Организация помощи инфекционным больным. основные вопросы патологии инфекционных заболеваний
Принципы организации работы инфекционной службы
Структура инфекционной службы в РФ состоит из медицинских учреждений амбулаторно-поликлинического профиля и инфекционных стационаров.
К учреждениям амбулаторно-поликлинического профиля относятся поликлиники, имеющие кабинеты инфекционных заболеваний (КИЗ).
К инфекционным стационарам относятся инфекционные отделения многопрофильных больниц и инфекционные больницы.
Система медицинской помощи инфекционным больным включает три этапа: догоспитальный, госпитальный и послегоспитальный.
Догоспитальный этап осуществляется врачами общей практики, врачами неотложной помощи, участковыми врачами и участковыми мёдсестрами, врачами-инфекционистами и медсестрами КИЗ. Задачами этого этапа является раннее выявление инфекционных больных, оказание неотложной помощи; квалифицированное лечение больных, не нуждающихся в госпитализации; своевременная госпитализация больных, нуждающихся в специализированной помощи.
Кабинеты инфекционных заболеваний должны размещаться на первом этаже в боксовом помещении, иметь отдельный вход, туалет, помещение для дезинфекционных средств, кабинет для осмотра больных, процедурный кабинет и кабинет для оказания неотложной помощи, сбора материала для лабораторных клинических и микробиологических исследований и посевов на питательные среды.
Кабинет, где проходит осмотр пациента, освещается лампами дневного света для выявления экзантем, желтушной окраски кожи и слизистых оболочек. В нем обязательно должны быть судна для осмотра мочи, испражнений, необходимые принадлежности для осмотра пациента (шпатели, термометры, тонометр и др.) и забора материала.
После осмотра каждого инфекционного больного медицинская сестра обрабатывает кушетку и стул дезраствором, а его выделения засыпает хлорной известью в соотношении 1: 5 на один час и только потом выливает их в канализацию. Воздух в КИЗ медсестра регулярно дезинфицирует с помощью бактерицидной лампы.
Для оказания медицинской помощи в КИЗ должны иметься наборы медикаментозных средств, необходимых для оказания помощи пациентам при развитии инфекционно-токсического шока, энцефалопатии, дегидратационного синдрома и прочих осложнений.
Лечение пациентов на догоспитальном этапе проводится с легкими и среднетяжелыми формами инфекционных заболеваний.
Госпитализации подлежат пациенты:
1) с тяжёлым течением инфекционной болезни (грипп, лептоспироз и др.);
2) с эпидемически опасными заболеваниями: особо опасными и карантинными болезнями (холера, чума);
3) с болезнями с длительным течением и опасными для жизни осложнениями (брюшной тиф, бруцеллёз);
4) из общежития, казарм, густо населённой квартиры.
Основной задачей оказания медицинской помощи на госпитальном этапе является оказание квалифицированной и специализированной помощи инфекционным больным.
Доставка больных в инфекционный стационар осуществляется специальным санитарным транспортом, который тщательно дезинфицируется после госпитализации пациента. Нельзя в одной машине везти несколько больных из-за возможной ошибки первоначального диагноза, что может привести к перекрёстному их заражению и развитию суперинфекции.
Задачами послегоспитального этапа является диспансерное наблюдение за переболевшими инфекцией пациентами, и лабораторный контроль их выделений в течение времени, установленного нормами противоэпидемических мероприятий.
Устройство и режим работы инфекционного стационара
Для предупреждения распространения инфекционных заболеваний проводится изоляция больных в инфекционный стационар по клиническим и эпидемиологическим показаниям. В инфекционном стационаре осуществляется не только полноценное лечение больного, но и надёжная его изоляция, обеспечивающая прекращение дальнейшего распространения инфекции.
Основное требование, предъявляемое к инфекционной больнице – защита от внутрибольничного заражения больных и медперсонала.
Инфекционная больница отличается от других стационаров. В её состав входят приёмное отделение, отделения палатного и боксового типа, отделения реанимации и интенсивной терапии, рентгенологическое, диагностическая лаборатория, пищеблок, дезинфекционная камера, центральная стерилизационная, кабинеты физиотерапии, ультразвукового исследования, эндоскопии.
Принцип работы инфекционной больницы – поточно-пропускной – обеспечивает разобщение больных при их поступлении и размещении в стационаре в зависимости от вида возбудителя. С момента поступления и до выписки пациенты не должны контактировать с иными инфекционными больными, поэтому каждого больного направляют в соответствующие отделения, например, отделение для кишечных инфекций, инфекций верхних дыхательных путей и т.д.
Приёмное отделение инфекционных больниц имеет боксовую структуру для индивидуального приёма каждого пациента. Предназначены эти боксы для приёма и сортировки пациентов с разной патологией. Инфекционный больной входит в отдельный бокс приёмного отделения, там происходит его врачебный и сестринский осмотр и тщательная санитарная обработка, после которой пациент поступает в соответствующее лечебное отделение.
Санитарная обработка поступивших пациентов включает приём душа или ванны, для тяжёлых больных – обтирание кожи, дезинсекцию в случае выявления педикулёза. Осмотр на педикулёз обязателен для всех поступающих в стационар. Медсестра приёмного отделения внимательно осматривает одежду, волосы на голове и кожные покровы поступающего больного.
Личную одежду пациента отправляют на обработку в дезинфекционную камеру. Свою одежду пациент получает только после выписки из больницы. В стационаре он находится в больничной одежде.
После осмотра больного и перевода его в лечебное отделение медсестра дезинфицирует задействованный бокс приёмного отделения.
Из приёмного отделения пациент поступает в соответствующее отделение больницы, не контактируя с другими больными. При диагностике воздушно-капельной инфекции пациента помещают в боксовое отделение, которое находится на самых верхних этажах. Отделения для воздушно-капельных инфекций располагаются на последнем этаже для того, чтобы возбудители восходящим потоком воздуха с нижних этажей не заносились на верхние этажы.
Боксы могут быть открытыми, если их размещают внутри большой палаты, изолируя друг от друга перегородкой высотой 2–2,2 м. Такие боксы предназначены для больных скарлатиной, коклюшем, дифтерией и др. Закрытые боксы отделяются друг от друга полной перегородкой до потолка и имеют дверь, отдельный санузел. Однако больные поступают и уходят из них через общий коридор, в котором возможно заражение корью, ветряной оспой и другой воздушно-капельной инфекцией.
В каждом инфекционном отделении предусматривается два выхода: один для пациентов, другой для медперсонала и посетителей.
Медицинская сестра лечебного отделения при размещении инфекционных больных по палатам должна соблюдать строгое правило, предотвращающее внутрибольничное заражение: больного в острой фазе болезни не помещать в палату к выздоравливающим пациентам.
Медсестре важно следить за нумерацией больничных коек и тем, чтобы номер каждой из них соответствовал номеру предметов, относящихся к ней: судна, посуды, которые должны быть индивидуальными. Пациентам запрещается передвигать в палате койки, расстояние между которыми должно быть не менее 1 м.
Посуду пациента после использования необходимо кипятить с 2 % содой. Обязательной стерилизации подвергаются после употребления шпатели, мензурки, пипетки и т.д.
Выделения пациентов при кишечных инфекциях обеззараживают в суднах или горшках хлорной известью или хлорамином до сброса в канализацию.
Медицинская сестра перед проведением каждой очередной манипуляции, а также при переходе от одного пациента к другому должна тщательно вымыть руки. У дверей изоляторов должны быть вывешены халаты для персонала и поставлен таз с дезинфицирующим раствором для обработки рук.
Стерилизация шприцев многоразового использования и прочих медицинских инструментов осуществляется централизованно в автоклавах.
Большую роль играют медицинские сестры в профилактике госпитальных инфекций, когда следят за санитарно-гигиеническим состоянием палат и других помещений инфекционной больницы. Независимые сестринские вмешательства включают регулярное проветривание и кварцевание палат, контроль текущей дезинфекции, смену постельного и нательного белья в случаях их загрязнения рвотными массами, испражнениями, мочой и другими биологическими жидкостями больного. После выписки больного в палате проводится заключительная дезинфекция.
Наиболее совершенна изоляция инфекционного больного в так называемом боксированном отделении, состоящем из мельцеровских боксов, которые состоят: из тамбура – предбоксника, палаты, санитарного узла с ванной, шлюза для персонала.
Правила работы медперсонала в боксах:
1) Медицинский персонал, обслуживающий больных в боксированном отделении, находится во внутреннем коридоре, в который запрещен вход больным.
2) При посещении больного медицинские работники входят из коридора в шлюз, моют руки, надевают халат, затем переходят в палату.
3) При выходе от больного процесс повторяется в обратном порядке: снимается халат, затем дезинфицируются руки.
Необходимо следить за тем, чтобы в момент открывания двери из палаты в шлюз - дверь из шлюза в коридор была плотно закрыта, чтобы предупредить распространение через воздух патогенных возбудителей.
В боксированное отделение госпитализируют больных: со смешанными болезнями; неустановленным диагнозом; находившихся в контакте с больными особо опасными инфекциями.
В мельцеровском боксе, как правило, находится один больной. После выписки пациента производится тщательная дезинфекция помещения.
За каждым боксом закрепляются предметы, необходимые для обслуживания больного и уборки помещения. Грязное белье и мусор, предварительно обеззараженные, выносят из бокса в специальных мешках, в которых они поступают на дальнейшую обработку (стирку, кипячение) или сжигание.
Диспансеризация и реабилитация инфекционных больных
Пациента после выписки из инфекционной больницы берут на специальный учёт для динамического наблюдения за ним и медицинской реабилитации. Медсестра КИЗ и участковые медсёстры под руководством врача – инфекциониста принимают участие в наблюдении за переболевшим инфекционным больным.
Диспансеризация – это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития и распространения болезней, восстановление трудоспособности и продление периода активной жизнедеятельности человека.
Диспансеризация проводится в соответствии с приказами и нормативными документами.
Наблюдение за пациентами осуществляется в сроки, установленные для каждого инфекционного заболевания.
Медицинские сестры навещают пациента, переболевшего инфекцией, вызывают его на обследование и лечение в поликлинику, то есть, осуществляют клинико-лабораторный контроль его состояния здоровья в период реконвалесценции. Это помогает врачу в своевременном выявлении остаточных явлений инфекционного процесса. Пациенту с сопутствующими заболеваниями, затянувшимся течением инфекционной болезни назначается дополнительное общеукрепляющее лечение.
Медсестра участвует в просветительных беседах с пациентом. Она рассказывает ему о правильном диетическом питании, необходимости принимать витамины, ферменты и другие препараты, назначенные врачом, а также о важности режима труда и отдыха пациента, о вреде курения, алкоголя и т.д.
При угрозе распространения некоторых инфекций больных-носителей возбудителей инфекционных заболеваний временно отстраняют от работы.
Реабилитация – это комплекс медицинских и социально-экономических мероприятий, направленных на скорейшее и полное восстановление здоровья и трудоспособности пациента после болезни.
Пациенты после выписки из стационара пациенты могут направляться в санатории или реабилитационные центры. Реабилитационные мероприятия проводятся комплексно с применением разнообразных методов воздействия.
Основным лечебно-восстановительным мероприятием является щадящий режим, лечебное питание, лечебная гимнастика, физиотерапия, психотерапевтические методы.
После перенесённой кишечной инфекции пациентам назначают средства для восстановления слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта и заместительную ферментную терапию; больным вирусными гепатитами – гепатотропные препараты, иммуномоделяторы и т.д.
Кроме того, реабилитационные мероприятия предусматривают меры, направленные на улучшение условий труда и быта, способствующие восстановлению здоровья переболевшего инфекционным заболеванием.
Организация санитарно-эпидемиологической службы в России. Структура центра санитарно-эпидемиологического надзора. Предупредительный и текущий надзор.
Деятельность санитарно-эпидемиологической службы России регламентируется Федеральным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (12 марта 1999 г.)
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации - единая Федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации.
Система государственной санитарно-эпидемиологической агужбы Российской Федерации включает в себя:
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации;
органы и учреждения государственной, санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах, районах и на транспорте.
Организацию деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляет Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации, городов, районов, на транспорте, главные государствешгые санитарные врачи федеральных органов.
Основной задачей государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление и ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания на организм человека.
Основной структурной единицей государственной санитарно-эпидемиологической службы является центр государственного санитарного надзора (ГСЭН).
ГСЭН является организатором проведения комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий среди населения, осуществляет руководство работой по пропаганде гигиенических знаний среди населения и формированию здорового образа жизни.
Центр ГСЭН может обслуживать городское и сельское население, численностью до 100 тыс. человек. Включает следующие подразделения: I. Управление Госсанэпиднадзора
Содержание работы центров ГСЭН:
Организационная, Нормативная, методическая, консультативная работа, контроль.
Предупредительный санитарный надзор обеспечивает:
1. Учет всех проектируемых, строящихся или реконструируемых объектов и сооружений;
2. Согласование отвода земельного участка под строительство;
3. Согласование и составление гигиенического заключения, утверждение проекта строительства, реконструкции объекта, сооружения;
4. Проведение систематического санитарного контроля за ходом строительства или реконструкции в соответствии с утвержденным проектом;
5. Прием выстроенного или реконструированного объекта. Предупредительный санитарный надзор устанавливает санитарно-гигиенические нормы, утверждает их согласно требований государственных стандартов на все промышленные изделия, продукты питания, школьную и детскую мебель, красители и т.п., нарушение которых может повлиять на здоровье населения. Предупредительному санитарному надзору подлежат все медицинские биологические препараты, вакцины, сыворотки и пр.
Текущий санитарный надзор включает:
1. Изучение санитарно-гигиенических условий труда (воспитания, обучения) и гигиеническая оценка производственной среды (характер технологического процесса, уровень механизации процессов производства и тд.)
2. Осуществление систематического лабораторного контроля и повседневное наблюдение за санитарным состоянием предприятий, коммунальных сооружений, учебных заведений и государственных детских учреждений, производственных, жилых и общественных культурно-бытовых зданий и соблюдением в них санитарных норм и правил;
3. Изучение заболеваемости и травматизма у рабочих, служащих, подростков и детей; проведение мероприятий по профилактике заболеваний, травматизма, профессиональных заболеваний;
4. Организация и контроль за проведением осмотров
5. Контроль за соблюдением гигиенических условий обучения
6. Гигиеническое изучение и контроль за состоянием воздушной среды, водоемов, почвы;
7. Санитарная охрана границ;
8. Обеспечение соблюдения санитарно-гигие_нических норм при производстве пищевых продуктов питания, их транспортировке, хранении и реализации;
9. Разработка и внедрение мероприятий по организации рационального питания населения;
10. Организация и проведение комплекса мероприятий по повышению санитарной культуры работы предприятий;
11. Контроль за выполнением оздоровительных мероприятий, предусмотренных комплексным планом, коллективными договорами и тд.
Сестринское дело, сестринский процесс при инфекционных болезнях, качество жизни
«Сестринское дело – это составная часть организационной технологии системы здравоохранения, направленная на решение проблем индивидуального и общественного здоровья населения в меняющихся условиях окружающей среды» (из приказа Минздрава РФ № 390 от 1997 года «О мерах по улучшению сестринского дела в России»).
Сестринский процесс – научно обоснованная технология сестринского ухода, направленная на повышение качества жизни пациента путём планомерного и этапного решения возникающих у него проблем.
Качество жизни – это субъективное ощущение соответствия или несоответствия между фактическим и ожидаемым уровнем жизни, определяемое физическими, психологическими, духовными и социальными аспектами человеческого существования.
Качество жизни определяют по критериям физической подвижности, отсутствием болей и дискомфорта, способностью обслуживать себя и способностью к нормальной социальной активности.
Сестринский процесс при инфекционных болезнях – это научно обоснованный метод сестринской практики, применяемый путём выявления проблем инфекционного больного, планирования и реализации сестринского ухода в целях оказания ему качественной доврачебной помощи, приемлемой и для пациента и для медсестры.
§ 2. Задачи и этапы сестринского процесса
Задачами сестринского процесса являются:
Сбор информации об инфекционном больном.
Определение всех потребностей пациента в сестринском уходе в разные периоды инфекционной болезни.
Выявление первоочерёдности приоритетов в сестринском обслуживании.
Составление плана сестринского ухода и его реализация.
Оценка эффективности процесса ухода за инфекционным больным и достижения цели сестринского ухода.
Сестринский процесс осуществляется непрерывно и особенно динамично при уходе за инфекционными больными.
Обязательные этапы сестринского процесса при инфекционном заболевании:
Обследование инфекционного больного для определения его потребностей.
Формулировка сестринского диагноза.
Планирование помощи инфекционному больному.
Реализация сестринского процесса.
Оценка эффективности ухода и при необходимости его коррекция.
§ 3. Этап сестринского обследования инфекционного больного для определения его потребностей.
Обследование инфекционного больного необходимо начинать со сбора его паспортных данных, диагноза врача и жалоб, беспокоящих пациента в настоящее время. Необходимо уточнить социальные сведения и условия жизни больного, его аллергический и эпидемиологический анамнез.
Зачастую пациент из-за тяжести своего состояния с трудом вступает в контакт, поэтому информацию о нём можно собирать из других источников: от пациентов, членов его семьи, коллег, из медицинской документации, результатов физических осмотров, диагностических тестов.
Если состояние больного позволяет, то необходимо подробно расспросить его не только о физическом здоровье, но и психическом, эмоциональном, духовном состоянии. Очень важно обращать внимание на особенности поведения больного, его отношения с окружающими, манеру поведения и разговора, уровень культуры и интеллекта. Внешний вид больного зачастую раскрывает социальные условия, в которых он живёт. Неопрятная одежда и неприятный запах давно немытого тела могут выдать алкоголика, бомжа, наркомана, психически больного человека.
Для сбора полной информации медицинская сестра должна создать атмосферу доверия и конфиденциальности. Для этого она должна уметь поговорить с больным на отвлечённые темы, проявить интерес к тому, что он ей говорит. Медсестра не должна при беседе стоять перед сидящим или лежащим пациентом, иначе он будет чувствовать себя подавленным, и стремиться скорее закончить разговор. Разговору не должны мешать посторонние люди, так как может возникнуть скованность пациента. Беседы с пациентом в начале инфекционного процесса должны быть не очень длительными и утомительными, так как большинство инфекционных болезней протекает с обще-токсическим синдромом, проявлениями которого могут быть повышенные утомляемость, слабость и чувствительность ко всем раздражителям.
Вопросы: «Как вы себя чувствуете?», «Что вас беспокоит больше всего?» помогают оценить эмоциональное состояние больного и уровень его понимания. Необходимо в разговоре с больным избегать медицинских терминов и говорить просто и доступно. Важно при расспросе прикасаться к пациенту: поглаживать, держать за руку, высказывая этим участие и сочувствие, одобряя его ответы положительной интонацией голоса.
Сестринское обследование должно быть независимым от врачебного обследования, цель которого диагностика инфекционного заболевания и назначение лечения.
Задача медсестры – обеспечение максимального комфорта больному для облегчения его состояния.
При оценке состояния пациента важными для медицинской сестры являются внешние проявления инфекционного процесса: диарея, рвота, тошнота, судороги, одышка, кашель с мокротой, бессонница, головная боль, экзантема, зуд, повышение температуры и многие другие симптомы.
В основе сестринского обследования лежит учение американского психолога Маслоу о человеческих потребностях, то есть о психологических и физиологических дефицитах того, что необходимо для здоровья и благополучия человека.
По классификации Маслоу каждый человек имеет четырнадцать основных, жизненно важных потребностей: 1) дышать, 2) есть, 3) пить, 4) выделять, 5) двигаться, 6) быть здоровым, 7) поддерживать температуру тела, 8) спать и отдыхать, 9) одеваться и раздеваться, 10) быть чистым, 11) избегать опасности, 12) общаться, 13) иметь жизненные ценности, 14) работать, играть и учиться.
Опираясь на классификацию Маслоу, В. Хендерсон (1966 г.) все потребности человека разделила на биологические, психологические и социальные и с Модель фундаментальных потребностей пациента по Хендерсон:
нормально дышать;
употреблять достаточное количество жидкости и пищи;
выделять из организма продукты жизнедеятельности;
двигаться и поддерживать нужное положение;
спать и отдыхать;
самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду;
поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду;
соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде;
обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для окружающих;
поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции и мнения;
отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой;
заниматься любимой работой;
отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх;
удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.
Все эти фундаментальные потребности человека нарушаются при развитии инфекционного процесса, при котором происходят серьёзные сбои функций различных органов и систем.
Медицинская сестра до определения нарушенных потребностей пациента должна самостоятельно (независимо от врача) провести его объективное обследование.
Прежде всего, она должна измерить его рост, вес, определить локализацию отёков и далее последовательно (по стандартной схеме) записать параметры объективного состояния инфекционного больного:
выражение лица больного: спокойное, страдальческое (столбняк, менингококковая инфекция и др.), болезненное (ПТИ, холера, лептоспироз и др.), одутловатое (ГЛПС, лептоспироз и др.) т.д.;
сознание: ясное, спутанное (менингоэнцефалит, ИТШ и др.), ступор, сопор, кома (малярия, острая печёночная недостаточность и др.), бред (грипп, клещевой энецефалит и др.), галлюцинации (сыпной тиф, менингоэнцефалит и др.);
положение в постели: активное, пассивное (брюшной тиф, грипп), вынужденное (столбняк, менингит, лептоспироз);
состояние кожных покровов и видимых слизистых: цвет (бледный при дифтерии, желтый при вирусных гепатитах, красный при сыпном тифе, гриппе), тургор (снижен при холере, сальмонеллёзе), влажность (повышена при гриппе, сыпном тифе, понижена при холере), дефекты (сыпь при детских инфекциях, брюшном тифе), расчесы (при педикулёзе), кровоподтёки (при лептоспирозе, менингококкемии);
состояние костно-мышечной системы: деформация скелета, суставов (бруцеллёз, полиомиелит), атрофия мышц (ВИЧ – инфекция, холера), мышечный тонус сохранен, повышен (столбняк), понижен (брюшной тиф, холера);
температуру тела: в пределах нормы, субфебрильная, фебрильная;
состояние дыхательной системы: ЧДД, характеристика дыхания (ритм, глубина), тип (грудной, брюшной, смешанный), ритм (ритмичное, аритмичное), глубина (поверхностное, глубокое, менее глубокое), тахипноэ, брадипноэ, в норме;
АД: на обеих руках, гипотония, нормотония, гипертония;
пульс: количество ударов в минуту, ритм, наполнение, напряжение;
естественные отправления: мочевыделение (частота, количество, недержание мочи, катетер, самостоятельно, мочеприёмник), стул (самостоятельный, регулярный, характер стула, недержание кала, колостома);
состояние органов чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, речь);
состояние памяти: сохранена, нарушена;
использование резервов: очки, линзы, слуховой аппарат, съемные зубные протезы;
сон: потребность спать днем, бессонница, нарушение формулы сна (сонливость днем, бессонница ночью), качество ночного сна;
способность к передвижению: самостоятельно, при помощи посторонних и др.;
способность есть, пить: аппетит, нарушение жевания, тошнота, рвота, резервы.
Первый этап сестринского процесса заканчивается определением нарушения удовлетворения основных потребностей человека. оздала свою модель фундаментальных потребностей пациента.
§ 4. Этап формулировки сестринского диагноза при инфекционной болезни
Сестринский диагноз при инфекционной болезни – это описание (суждение) медицинской сестрой характера существующей или потенциально возможной реакции инфекционного больного на дефицит жизненно важных потребностей, которые она может самостоятельно восполнить.
Основными методами сестринской диагностики являются наблюдения и беседа. При наблюдении за больным медсестра обращает внимание на мимику больного, тембр его голоса, словарный запас, его настроение и поведение.
В основе сестринского диагноза лежат жалобы инфекционного больного, в центре которых находится нарушение удовлетворения какой-либо его потребности.
Сестринский диагноз отличается от врачебного диагноза. Врачебный диагноз определяет болезнь, а сестринский – реакции организма в связи с инфекционной болезнью. Врачебный диагноз, если не было ошибки, может оставаться неизменным в течение всей болезни. Сестринский диагноз очень динамичен и может меняться в течение дня, так как реакции организма человека, особенно на инфекционную болезнь, очень изменчивы. Сестринских диагнозов может быть несколько, так как они охватывает все сферы жизни пациента (психологические, физиологические, социальные и духовные).
Различают следующие сестринские диагнозы: 1) настоящие (явные), 2) потенциальные (будущие, возникновение которых, может быть предотвращено качественным сестринским уходом) и 3) приоритетные (первоочередные).
Примеры сестринских диагнозов (проблем пациентов) в клинике инфекционных болезней Физиологические проблемы пациентов:
боль (в том числе и хроническая боль) локальная, генерализованная, иррадиирующая;
отёк;
обезвоживание;
нарушение вкуса;
нарушение сна (сонливость, бессонница);
слабость;
утомляемость (непереносимость физической нагрузки);
нарушение глотания;
риск аспирации;
нарушение зрения;
спутанность сознания;
потеря сознания;
нарушение памяти;
нарушение кожной чувствительности;
патологическое состояние кожи;
нарушение целостности кожных покровов;
поражение слизистой оболочки рта;
увеличение лимфатических узлов;
задержка мочи;
учащенное и/или болезненное мочеиспускание;
недержание мочи;
риск осложнения беременности;
нарушение схемы тела (нарушение подвижности);
риск последствий неподвижности;
нарушение ходьбы;
снижение уровня гигиены (дефицит навыков самопомощи);
дефицит самообслуживания при мытье, уходе за частями тела, физиологических отправлениях, одевании, приёме пищи, питье.
Психоэмоциональные проблемы пациента:
психологический стресс;
нарушение речевого общения;
нарушение самооценки, в том числе чувство вины;
нарушение личностной идентичности;
чувство заброшенности;
брезгливость по отношению к себе или окружающим;
высокий уровень тревожности;
страх заразить близких людей;
утрата контроля над ситуацией в профессиональном аспекте и других аспектах;
бессилие;
неэффективные механизмы совладения со стрессом (страх, апатия, депрессия);
потеря надежды;
чувство беспомощности;
трудность контроля эмоций;
дефицит общения;
недоверие к медицинскому персоналу;
страх смерти;
чувство ложного стыда;
зависимость от родственников, медработников и других лиц;
отрицание болезни;
несоблюдение требований режима;
чрезмерная обеспокоенность своим физическим здоровьем;
чрезмерная обеспокоенность своей внешностью;
риск самоповреждения;
реакция на смену обстановки.
§ 5. Этап планирования помощи инфекционному больному
План сестринского ухода – это подробное перечисление профессиональных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода.
Планировать сестринскую помощь необходимо вместе с пациентом, который должен дать согласие на все предлагаемые медсестрой мероприятия плана, которые должны быть ему понятны. Медсестра настраивает пациента на успех выздоровления. Она обосновывает ему необходимость постановки целей сестринского вмешательства и вместе с ним определяет пути их достижения.
Цель – это ожидаемый конкретный положительный результат сестринского вмешательства по каждой из выявленных проблем пациента. Цель должна быть конкретной и реальной. Формулировать её необходимо так, чтобы она была понятна пациенту и его родственникам.
Вначале медсестра с участием пациента или его родственников, участвующих в уходе за тяжёлым инфекционным больным, определяет первоочерёдность решения выявленных его проблем. Она определяет сроки достижения цели. По срокам достижения различают краткосрочные (меньше недели) и долгосрочные цели (недели, месяцы).
Каждая из целей сестринского ухода содержит 1) исполнение или действие, 2) характеристику времени, места, расстояния, 3) условие (с помощью кого-либо, чего-либо).
Например, приоритетная проблема инфекционного больного - удушье. Цель – (действие) обеспечить достаточное поступление кислорода в организм больного до восстановления функции дыхания (время) с помощью притока воздуха и жидкого кислорода (условие).
Далее медсестра, опираясь на стандарты сестринской практики, выбирает пути решения поставленной цели и обосновывает их. Составление плана индивидуального ухода требует от медсестры гибкости в применении стандартов уходов на практике. Она может дополнить план действиями, не предусмотренными стандартом, если правильно аргументирует свою точку зрения.
В результате составления плана составляется карта сестринского процесса.
§ 6. Этап реализации сестринского процесса
Этап реализации сестринского процесса включает в себя выполнение медицинской сестрой действий по намеченному плану, а также их документирование. Медсестра осуществляет свои действия самостоятельно или при взаимодействии с врачами, лаборантами, младшим медперсоналом, с самим пациентом и его родственниками. Ответственность за координацию и качество этих действий она берёт на себя.
В зависимости от категории сестринские вмешательства могут быть трёх типов: зависимыми, независимыми, взаимозависимыми.
Зависимые сестринские вмешательства выполняются в результате назначений врача, но при этом используются знания, умения и профессиональные навыки медсестры, например, проведение инъекций лекарственных средств.
Независимые сестринские вмешательства выполняются медсестрой в рамках её компетенции самостоятельно и без указания врача, например, проведение оксигенотерапии.
Взаимозависимые сестринские вмешательства выполняются медсестрой совместно с другими специалистами, например, подготовка к сдаче анализов осуществляется медсестрой совместно с лаборантом.
Независимые сестринские вмешательства зависят от степени значимости проблем пациента (приоритетные или второстепенные). Проводить оказание помощи при неотложных состояниях (приоритетная проблема) медсестра может самостоятельно (независимо) в соответствии с алгоритмами действий при условии удаленности врача, угрожающе быстром развитии неотложного состояния и если отсрочка неотложной помощи может привести к смерти пациента.
При наличии второстепенных проблем медсестрой оказываются следующие независимые действия: оказание помощи пациенту при самообслуживании, придание удобного положения больному, обучение и консультирование пациента и его родственников, организация досуга пациента и т.д.
Потребность пациента в сестринской помощи может быть постоянная, временная и реабилитирующая.
Постоянная потребность в помощи возникает при выраженных нарушениях тех или иных функций организма человека. Сестринская помощь при этом направлена на управление нарушенными потребностями инфекционного больного. В этом случае она помогает ему в буквальном смысле слова жить, дышать, есть, пить, двигаться, общаться и т.д.
Временная потребность в сестринской помощи возникает до восстановления утраченной функции инфекционного больного.
Реабилитирующая потребность в сестринской помощи возникает при необходимости повышения самоухода и качества жизни пациента в случаях нарушения тех или иных функций его организма.
Реализация сестринского процесса достигается квалифицированным выполнением медсестрой различных технологических действий и манипуляций в соответствии со стандартами профессиональной деятельности.
§7. Методы сестринского ухода
Методы сестринского ухода, соответствующие стандарту профессиональной деятельности медицинской сестры:
Оценочно-диагностические (оценка функционального состояния: ЧСС, ЧДД, АД, t°; оценка уровня сознания, лабораторные и инструментальные методы исследования и пр.).
Алгоритмы неотложной помощи (сердечно-лёгочная реанимация, неотложные мероприятия при развитии отёка мозга, лёгких, инфекционно-токсическом, дегидратационном, анафилактическом шоке и др.).
Методы общего ухода (питание и кормление пациента, личная гигиена пациента, смена нательного и постельного белья, терминальный уход).
Выполнение лечебных манипуляций (инъекции лекарственных препаратов, клизмы, газоотводная трубка, катетеризация мочевого пузыря и пр.).
Профилактика осложнений (пролежней и др.).
Создание безопасной больничной среды (кварцевание палат, дезобработка предметов обихода и дезинфекция биологических выделений больного, методы дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации мединструментария).
Обеспечение психологической поддержки (беседы с больным, его родственниками).
Личностно-ориентированное обучение (обучение пациентов и их близких родственников методам самоухода).
§ 8. Этап оценки эффективности сестринского ухода
Оценка эффективности сестринского ухода проводится для определения степени достижения поставленных целей. Оценка осуществляется непрерывно до выписки или смерти больного.
Медсестра постоянно анализирует эффективность своей деятельности и реакцию пациента на сестринский уход, обращает внимание на возникновение новых проблем и потребностей инфекционного больного, разрешение которых активно включает в динамически протекающий сестринский процесс.
Если проблема решена, медсестра отмечает в карте сестринского процесса, что цель достигнута по данной проблеме, ставит дату, часы, минуты, свою подпись.
Если проблема не решена и у инфекционного больного сохранилась потребность в сестринском уходе, то медицинская сестра переоценивает свою деятельность, устанавливает причины ухудшения состояния пациента и разрабатывает новый план сестринских вмешательств или производит коррекцию старого плана. Важно посоветоваться с коллегами относительно дальнейшего планирования и постараться активнее привлечь к реализации плана сестринских вмешательств пациента и родственников, ухаживающих за ним.
Последний этап сестринского процесса наиболее сложен, так как он требует от медсестры умения мыслить аналитически. инфекции, то, например, его изоляция в инфекционном стационаре с ограничением права на свободу.
Учение об инфекции. Понятие инфекция, инфекционный процесс, инфекционная болезнь.
Инфекция (infectio – заражение) – процесс проникновения микроорганизма в макроорганизм и его размножение в нем.
Инфекционный процесс – процесс взаимодействия микроорганизма и организма человека.
С биологической точки зрения инфекционный процесс – это разновидность паразитизма, когда один вид (паразит) использует другой вид (хозяин) как источник питания и место обитания, нанося ему вред.
Инфекционный процесс имеет различные проявления: от бессимптомного носительства до инфекционного заболевания (с выздоровлением или летальным исходом).
Инфекционная болезнь - это крайняя форма инфекционного процесса.
Для инфекционной болезни характерно:
1) наличие определенного живого возбудителя;
2) заразность, т.е. возбудители могут передаваться от больного человека здоровым, что приводит к широкому распространению заболевания;
3) наличие определенного инкубационного периода и характерная последовательная смена периодов в течение болезни (инкубационный, продромальный, манифестный (разгар болезни), рековалесценции (выздоровление));
4) развитие характерных для данного заболевания клинических симптомов;
5) наличие иммунного ответа (более или менее продолжительный иммунитет после перенесения заболевания, развитие аллергических реакций при наличии возбудителя в организме и др.)
Названия инфекционных болезней формируются от названия возбудителя (вида, рода, семейства) с добавлением суффиксов "оз" или "аз" (сальмонеллез, риккетсиоз, амебиаз и пр.).
Развитие инфекционного процесса зависит:
1) от свойств возбудителя;
2) от состояния макроорганизма;
3) от условий окружающей среды, которые могут влиять как на состояние возбудителя, так и на состояние макроорганизма.
Свойства возбудителей.
Возбудителями являются вирусы, бактерии, грибы, простейшие, гельминты (их проникновение – инвазия).
Микроорганизмы, способные вызывать инфекционные болезни, называются патогенными, т.е. болезнетворными (pathos – страдание, genos – рождение).
Имеются также условно-патогенные микроорганизмы, которые вызывают заболевания при резком снижении местного и общего иммунитета.
Возбудители инфекционных заболеваний обладают свойствами патогенности и вирулентности.
Патогенность и вирулентность.
Патогенность – это способность микроорганизмов проникать в макроорганизм (инфективность), приживаться в организме, размножаться и вызывать комплекс патологических изменений (нарушений) у чувствительных к ним организмов (патогенность – способность вызывать инфекционный процесс). Патогенность – это видовой, генетически обусловленный признак или генотипический признак.
Степень патогенности определяется понятием вирулентность. Вирулентность – количественное выражение или патогенности. Вирулентность является фенотипическим признаком. Это свойство штамма, которое проявляется в определенных условиях (при изменчивости микроорганизмов, изменении восприимчивости макроорганизма).
Количественные показатели вирулентности:
1) DLM (Dosis letalis minima) – минимальная летальная доза – минимальное количество микробных клеток, которое вызывает гибель 95% восприимчивых животных при данных конкретных условиях опыта (вид животного, вес, возраст, способ заражения, время гибели).
2) LD50 – то количество, которое вызывает гибель 50% экспериментальных животных.
Поскольку вирулентность – это фенотипический признак, то она изменяется под влиянием естественных причин. Ее можно также искусственно изменить (повысить или понизить). Повышение проводят путем многократного пассирования через организм восприимчивых животных. Понижение - в результате воздействия неблагоприятных факторов: а) высокая температура; б) антимикробные и дезинфицирующие вещества; в) выращивание на неблагоприятных питательных средах; г) защитные силы организма – пассирование через организм мало восприимчивых или невосприимчивых животных. Микроорганизмы с ослабленной вирулентностью используются для получения живых вакцин.
Патогенные микроорганизмы обладают также специфичностью, органотропностью и токсичностью.
Специфичность – способность вызывать определенную инфекционную болезнь. Холерный вибрион вызывает холеру, микобактерии туберкулеза – туберкулез и пр.
Органотропность – способность поражать определенные органы или ткани (возбудитель дизентерии – слизистую оболочку толстого кишечника, вирус гриппа – слизистую оболочку верхних дыхательных путей, вирус бешенства – нервные клетки аммонова рога). Встречаются микроорганизмы, способные поражать любую ткань, любой орган (стафилококки).
Токсичность – способность образовывать токсические вещества. Токсические и вирулентные свойства тесно связаны между собой.
Факторы вирулентности.
Признаки, которые определяют патогенность и вирулентность, называются факторами вирулентности. К ним относятся определенные морфологические (наличие определенных структур – капсул, клеточной стенки), физиологические и биохимические признаки (выработка ферментов, метаболитов, токсинов, оказывающих неблагоприятное влияние на макроорганизм) и др. По наличию факторов вирулентности патогенные микроорганизмы можно отличить от непатогенных.
К факторам вирулентности относятся:
1) адгезины (обеспечивают адгезию) – специфические химические группировки на поверхности микробов, которые как "ключ к замку" соответствуют рецепторам чувствительных клеток и отвечают за специфическое прилипание возбудителя к клеткам макроорганизма;
2) капсула – защита против фагоцитоза и антител; бактерии, окруженные капсулой, более устойчивы к действию защитных сил макроорганизма и вызывают более тяжелое течение инфекции (возбудители сибирской язвы, чумы, пневмококки);
3) поверхностонорасположенные вещества капсулы или клеточной стенки различной природы (поверхностные антигены): протеин А стафилококка, протеин М стрептококка, Vi-антиген брюшнотифозных палочек, липопротеиды грам «-» бактерий; они выполняют функции подавления иммунитета и неспецифических защитных факторов;
4) ферменты агрессии: протеазы, разрушающие антитела; коагулаза, свертывающая плазму крови; фибринолизин, растворяющий сгустки фибрина; лецитиназа, разрушающая лецетин мембран; коллагеназа, разрушающая коллаген; гиалуронидаза, разрушающая гиалуроновую кислоту межклеточного вещества соединительной ткани; нейраминидаза, разрушающая нейраминовую кислоту. Гиалуронидаза, расщепляя гиалуроновую кислоту, повышает проницаемость слизистых оболочек и соединительной ткани;
токсины –микробные яды - мощные факторы агрессии.
Факторы вирулентности обеспечивают:
1) адгезию – прикрепление или прилипание микробных клеток к поверхности чувствительных клеток макроорганизма (к поверхности эпителия);
2) колонизацию – размножение на поверхности чувствительных клеток;
3) пенетрацию – способность некоторых возбудителей проникать (пенетрировать) внутрь клеток - эпительальных, лейкоцитов, лимфоцитов (все вирусы, некоторые виды бактерий: шигеллы, эшерихии); клетки при этом погибают, и может нарушаться целостность эпителиального покрова;
4) инвазию – способность проникать через слизистые и соединительнотканные барьеры в подлежащие ткани (благодаря выработке ферментов гиалуронидазы, нейраминидазы);
5) агрессию - способность возбудителей подавлять неспецифическую и иммунную защиту организма хозяина и вызывать развитие повреждений.
Токсины.
Токсины – яды микробного, растительного или животного происхождения. Они обладают высоким молекулярным весом и вызывают образование антител.
Токсины делят на 2 группы: эндотоксины и экзотоксины.
Экзотоксины выделяются в окружающую среду в процессе жизнедеятельности микроорганизма. Эндотоксины прочно связаны с бактериальной клеткой и выделяются в окружающую среду после гибели клетки.
Экзотоксины |
Эндотоксины |
Белки |
Липополисахариды |
Термолабильны (инактивируются при 58-60°С) |
Термостабильны (выдерживают 80 - 100°С ) |
Высокотоксичны |
Менее токсичны |
Специфичны |
Неспецифичны (общее действие) |
Высокая антигенная активность (вызывают образование антител – антитоксинов) |
Слабые антигены |
Под действием формалина переходят в анатоксины (утрата ядовитых свойств, сохранение иммуногенности) |
Частично обезвреживаются формалином |
Образуются в основном грам «+» бактериями |
Образуются, в основном, грам «-» бактериями |
Экзотоксины образуют возбудители так называемых токсинемических инфекций, к которым относятся дифтерия, столбняк, газовая гангрена, ботулизм, некоторые формы стафилококковых и стрептококковых инфекций.
Некоторые бактерии одновременно образуют как экзо-,так и эндотоксины (кишечная палочка, холерный вибрион).
Течение инфекционного процесса
Возникший после внедрения в организм патогенного микроба инфекционный процесс состоит из нескольких последовательно протекающих периодов:
1. Инкубационный период (время от момента внедрения микроба до появления первых признаков заболевания). При различных заболеваниях инкубационный период длится от нескольких часов (грипп, чума) до нескольких дней (скарлатина, дифтерия), месяцев (туберкулез) и даже лет (лепра).
2. Продромальный период — появление первых признаков заболевания (недомогание, слабость, повышение температуры, иногда тошнота и рвота).
3. Клинический период — разгар болезни с развитием симптоматики, характерной для определенного заболевания.
4. Период выздоровления или летальный исход. Иногда инфекция переходит в хроническую форму или бактерионосительство.
По ряду признаков инфекционные заболевания отличаются от других болезней наличием возбудителя; заразностью, инкубационным периодом; неповторяемостью (в том случае, если после перенесенного заболевания остается иммунитет).
Попав в восприимчивый организм, патогенные микробы могут распространяться различными путями. В связи с этим различают:
бактериемию — возбудитель из места локализации поступает в кровь и разносится по всему организму, но микробы в крови не размножаются (брюшной тиф);
септицемию — возбудитель из крови поступает во внутренние органы;
септикопиемию — микробы из крови попадают во внутренние органы, где образуются гнойные очаги;
токсинемию — попадание в кровь микробных токсинов;
вирусемию — вирус в крови.
ФОРМЫ ИНФЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Простая,или моноинфекция— в организм проник один вид возбудителя;
смешанная инфекция— в организме находятся одновременно два-три возбудителя (например, грипп и корь, газовая гангрена и стафилококковая инфекция). Исход смешанных инфекций часто бывает неблагоприятным;
реинфекция —повторное попадание в выздоровевший организм тех же микробов, которые вызвали первичную инфекцию. Это свидетельствует об отсутствии иммунитета к таким инфекциям (сифилис, гонорея);
суперинфекция— на основное заболевание наслаивается новое заражение этими же микробами (туберкулез);
рецидив— возврат признаков заболевания, новый приступ болезни в результате активизации оставшихся в организме патогенных микробов (возвратный тиф, брюшной тиф);
вторичная инфекция— к основному заболеванию (например, гриппу) присоединяется инфекция, вызванная другим возбудителем (например, стафилококком или стрептококком).
Существуют типичныеформы инфекционного заболевания, когда клиническая картина характерна для данной болезни и ати-пичные, или амбулаторные, стертые, при которых ряд признаков отсутствует или выражен слабо.
Бессимптомнаяформа инфекции — отсутствуют внешние проявления признаков заболевания.
Латентные(дремлющие) инфекции — возбудитель заболевания длительное время находится в организме, не проявляя себя. При ослаблении защитных сил организма латентная инфекция может переходить в типичное заболевание.
Разновидностью латентной инфекции является персистенция— длительное сохранение в организме некоторый вирусов, бактерий, простейших, которые могут быть причиной тяжелейших поствакцинальных осложнений, заболеваний нервной системы.
Бактерионосительство— одна из форм инфекции, протекающей без признаков болезни и возникающее после перенесенной инфекции или у здорового лица. Носительство бывает острое, когда возбудитель сохраняется в организме в течение трех месяцев и хроническое — более трех месяцев и даже всю жизнь (например, после перенесенного брюшного тифа).
В зависимости от длительности течения инфекции делятся на:
острые — несколько дней (грипп, чума);
затяжные — полтора-два месяца (туляремия);
хронические — годы (туберкулез, СПИД).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.