Организация процесса планирования и ею виды
Планирование — это основа управления и сложный процесс, в котором участвуют все управленческие звенья предприятия для установления целей и выработки решений с учетом внутренних и внешних факторов.
В условиях рынка предприятия перешли на полное самоуправление и самофинансирование, что означает:
• полную ответственность за результаты хозяйственной деятельности, за выполнение обязательств перед поставщиками и потребителями, бюджетом и банками;
• определение спроса на выпускаемую продукцию (выполнение работ, оказание услуг);
• получение прибыли как главного источника, обеспечивающего экономическое, научно-техническое и социальное развитие предприятия
В процессе планирования необходимо получить ответа на важнейшие вопросы:
1) В каком хозяйственном и финансовом состоянии находится в настоящее время предприятие?
2) В каком направлении должно развиваться предприятие? Какие следует выработать цели на ближайшее время и на перспективу?
3) Что надо сделать руководителям и всему персоналу предприятия для достижения установленных целей?
Планирование является непрерывным процессом, поэтому регулярно должны пересматриваться и уточняться планы на основе сформированного портфеля заказов.
Портфель заказов — совокупность внешних заказов, которыми располагает предприятие.
Портфель заказов обычно состоит из трех разделов:
• текущие заказы обеспечивают безостановочную повседневную работу предприятия;
• среднесрочные заказы по срокам исполнения на 1—2 года;
• перспективные (прогнозные, стратегические) заказы сроком на 2—5 лет и более.
Технология планирования включает:
1. определение и обоснование основной задачи предприятия;
2. установление конкретных показателей и заданий для выполнения поставленной задачи;
3. детализацию задания по видам и объемам работы, конкретным рабочим местам и срокам исполнения;
4. детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период планирования.
Разработка плана осуществляется по следующим этапам:
I этап — сбор:
а) внешней информации, включающей маркетинговые исследования, сбор данных о рынках сбыта и рынках необходимых материальных ресурсов для производства продукции (работ, услуг);
б) внутренней информации, т.е. наличие ресурсов предприятия, а именно: производственной мощности, оборотных средств, численности персонала, их профессионального состава и др.;
II. этап - обобщение и анализ поступающей информации, которая необходима для разработки самого плана;
III этап — подготовка отдельных частей плана:
1) основной раздел — производственная программа.
Производственная программа представляет собой план производства и реализации по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству продукции;
1) баланс производственной мощности. В данном разделе рассчитывается необходимое количество ведущего оборудования и других групп основных фондов для выполнения производственной программы предприятия;
1) логистика снабжения и производства. Назначение этого раздела — определить необходимое количество материальных ресурсов для бесперебойного снабжения производственного процесса;
1) план по труду и заработной плате. В этом разделе производится расчет численности работников по каждой категории, устанавливается уровень их заработной платы и на основании этого определяется фонд оплаты труда (рис. 1.9);
IV этап — взаимная корректировка частей плана до полной увязки и сбалансированности как по материально-финансовым ресурсам, так и по времени исполнения.
Чем тщательнее разработаны все разделы плана, тем легче его выполнить, меньше требуется ресурсов, лучше качество работы. На практике количество частей (разделов) плана и их названия различаются в зависимости от размеров предприятий, сложившихся традиций, отраслевой принадлежности.
В зависимости от целей и задач принято выделять следующие виды планирования
I. По объему охвата:
III. общефирменное (корпоративное) планирование охватывает деятельность организации в целом;
Рис. 1.9. Процесс формирования производственной программы |
• внутрифирменное планирование осуществляется как на уровне юридически самостоятельных подразделений компании (предприятий, отделений, филиалов), так и на уровне подразделений предприятия (производств, цехов, участков, функциональных служб, рабочих мест).
II По целевой направленности планов, методов и подходов, масштабу привлекаемых ресурсов:
• стратегическое планирование — отражает совокупность основных целей предприятия и способов их достижения на протяжении длительного периода времени;
• тактическое планирование — охватывает более короткий период, используется для поддержки стратегических планов, содержит более точные определения действий, больше деталей и спецификаций. Примерами такого типа планов являются планы и задания по производству товаров с заданными параметрами;
• оперативное планирование — заключительный этап процесса непрерывного планирования работы предприятия. Оперативные планы дают точную последовательность и взаимосвязь действий и результатов, обеспечивают бесперебойную, ритмичную и согласованную текущую работу всех подразделений предприятия.
III По сроку планирования:
• долгосрочное (перспективное) планирование охватывает период свыше 3 лет и более;
• среднесрочное планирование — период составляет от 1 до 3 лет;
• краткосрочное планирование — календарное планирование и диспетчеризация (декада, месяц, квартал, год).
Эта группировка характерна для средних и крупных предприятий, выпускающих сложную продукцию. Малые предприятия ограничиваются разработкой оперативно-календарных и среднесрочных планов.
IV. Бизнес-план.
Он занимает особое место в системе планирования, необходим как действующим организациям, так и создающимся.
Бизнес-план — это основной документ организации, который позволяет:
1. определить жизнеспособность организации в условиях конкуренции;
2. установить перспективные ориентиры для деятельности организации;
3. оценить затраты, связанные с изготовлением и сбытом продукции;
4. прогнозировать величину прибыли;
5. получить финансовую поддержку со стороны банков или других инвесторов;
6. учесть возможные риски и минимизировать потери.
Большинство компаний составляет бизнес-план на один или три года, лишь отдельные фирмы - на срок свыше 3—5 лет. Как правило, бизнес-план разрабатывают руководитель и ведущие специалисты.
Объем бизнес-плана зависит от цели его составления. Чем крупнее инвестиции, тем больше его объем. Бизнес-план имеет приложения, которые подтверждают его реальность.
Рис. 1.10. Структура бизнес-плана |
Несмотря на то что нет единой структуры бизнес-плана, так как различны сферы и объемы предпринимательской деятельности, его можно представить в таком общем виде (рис. 1.10).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.