Организация работы с учащимися
на уроках литературного чтения
по формированию умений
воспринимать художественный текст
Учащиеся начальных классов обладают особым восприятием художественных произведений. С одной стороны, оно фрагментарно, дети уделяют внимание отдельным деталям в ущерб целостности, слабо понимают подтекст, мотивы поступков героев. С другой стороны, у детей в этом возрасте достигает значительного развития эмоциональная сфера и он способен воспринимать читаемое «чувствами», активно реагировать на события, при условии, что текст ярок, динамичен, эмоционален.
Однако, излишняя регламентация работы в области восприятия художественного текста способна подавить чувства ребенка. Нередко основой анализа текста является его логический аспект, образная и эмоциональная сторона произведения игнорируется.
Не способствует целостному восприятию произведения ребенком отрыв анализа содержательной стороны текста от использованных в нем изобразительных средств. Нередко, к сказкам, лирическим стихотворениям, научно – познавательным произведениям и ярким художественным рассказам предлагаются одни и те же вопросы и задания, которые обезличивают произведение и оно теряет свою индивидуальность.
Необходимо добиваться того, чтобы художественное произведение будило у ребенка чувства, вызывало сопереживание героям. Это сделать непросто, так как для полноценного восприятия художественного произведения ребенку необходимо овладеть рядом умений:
· замечать и распознавать художественные средства выразительности и, прежде всего, язык произведения;
· определять жанровые особенности произведения (отличать прозу от стихотворения, сказку от рассказа);
· видеть компоненты произведения (образ, поступок), образное изображение природы (пейзаж);
· уметь воссоздать в своем воображении читаемое;
· проникнуть в эмоциональную направленность произведения;
· видеть позицию автора и определять свою позицию;
· воспринимать произведение адекватно авторскому замыслу.
Исходя из вышеперечисленного, работу над восприятием художественного произведения я строю в определенной последовательности.
Вначале я провожу подготовку к восприятию текста.
Ее цель – ввести учащихся в обстановку, в которой будут развиваться события, описанные в произведении; привлечь их жизненный опыт для опоры на него при последующем чтении, сообщить необходимые сведения об авторе, что повышает интерес и к писателю, и к его произведению.
После подготовительной работы я провожу первичное восприятие текста (самостоятельное чтение, чтение учителем, чтение вслух учащимися – выбор зависит от сложности произведения).
При первичном восприятии происходит знакомство с общим содержанием произведения, его эмоциональной направленностью. Дети определяют для себя, близка ли им тема, герои, узнали ли они что – нибудь новое, понравилось ли произведение и т. д.
Вторая ступень восприятия при повторном чтении – знакомство с персонажами, связями и причинами их поступков; ориентировка в структуре и языке произведения.
Так, например, дети подчеркивают нужные слова в тексте, подбирают синонимы, рассуждают о том, почему именно это слово употребил автор или герой. Для работы со стихотворениями и рассказам – описаниями выписываю на доске образные слова, выражения, которые автор использует для описания какого – либо события: дождя, ветра, росы, снега и т. д. В дальнейшем учащиеся используют эти выражения для пересказа, творческих работ (устных и письменных). Для сравнения персонажей произведений я использую составление сравнительных таблиц.
Важное место при восприятии произведения я отвожу работе над смысловой структурой текста с учетом его жанровой специфики. Признаки сказки, басни, рассказа, стихотворения занимают равноправное место с его содержательной стороной и рассматриваются в единстве.
Например, читая сказку, детям дается задание доказать, что они прочитали – сказку или другое произведение:
– Сказка ли это? Докажи.
– Найди зачин сказки.
– Назови волшебных героев, волшебные предметы.
– Найди народные выражения, которые встречаются и в других сказках.
– Найди концовку, типичную для народных сказок.
– Какой намек и урок содержит эта сказка?
В начальных классах дети встречаются и с басней. Кроме заданий, направленных на содержание басни, я предлагаю задания, которые помогают выявить особенности этого жанра. Дети ищут меткие слова, которые мы употребляем в своей речи, обдумывают, в каких случаях их уместно использовать.
Третья ступень – формирование умений осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное, т. е. умений, с помощью которых осуществляется углубленное, полноценное восприятие произведения.
Умение воссоздавать прочитанное входит в состав ряда других умений и связано с развитием творческого мышления, речи детей.
Сложный процесс восприятия сопровождается и завершается формированием отношения ребенка к прочитанному, суждениями о героях, событиях, произведении в целом. По этим параметрам можно судить о воздействии произведения на ребенка.
Основой для правильного восприятия текста является так же многократное обращение к тексту, перечитывание его отрывков каждый раз с новым заданием. Тогда ребенок и открывает в нем что-то новое, чего не заметил ранее. Чтобы многократное обращение к тексту не было утомительным для ребенка, я использую разные виды работ над текстом. Вот некоторые из них:
· Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
· Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
· Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль произведения.
· Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
· Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
· Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, весело, печально и т. д.
· Нахождение и чтение образных слов и описаний.
· Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинений.
· Чтение с выписыванием слов для «Поэтических страниц» и т. д.
· Использование в своей работе всех перечисленных приемов, видов работы с текстом приводит к правильному осмыслению детьми логических связей произведения, они лучше понимают чувства автора, у них развивается речь, творческое мышление.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.