ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ
Грамотная реализация молодежной политики, в целом является главной инвестицией в будущее становление российской экономики и развитие общественных институтов, так как именно реализация личного потенциала нашей молодежи позволит возродить и укрепить Россию, как символ стабильности, силы и духовного богатства. Именно поэтому вопрос организации и реализации программ патриотического воспитания и молодежной политики является для государства приоритетным.
На сегодняшний день в Российской Федерации предпринимаются значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания подрастающего поколения.
Для наиболее целостного понимания обратимся к В.А. Сухомлинскому, который подчеркивал, что «одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества как к патриотической деятельности, причём сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина».
Детство и юность – лучшее время для прививания любви к Родине, поэтому патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было одной из важнейших задач образования. Каждый из нас должен знать, кто были его предки, чем занимались, что они пережили за прошедшие века. Как нам известно, прошлое нашей страны изучает прекрасная наука – история. Тем не менее, математики также могут познакомить обучающихся с прошлым страны, эпизодами и страницами национальной истории на уроках математики.
На уроках математики дети знакомятся с известными людьми, которые защищали свою Родину и отдавали свою жизнь, узнают о бесценном наследии, которое прошлые поколения оставили своим потомкам. Знакомство с различными математическими фактами, формулами, теоремами, решение большого количества различных упражнений развивают способности человека и влияют на развитие математического мышления обучающихся.
Не секрет, что математика для обучающихся входит в категорию «трудных» предметов. Это происходит потому, что они не видят практическую сторону математики. А математика и наша жизнь очень тесно связаны между собой. Все, что окружает нас в жизни, в той или иной степени связано с понятием или с законом из математики.
При обучении математики, воспитание осуществляется посредством четырех факторов:
- через содержание образование;
- через методы и формы обучения;
- через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
- через личность самого педагога.
На учебных занятиях можно использовать следующие направления воспитательной деятельности:
- уроки-лекции или краткий экскурс в историю математики, т.е. сообщение исторических данных, показывающих вклад в развитие математической науки, а что самое главное вклад этих ученых в развитие страны, ее прогресса и обогащения военной техникой и другими технологиями, которые позволяют защищать нашу страну и отстаивать на мировой арене.
- математические задачи для уроков с учетом методических и дидактических требований, а также задачи военно-патриотического воспитания, поставленные на урок. Решение задач, которые включают в себя исторические сведения, способствует развитию кругозора молодого поколения и роста познавательного интереса к предмету. Такие уроки математики пробуждают чувства сопричастности к величию своей Родины, а также собственных предков.
- эпиграфы и афоризмы, используемые в начале урока, которые несут не только математический контекст, но и патриотическое содержание.
Урок должен вызывать у обучающихся положительные эмоции. Если в начале урока провести с детьми небольшой увлекательный разговор, в котором они увидят значение математики в жизни, можно настроить их на восприятие предмета и информации. Мы можем рассказать своим обучающимся о роли математиков в укреплении обороноспособности нашей страны в годы Великой Отечественной войны.
При изучении темы «Корень n-й степени и его свойства» можно поговорить о навигационных таблицах, которые разработали советские математики, и в годы войны были распространены в авиации. В других странах не было навигационных таблиц, которые были просты и оригинальны по своей сути. Учитель также может рассказать учащимся о таблицах для определения место положения корабля на основе радионавигаций. Эти таблицы были подготовлены группой математиков под руководством ученого С. Н. Бернштейна. Полезной информацией станет история большого астрономического ежегодника на 1943, 1944 и 1945 годы, созданного коллективом ученых математиков и астрономов в блокадном Ленинграде. Этот ежегодник был очень важен для авиации, артиллерии и флота.
В последнее время значительное внимание уделяется изучению элементов теории вероятности, поэтому можно рассказать, что работы ученого А.Н. Колмогорова и его студентов в области теории вероятности в годы войны использовались для поиска вражеских подводных лодок и самолетов. Труды А.Н. Колмогорова в области теории стрельбы помогли увеличить эффективность выстрелов артиллерии.
Величайший советский математик и преподаватель А. Н. Крылов написал несколько работ по укреплению флота. Его работы по теории непотопляемости и качки широко использовались нашими военно-морскими силами во время войны. Эти факты могут быть сообщены обучающимся при изучении темы «Приближенные вычисления».
Можно рассказать обучающимся о роли ученых-математиков М.В.Остроградского и П.Л.Чебышева в развитии военной техники. Большую работу проводят наши ученые-математики в разработке теории вычислительных машин, имеющей широкое применение в военной и космической технике.
Таких примеров о деятельности ученых-математиков, научные исследования которых связаны с обороной страны, можно привести очень много.
Уроки математики, наполненные патриотическим содержанием, оказывают существенное влияние на развитие математического мышления обучающихся, а также способствуют воспитанию чувства гордости за свою Родину, за героев, приближавших победу.
Важно, чтобы образовательная деятельность, выполняя свои познавательные функции, была нацелена на реализацию воспитательного потенциала дисциплины, а педагог проводил целенаправленную работу по формированию и развитию патриотических чувств.
Список использованных источников:
1. Гнеденко Б. В. О воспитании научного мировоззрения на уроках математики/ Математика в школе. – 1977. – № 4. – с. 13–19.
2. Исторические сведения на уроках математики как средство формирования патриотизма. Современные инновационные технологии подготовки инженерных кадров для горной промышленности и транспорта: сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32851288 (дата обращения 12.05.2023).
3. Математика и патриотические воспитание на уроках: сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43884855 (дата обращения 12.05.2023).
4. Методические приемы организации патриотического воспитания на уроках математики в условиях среднего профессионального образования: сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48015829 (дата обращения 12.05.2023).
5. Патриотическое воспитание на уроках математики: сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45804846 (дата обращения 12.05.2023).
6. Нравственно - патриотический компонент на уроках математики: сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25375477 (дата обращения 12.05.2023).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.