Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
Оценка 4.8

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
окружающий мир
4 кл—9 кл
14.09.2022
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
Мастер-класс для педагогов "Путешествие Лунтика, или мир вокруг нас"
Сказка.docx

                                                                              

 

 

 

"Организация опытно-экспериментальной
деятельности детей младшего дошкольного  возраста"

 

 

 

Мастер-класс для педагогов
Сказка
"Путешествие Лунтика, или мир вокруг нас"

 

http://studio-klass.ru/uploads/monthly_03_2013/post-1-0-66758600-1362175275_thumb.jpg

 

 

 

 

 

 

МДОУ  д/с №3 «Лучик»

                                                                                                    г. Слободзея

                                                                                                                         Воспитатель

                                                                                                   Кирияк А.М.

 

 

 

«Что я слышу-забываю.

Что я вижу - я помню.

Что я делаю – понимаю»

     Конфуций

Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической этики. Сейчас уже никого не нужно убеждать в том, насколько важно экологическое воспитание и развитие. Природа дает людям все необходимое для жизни, но человек не всегда ценит это, часто нерационально использует природные богатства.

         Познание окружающего должно проходить в непосредственном  взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, вовлекающее малыша в изучение разнообразных проявлений природы так, чтобы он получал от этого радость.

         Овладение способами практического взаимодействия  с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная  деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий. В  процессе чего дети преобразуют объекты с целью выявления  их скрытых существенных связей с явлениями природы.

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира.

Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

В младшем возрасте, чтобы заинтересовать малышей, элементарные опыты проводятся в виде игр. Учитывая особенности детской природы, дети младших групп не способны концентрировать внимание на одном объекте долговременно, поэтому опыты не требуют длительного времени. Детям даются общие представления о ярких отличительных признаках и свойствах. Песок сухой (мокрый, влажный), сыплется (лепится), снег белый (пушистый, холодный), тает, лепится и т.д. По показу взрослого дети обследуют объекты с помощью зрительно-осязательных действий и на этой основе вычленяют признаки и свойства.

Дети средней группы продолжают знакомиться со свойствами и качествами, присущими предметам и материалам (прозрачность – непрозрачность, мягкость – твердость) и т.д., учатся определять явления неживой природы (превращение воды в лёд, появление инея). Происходит знакомство со способами выращивания растений (из семян, из части растения), формируются понятия о важном: значении воды, тепла и света для всего живого на земле. Часть опытов также проводится в виде игр- экспериментов.

В средней группе впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему на солнце вода испаряется быстрее, чем в тени?» С помощью наводящих вопросов дети учатся выделять главное, сравнивать два объекта или состояния одного и того же объекта, находить между ними разницу, например: лёд и вода, вода и пар. С детьми данного возраста можно начать проводить длительные наблюдения, фиксировать результаты в дневнике наблюдений.  Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира. Вне занятий опыты проводятся только по желанию детей. Воспитатель никого не принуждает. Желающие могут проводить их многократно в течение нескольких дней. Педагог уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Пусть ребенок пробует, ошибается, варьирует, но сам приходит к результату.

Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствует накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения  в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе.

Важнейшим показателем эксперементирования - это умение  выявлять причинно-следственные связи в природе; обсуждать и опытным путем подтверждать условия роста и жизни растений. Распознавать деревянные и металлические предметы, рассуждать об их свойствах и использовании чело­веком;  опытным путем демонстрировать, что люди позаимствовали у природы для своей хозяйственной деятельности. Выдвигать и обосновывать гипотезы;  использовать накопленный опыт  в практической художественно - творческой деятельности.

Становление опытно-экспериментальной деятельности дошкольника зависит как от сотрудничества с партнёром-взрослым, так и от полноты и разнообразия предоставляемых материалов. Их наличие позволяет не только поддерживать изначально присущую  ребёнку любознательность, не дать ей погаснуть, но и развить его познавательные интересы.

Таким образом, в работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.

Эффективность решения задач опытно-экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний, умений и навыков об окружающем мире.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний  детей, становление опытно-экспериментальных действий  формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную  эффективность  интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность  к обучению в школе.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что  в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

 

 

127080472514

 

Мастер-класс для педагогов.

 

Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, воздушным шариком, а также  водой, песком, льдом, магнитом, молоком, уксусом.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться  приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. 

 

Ход мастер-класса

Детям очень близка театральная деятельность, поэтому я решила все опыты показать в виде сказки, считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме сказки.

Сегодня в форме сказки я хочу  показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.

Сказка называется «Путешествие  Лунтика, или мир вокруг нас». 

 

В лесу, где жил Лунтик редко была плохая погода. Солнышко рано вставало над небом. А солнечные зайчики шустро скользили по деревьям и растениям, создавая причудливые тени.  В один из таких дней, лес заполнил сладковатый запах выпечки -  баба Капа испекла пирог с вареньем. Она славилась на весь лес своим добродушным характером и мастерством хозяйки. Как настоящая добрая бабушка, она предложила Лунтику угостить своих друзей. Очень понравилась эта идея Лунной пчеле!  

Он быстро собрался и отправился  на земляничную поляну, где любили они собираться с друзьями, прихватив с собой большой красный воздушный шарик для Милы.

     Очень любопытного Лунтика, привлек  странный звук. Отодвинув большой лист подорожника, он решил подглядеть, что же происходит на пруду, и тут он увидел, как  какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. Это были рыбки, которые резвились на солнышке. Опыт № 1

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку или изюм (я использовала изюм). Он чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на него тут, же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что изюм всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевший изюм  вновь опустится на дно. Здесь он снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

23222_html_m637c527d

На зеркальной глади воды  плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнце уже начало всходить, и как по волшебству начали распускаться эти удивительные цветы. Опыт № 2

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. 

academia-011

Внезапно небо затянуло тяжелыми тучами. Яркие вспышки разрезали небесную гладь. Грянул гром, и казалось, вся земля сотряслась от страшной силы. Первый крупные капли влаги опустились на землю и застучали по листьям. Опыт № 3

Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.

s4638_1267007997_2

 

Лунтик испугался и, зажав свои ушки руками, спрятался под кустом. Прошло немного времени,  и дождь закончился, снова появилось солнце. Капельки дождя лениво скатывались по листья. Солнечные  лучи играли с росой, оставляя различные блики.  Земля наполнилась влагой. Лунтик  решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это оставляет их на песке? Опыт № 4

Песок в лотке смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете  отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина или дерева). Сначала сделать  отпечаток следа Лунтика, а потом собачки или птицы.

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Попробуйте оставить следы на сухом песке.

0b1dab664b4ebdbe0e020e05e6ebdbc2 95906109_927

После дождя и ветра на земле лежали поломанные веточки, но все они почему-то стали принимать необычную форму. Опыт № 5
Вам понадобится 5 спичек или зубочисток.
Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.
Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

s4638_1267007997_1

Ароматный  запах вывел Лунтика на луг. Он был усыпан разными цветами. Яркие краски не могли не радовать глаз. Возле каждого цветка летали жучки в полоску и громко жужжали – это были пчелы.

Опыт № 6

Железный цветок обклеить блестящей липкой бумагой, на картинки пчелки приклеить с обратной стороны магнит. Пчелки будут магнититься к цветку.

2bc6f1345ab540fefab5a409986a4b58

А вот и земляничная поляна, все друзья были в сборе. Лунтик подарил Миле красный, воздушный шарик, но Веселый Ветерок вырвал  его из рук Милы и понёс на колючий цветок лопуха. Ребята знали, что у него  колючие шипы и от страха закрыли глаза, что бы ни видеть как  шарик лопнет. Но на поляне стояла тишина. Медленно открывая глаза, они боялись увидеть лопнувший шарик. Но он, зацепившись за розовый куст лопуха, весело им улыбался. Опыт № 7

Фокус с протыканием шарика. Понадобится надутый воздушный шарик, скотч, металлическая спица или длинное шило. Обязательно предупредите ребенка, что шарик после этого фокуса хоть и не лопнет, но будет безвозвратно испорчен. Незаметно для ребенка наклейте кусочки скотча на диаметрально противоположные точки шарика. Лучше будет, если эти точки близки к "полюсам" (т.е. верхушка и самый низ). Тогда фокус может получится  даже без скотча. Объявите, что сейчас проткнете шар, а он не лопнет! И смело втыкайте шило или спицу так, чтобы они проходили через заклеенные скотчем участки. Секрет фокуса в том, что хотя дырка образуется, но скотч не даст давлению разорвать шарик. А сама спица закроет собой дырочку, не позволяя воздуху выходить из нее.

fokus-s-vozdushnym-sharikom1 

Лунтик угостил друзей  сладким пирогом. Очень он понравился ребятам, и они решили отблагодарить добрую бабушку. Они все вместе собрали бабе Капе ароматную землянику для варенья. Солнце медленно  садилось. Друзья, попрощавшись,  разошлись по домам.

Лунтику   понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир, но он знал, что баба Капа и генерал Шер очень переживают и ждут его, поэтому он поторопился, обратно в свой домик на дереве. Баба Капа была очень рада землянике, пообещав сварить для ребят вкусное варенье. Перед сном она отправила  Лунтика  выпить стакан молока, а затем почистить зубы. Любопытный Лунтик спросил, зачем  пить молоко и чистить зубы после еды? Опыт № 8

О пользе молока

Как ни странно, но лучше всего мы узнаем, почему нужно пить молоко, проделав эксперимент с костями. Возьмите объеденные куриные косточки, помойте их как следует, дайте им высохнуть. Затем залейте в мисочке уксусом, чтобы он покрывал косточки полностью, закройте крышкой и оставьте на неделю. Через семь дней слейте уксус, внимательно рассмотрите и потрогайте кости. Они стали гибкими. Почему? Оказывается, крепость костям придает кальций. Кальций в уксусной кислоте растворяется, и кости теряют твердость.  Примерно так же действует на эмаль наших зубов кислота, выделяемая бактериями в ротовой полости. Так что для маленьких упрямцев, не желающих чистить зубки, этот опыт будет очень показательным.

 

   file    Domashniy_Eksperiment      

Хотите спросить: "Причем здесь молоко?" Известно, что в молоке много кальция. Молоко полезно, потому что пополняет наш организм кальцием, а значит, делает наши кости твердыми и прочными.

Перед сном  Деда Шер рассказал Лунтику как из молока можно сделать пуговицы, расчёску и много других интересных вещей. Опыт № 9

Превращаем молоко в камень

1. Выливаем в глубокую миску стакан слегка подогретого молока.

2. Туда же добавляем 1 столовую ложку уксуса.

3. Тщательно размешиваем ингредиенты, пока не появятся творожистые хлопья.

4. Устанавливаем на стакан воронку, сверху кладём сложенную в два слоя марлю. Выливаем содержимое миски в стакан.

5. Хорошенько отжимаем оставшуюся воду, чтобы получилось сухое твёрдое вещество.

6. Заполняем полученной массой форму для выпечки.

7. Ставим форму в холодильник. Спустя 48 часов достаём из формы затвердевшую массу.

8. Проверяем её на прочность. Твёрдая масса, которая получилась из молока, превратилась в настоящий камень. Полученный «молочный камень» можно разбить или раскрошить лишь с помощью молотка.

В результате проведения опыта образовался казеин — молочный белок, по своей структуре напоминающий пластмассу. Именно поэтому, застывая, он превращается в твёрдое вещество. В начале XX века его использовали для производства пуговиц, ручек для столовых приборов и расчёсок — всего того, что сегодня изготавливают из пластмассы.

50f4c5    http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=20d663d67c7cd31fee08ff988108229a-124-144&n=21    http://www.trozo.ru/wp-content/uploads/2010/05/1214-400x266.jpg

Любопытный  Лунтик лег спать, но у него осталось много вопросов:

1. Почему плавают рыбки?

2. Почему же распускаются кувшинки?

3.Почему шарик не лопнул?

4. Почему идет дождь?

5. Почему остались следы на песке?

6.Почему сломанные веточки после дождя выпрямляются?

7. Почему пчелы летят на цветы?

8. Почему косточка стала мягкой?

9.Чем полезны молочные продукты?

10. Как из молока сделать камень?

 

Обсуждение  экспериментов с педагогами.

 

 

 

Демонстрационный материал, который может быть использован при показе опытов детям.

pirog_3    post-1-0-66758600-1362175275_thumb  98871_04_w464_h260_fc 1896_5e55c79a    large  youtube_8b5081fe66cde70d8d110a06b6a8d65c0

 

 

       

 


 

МДОУ д/с №3 «Лучик» г

МДОУ д/с №3 «Лучик» г

Что я слышу-забываю. Что я вижу - я помню

Что я слышу-забываю. Что я вижу - я помню

По показу взрослого дети обследуют объекты с помощью зрительно-осязательных действий и на этой основе вычленяют признаки и свойства

По показу взрослого дети обследуют объекты с помощью зрительно-осязательных действий и на этой основе вычленяют признаки и свойства

Таким образом, в работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой

Таким образом, в работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой

Мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов.

Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются

Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются

После дождя и ветра на земле лежали поломанные веточки, но все они почему-то стали принимать необычную форму

После дождя и ветра на земле лежали поломанные веточки, но все они почему-то стали принимать необычную форму

Лунтик угостил друзей сладким пирогом

Лунтик угостил друзей сладким пирогом

Любопытный Лунтик лег спать, но у него осталось много вопросов: 1

Любопытный Лунтик лег спать, но у него осталось много вопросов: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2022