Организация работы педагога логопеда в условиях кабинета
психолого – педагогической коррекции.
На развитие ребенка влияет окружающая его обстановка, особенно, если только малыш начинает познавать мир. А детям с речевыми нарушениями окружающая их среда должна создавать условия для общения, коррекции и стимуляции речевой деятельности. Поэтому важно правильно организовать предметно – развивающую среду в кабинете педагога – логопеда, чтобы каждый ребенок имел возможность наблюдать, запоминать, развиваться под наблюдением взрослого.
Мы проводим коррекционную работу с такими речевыми нарушениями как: общее недоразвитие речи (1-3 уровня), задержка речевого развития, дизартрия, дислалия, фонетико – фонематическое недоразвитие речи, заикание.
При поступлении ребёнка в КППК, проводится командная оценка. Целью командной оценки является составление индивидуальной развивающей программы (далее - ИРП) и проведения обследования. Планирование командной оценки осуществляется на этапе её подготовки. Специалисты выбирают те задания, которые они намерены предложить ребёнку, с целью получения информации, позволяющей составить индивидуальную развивающую программу. Для этого используется диагностический инструментарий, с учетом специфики нарушений и возрастных особенностей детей. Педагог-логопед выявляет, например, сформированность фонематического слуха, исследует понимание обобщающих слов по темам, словосочетаний и простых предложений, оценивает технику чтения ребёнка, умение выделять главную мысль прочитанного, способы пересказа, по которым можно определить смысловую целостность и грамматическое оформление речи.
Эффективность метода командной оценки обусловлен тем, что мультидисциплинарное обследование ИРП составляется на каждого ребенка, с учетом специфики нарушений, выявленных при обследовании его психофизического состояния. Процедура включения проходит в следующей последовательности:
Составление индивидуальной развивающей программы для ребенка – процесс
всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу,
мы открываем перед ребенком новые возможности его развития. На занятиях игры и
упражнения выбираются с учетом индивидуальных развивающих программ.
Контроль за коррекцией и развитием речи
осуществляется на основе мониторинга. Определенные результаты достигнуты -
обогатился словарный запас, повысился уровень коммуникативных способностей.
Основные направления кабинета:
- Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;
- Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития;
- Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.
Логопедическая работа направлена на коррекцию следующих речевых параметров:
- коммуникативно - речевых умений;
- развитие артикуляционной моторики и мимики;
- звукопроизносительной стороны речи;
- импрессивной стороны речи;
- лексического развития;
- грамматического строя речи;
- слоговой структуры слова;
- фонематического слуха и восприятия;
- развитие связной речи;
- навыкам звукового анализа.
Для развития используются все виды игровой деятельности. Поэтому площадь логопедического кабинета целесообразно разделить на несколько зон:
Зона коррекции звукопроизношения.
Зона развития мелкой моторики
Зона развития речевого дыхания
Зона развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза
Зона обучения грамоте
Зона развития лексико-грамматической стороны речи
Зона развития связной речи
Также кабинет оснащен современным логопедическим комплексом, Дэльфа, который позволяет корректировать широкий спектр речевых нарушений начиная от звука и заканчивая развитием связной речи.
Успешная реализация поставленных задач коррекционно-развивающего обучения возможна лишь при высоком уровне сотрудничества между педагогами и родителями. Поэтому при построении работы по взаимодействию с родителями детей, важно сделать этот процесс двухсторонним, вовлекая родителей в коррекционный процесс.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.