Консультация для воспитателей.
Тема: «Организация подвижных игр с детьми раннего возраста»
Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице.
Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимает остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить свое время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим. Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения. Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции, проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов. Таким видом деятельности является игра.
С детьми раннего возраста проводятся подвижные игры и упражнения имитационного характера. Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в игру взрослого, им передается его эмоциональный настрой. У детей обостряется восприятие, сосредотачивается внимание. Они учатся понимать игровые правила и подчиняться им, действовать в воображаемой ситуации. Малыши начинают управлять собственными движениями, сообразуясь с движениями сверстников.
Детей учат двигаться стайкой, не мешая друг другу, в одном направлении с ориентиром на зрительный образ «Пойдем в гости к мишке». Малыши вместе со взрослым зовут: «Мишка, выходи!», пляшут с персонажем; ходят по узкой дорожке, подлезают под «упавшее дерево». Учат действовать не мешая товарищам, например, когда собирают раскатившиеся колечки (шарики). Для этого воспитатель устраивает перебежки детей: «Побежали к зайке, а теперь назад, ко мне» (это дает возможность приостановить детей, успокоить перевозбудившихся, чтобы снова включить их в игру).
Дети после 1 года 8 месяцев могут выполнять имитационные движения, подражая не только знакомому персонажу, но и явлениям природы: показывают, как летят снежинки (А. Барто «Снег кружится») и т.д.
При проведении подвижной игры воспитатель берет на себя ведущую роль. По ходу игры он подсказывает детям их действия, подбадривает неуверенных, застенчивых: «Все летают, как воробышки, пьют водичку, клюют зернышки» (игра «Воробышки и автомобиль»). Малыши выполняют движения, подражая педагогу. Подвижную игру повторяют 2 – 3 раза, отмечая положительный настрой детей: «Все воробышки были ловкими, никто не попался, играли хорошо. Молодцы!»
Подвижные игры для детей раннего возраста.
«Музыканты»
Цель: знакомство с музыкальными инструментами, расширение словарного запаса. Описание игры: Дети стоят кружком, не держась за руки. В центре детский стульчик, около которого стоит малыш и «играет» на воображаемом инструменте. При исполнении третьего куплета ребенок садится. Остальные дети пляшут, повторяют движения взрослого. Воспитатель поет:
Наш Сереженька-дружок на дуду играет. Встали детки все в кружок, ножки выставляют. Ля-ля-ля. Балалайку взял малыш, весело играет. Все ребята заплясали, дружно приседают. Ля-ля-ля. Сел Сереженька на стул, играет на гармошке. Эй, ребята, поскорей покружимся веселей! Ля-ля-ля.
«Снежок»
Цель: развивать умение действовать согласованно. Описание игры. Дети стоят кружком и выполняют действия в соответствии с текстом.
Выпал беленький снежок, собираемся в кружок. Мы потопаем, мы потопаем! Будем весело плясать, будем ручки согревать. Мы похлопаем, мы похлопаем! Будем прыгать веселей, чтобы было потеплей. Мы попрыгаем, мы попрыгаем!
«Коза рогатая»
Цель: вовлечь детей в игровую ситуацию, учить подражать голосу и повадкам животных.
Описание игры. Чертой (стульчиками) отгораживается дом. По площадке гуляет коза. Дети хором говорят:
Идет коза рогатая, идет коза бодатая, Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп! Ой, забодает, забодает!
Коза делает из пальцев рога и бежит за детьми, говоря: «Забодаю, забодаю! Ме-ме-ме!!!» Дети прячутся в дом, коза их ловит. Пойманные становятся помощниками козы.
«Мы в ладошки ударим»
Цель: развивать умения соотносить движения со словами текста.
Описание игры: Дети сидят на стульях, расставленных полукругом. Воспитатель напевает, сопровождая пение движениями. Дети повторяют:
Тихо мы в ладошки ударим, тихо мы в ладошки ударим, Люли-люли, ударим – 2 раза Громко мы в ладошки ударим, громко мы в ладошки ударим, Люли-люли, ударим – 2 раза Ручки мы вверх поднимаем, ручки на колени опускаем, Люли-люли, опускаем – 2 раза Ручки за спину мы прячем, ручки мы тете покажем, Люли-люли, покажем – 2 раза Ножки мы тете покажем, ножки мы тете покажем, Люли-люли, покажем – 2 раза.
«Маленькие ножки бежали по дорожке»
Описание игры. Дети строятся в колонну или стайкой. Педагог говорит, что ножки у них маленькие, но бегают быстро. Дети бегут и приговаривают вместе с воспитателем: «Маленькие ножки бежали о дорожке. Маленькие ножки бежали по дорожке». Затем воспитатель говорит, что у медведя ноги большие и идет он медленно: «Большие ноги шли по дороге. Большие ноги шли по дороге». Дети несколько раз выполняют, со словами, ритмичные подражательные движения, то быстрые и легкие, то медленные и тяжелые.
«Воробушки»
Описание игры. Дети (воробышки) сидят на стульчиках (в гнездышках) и спят. На слова педагога: «В гнезде воробышки живут и утром рано все встают» дети раскрывают глаза, громко поют: «Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик!» «Так весело поют», - заканчивает педагог. После этих слов дети разбегаются по комнате. На слова педагога: «В гнездышко полетели» возвращаются на свои места.
«По ровненькой дорожке»
Описание игры. Дети идут шеренгой или свободно группируются возле педагога. Ритмично шагают под слова: «По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке, шагают наши ножки – раз, два, раз, два…» Затем педагог и дети начинают прыгать на двух ногах, слегка продвигаясь вперед и приговаривая при этом: «По камешкам, по камешкам, по камешкам, по камешкам». Затем педагог произносит: «В ямку бух!» Дети присаживаются на корточки. «Вышли из ямки», - говорит педагог. Дети поднимаются и идут, весело приговаривая вместе с педагогом: «По ровненькой дорожке…» Движения повторяются, затем текст меняется: « По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке. Устали наши ножки, устали наши ножки. Вот наш дом, там мы живем». На слова «устали наши ножки» педагог, а за ним и дети слегка замедляют движения и с окончанием текста останавливаются. Затем бегут к скамейкам и садятся на них. Игру можно повторить 3 – 4 раза.
Варианты игр на прогулке для детей младшего дошкольного возраста.
Игры – путешествия.
Игра – путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер.
Игры с мячом.
Несмотря на простоту, игры с мячом очень полезны для детей, так как развивают практически все виды мышц. И не важно, кидает малыш мячик или ловит, он тренирует координацию движений и зрение.
Игры с обручем и скакалкой.
Улучшить физическую подготовку ребенка можно также при помощи обруча и скакалки. Так как малыши не могут использовать эти снаряды по назначению, то вначале можно предложить, например, небольшой обруч в качестве руля, либо поставить обручи ребром, чтобы ребенок прополз по «тоннелю».
Надувные мыльные пузыри.
Такая игра будет не только полезна, но и доставит массу удовольствия! Главное набраться терпения и научить ребенка надувать мыльные пузырьки. Летние игры для детей с помощью мыльных пузырей станут не только радужным, но и веселым развлечением в виде догонялок за пузырями. Надувая пузыри, малыши тренируют легкие. Кроме того, дуть в одну сторону не такое уж легкое задание! Дуть мыльные пузыри можно не только через соломинку, но и через палочку с отверстиями и чем больше отверстий, тем больше пузырей.
Игра является одним из важнейших средств физического воспитания. «В детском возрасте, как говорил А.С.Макаренко, игра - это норма жизни ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело». Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.