Организация образовательной деятельности в форме квест-игры
В контексте познавательно-исследовательской деятельности большое внимание и значение уделяю такой форме организации занятий как квест-игра.
В переводе с английского (Quest) – «поиск, предмет поисков, поиск приключений» – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.
Квесты появились в 90-е годы прошлого века как особый жанр компьютерных игр. Это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче,
которые могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными.14
Квест-технологии в образовании и воспитании детей начали широко применяться с 1995 года, когда профессор университета Сан-Диего Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень [14].
В образовательном процессе квест – это проблемное задание c элементами ролевой игры, решающее образовательные и развивающие задачи, поставленные педагогом. Это универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребенка, самостоятельность действий, проявление смекалки и настойчивости, и способствующая полному погружению в происходящее. Данный формат игры приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений. Он пробуждает командный дух, стимулирует гибкость поведения детей, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми [1].
Образовательная деятельность в формате квест-игры замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. Она становится отличной возможностью для педагога увлекательно и оригинально организовать жизнь детей в детском саду. Образовательный квест помогает педагогу вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.
Для того, чтобы квест получился по-настоящему интересным и увлекательным для всех участников, от педагога требуется высокий уровень профессиональной подготовки, изобретательность, творческое мышление и личный артистизм. Воспитатель выступает в роли координатора, именно он определяет цели, продумывает и составляет игровой маршрут, готовит задания, оценивает результат командных усилий и личных достижений каждого ребенка.
В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:
1) образовательная – вовлечение каждого ребенка в активный познавательный поиск, расширение кругозора, эрудиции;
2) развивающая – развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности;
3) воспитательная – воспитание толерантности, умений и способностей работать самостоятельно и в коллективе, личной ответственности за выполнение работы.
Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам: задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию, отвечать уровню знаний и умений детей, задания должны быть логически связаны друг с другом, методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приемами. Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия. Главное преимущество квеста в том, что такая форма ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
Выделяют следующие виды игр-квестов:
1) по числу участников:
а) одиночные;
б) групповые;
2) по продолжительности:
а) кратковременные;
б) долговременные;
3) по содержанию:
а) сюжетные;
б) несюжетные.
4) в зависимости от сюжета квесты могут быть:
а) линейными, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
б) штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
в) кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг: команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
5) по форме проведения:
а) соревнования;
б) проекты, исследования, эксперименты [4].
В качестве заданий в играх-квестах используются:
1) поиск «сокровищ»;
2) расследование происшествий (хорошо для экспериментальной
деятельности);
3) помощь героям;
4) путешествие;
5) приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками).
При подготовке к квест-игре педагогу необходимо
|
1. Определить цели и задачи квест-игры |
2. Составить сценарий образовательной деятельности в форме квест-игры, разработать легенду |
|
3. Заранее выбрать и подготовить место проведения (создать антураж каждой зоны для проведения действий) |
|
4. Подготовить музыкальное сопровождение |
|
5. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута |
|
сформировать состав участников (педагоги, дети, родители), рассчитать количество организаторов и помощников;
|
Так же в ходе подготовки квеста для дошкольников нужно помнить четыре основных условия:
1) игры должны быть безопасными: недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья, например, забраться на дерево, спрыгнуть с большой высоты, спуститься в колодец;
2) вопросы и задания должны соответствовать возрасту: очень редко дети 5-7 лет настолько эрудированны, чтобы угадать названия созвездий по картинке или перечислить всех зарубежных президентов;
3) недопустимо унижать достоинство ребенка, к примеру, нельзя заставлять проглотить гусеницу или танцевать, если ребенок стеснителен;
4) споры и конфликты надо решать только мирным путем [7].
Игровые события квеста разворачиваются в определенной последовательности.
1. Пролог – вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент
соревнования в игру или нет, конечная игровая цель – общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».
Организационная часть квеста также включает:
· распределение детей на команды;
· знакомство с правилами;
· раздачу карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме может быть представлен порядок прохождения игровых точек.
2. Экспозиция – прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. На этом этапе предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.
В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.).
Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т. п. Участники могут быть объединены в игровые команды, либо все находиться в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща.
3. Эпилог – подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу. На этом этапе для проведения аналитической беседы и итоговой рефлексии участникам могут задаваться следующие вопросы
· Что вызвало наибольший интерес?
· Что узнали нового?
· Что показалось трудным?
· Довольны ли вы своими результатами?
· Что получилось, а над чем нужно еще поработать? [7].
В ходе проведения квеста детей сопровождает взрослый (педагог), задача которого – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия. В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.
Таким образом, квест – это игра, которая позволяет проявить находчивость и наблюдательность, продемонстрировать развитое воображение, творческие, интеллектуальные и физические способности. Это отличный инструмент в организации познавательной деятельности детей.
В организацию квест-игр всегда включаю родительскую общественность. Родители всегда в курсе, что мы сегодня изучаем и как, помогают нам приготовлением атрибутов, аудио – сопровожением. Квест-игра любима не только взрослыми, но и детьми.
Список литературы:
1. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности: учебное пособие. – Рязань: Издательство РГПУ, 1994.
2. Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: «Дома учителя», 2002.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.
4. Гавришова Е. Квест – игровая форма комплексного решения образовательных задач. // Дошкольное воспитание. – 2016. – №5.
5.Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2013.
6. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для детей 5-7 лет. – М.: Мозайка-Синтез, 2010. – 64 с.
7. Киселок У.Н. Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017.- №4.
8. Нефедова А.Н. Структура познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в предшкольном образовании. // Педагогическое образование и наука. – 2011. - №
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.