Организация проектной деятельности в младших группах
Оценка 4.8

Организация проектной деятельности в младших группах

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитание
30.04.2024
Организация проектной деятельности в младших группах
Организация проектной деятельности в младших группах
Организация проектной деятельности в младших группах.docx

 

 

 

 

 

 

Статья на тему:

 

«Организация проектной деятельности в младших группах»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используется проектная деятельность. Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

  • Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
  • Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
  • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:
    − частичная интеграция;
    − полная интеграция;
  • метод проектов:
    − форма организации образовательного пространства;
    − метод развития творческого познавательного мышления.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1.     На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2.     Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3.     Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4.     Составление плана-схемы проекта.

5.     Сбор, накопление материала.

6.     Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7.     Домашние задания для сам. выполнения.

8.     Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

a.      по составу участников;

b.     по целевой установке;

c.      по тематике;

d.     по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

1.     исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2.     ролево-игровые  проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3.     информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4.     творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1.     обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2.     развитие познавательных способностей;

3.     развитие творческого воображения;

4.     развитие творческого мышления;

5.     развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста, но так как моя статья про младший возраст, то и задачи я расскажу вам именно для этой возрастной группы:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Метод проектов позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

В младшем дошкольном возрасте задачи обучения являются следующими:

1.     пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

2.     приобщать детей к процессу познания;

3.     формировать различные представления;

4.     привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

5.     побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

В младших группах в основном проводятся краткосрочные проекты, занимают они не более двух недель, нередко и вовсе бывают реализованы в течение одного или нескольких занятий. Краткосрочное задание может иметь разное содержание, количество участников, вид. Обычно в процессе реализации такой деятельности принимают участие дети, педагог, музыкальный руководитель и учитель физической культуры, а также родители воспитанников.

Цели краткосрочных проектов:

 Проектная деятельность, которая реализовывается в течение нескольких дней, имеет конкретные четкие цели. Так, при создании коллективной работы «Новогодние украшения» задачей воспитателя будет ознакомить детей с традициями и символикой праздника. Или при создании «Весеннего календаря» целью является ознакомление малышей с изменениями в природе в это время года. Но отдельно можно выделить и задачи, которые не зависят от выбранной тематики или вида проекта. Они следующие: учить детей самостоятельно решать трудности, проблемные ситуации; развивать инициативность, нестандартное мышление; воспитывать навык прислушиваться к мнению других, аргументировать собственную позицию; обучать достигать поставленной цели; реализовывать на практике идеи. Краткосрочный проект во 2 младшей группе должен иметь цели, отвечающие требованиям ФГОС и учебной программе ДОУ.

Особенности проектов в младших группах:

Если школьники или старшие воспитанники ДОУ могут быть непосредственными исполнителями в процессе реализации проекта, то в младшей группе дети только учатся самостоятельности. Их роль будет скорее наблюдательной. Тем не менее педагогу необходимо организовать деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок смог проявить собственное мышление, реализовать идеи, провести эксперимент. Главное в проектной деятельности — соучастие взрослого и детей. В данном случае воспитатель не должен руководить, наставлять, контролировать. Задача педагога — направить, подсказать, подать идею, участвовать в процессе на равных с детьми.

И в заключении, хочу сказать, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

 


 

Статья на тему: «Организация проектной деятельности в младших группах» 2024

Статья на тему: «Организация проектной деятельности в младших группах» 2024

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используется проектная деятельность

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используется проектная деятельность

Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени

Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей

Цели краткосрочных проектов:

Цели краткосрочных проектов:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2024