Е.К. Паксянова
учитель трудового обучения (швейное дело)
ГБОУ СО «Школа АОП
№1 г. Саратова»
Организация проектной деятельности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.
Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях. Профессионально-трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе является подготовкой выпускников к самостоятельному труду по получаемой в школе специальности.
Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого перед специальной (коррекционной) школой встает ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентоспособным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо пересмотреть подход к организации, к выбору инновационных технологий, методов обучения.
Одним из методов обучения, обеспечивающим выработку у учащихся четкого механизма понимания профессионально – трудовой проблемы, умения ставить близкие и далекие цели, самостоятельно планировать, применять необходимые знания и умения в новых условиях является метод проекта.
Метод проекта характеризуется как:
– личностно-ориентированный;
– обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
– построенный на принципах проблемного обучения;
– развивающий навыки самостоятельности в мыслительной, практической, эмоционально-волевой сферах;
– воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу.
Метод проекта – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук. Для детей с недостатком интеллекта это очень сложный вид деятельности.
Введение в процесс образования на уроках трудового обучения в коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.
Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности.
Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль. Задача учителя трудового обучения заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности учащихся с недостатком интеллекта, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.
При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта. Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития.
Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Учитель совместно с учениками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы.
Вначале по каждому этапу разработки проекта учащиеся собирают всю необходимую информацию, осваивают основные операции по изготовлению данного изделия, учатся работать с журналами мод, рассчитывают себестоимость изделия, сравнивают сумму затрат с ценой швейного изделия такого же типа, которое продается на рынке, определяют, удалось ли сэкономить семейный бюджет. Затем в практической части проекта воплощается идея проекта в конкретном изделии с соблюдением технологии, контролем качества работы. Так же в практическую часть входит оформление всех материалов, отражающих разработку и подготовку к выполнению проекта. При защите проекта все эти материалы должны быть представлены вместе с изделием.
Все эти виды деятельности по изучению и обработке
швейных изделий входят в программный материал по предмету “швейное дело” для
коррекционных школ, и разработка проекта может идти параллельно с изучением
материала по теме, только расширенно.
Эффективность применения проектного метода обусловлена:
1. Технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по
принципу от «простого к сложному», «от конкретного к абстрактному» обязательно
достигается желаемый результат.
2.Достаточно высокой эффективностью уроков, ученики и учитель видят результат
труда, некий «продукт».
3. Развитием речевых навыков учащихся;
4. Развитием и поддержанием интереса к предмету;
5. Практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков в новых
ситуациях;
6. Развитием коммуникативных навыков учащихся;
7. Созданием благоприятного
морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии
учителя и учащихся.
Элементы проектного обучения позволяют избежать
шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают
навыки экспрессивной речи, способствуют повышению познавательного интереса к
предмету.
Метод проектов может использоваться при изучении
любой темы, на всех этапах обучения. Применение этой технологии даёт
возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное
время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества.
У школьников формируется личная ответственность
за свои знания и за включение их в реальную деятельность.
Проект становится личностно значимым и
уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть использован при обучении
детей с разными возможностями (при личностно-дифференцированном подходе к
каждому).
Идеи проектных работ могут успешно находить не
только учителя, но и сами дети. Школьники с интеллектуальной недостаточностью
могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Поэтому учитель готовит «банк
проектов», состоящий из реально выполнимых заданий.
Выполняемые проекты можно условно разделить на следующие
виды:
По уровню творчества
–исполнительские
-конструктивные
- творческие
По содержанию
- монопредметные
-межпредметные
-надпредметные (вне школьной программы)
По назначению
- учебные
- личные (семейные)
-общественные
- производственные
По базе выполнения
-школьные
-внешкольные (выполненные на базе учреждений
доп. образ; в семье)
По количественному составу исполнителей
- индивидуальные
- групповые
- коллективные
По возростному составу исполнителей
- одновозрастные
- разновозрастные
По продолжительности выполнения
–
мини-проекты
- четвертные
- полугодовые
- годовые
Осуществление проектного обучения требует от
педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его
дидактического, методического и материально- технического обеспечения. В
процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы.
Тематика проектных заданий подбирается с учетом
интересов учащихся.
На репродуктивных этапах обучения учащиеся
развивают умения работать с информацией, материалами, инструментами. Система
проектов строится по принципу усложнения. По мере обучения учащиеся достигают
осознания собственных возможностей в предметно-технологической деятельности.
Основными этапами учебного проектирования являются:
Поисковый. Работа начинается с определения сферы интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки задачи (темы) проекта.
Конструкторский. Далее следует сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Это является основой для предложения вариантов решения задачи. После определения ведущей идеи решения проблемы осуществляется её конструкторская и технологическая проработка с составлением соответствующей документации (совместно с учителем).
Практическое решение. Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения работы материалами, инструментом и оборудованием. В процессе выполнения технологических операций, анализа и контроля текущих результатов возможна корректировка и модификация проектных разработок.
По завершении изготовления проводится оценка соответствия изделия планируемым характеристикам.
Защита проекта - итог работы над проектом.
Совместная разработка проекта, по словам
учащихся, позволяет «лучше узнать друг друга, сплачивает и объединяет». При
разработке проекта 85-90% учеников одобрительно оценивают результаты своей
деятельности. Большая часть школьников оценивает своё участие в разработке
проекта как активное.
Учащиеся отмечают, что они учатся работать с
информацией, систематизировать материал, демонстрировать результаты своей
деятельности. Но самое большое достижение – это, конечно, познание своих
возможностей, собственных результатов, самого себя.
Таким образом, включение элементов метода
проектов в учебный процесс даёт учителю возможность разнообразить формы проведения
занятий, стимулировать творчество и развивать мотивационную сферу школьников.
Обучение проектным методом возможно и необходимо
в коррекционной школе, поскольку развивает социальный аспект личности учащегося
за счёт включения его в различные виды деятельности, прививает учащимся
жизненно необходимые знания и умения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.