Организация проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
Оценка 4.7

Организация проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
1 кл—4 кл
04.12.2021
Организация проектной деятельности младших школьников  на уроках окружающего мира
методические рекомендации.docx

Организация проектной деятельности младших школьников  на уроках окружающего мира

Рудер Ольга Васильевна, учитель начальных классов, КОГОБУ СШ с УИОП пгт Тужа, соответствие занимаемой должности,

Эл. почта: o.kis2018@mail.ru

С введением в школах ФГОС второго поколения важное место в обучении и воспитании заняла проектная деятельность школьников. Предлагаю Вашему вниманию статью о достигнутых результатах проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе. Думаю, что данный материал будет полезен не только учителям начальных классов, но и другим педагогам, в качестве консультационного материала по использованию проектной деятельности в своей работе.

В настоящее время весьма актуально умение школьников добывать знания самостоятельно и применять их во всевозможных ситуациях. Именно поэтому вместо получения готовых знаний на современном этапе развития общества требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Осуществить вышесказанное в рамках  учебно-познавательной деятельности позволяет проектная деятельность. Как показывает практика и исследования многих ученых наибольший интерес у учащихся вызывает деятельность практического характера, изучение окружающего мира. Детям нравится работать с тем материалом, который они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни. В программе «Окружающий мир» раскрывается многосторонняя ценность природы для человека, в том числе и для здорового образа жизни людей, возможного только на основе гармоничного отношения с природой. При этом акцент с традиционно доминирующей практической значимости окружающей природы перенесен на ее эстетическую, познавательную, исследовательскую, нравственную ценность. Это особенно важно для формирования духовно насыщенного отношения ребенка к природе, для предупреждения у него узко прагматического, потребительского подхода к своему природному окружению. Считаю  актуальным  внедрение  проектной методики, прежде всего в процесс обучения окружающего мира в УМК «Школа России» авторов А. А. Плешаков и Е. А. Крючкова.

Введение ФГОС НОО внесло существенные изменения в содержание предмета Окружающий мир. В учебниках 1-4 классов можно проследить систему работы над проектами. В 1-2 классе проект представляет собой подборку рисунков и фотографий на предложенную тему, в 3 классе появляются технологические карты проектов, отражающие этапы работы над проектом. В 4 классе учебники предлагают темы проектов на выбор обучающихся. Работая по новым стандартам первый год, могу отметить, что это большая помощь учителю, особенно начинающему педагогу. По новым ФГОС НОО на уроках окружающего мира нам предлагают следующие темы для проектов:

№ п/п

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

«Моя малая Родина»

«Родной город (село)»

«Богатства, отданные людям»

«Природные зоны России»

2.

«Моя семья»

«Красная книга, или Возьмем под защиту»

«Разнообразие природы родного края»

«Страницы истории России»

3.

«Мой класс и моя школа»

«Профессии»

«Школа кулинаров»

«Великая Отечественная война и её герои»

4.

«Мои домашние питомцы»

«Родословная»

«Кто нас защищает»

«Путешествие по России»

5.

 

«Города России»

«Экономика родного края»

 

6.

 

«Страны мира»

«Музей путешествий»

 

Для себя  я выделила основные  особенности работы над проектом (см. приложение 1). С моим классом мы работали над проектами следующим образом:

·        в первом классе проекты выполнялись детьми в рабочих тетрадях. Сам проект состоял в основном, из рисунка или фотографии с подписями.

·        во втором и третьем классах проекты детей были уже с пояснениями (план работы, какая была оказана помощь и кем, благодарность). Здесь проектная деятельность была более осмысленная, подтвержденная фактами. В этих классах у нас уже появились мини-книги по темам («Красная книга, или Возьмем под защиту», «Родословная»), альбомы («Разнообразие природы Тужинского района»).

Подготовка к проекту требует огромной работы, как со стороны учителя, так и со стороны учащегося. Конечно же, большую помощь нам в работе над проектом оказывают родители.

Приведу пример урока, на котором шла защита проектов по теме « Мои домашние животные» (1 класс). При подготовке к уроку мы поставили перед собой вопросы, спланировали нашу работу. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учились:

·        наблюдать за домашними любимцами и фиксировать результаты наблюдений;

·        фотографировать своего домашнего любимца в наиболее интересных ситуациях;

·        составлять рассказ о своём домашнем животном;

·        презентовать свой проект с демонстрацией фотографий;

·        оформлять фотовыставку;

·        оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

У нас получились замечательные рассказы, фотоотчёты!

Во 2 и 3 классах на страницах рабочей тетради по окружающему миру ребята представили фотографии, справочные сведения и другой материал, составили и записали план выступления на презентации проекта. Оценили свою работу над проектом, выразили благодарность тем, кто помогал им или совместно с ними участвовал в работе. У ребят, на мой взгляд, получались замечательные проекты!

Заинтересовавшись работой над проектами, учащиеся принимают участие в конкурсах не только муниципального уровня, но районного уровня. Так в 2018-2019 учебном году Тупоногов Дмитрий представил свой проект «Будь природе другом. Красная книга» на учебно – практической конференции проектных и исследовательских работ учащихся «Юный исследователь», проходящей на базе школы пгт Тужа. А в 2019-2020 учебном году Кислицына Юлия участвовала в заочной IX районной учебно-практической конференции проектных и исследовательских работ «Юный – исследователь» с темой «Мой прадедушка участник Великой Отечественной войны» и получила диплом 2 степени. Мы провели большую исследовательскую работу. Учащиеся узнали много нового и интересного, работая над проектами.

Я хочу дать несколько советов педагогам, решившим заняться проектной деятельностью.

Совет 1: учителю важно помнить, что цель работы над проектом в первом классе – заинтересовать обучающихся проектной деятельностью, а также дать понять для чего им это нужно. А в последующих классах – показать, как этим заниматься, т.е. научить детей ставить перед собой цели и уметь достигать их путём планирования и подбора необходимых средств.

Совет 2: при оценивании проектов учитываются следующие критерии: научность, оригинальность; доступность; надежность; техническое совершенство; эстетические достоинства; безопасность; экологичность; соответствие общественным потребностям; удобства эксплуатации; технологичность; материалоёмкость.

Совет 3: не следует пренебрегать этапом рефлексии. Учащиеся должны видеть не только сильные, но и слабые стороны проведённой работы. Это необходимо для исключения подобных ошибок в будущем. Рефлексия проводится как зрителями, так и  самим и участниками проекта.

Совет 4: проектная деятельность – это та деятельность, в ходе которой участники могут проявлять полную свободу. Руководитель проекта не должен подавлять инициативу участников, навязывать свою точку зрения. Он может только направлять детей, корректируя и х действия.

Работая с учениками начальных классов, педагогу нужно быть готовым к тому, что он столкнётся и с некоторыми трудностями:

·        у первоклассников низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;

·        им трудно правильно сформулировать главный вопрос проекта;

·        они с трудом могут выбрать главную, значимую информацию;

·        не всегда, получается, аккуратно оформить продукт своей деятельности.

В своей практической деятельности я придерживаюсь важнейшей задачи: сделать деятельность на уроке окружающего мира интересной. Важной психологической задачей является создание ситуации успеха детей, которая толкает их на поиск новой учебной информации. Известно, что невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности, способствует развитию комплексов. Учебно-исследовательская проектная же деятельность позволяет обрести ощущение своей значимости, независящее от успеваемости. Это связано с тем, что ребенок имеет конкретные поставленные задачи творческого поиска, связанного с общественным поручением. Чувство ответственности заставляет детей активно включаться в работу группы. Тем самым стимулируется интерес к изучаемому предмету, формируются исследовательские умения и навыки.

Список литературы

1.     Бабаева Ю.Д. Одаренный ребенок за компьютером. -М., 2003

2.     Зарознов Е.А. Исследовательская деятельность учащихся. //Начальная школа.- 2006. - №2.

3.     Землянская Н.Е.    Учебные проекты младших школьников. -М., 2005

4.     Маринкина Е..А. Место исследовательской деятельности младших
школьников в современном образовательном процессе // Дошкольное и начальное образование в XXI веке. Теория и методика: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию ТГПУ и 25-летию факультета начальных классов. - Томск: Издательство ТГПУ, 2002.- С.59-62.

5.     Харитонова Е.А.  Аспекты организации исследовательской деятельности в начальной школе //Международная научно-практическая конференция «Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования» (4-5 ноября 2002 г): Материалы конф. В 2-х томах.­Т.1.:Томск:Изд-во ТГПУ,2004.- С.58-61.

Приложение 1

Особенности работы учителя над проектом.

  1. Глубоко изучить тематику проекта.

  2. При  составлении  совместного  плана  работы  с  детьми  над проектом поддержать детскую инициативу.

  3. Заинтересовать   каждого   ребёнка   тематикой   проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

  4. Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

  5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

  6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

  7. Соблюдать  принцип  последовательности  и  регулярности  в работе над проектом.

  8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход.

  9.  Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10. Творчески   подходить   к реализации  проекта;  ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11. Ненавязчиво  вовлекать  родителей  в  совместную  работу  над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.


 

Организация проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира

Организация проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира

По новым ФГОС НОО на уроках окружающего мира нам предлагают следующие темы для проектов: № п/п 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1

По новым ФГОС НОО на уроках окружающего мира нам предлагают следующие темы для проектов: № п/п 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1

У нас получились замечательные рассказы, фотоотчёты!

У нас получились замечательные рассказы, фотоотчёты!

Он может только направлять детей, корректируя и х действия

Он может только направлять детей, корректируя и х действия

Заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме

Заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2021