Организация процесса планирования и ею виды

  • docx
  • 30.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 18йъ.docx

Организация процесса планирования и ею виды

 

Планирование — это основа управления и сложный про­цесс, в котором участвуют все управленческие звенья предприятия для установления целей и выработки решений с учетом внутренних и внешних факторов.

В условиях рынка предприятия перешли на полное самоуправление и самофи­нансирование, что означает:

               полную ответственность за результаты хозяйственной деятельности, за выпол­нение обязательств перед поставщиками и потребителями, бюджетом и банками;

               определение спроса на выпускаемую продукцию (выполнение работ, оказание услуг);

               получение прибыли как главного источника, обеспечивающего экономическое, научно-техническое и социальное развитие предприятия

В процессе планирования необходимо получить ответа на важнейшие вопросы:

1)            В каком хозяйственном и финансовом состоянии находится в настоящее время предприятие?

2)           В каком направлении должно развиваться предприятие? Какие следует выра­ботать цели на ближайшее время и на перспективу?

3)           Что надо сделать руководителям и всему персоналу предприятия для достиже­ния установленных целей?

Планирование является непрерывным процессом, поэтому регулярно должны пересматриваться и уточняться планы на основе сформированного портфеля за­казов.

Портфель заказов — совокупность внешних заказов, которыми располагает пред­приятие.

Портфель заказов обычно состоит из трех разделов:

               текущие заказы обеспечивают безостановочную повседневную работу предпри­ятия;

               среднесрочные заказы по срокам исполнения на 1—2 года;

              перспективные (прогнозные, стратегические) заказы сроком на 2—5 лет и более.

Технология планирования включает:

1.            определение и обоснование основной задачи предприятия;

2.             установление конкретных показателей и заданий для выполнения поставлен­ной задачи;

3.             детализацию задания по видам и объемам работы, конкретным рабочим мес­там и срокам исполнения;

4.               детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период планирования.

Разработка плана осуществляется по следующим этапам:

I этап — сбор:

а)     внешней информации, включающей маркетинговые исследования, сбор данных о рынках сбыта и рынках необходимых материальных ресурсов для производства про­дукции (работ, услуг);

б)     внутренней информации, т.е. наличие ресурсов предприятия, а именно: произ­водственной мощности, оборотных средств, численности персонала, их профессио­нального состава и др.;

II.          этап - обобщение и анализ поступающей информации, которая необходима для разработки самого плана;

III этап — подготовка отдельных частей плана:

1)              основной раздел — производственная программа.

Производственная программа представляет собой план производства и реализации по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству продукции;

1)            баланс производственной мощности. В данном разделе рассчитывается необходи­мое количество ведущего оборудования и других групп основных фондов для выпол­нения производственной программы предприятия;

1)                                                   логистика       снабжения и производства. Назначение этого раздела — определить необходимое количество материальных ресурсов для бесперебойного снабжения про­изводственного процесса;

1)            план по труду и заработной плате. В этом разделе производится расчет числен­ности работников по каждой категории, устанавливается уровень их заработной платы и на основании этого определяется фонд оплаты труда (рис. 1.9);

IV этап — взаимная корректировка частей плана до полной увязки и сбалансирован­ности как по материально-финансовым ресурсам, так и по времени исполнения.

Чем тщательнее разработаны все разделы плана, тем легче его выполнить, меньше требуется ресурсов, лучше качество работы. На практике количество частей (разделов) плана и их названия различаются в зависимости от размеров предприятий, сложив­шихся традиций, отраслевой принадлежности.

В зависимости от целей и задач принято выделять следующие виды планирования

I. По объему охвата:

III.                   общефирменное (корпоративное) планирование охватывает деятельность органи­зации в целом;


Рис. 1.9. Процесс формирования производственной программы


 

               внутрифирменное планирование осуществляется как на уровне юридически само­стоятельных подразделений компании (предприятий, отделений, филиалов), так и на уровне подразделений предприятия (производств, цехов, участков, функциональ­ных служб, рабочих мест).

II По целевой направленности планов, методов и подходов, масштабу привлекае­мых ресурсов:

               стратегическое планирование — отражает совокупность основных целей предприя­тия и способов их достижения на протяжении длительного периода времени;

                тактическое планирование — охватывает более короткий период, используется для поддержки стратегических планов, содержит более точные определения дей­ствий, больше деталей и спецификаций. Примерами такого типа планов являются планы и задания по производству товаров с заданными параметрами;

                оперативное планирование — заключительный этап процесса непрерывного плани­рования работы предприятия. Оперативные планы дают точную последовательность и взаимосвязь действий и результатов, обеспечивают бесперебойную, ритмичную и согласованную текущую работу всех подразделений предприятия.

III По сроку планирования:

              долгосрочное (перспективное) планирование охватывает период свыше 3 лет и более;

               среднесрочное планирование — период составляет от 1 до 3 лет;

               краткосрочное планирование — календарное планирование и диспетчеризация (декада, месяц, квартал, год).

Эта группировка характерна для средних и крупных предприятий, выпускающих сложную продукцию. Малые предприятия ограничиваются разработкой оператив­но-календарных и среднесрочных планов.

IV.            Бизнес-план.

Он занимает особое место в системе планирования, необходим как действующим организациям, так и создающимся.

Бизнес-план — это основной документ организации, который позволяет:

1.          определить жизнеспособность организации в условиях конкуренции;

2.           установить перспективные ориентиры для деятельности организации;

3.           оценить затраты, связанные с изготовлением и сбытом продукции;

4.           прогнозировать величину прибыли;

5.           получить финансовую поддержку со стороны банков или других инвесторов;

6.           учесть возможные риски и минимизировать потери.

Большинство компаний составляет бизнес-план на один или три года, лишь от­дельные фирмы - на срок свыше 3—5 лет. Как правило, бизнес-план разрабатывают руководитель и ведущие специалисты.

Объем бизнес-плана зависит от цели его составления. Чем крупнее инвестиции, тем больше его объем. Бизнес-план имеет приложения, которые подтверждают его реальность.

 

Рис. 1.10. Структура бизнес-плана


Несмотря на то что нет единой структуры бизнес-плана, так как различны сфе­ры и объемы предпринимательской деятельности, его можно представить в таком общем виде (рис. 1.10).

 


 

Посмотрите также