Организация образовательной деятельности в форме квест-игры
Оценка 5

Организация образовательной деятельности в форме квест-игры

Оценка 5
docx
26.09.2021
Организация образовательной деятельности в форме квест-игры
Организация образовательной деятельности в форме квест-игры.docx

Организация образовательной деятельности в форме квест-игры

 

В контексте познавательно-исследовательской деятельности большое внимание и значение уделяю такой форме организации занятий как квест-игра.

В переводе с английского (Quest) – «поиск, предмет поисков, поиск приключений» – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.

Квесты появились в 90-е годы прошлого века как особый жанр компьютерных игр. Это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче,

которые могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными.14

Квест-технологии в образовании и воспитании детей начали широко применяться с 1995 года, когда профессор университета Сан-Диего Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень [14].

В образовательном процессе квест – это проблемное задание c элементами ролевой игры, решающее образовательные и развивающие задачи, поставленные педагогом. Это универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребенка, самостоятельность действий, проявление смекалки и настойчивости, и способствующая полному погружению в происходящее. Данный формат игры приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений. Он пробуждает командный дух, стимулирует гибкость поведения детей, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми [1].

Образовательная деятельность в формате квест-игры замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. Она становится отличной возможностью для педагога увлекательно и оригинально организовать жизнь детей в детском саду. Образовательный квест помогает педагогу вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.

Для того, чтобы квест получился по-настоящему интересным и увлекательным для всех участников, от педагога требуется высокий уровень профессиональной подготовки, изобретательность, творческое мышление и личный артистизм. Воспитатель выступает в роли координатора, именно он определяет цели, продумывает и составляет игровой маршрут, готовит задания, оценивает результат командных усилий и личных достижений каждого ребенка.

В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:

1) образовательная – вовлечение каждого ребенка в активный познавательный поиск, расширение кругозора, эрудиции;

2) развивающая – развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности;

3) воспитательная – воспитание толерантности, умений и способностей работать самостоятельно и в коллективе, личной ответственности за выполнение работы.

Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам: задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию, отвечать уровню знаний и умений детей, задания должны быть логически связаны друг с другом, методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приемами. Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия. Главное преимущество квеста в том, что такая форма ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

Выделяют следующие виды игр-квестов:

1) по числу участников:

а) одиночные;

б) групповые;

2) по продолжительности:

а) кратковременные;

б) долговременные;

3) по содержанию:

а) сюжетные;

б) несюжетные.

4) в зависимости от сюжета квесты могут быть:

а) линейными, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

б) штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

в) кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг: команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

5) по форме проведения:

а) соревнования;

б) проекты, исследования, эксперименты [4].

В качестве заданий в играх-квестах используются:

1) поиск «сокровищ»;

2) расследование происшествий (хорошо для экспериментальной

деятельности);

3) помощь героям;

4) путешествие;

5) приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками).

 

 

 

 

 

 

 

 

При подготовке к квест-игре педагогу необходимо

 

1. Определить цели и задачи квест-игры

2. Составить сценарий образовательной деятельности в форме квест-игры, разработать легенду

3. Заранее выбрать и подготовить место проведения (создать антураж каждой зоны для проведения действий)

4. Подготовить музыкальное сопровождение

5. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута

сформировать состав участников (педагоги, дети, родители),

рассчитать количество организаторов и помощников;

 

 

Так же в ходе подготовки квеста для дошкольников нужно помнить четыре основных условия:

1) игры должны быть безопасными: недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья, например, забраться на дерево, спрыгнуть с большой высоты, спуститься в колодец;

2) вопросы и задания должны соответствовать возрасту: очень редко дети 5-7 лет настолько эрудированны, чтобы угадать названия созвездий по картинке или перечислить всех зарубежных президентов;

3) недопустимо унижать достоинство ребенка, к примеру, нельзя заставлять проглотить гусеницу или танцевать, если ребенок стеснителен;

4) споры и конфликты надо решать только мирным путем [7].

Игровые события квеста разворачиваются в определенной последовательности.

1. Пролог – вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент

соревнования в игру или нет, конечная игровая цель – общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».

Организационная часть квеста также включает:

·         распределение детей на команды;

·         знакомство с правилами;

·         раздачу карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме может быть представлен порядок прохождения игровых точек.

2. Экспозиция – прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. На этом этапе предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.

В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.).

Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т. п. Участники могут быть объединены в игровые команды, либо все находиться в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща.

3. Эпилог – подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу. На этом этапе для проведения аналитической беседы и итоговой рефлексии участникам могут задаваться следующие вопросы

·         Что вызвало наибольший интерес?

·          Что узнали нового?

·         Что показалось трудным?

·         Довольны ли вы своими результатами?

·         Что получилось, а над чем нужно еще поработать? [7].

В ходе проведения квеста детей сопровождает взрослый (педагог), задача которого – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия. В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

Таким образом, квест – это игра, которая позволяет проявить находчивость и наблюдательность, продемонстрировать развитое воображение, творческие, интеллектуальные и физические способности. Это отличный инструмент в организации познавательной деятельности детей.

В организацию квест-игр всегда включаю родительскую общественность. Родители всегда в курсе, что мы сегодня изучаем и как, помогают нам приготовлением атрибутов, аудио – сопровожением. Квест-игра любима не только взрослыми, но и детьми.

Список литературы:

 

1. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности: учебное пособие. – Рязань: Издательство РГПУ, 1994.

2. Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: «Дома учителя», 2002.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.

4. Гавришова Е. Квест – игровая форма комплексного решения образовательных задач. // Дошкольное воспитание. – 2016. – №5.

5.Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2013.

6. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для детей 5-7 лет. – М.: Мозайка-Синтез, 2010. – 64 с.

7. Киселок У.Н. Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017.-  №4.

8. Нефедова А.Н. Структура познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в предшкольном образовании. // Педагогическое образование и наука. – 2011. - №


 

Организация образовательной деятельности в форме квест-игры

Организация образовательной деятельности в форме квест-игры

Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия

Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия

Игровые события квеста разворачиваются в определенной последовательности

Игровые события квеста разворачиваются в определенной последовательности

Список литературы: 1. Байкова

Список литературы: 1. Байкова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2021