Организация массовых мероприятий как условие экологического воспитания младших школьников
Оценка 5

Организация массовых мероприятий как условие экологического воспитания младших школьников

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
экология +1
Взрослым
13.06.2020
Организация массовых мероприятий как условие экологического воспитания младших школьников
статья.docx

Карамчаков А.Н., кандидат педагогических наук, доцент

кафедры «Педагогики и методики начального образования»

Институт непрерывного педагогического образования

Россия, г. Абакан

Крупина А.С.

Студент

4 курс, факультет «Начальное образование»

Институт непрерывного педагогического образования

Россия, г. Абакан

ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»

 

Организация массовых мероприятий как условие экологического воспитания младших школьников

 

Аннотация: В статье представлены результаты исследования по формированию экологической воспитанности у учащихся начальной школы через организацию массовых мероприятий. Описаны педагогические условия организации массовых мероприятий.

 

Еще несколько лет назад не возникало серьезных опасений о том, что воздействие человека на природу окажется таким масштабным и трагичным. Однако реалии сегодняшнего дня указывают на то, что человечество переживает чрезвычайно критический период своей истории и стоит на грани экологической катастрофы.

Для эффективного решения экологических проблем сегодня, как никогда, необходима систематическая деятельность, направленная на развитие бережного отношения людей к природе, повышение экологической грамотности - экологическое воспитание. Экологическое воспитание, как вид педагогической деятельности, появилось много - много веков назад. Идея приобщения человека к природе, к ее познанию берет свое начало с давних времен.

         Особое место в этом процессе отводится, прежде всего, начальной школе. Ведь естественная любознательность, искренний интерес, эмоциональная чувствительность к окружающему миру, способность приобретать определенные теоретические знания - характерные психологические особенности младших школьников, которые создают крайне благоприятные условия для экологического воспитания.

Согласно ФГОС НОО: «Экологическое воспитание - это система регулярного педагогического воздействия, которое направлено на формирование экологической воспитанности и образованности у учащихся, а также на развитие знаний, умений и навыков относительно деятельности в природе».

Экологическое образование - приоритетное направление в начальной школе, это значительно расширяет возможности организации массовых мероприятий в воспитании экологической культуры учащихся.

Связь массовой работы с учебными занятиями состоит в координации работы педагогов по формированию ценностных ориентаций учащихся, развитию нравственно-эстетических чувств школьников, приобщению их к принятию научно-обоснованных решений в области природопользования. Это усилит эффективность применения массовой работы в рамках школы, обеспечит системность мероприятий, их научную основу.

Сочетая различные типы и формы организации массовых мероприятий, учителя начальных классов наполнят их содержательностью, эмоциональностью. Это поможет раскрыть особенности экологической ситуации, привлечь учащихся к природоохранной деятельности, научит детей заботливому, бережному отношению к природе.

С целью выявления уровня экологического воспитания младших школьников нами была организована исследовательская работа, в которой принимали участие 20 учеников 1 класса МКОУ Черемшанской СОШ №20.

Для исследования нами были подобраны методики:

·        Диагностика уровня сформированности знаний о природе (разработана на основе рекомендаций С.Н. Николаевой);

·        диагностика сформированности экологической культуры младших школьников (анкета Л.В. Моисеевой);

·       методика Ю.А. Полещук (диагностика уровня сформированности экологической культуры учащихся).

         В ходе констатирующего эксперимента получили следующие результаты:

·        высокий уровень-3 ребенка (15%);

·        средний уровень-7 детей (35%);

·        низкий уровень-10 детей (50%).

             По результатам диагностик на начало эксперимента, нами был сделан вывод, что в исследуемой группе преобладает низкий уровень сформированности знаний о характерных особенностях живой и неживой природы, и, следовательно, низкий уровень экологической культуры.

На основе анализа результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы был сделан вывод о необходимости работы по повышению уровня экологической воспитанности у учащихся экспериментального класса.

Работу мы организовали на основе деятельности экологического клуба «Я и природа».

Хорошо показал себя такой вид работы, как проектная деятельность, в результате которой учащиеся получали не только теоретические знания, но и осваивали практические умения.

В результате работы по организации массовых мероприятий у учащихся изменилось отношение к природе и экологии, появилось желание всячески помогать им.

Таким образом, разработанные и апробированные на практике мероприятия в рамках клуба «Я и природа» в положительной степени повлияли на процесс формирования экологической воспитанности младших школьников и способствовали её повышению.

 

Использованные источники

1. Бабакова Т.А. Проблема становления научного экологического мировоззрения обучающихся. // Экологическое образование, 2017

2. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / Н.С. Дежникова, Л.Ю. Иванова, Е.М. Клемяшова. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 64 с.

3. Ермаков Д.С. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя / Д.С. Ермаков, И.Д. Зверев, И.Т.  Суравегина. – М.: Школьная Пресса, 2012. – 112 с.

4. Леонтович А.В. Разработка нового содержания и форм образовательной деятельности в области экообразования / А.В. Леонтович// Дополнительное образование и воспитание. – 2011. –№1. – с. 12.

5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / С.Н. Николаева. - М.: «Академия», 2012. - 336 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

 

 

 

 

 


 

Карамчаков А.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогики и методики начального образования»

Карамчаков А.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогики и методики начального образования»

Особое место в этом процессе отводится, прежде всего, начальной школе

Особое место в этом процессе отводится, прежде всего, начальной школе

Диагностика уровня сформированности знаний о природе (разработана на основе рекомендаций

Диагностика уровня сформированности знаний о природе (разработана на основе рекомендаций

Использованные источники 1.

Использованные источники 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2020