обсуждение проходит в эмоциональной форме, С особым настроением учащиеся смотрели на знакомые им уголки родного города, с радостью их узнавали, удивлялись красоте привычных глазу мест.
Интересный ракурс, нестандартная точка зрения - позволяли в обычном увидеть необычное, неприметное сделать выразительным, маленькое рассмотреть, словно через увеличительное стекло, словом, выстроить драматургию показа уголков родного города таким образом, чтобы в сознании учащихся обыденный окружающий мир предстал удивительным и необычным. Такие занятия формировали способность «смотреть и видеть», вглядываться в окружающий мир.
На занятии по теме «Наследие предков в твоем городе» (памятники архитектуры), решались следующие задачи: учить видеть красоту родного города, его исторические корни; расширять представление о красоте зодчества; воспитывать гордость за своих предков, за их художественный дар, ощутить себя их наследниками; дать почувствовать возможность уже сегодня вносить свою лепту в создание жизненной среды, в ее улучшение.
Вступительная беседа напомнила об исторических и культурных достопримечательностях города, его прошлом и настоящем, о его красоте и своеобразии. А затем учащимся было предложено нарисовать каменные или деревянные здания, обязательно такие, которые бы не нарушали своеобразие нашего древнего города. В конце урока на выставке появились рисунки уникальных зданий, в которых отражалась любовь к родному городу, желание сделать его краше. Учащиеся объясняли не только назначение своих сооружений, но и обращали внимание на их красоту, запечатленную в узорах деревянного или чугунного кружева.
После такой работы учащиеся придумывали загадки, стихи, частушки и считалки об известных местах родного города
Учет объективного и субъективного в осмыслении выразительности реальных объектов в произведениях искусства осуществлялся не только на материале исторического прошлого города, но и настоящего. В результате осуществлялось духовно-нравственное постижение мира, формировались ценностные ориентации, пробуждался интерес к историческому прошлому родного города, воспитывалась любовь к Родине, что, несомненно, влияло на художественно-творческое развитие учащихся начальной школы. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они и воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.
Составной частью плана было пробуждение в детях поисковой мотивации. В результате бесед и обсуждений был предложен и одобрен ребятами ряд добрых дел для города .
Работа с книгами, газетными статьями, помогает пробудить у детей любопытство, оценить красоту родного края, людей, которые живут рядом или жили когда-то на этой земле.
Но книга не может заменить непосредственного наблюдения, потому мы регулярно совершаем пешие экскурсии, собираем материал об улицах нашего города. Детям было интересно узнать, почему та или иная улица носит такое название, какие интересные здания, учреждения есть на ней, собирали старинные фотографии. Особенно интересно было узнавать о известных людях, которые побывали в нашем городе и ходили по тем же улицам, по которым ходим и мы сейчас .
С большим интересом воспринимаются ребятами городские и школьные выставки. Беседы и экскурсии, проведенные там, позволили детям осознать необходимость чтить традиции, помнить своих героев.
Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным отношением к природе. Избежать однообразия в работе с детьми помогли нетрадиционные формы. Это походы на луга и речку Тезу, участие в праздниках природы. Ребята с удовольствием участвовали в викторинах «Зеленый друг», конкурсе «Ты в ответе за тех, кого приручил» и др.
Вся эта работа не только учила чуткости, доброте, отзывчивости, но и служила сплочению детей, развивала их активность, творческие способности.
Проведенные занятия дали свои положительные результаты. Ребята не только получили знания о городе, но у них пробудился и интерес к своей малой родине. Дети хотели бы продолжить занятия по краеведению.
Однако «маленькую Родину» ребёнка нельзя ограничивать только сквером или парком, которые находятся рядом с его домом или школой. Это даже не улица, на которой живёт ребёнок. «Малая Родина» ребёнка – и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые будни, исторические сведения краеведческого содержания и многое другое.
В настоящее время метод проектов приобрел широкую популярность.
Сейчас проекты все чаще рассматривают как метод обучения, при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Часть из них может быть взята из школьной программы, часть может создаваться самими детьми совместно с учителем в процессе обучения и основываться на явлениях окружающей действительности. При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели.
Проектная деятельность требует от учителя создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний, он становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность. В определенном смысле, учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля, выступая в различных ролях: энтузиаста ,(повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей); специалиста (обладает знаниями и умениями в нескольких областях); консультанта (организует доступ к информационным ресурсам, в том числе к другим специалистам); руководителя (особенно в вопросах планирования времени); «человека, который задает вопросы»; координатора всего группового процесса; эксперта (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
Степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе.
В проектной деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные умения, а именно:1. Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».
2. Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию; запрашивать недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); находить . несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.
3. Оценочные умения.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, взаимопомощи в группе в решении общих задач, делового партнерского общения.
5. Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс (изделие), принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность (ее ход и промежуточные результаты).
6. Коммуникативные умения вступать в диалог. вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; интервьюировать, проводить устный опрос.
7. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.
Выбор формы продукта проектной деятельности - важная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита -презентабельной и убедительной, а предложенные решения - применимыми к выбранной социально значимой проблеме. Вот перечень возможных выходов проектной деятельности: выставка, газета, действующая фирма, журнал, игра, коллекция, пакет рекомендаций, письмо в..., праздник, прогноз, публикация, путеводитель, серия иллюстраций, сказка, справочник, статья, сценарий, учебное пособие, экскурсия.
Выбор формы презентации проекта -задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентаций весьма ограничен, а поэтому здесь особо требуется творческий подход (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов -артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.д.).
Виды презентационных проектов могут быть различными, например: воплощение (в роли одушевленного или неодушевленного существа); деловая игра; диалог исторических или литературных персонажей; защита на Ученом совете; игра с залом; иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций и т.д.; конференция; доклад; отчет исследовательской экспедиции; пресс-конференция; путешествие; реклама; ролевая игра; соревнования; спектакль; спортивная игра; телепередача; экскурсия.
Паспорт проектной работы
Название проекта:
Руководитель проекта: «Шуя, ты сердца моего частица».
Состав учащихся: 3 «Б» класс.
Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.
Цели проекта: «Шуя, ты сердца моего частица».
1. Подготовить и написать творческую работу
2. Способствовать воспитанию любви к родному краю .
Задачи проекта:
1. Развитие умения обобщать и сравнивать собранный материал.
2. Развивать речь через использование выразительных средств языка.
3. Развивать интерес к историческому прошлому.
Вопросы проекта:
Оборудование:
Аннотация. Идеей создания данного проекта послужило Дети с увлечением работали над решили исследовать технологии воспитательной работы. Основная задача нашей школы - формирование у учащихся и их родителей потребности в саморазвитии, необходимом для адаптации к реальностям сегодняшнего мира. Цель воспитательной парадигмы мы определили как формирование
В качестве «рабочего» метода мы обратились к технологии коллективных творческих дел (КТД), разработанной И.П. Ивановым
Проект «Любимые игры и игрушки» показался интересным, и мне хотелось бы поделиться опытом с другими учителями.
Цели проекта:
- развивать коммуникативные умения учащихся;
- способствовать укреплению единства класса;
- учить строить дружеские отношения с дошкольниками;
- дарить радость другим.
Стартовый сбор. - О чем будет наш разговор? (О любимых играх, игрушках.)
- Кто хочет помочь мне в проведении этого дела? (Желают все.) Каждый из вас может внести свое предложение, интересную идею по теме проекта. {Можно в игры поиграть, новые разучить, игрушки свои показать, сделать их самим и т.д.)
- Кому принесет пользу наш проект? (Нам самим; малышам.)
В результате обсуждения был создан проект проведения КТД.
1. Опросить старших (разных поколений), в какие игры и какими игрушками они играли в детстве. Ответственные - ученики класса.
2. Провести занятие «Моя любимая игрушка».
Каждый ученик приносит в класс свою любимую игрушку. Рассказывает о ней по плану:
1) название игрушки;
2) откуда она появилась;
3) описание игрушки;
4) как ты в нее играешь.
После этого ученик декламирует стихотворение, поет песенку или загадывает загадку о любимой игрушке. Материал дети подбирают самостоятельно. Затем каждый рисует свою любимую игрушку.
3. Выставка любимых игрушек.
4.- Ребята, я знаю, что вы очень любите играть в игры и игрушки, изготовленные своими руками. На нашей фабрике игр и игрушек мы сегодня научимся делать игру-головоломку. Проверьте свою готовность. Вы должны запастись листами картона, линейками, карандашами, ластиками, ножницами, ну и, конечно, хорошим настроением и желанием поиграть.
5. Заочное путешествие в музей театральных кукол при Центральном театре кукол им. СВ. Образцова.
Удивительная и увлекательная коллекция не оставила детей равнодушными.
- Мы можем с вами поучиться создавать куклы у настоящих художников.
6. Изготовление из картона для девочек - кукол, для мальчиков - машин из спичечных коробков, корабликов из дерева.
7.«Страна детства» - итоговое занятие.
Цель занятия: подвести итог коллективно проделанной работы.
Оформление: рисунки любимых игрушек, цветы, шары. Перед началом звучат песни В. Шаинского.
Ход занятия.
I. Вступительное слово учителя.
- Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная Страна детства. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете прилететь нельзя. Но туда можно просто перенестись на крыльях фантазии, вообразить этот мир, придумать его самим. В этой стране побывали все дети Земли, и даже ваши родители, бабушки и дедушки, когда они были маленькими. Они были там со своими первыми друзьями - игрушками.
Когда ваши родители, бабушки и дедушки были маленькие, у них были совсем другие игрушки.
П. Рассказ родителей об игрушках своего детства (опыт восприятия образцового рассказа).
III. После этого ученик обобщает собранный материал:
- У наших прабабушек игрушек не было. Они шили себе куклы из тряпок, делали из соломы, моя бабушка куклу «соображала» из полена, одевала в лоскутки и играла. Прадедушки вырезали из дерева лошадок, играли в кости. Мастерили игрушки из катушек от ниток, делали бусы из ягод шиповника и рябины, собирали камешки. Любили подвижные игры: лапту, прятки, прыганье на досках. Позднее появились резиновые игрушки, сабли, пистолеты.
IV. Чтение стихотворений об игрушках (А. Барто, Я. Акима, С. Черного, С. Маршака, И. Демьянова). фиолетовый - плохо, прикрепляют под рубрикой «Рефлексия дел» в классном уголке.
Анализ КТД.
При проведении КТД «Любимые игры и игрушки» я открыла для себя каждого ученика как неповторимую, интересную и самобытную личность. Каждый из детей имел возможность самовыразиться. Рассказывая об игрушках, ребята проявили оригинальность и артистизм. Те, кто не нашел материал о своей игрушке, попытались сочинить стихи сами. А с каким удовольствием они рисовали своих «друзей детства» IОбсуждая с товарищами любимые игрушки, ребята получают возможность развивать свои коммуникативные умения.
Все ответственно отнеслись к сбору материала об играх и игрушках взрослых, привлекли родителей.
Проведение КТД «Любимые игры и игрушки» было отличным средством сплочения младших и старших, детей и взрослых, воспитания коллективизма, самостоятельности, творческой активности.
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.
Общие исследовательские умения и навыки включают в себя умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.
Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать различные методики.
Кратко остановимся на некоторых из них.
I. Развитие умения видеть проблемы.
Проблема - это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие разрешения, т.е. действий, направленных в первую очередь на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.
Поиск проблемы - дело непростое. Найти проблему порой бывает не менее трудно, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы вместе с ребенком, учитель должен проявить гибкость. Не стоит непременно требовать от ученика ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения конечной цели. Вполне достаточно общей, приблизительной характеристики. Умение видеть проолемы - интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Приведем примеры заданий, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи. Для того чтобы научиться выявлять проблемы, необходимо овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Помогут в этом несложные упражнения.
1. «Посмотри на мир чужими глазами».
Читаем детям неоконченный рассказ:
а) С утра небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...
Продолжи рассказ: представь себя гуляющим во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве; зайчиком в лесу,
б) В четвертом классе просто «эпидемия» - все играют в космических пришельцев...
Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиции учителя; школьного врача; школьного психолога; одноклассника этих ребят; одного из космических пришельцев; компьютера, на котором набраны тексты писем пришельцам.
2. «Составь рассказ от имени другого персонажа».
Представь, что ты на какое-то время стал столом в классной комнате; камешком на дороге; животным (домашним или диким); человеком определенной профессии. Опиши один день этой воображаемой жизни.
Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, но хороший эффект дают и устные рассказы. При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы. 3. «Составь рассказ, используя данную концовку».
а)... нам так и не удалось выехать на дачу.
б) ...сидевший в соседнем вольере орангутанг не обратил на это никакого внимания.
в) ...прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски.
Подумай и расскажи о том, что было вначале и почему все закончилось именно так.
Оценивается логичность и оригинальность изложения.
4. «Сколько значений у предмета?»
Учитель предлагает детям рассмотреть какой-нибудь хорошо знакомый предмет (карандаш, кирпич, мел, коробку и т.п.) и найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
5. «Тема одна - сюжетов много».
Придумай и нарисуй как можно больше сюжетов на одну и ту же тему, например: «Осень», «Город», «Лес» и т.д.
II. Развитие умения выдвигать гипотезы.
Гипотеза - это предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что они видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате поиска ответов на собственные вопросы. Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если опровергнуть - превращается в ложное предположение.
Обычно используются два способа проверки гипотез - теоретический и эмпирический. Первый опирается на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирический способ предполагает наблюдения и эксперименты. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют увидеть проблему в ином свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Делая предположения, обычно используют слова: может быть, предположим, допустим, возможно, если, наверное.
1. «Давайте вместе подумаем».
Как птицы узнают дорогу на юг? Гипотезы:
.а) Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам.
б) Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и т.д.), которые указывают им направление полета.
в) Предположим, что птиц ведут за собой те, кто уже летал на юг и знает дорогу.
г) Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним.
д) А может быть, у них есть внутренний компас - такой, как в самолете или на корабле.
е) А если птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса? (Провокационная идея.)
2. Упражнение на обстоятельства.
При каких условиях каждый из этих предметов будет полезным? Можешь ли ты придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?
Письменный стол, нефтяное месторождение, игрушечный кораблик, апельсин, чайник, мобильный телефон, букет ромашек, охотничья собака.
3. Упражнение, предполагающее обратное действие.
При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
4. «Найди возможную причину события».
а) Трава во дворе пожелтела.
б) Пожарный вертолет весь день кружил над лесом.
в) Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.
5. «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле ?» Это задание используется в ряде школ для одаренных детей за рубежом. Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, выдвигающих версии того, что случилось бы в результате.
III. Развитие умений задавать вопросы.
В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы. По сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру -образно говоря, она имеет больше «пустот», которые нужно заполнить. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Вопросы можно поделить на две группы:
• Уточняющие (прямые или «ли»-вопросы) - верно ли, что...; надо ли создавать...; должен ли... - могут быть простыми и сложными. Сложный вопрос фактически состоит из нескольких простых, например: Верно ли, что если котенок отказывается от еды и не играет, то он болен?
• Восполняющие (неопределенные, непрямые или «к»-вопросы) включают в свой состав слова: где, когда, кто, что, почему, какие и др. Эти вопросы также могут быть простыми и сложными. Например: Кто, когда и где может построить этот дом? - сложный вопрос. Его без труда можно разделить на три самостоятельных (простых) вопроса.
1. «Найди загадочное слово».
Дети задают друг другу вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов что, как, почему, зачем. Обязательное правило: вопрос не должен явно наводить на ответ. Например, вопрос об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».
Возможен и более сложный вариант этого упражнения. Ведущий загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Остальные задают ему вопросы, например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используется ли этот предмет в перевозке грузов?»; «Это не животное?». Ребенок, загадавший слово, отвечает «да» или «нет».
2. Игра «Угадай, о чем спросили».
Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?» Ребенок отвечает: «Я люблю спорт». Остальным надо догадаться, каким был вопрос. Прежде чем выполнять задание, надо предупредить отвечающих у доски детей, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.
- Почему совы охотятся ночью?
- Почему пригородные поезда называются электричками?
- Как называют птиц, способных повторять человеческую речь?
- Могут ли люди жить без компьютеров?
- Почему весной разливаются реки?
Нравственное формирование человека начинается с рождения. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для систематического и последовательного воспитания детей. Организуя учение, труд, игру детей, учитель может влиять на их развитие, давать ему эмоциональную направленность. Роль классного руководителя - это забота о здоровье детей, изучение их индивидуальных особенностей, организация свободного времени, создание благоприятной обстановки в коллективе, оказание помощи семье в воспитании.
Учитель начальных классов, используя различные формы воспитательной работы, способствует раскрытию индивидуальных особенностей детей, развитию их речи, коммуникативных качеств, интеллектуальных способностей, а также расширяет их кругозор и прививает интерес к учебе.
На мой взгляд, внеурочная деятельность не перестает быть важной частью образовательного процесса в школе и в наши дни, когда стремление родителей и педагогов часто сосредоточено только на получении прочных навыков и глубоких знаний. Важно понимать, что два этих направления дополняют и помогают друг другу.
Третий год работаю по теме краеведения. Цель моей урочной и внеурочной деятельности - формирование у детей чувства любви к малой родине, эмоционально-положительного отношения к тем местам, где они родились и живут, развитие умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях своего края, его природы, истории. Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности.
Основными задачами воспитательной работы считаю сплочение детского коллектива; организацию деятельности ребят, обеспечивающую активную позицию всех ее участников; развитие индивидуальных особенностей каждого; привлечение родителей к участию в школьной жизни детей. Особое внимание уделяю созданию общей атмосферы дружбы, приветливости, вежливости и радости за успехи товарищей.
Результативность работы проявляется в количественных и качественных показателях психологического сопровождения. На основе проведенного исследования констатирует рост позитивной тенденции комфортности и сплоченности коллектива класса.
Развитию дружеской обстановки в классе, уважительному отношению друг к другу способствует проведение различных игр. Например, очень нравится детям игра «Волшебный стул», где участники называют только положительные качества человека, конкурс «Супершкольница», проведенный к празднику 8 Марта, помог девочкам проявить свои лучшие личностные качества, научил свободно двигаться по сцене, умению общаться со зрителями, делать и получать комплименты. А мальчики показали себя как истинные джентльмены. Творчески подошли дети и их родители к проведению «Вечера талантов». Каждый желающий мог стать рок- или поп-звездой. Большое внимание уделяю развитию творческой активности учеников. Участие в фотоконкурсе «Я и мой город», сбор материалов по краеведению «С любовью к родному краю», выставка альбомов, газет, фотоматериалов помогли ребятам раскрыться.. Стараюсь, чтобы дети участвовали в различных конкурсах, проводимых в школе. Для организации КТД использую групповую форму работы. В план воспитательной работы обязательно включаю посещение музеев, выставок,экскурсии по городу, праздники, выпуск классной газеты, журнала.
Создание журнала ведется при непосредственном участии родителей. Интерес к его изданию вызван тем, что каждый из ребят может проявить себя в разных качествах, т.е. реально освоить профессии журналиста, художника-оформителя, корреспондента и т.д. Темы страничек журнала могут быть самыми разнообразными. Сохраняя и преумножая творческие возможности детей, мы создаем условия для больших и маленьких открытий. Журнал стал для нас еще одной формой общения. На страничке «Капельки таланта» отражены спортивные достижения, музыкальные и т.д. В нашем журнале может «напечататься» каждый желающий. Наш журнал - это как бы презентация своих талантов перед сверстниками. Большое внимание уделяется освоению способов поиска информации из разных источников. Отдельные рубрики позволяют ребятам учиться высказывать свое мнение, совершенствовать навыки устной и письменной речи, а главное - проявить свои творческие способности.
Проект « Город в котором мы живём »
Этот проект позволяет участникам проявить свой творческий потенциал, продемонстрировать личные ориентиры и ценности. Здесь каждому предоставляется возможность выразить своё личное отношение к городу, в котором ты живёшь, к тем делам и проблемам, которые нам предстоит решать. Все мнения и идеи по поводу этого проекта и его осуществления обсуждаются детьми и взрослыми в ходе дискуссии.
Проект « Увлечения нашей семьи »
Основной целью этого совместного проекта является возможность проявить себя. Сегодня дети часто стремятся проводить больше времени вне дома. Вот почему мы считаем столь необходимым проявить внимание к индивидуальным интересам и потребностям каждого члена семьи в создании своего личного пространства. Ведь нередко социально-психологические проблемы рождаются от невысказанности чувств. Представление хобби и рассказ о себе – интегративная часть проекта, позволяющая каждому участнику почувствовать себя значимым и признанным.
Все предлагаемые нами проекты имеют одну особенность – они вносят реальные позитивные изменения в жизнь участников творческого процесса. Основы духовного здоровья детей закладываются в процессе общения со взрослыми, искренне и доступно раскрывающими ребёнку систему своих ценностей, проверенных на жизненном опыте. И самая наглядная форма такого общения – продуктивное творчество, проявляющее неповторимый стиль каждого индивидуального культурного пространства.
Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие. - значит, у него нет любви к своему городу, если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».
Мы считаем: краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Исходя из возрастных особенностей детей, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине», т.е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.
Краеведение является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни.
Четвёртый год работаю по теме краеведения. Цель моей урочной и внеурочной деятельности - формирование у детей чувства любви к малой родине, эмоционально-положительного отношения к тем местам, где они родились и живут, развитие умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях своего края, его природы, истории. Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности.
Краеведческий материал можно использовать на уроках и во внеклассной работе.
Мероприятия внеклассной работы провожу в соответствии с авторской программой: «Наш любимый городок».
Уважительное отношение к истории и культуре своего народа нужно воспитывать с детства. Образы родной природы можно показать через лирическую поэзию земляков, разнообразие пейзажа родных просторов и творчества художников Шуйского края.
На заочных путешествиях начинали с исторической справки о городе, заканчивали также словом о земле шуйской. В беседах учащиеся уточняли сведения об объектах, на которых они побывали во время «путешествия», опираясь на план-карту города, рассказывали о местах, которые им давно знакомы, о том, что они узнали нового и интересного, выражали желание побывать в конкретных местах своего родного города. У учащихся расширилось видения красоты объектов природы и архитектурных построек города, эмоциональность выражения образных оригинальных сравнений — здесь проявлялось видение многообразия реальных объектов, их эмоциональное воздействие в процессе наблюдения.
Велась работа по темам «Название моего города» и «История в архитектурных памятниках». Школьники, выполняли самостоятельное задание на выяснение старого названия улицы, на которой живут. Детям было интересно узнать, почему та или иная улица носит такое название, какие интересные здания, учреждения есть на ней, собирали старинные фотографии. Особенно интересно было узнавать о известных людях, которые побывали в нашем городе и ходили по тем же улицам, по которым ходим и мы сейчас .
В обобщающей беседе объясняли происхождение названий улиц, площадей. Поскольку учащимися младшего школьного возраста усваивается быстрее и лучше то, что связано с их личным опытом, то были сняты любительские видео-зарисовки исторических мест города, велись съёмки репортажей с места событий. Обсуждение проходило в эмоциональной форме. С особым настроением учащиеся смотрели на знакомые им уголки родного города, с радостью их узнавали, удивлялись красоте привычных глазу мест.
Интересный ракурс, нестандартная точка зрения- позволяли в обычном увидеть необычное, маленькое рассмотреть, словно через увеличительное стекло, выстроить показ уголков родного города таким образом, чтобы в сознании учащихся окружающий мир предстал удивительным и необычным. На занятии по теме: «Архитектурные памятники Шуи» решались следующие задачи: учить видеть красоту родного города, его исторические корни; расширять представление о красоте зодчества; воспитывать гордость за своих предков, за их художественный дар, ощутить себя их наследниками; дать почувствовать возможность уже сегодня вносить свою лепту в создание жизненной среды, в ее улучшение.
Вступительная беседа напомнила об исторических и культурных достопримечательностях города, его прошлом и настоящем, о его красоте и своеобразии. Ребята с большим интересом отвечали на вопросы викторины, разгадывали кроссворд о памятниках города. А затем учащимся было предложено нарисовать каменные или деревянные здания для города, обязательно такие, которые бы не нарушали своеобразие нашего древнего города. В конце урока на выставке появились рисунки уникальных зданий, в которых отражалась любовь к родному городу, желание сделать его краше. Учащиеся объясняли не только назначение своих сооружений, но и обращали внимание на их красоту, запечатленную в узорах деревянного или чугунного кружева.
После такой работы учащиеся сами придумывали загадки, стихи, кроссворды и считалки об известных местах родного города. В работу включились и родители учащихся.
Учет объективного и субъективного в осмыслении выразительности реальных объектов в произведениях искусства осуществлялся не только на материале исторического прошлого города (краеведения), но и настоящего. В результате осуществлялось духовно-нравственное постижение мира, формировались ценностные ориентации, пробуждался интерес к историческому прошлому родного города, воспитывалась любовь к Родине.
Как бы многогранна ни была наша жизнь, тем не менее она должна строиться на едином стержне - крепких корневых традициях поколений. Возрождение этих традиций и есть важнейшая задача образовательной системы.
Многие краеведческие проекты реализуются в форме семейных творческих акций. В ходе их осуществления одновременно решаются разные задачи: творческие, образовательные, психологические, культурологические. Главная цель таких акций – укрепление семьи, вовлечение взрослых совместно с детьми в творческий процесс, во время которого происходит плодотворное общение. Очень важно, что в наших проектах дети и родители выступают на равных, между ними происходит одновременно и взаимодействие и соревнование. Атмосфера игры и фантазии даёт возможность раскрыться друг перед другом с неожиданной стороны. Глубже узнавая друг друга, дети и родители заметно сближаются.
Совместно был собран материал о семейных родословных, по темам «Мои четвероногие друзья»,»Любимые места нашего города», «Люди, которыми мы гордимся», «Природа нашего края». Такие социально – художественные акции, с одной стороны, направлены на раскрытие индивидуальности, с другой – дают почувствовать, что ты не одинок в этом мире, вокруг тебя много людей и вместе вы способны сотворить чудо.
Итак, краеведение является одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они и воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.