Организация накопительной системы оценки. Портфель достижений

  • docx
  • 27.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала выступление на районном семинаре Организация накопительной системы оценки.docx

Организация накопительной системы оценки

Портфель достижений

     Оптимальным способом организации накопительной сис­темы оценки является портфель достижений обучающего­ся.     Портфель достижений — это не только современная эф­фективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

•     поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;

•     поощрять их активность и самостоятельность, расши­рять возможности обучения и самообучения;

•     развивать навыки рефлексивной и оценочной и самооценочной  деятельности;

•     формировать умение учиться — ставить цели, планиро­вать и организовывать собственную учебную деятельность.

«Портфель достижений» включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт. Таким образом, всем педагогам начальных классов необходимо научить своих учеников вести портфель своих достижений.

 

В состав портфеля достижений включаются резуль­таты, достигнутые учеником не только в ходе учебной дея­тельности, но и в иных формах активности: творческой, со­циальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседнев­ной школьной практики, так и за её пределами.

    

Рабочий  Портфолио ученика  представляет собой комплект печатных материалов  формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения); тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

Рабочий Портфолио как инновационный продукт  носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как:  копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика;  повод  для «встречи» школьника, учителя и родителя. 

 

Вот примерные разделы рабочего Портфолио

 

Портрет

     Знак зодиака

     Значение имени

     Генеалогическое древо

     История создания посёлка

     Мои увлечения

     Создание школы

     Моя учительница и одноклассники

     Безопасный маршрут

Карта одаренности

Планируемые результаты

Я умею Я хочу научиться

Раздел Коллектор включает Памятки

Раздел «Рабочие материалы»

      Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы  стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандар­тизированных работ по отдельным предметам.

     Остальные работы  подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Наблюдения в групповой работе

Каждый материал сопровождает «Лист самооценки».

Пример «Листа самооценки предметных достижений»

1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….

2. Я с заданием справился / не справился.

3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …

4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…

5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, возможно, отметка)

Кто и когда пополняет «Портфель достижений»?

                    Ученик в любой момент может поместить в любой раздел - любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т.п.

                      Начиная со 2-го класса ученик (обученный учителем) проводит самооценку материалов портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно». Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.

                     Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в четверть помещает в папку ученика предметные контрольные работы и напоминает ему поместить туда копию страницы Дневника с Таблицей результатов.

           В конце учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные работы (кроме личностных результатов) и их систематизированные данные – копию из Таблицы результатов.

 

 

 

 

  

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведётся с позиций достиже­ния планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, устанавливаемых требовани­ями Стандарта.

 

 Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется до­стижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивиду­альные траектории движения с учётом «зоны ближайшего развития».

     В текущей оценочной деятельности и при оцен­ке отдельных составляющих портфеля достижений использую  результаты, продемонстрированные учеником, типа:

• «зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворитель­но»);

• «хорошо», «отлично».

     По результатам накопленной оценки, которая формирует­ся на основе материалов портфеля достижений, можно сделать  вы­воды о:

     1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения об­разования на ступени основного общего образования;

2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и ре­шения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности - мотивационно-смысловой, познавательной, эмо­циональной, волевой и саморегуляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Экспертная комплексная накопленная оценка достижений ученика________

1.     Какой прогресс наблюдается в личностных результатах?  

 

·        появилось ли умение ставить цели личностного развития? (обозначение учеником этих целей в начале каждого года).

·        возросла ли способность к саморефлексии? (наличие самооценки своих достижений, включение учеником в портфель материалов по самым разным достижениям в учёбе и вне учебы);

·        в материалах этого раздела явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» («зачёт») или «хорошо», «отлично», «превосходно».

2.     Каковы метапредметные результаты? (на основании диагностик, наблюдений и других материалов «Портфеля достижений»):

·        сформировано ли умение учиться: ставить цель, планировать действия, получать и оценивать результат?

·        умеет ли ученик работать с информацией: добывать, перерабатывать, представлять в разных формах?

·        умеет ли ученик вступать в коммуникации: излагать свои мысли, понимать собеседника, договариваться с ним, чтобы сделать что-то сообща?

3. Каковы предметные результаты? (на основании решения задач по предметам – текущих и контрольных)

По каждому предмету – освоил ли предметные умения с опорной системой

 

 

 

Кто, как и когда определяет комплексную накопленную оценку?

В конце 4-го класса

·        Педагоги-эксперты: учитель данного класса, несколько учителей других начальных классов; возможно, школьный психолог, представитель школьной администрации.

·        Эксперты выносят коллективное мнение, на основании анализа каждым экспертом «Портфеля достижений» каждого ученика.

·        Мнение фиксируется в виде листа-опросника «Экспертная комплексная накопленная оценка достижений ученика»