Деятельность классного руководителя на современном этапе
Президент РФ в ежегодном послании в 2020 году отметил, что воспитатель – это «федеральная функция». Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года предъявляет особые требования к воспитательному процессу в школе. Необходимо обновление содержания воспитательной системы:
Ø внедрение форм и методов в соответствии с воспитательным компонентом ФГОС,
Ø полноценное использование воспитательного потенциала учебных предметов,
Ø необходимо совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей,
Ø воспитательные программы должны быть направлены на уважение детей друг к другу, родителям, старшим, развитие различных форм для включения детей в познавательную, интеллектуальную, творческую и спортивную деятельность.
В Федеральном законе об образовании уточнено понятие «воспитание». Воспитание понимается как процесс, направленный на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе духовно-нравственный ценностей, принятых в обществе норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества, государства.
Следовательно, цель воспитательного процесса в школе – формирование и развитие личности на основе семейных, социокультурных, духовно-нравственных ценностей.
Приоритетными задачами в деятельности классного руководителя являются должно стать:
Ø создание благоприятных условий психолого-педагогических условий в коллективе;
Ø формирование духовно-нравственного развития;
Ø формирование внутренней позиции ученика к негативным явлениям;
Ø формирование активной гражданской позиции, ответственность и причастность к судьбе и истории России;
Ø формирование активной жизненной и социальной позиции.
Деятельность современного классного руководителя должна опираться на принципы: духовно-нравственные ценности и традиции народов России, соблюдение и защита прав каждого ребенка и родителей, собственный пример, взаимосвязь всех участников воспитательного процесса.
Для успешного решения задач воспитания необходимо учитывать внешние факторы: особенности региона, традиции, наличие объектов дополнительного образования, культуры и спорта. Задачи воспитания могут реализовываться при наличии условий:
Ø выбор эффективных форм и методов воспитательной работы с классом (индивидуальные, групповые, коллективные);
Ø условия для социализации и реализации духовно-нравственного развития;
Ø организация поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
Ø тесное взаимодействие с родителями (родительские собрания, консультации и т.д);
Ø соблюдение и защита прав каждого ребенка.
Таким образом, деятельность классного руководителя на современном этапе должна осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми государством.
Литература
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.