Организация проектной деятельности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.
Оценка 5

Организация проектной деятельности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

Оценка 5
doc
24.03.2020
Организация проектной деятельности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.
Организация проектной деятельности (2).doc

Е.К. Паксянова

учитель трудового обучения (швейное дело)
ГБОУ СО «Школа АОП №1 г. Саратова»

 

Организация проектной деятельности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

 

Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях. Профессионально-трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе является подготовкой выпускников к самостоятельному труду по получаемой в школе специальности.

Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого перед специальной (коррекционной) школой встает ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентоспособным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо пересмотреть подход к организации, к выбору инновационных технологий, методов обучения.

Одним из методов обучения, обеспечивающим выработку у учащихся четкого механизма понимания профессионально – трудовой проблемы, умения ставить близкие и далекие цели, самостоятельно планировать, применять необходимые знания и умения в новых условиях является метод проекта.

 

Метод проекта характеризуется как:

– личностно-ориентированный;

– обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

– построенный на принципах проблемного обучения;

– развивающий навыки самостоятельности в мыслительной, практической, эмоционально-волевой сферах;

– воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу.

Метод проекта – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук. Для детей с недостатком интеллекта это очень сложный вид деятельности.

Введение в процесс образования на уроках трудового обучения в коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности.

 Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль. Задача учителя трудового обучения заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности учащихся с недостатком интеллекта, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.

При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта. Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития.

Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Учитель совместно с учениками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы.

Вначале по каждому этапу разработки проекта учащиеся собирают всю необходимую информацию, осваивают основные операции по изготовлению данного изделия, учатся работать с журналами мод, рассчитывают себестоимость изделия, сравнивают сумму затрат с ценой швейного изделия такого же типа, которое продается на рынке, определяют, удалось ли сэкономить семейный бюджет. Затем в практической части проекта воплощается идея проекта в конкретном изделии с соблюдением технологии, контролем качества работы. Так же в практическую часть входит оформление всех материалов, отражающих разработку и подготовку к выполнению проекта. При защите проекта все эти материалы должны быть представлены вместе с изделием.

Все эти виды деятельности по изучению и обработке швейных изделий входят в программный материал по предмету “швейное дело” для коррекционных школ, и разработка проекта может идти параллельно с изучением материала по теме, только расширенно.

Эффективность применения проектного метода обусловлена:


  1. Технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу от «простого к сложному», «от конкретного к абстрактному» обязательно достигается желаемый результат.


2.Достаточно высокой эффективностью уроков, ученики и учитель видят результат труда, некий «продукт».


3. Развитием речевых навыков учащихся;


4. Развитием и поддержанием интереса к предмету;


5. Практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков  в новых ситуациях;


6. Развитием коммуникативных навыков учащихся;

 

 7. Созданием благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии учителя и учащихся.

Элементы проектного обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению познавательного интереса к предмету.


Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Применение этой технологии даёт возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества.

У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.
Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть использован при обучении детей с разными возможностями (при личностно-дифференцированном подходе к каждому).
Идеи проектных работ могут успешно находить не только учителя, но и сами дети. Школьники с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Поэтому учитель готовит «банк проектов», состоящий из реально выполнимых заданий.

 Выполняемые проекты можно условно разделить на следующие виды:
По уровню творчества
 

–исполнительские

-конструктивные
 - творческие
По содержанию

- монопредметные
 -межпредметные
-надпредметные (вне школьной программы)
 По назначению

- учебные 
- личные (семейные)
-общественные
- производственные


По базе   выполнения

-школьные
-внешкольные (выполненные на базе учреждений доп. образ; в семье)
 По количественному составу исполнителей

- индивидуальные
- групповые
- коллективные
По возростному составу исполнителей

- одновозрастные
- разновозрастные
 По продолжительности выполнения

 – мини-проекты
- четвертные
- полугодовые
- годовые
Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально- технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы.
Тематика проектных заданий подбирается с учетом интересов учащихся.
На репродуктивных этапах обучения учащиеся развивают умения работать с информацией, материалами, инструментами. Система проектов строится по принципу усложнения. По мере обучения учащиеся достигают осознания собственных возможностей в предметно-технологической деятельности.

 Основными этапами учебного проектирования являются:

Поисковый. Работа начинается с определения сферы интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки задачи (темы) проекта.

Конструкторский. Далее следует сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Это является основой для предложения вариантов решения задачи. После определения ведущей идеи решения проблемы осуществляется её конструкторская и технологическая проработка с составлением соответствующей документации (совместно с учителем).

Практическое решение.  Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения рабо­ты материалами, инструментом и обору­дованием. В процессе выполнения технологических операций, анализа и кон­троля текущих результатов возможна корректировка и модификация проектных разработок.

По завершении изготовления прово­дится оценка соответствия изделия планируемым характеристикам.

Защита проекта - итог работы над проектом.

Совместная разработка проекта, по словам учащихся, позволяет «лучше узнать друг друга, сплачивает и объединяет». При разработке проекта 85-90% учеников одобрительно оценивают результаты своей деятельности. Большая часть школьников оценивает своё участие в разработке проекта как активное.
Учащиеся отмечают, что они учатся работать с информацией, систематизировать материал, демонстрировать результаты своей деятельности. Но самое большое достижение – это, конечно, познание своих возможностей, собственных результатов, самого себя.
Таким образом, включение элементов метода проектов в учебный процесс даёт учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развивать мотивационную сферу школьников.
Обучение проектным методом возможно и необходимо в коррекционной школе, поскольку развивает социальный аспект личности учащегося за счёт включения его в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.


Е.К. Паксянова учитель трудового обучения (швейное дело)

Е.К. Паксянова учитель трудового обучения (швейное дело)

Одним из методов обучения, обеспечивающим выработку у учащихся четкого механизма понимания профессионально – трудовой проблемы, умения ставить близкие и далекие цели, самостоятельно планировать, применять необходимые…

Одним из методов обучения, обеспечивающим выработку у учащихся четкого механизма понимания профессионально – трудовой проблемы, умения ставить близкие и далекие цели, самостоятельно планировать, применять необходимые…

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации

Так же в практическую часть входит оформление всех материалов, отражающих разработку и подготовку к выполнению проекта

Так же в практическую часть входит оформление всех материалов, отражающих разработку и подготовку к выполнению проекта

Элементы проектного обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению познавательного интереса к предмету

Элементы проектного обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению познавательного интереса к предмету

По базе выполнения -школьные -внешкольные (выполненные на базе учреждений доп

По базе выполнения -школьные -внешкольные (выполненные на базе учреждений доп

Основными этапами учебного проектирования являются:

Основными этапами учебного проектирования являются:

Обучение проектным методом возможно и необходимо в коррекционной школе, поскольку развивает социальный аспект личности учащегося за счёт включения его в различные виды деятельности, прививает учащимся…

Обучение проектным методом возможно и необходимо в коррекционной школе, поскольку развивает социальный аспект личности учащегося за счёт включения его в различные виды деятельности, прививает учащимся…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2020