Организация работы по формированию умений воспринимать художественный текст
Оценка 4.6

Организация работы по формированию умений воспринимать художественный текст

Оценка 4.6
Лекции
docx
28.02.2021
Организация работы по формированию умений воспринимать художественный текст
в статье описываются основные этапы работы над художественным текстом, приемы формирования умений воспринимать художественный текст
Организация работы по формированию умений воспринимать художественный текст.docx

 

 

 

 

 

 

 

Организация работы с учащимися

на уроках литературного чтения

по формированию умений

 воспринимать художественный текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся начальных классов обладают особым восприятием художественных произведений. С одной стороны, оно фрагментарно, дети уделяют внимание отдельным деталям в ущерб целостности, слабо понимают подтекст, мотивы поступков героев. С другой стороны, у детей в этом возрасте достигает значительного развития эмоциональная сфера и он способен воспринимать читаемое «чувствами», активно реагировать на события, при условии, что текст ярок, динамичен, эмоционален.

Однако, излишняя регламентация работы в области восприятия художественного текста способна подавить чувства ребенка. Нередко основой анализа текста является его логический аспект, образная и эмоциональная сторона произведения игнорируется.

Не способствует целостному восприятию произведения ребенком отрыв анализа содержательной стороны текста от использованных в нем изобразительных средств. Нередко, к сказкам, лирическим стихотворениям, научно – познавательным произведениям и ярким художественным рассказам предлагаются одни и те же вопросы и задания, которые обезличивают произведение и оно теряет свою индивидуальность.

Необходимо добиваться того, чтобы художественное произведение будило у ребенка чувства, вызывало сопереживание героям. Это сделать непросто, так как для полноценного восприятия художественного произведения ребенку необходимо овладеть рядом умений:

·        замечать и распознавать художественные средства выразительности и, прежде всего, язык произведения;

·        определять жанровые особенности произведения (отличать прозу от стихотворения, сказку от рассказа);

·        видеть компоненты произведения (образ, поступок), образное изображение природы (пейзаж);

·        уметь воссоздать в своем воображении читаемое;

·        проникнуть в эмоциональную направленность произведения;

·        видеть позицию автора и определять свою позицию;

·        воспринимать произведение адекватно авторскому замыслу.

Исходя из вышеперечисленного, работу над восприятием художественного произведения я строю в определенной последовательности.

Вначале я провожу подготовку к восприятию текста.

Ее цель –   ввести учащихся в обстановку, в которой будут развиваться события, описанные в произведении; привлечь их жизненный опыт для опоры на него при последующем чтении, сообщить необходимые сведения об авторе, что повышает интерес и к писателю, и к его произведению.

После подготовительной работы я провожу первичное восприятие текста (самостоятельное чтение, чтение учителем, чтение вслух учащимися – выбор зависит от сложности произведения).

При первичном восприятии происходит знакомство с общим содержанием произведения,   его эмоциональной направленностью. Дети определяют для себя, близка ли им тема, герои, узнали ли они что – нибудь новое, понравилось ли произведение и т. д.

Вторая ступень восприятия при повторном чтении – знакомство с персонажами, связями и причинами их поступков; ориентировка в структуре и языке произведения.

Так, например, дети подчеркивают нужные слова в тексте, подбирают синонимы, рассуждают о том, почему именно это слово употребил автор или герой. Для работы со стихотворениями и рассказам – описаниями выписываю на  доске  образные слова, выражения, которые автор использует для описания какого – либо события: дождя, ветра, росы, снега и т. д.   В дальнейшем учащиеся используют эти выражения для пересказа, творческих работ (устных и письменных). Для сравнения персонажей произведений я использую составление сравнительных таблиц.

Важное место при восприятии произведения я отвожу работе над смысловой структурой текста с учетом его жанровой специфики. Признаки сказки, басни, рассказа, стихотворения занимают равноправное место с его содержательной стороной и рассматриваются в единстве.

Например, читая сказку, детям дается задание доказать, что они прочитали – сказку или другое произведение:

– Сказка ли это? Докажи.

– Найди зачин сказки.

– Назови волшебных героев, волшебные предметы.

– Найди народные выражения, которые встречаются и в других                  сказках.

– Найди концовку, типичную для народных сказок.

– Какой намек и урок содержит эта сказка?

В начальных классах дети встречаются и с басней. Кроме заданий, направленных на содержание басни, я предлагаю задания, которые помогают выявить особенности этого жанра. Дети ищут меткие слова, которые мы употребляем в своей речи, обдумывают, в каких случаях их уместно использовать.

Третья ступень – формирование умений осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное, т. е. умений, с помощью которых осуществляется углубленное, полноценное восприятие произведения.

Умение воссоздавать прочитанное входит в состав ряда других умений и связано с развитием творческого мышления, речи детей.

Сложный процесс восприятия сопровождается и завершается формированием отношения ребенка к прочитанному, суждениями о героях, событиях, произведении в целом. По этим параметрам можно судить о воздействии произведения на ребенка.

Основой для правильного восприятия текста является так же многократное обращение к тексту, перечитывание его отрывков каждый раз с новым заданием. Тогда ребенок и открывает в нем что-то новое, чего не заметил ранее. Чтобы многократное обращение к тексту не было утомительным для ребенка, я использую разные виды работ над текстом. Вот некоторые из них:

·        Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

·        Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

·        Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль произведения.

·        Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

·        Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

·        Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, весело, печально и т. д.

·        Нахождение и чтение образных слов и описаний.

·        Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинений.

·        Чтение с выписыванием слов для «Поэтических страниц» и т. д.

·        Использование в своей работе всех перечисленных приемов, видов работы с текстом приводит к правильному осмыслению детьми логических связей произведения, они лучше понимают чувства автора, у них развивается речь, творческое мышление.

 


 

Организация работы с учащимися на уроках литературного чтения по формированию умений воспринимать художественный текст

Организация работы с учащимися на уроках литературного чтения по формированию умений воспринимать художественный текст

Учащиеся начальных классов обладают особым восприятием художественных произведений

Учащиеся начальных классов обладают особым восприятием художественных произведений

Исходя из вышеперечисленного, работу над восприятием художественного произведения я строю в определенной последовательности

Исходя из вышеперечисленного, работу над восприятием художественного произведения я строю в определенной последовательности

Например, читая сказку, детям дается задание доказать, что они прочитали – сказку или другое произведение: –

Например, читая сказку, детям дается задание доказать, что они прочитали – сказку или другое произведение: –

Вот некоторые из них: ·

Вот некоторые из них: ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2021