Организация работы
по пунктуации
в старших классах.
Материал подготовила Мадаева А.Ш.,
учитель русского языка и литературы
Структура уроков в старших классах предполагает организацию
самостоятельной, творческой лингвистической деятельности учащихся с различным
уровнем учебных и лингвистических возможностей. Учитель должен уметь
не только грамотно объяснить материал, но и так смоделировать урок, чтобы
учащиеся сами искали ответы на поставленные преподавателем вопросы, участвовали
в планировании работы по той или иной теме. Задания для этих уроков русского
языка могут содержать материал для языкового осмысления, формирования культуры
речи, решать определенные воспитательные задачи.
Так, работа с текстом дает школьникам возможность практического применения своих знаний из области русского языка, литературы, истории, культурологии. В творческой работе по тексту дети должны видеть возможность если не поделиться своими открытиями с собеседником,то поспорить с писателем или поговорить о том, что волнует (и, конечно, написать сочинение по исходному тексту согласно предъявляемым требованиям и критериям оценивания).
При формировании правописных умений старшеклассников первостепенное внимание следует уделять совершенствованию пунктуационных умений, причем работать на ином, чем в предшествующих классах, уровне: путем расширения знаний учащихся по теоретическим основам современной русской пунктуации и по синтаксису; использования трудных, насыщенных разными знаками препинания текстов, включающих сложные синтаксические конструкции; развития у детей умения анализировать пунктуационное оформление своего и чужого текста.
Подбирая учебные
материалы, необходимо опираться на интеллектуальные умения старшеклассников -
сравнивать различные языковые явления и делать выводы, классифицировать,
систематизировать и обобщать, действовать самостоятельно, творчески применять
приобретенные знания. Курс пунктуации в старших классах отличается своими
методическими особенностями:
осуществляется многоаспектное рассмотрение
предложений:
с точки зрения структурно-семантических и интонационных особенностей, а также с точки зрения функциональных возможностей пунктуации в предложении и обоснования наилучшего варианта при выборе знака (если вариант имеется);
тщательно отрабатываются интонационные умения с целью развития речевого слуха и умения определять на слух совпадение / несовпадение пунктуационных и интонационных позиций в предложении;
производится составление пунктуационных схем
предложений в целях обоснования расстановки знаков препинания в трудных случаях
и для самоконтроля.
Изучение пунктуации в старших классах
предполагает систематический контроль формируемых пунктуационных умений.
Поскольку эти умения необходимо отрабатывать на повышенном уровне, то и тексты
контрольных работ (диктантов, тестов) должны соответствовать уровню трудности:
объем работы - от 250 до 350 слов, большая
насыщенность текста орфограммами и пунктуационными позициями.
Предложения с пунктуацией на неизученные правила включаются в текст диктанта для того, чтобы раскрыть ученикам всю полноту современной русской пунктуации, показать перспективу ее познания и создать мотивационную ситуацию обращения старшеклассников к изучению хорошо знакомого, как им кажется, раздела русского языка.
Актуальность данной проблемы определяется её направленностью на обучение учащихся 9-го класса основам пунктуации. Работа включает в себя как новые для учащихся знания, не содержащие в программе базовых предметов, так знания, получаемые в данном курсе. Она позволяет учащимся применить полученные знания на ГИА, а также лучше освоить школьную программу по предмету «Русский язык».
Современная русская пунктуация - сложная система, сформировавшаяся исторически. Глубокое овладение ею помогает точно и четко передавать или воспринимать смысл написанного. По мнению лингвистов, «знаки препинания, в современном их применении, являются совокупностью обозначений, внутренне связанных устойчивыми, осмысленными отношениями, закономерно проявляющимися на письме».
Нужно сказать и о том, что авторская пунктуация рассматривается как знаки препинания, условия постановки которых, при общем соответствии пунктуационной системе, более тонко и глубоко отражают авторское осмысление написанного, помогают точнее передать эмоциональный настрой автора. Авторская пунктуация - составляющая часть авторского стиля, а также его выразительных и изобразительных средств.
Необходимость обращения к авторской пунктуации на уроках русского языка в школе связана с тем, что любой пунктуационный знак в тексте авторски обусловлен и целесообразен. Особую смысловую нагрузку в передаче сложных интонационных изменений, эмоциональных и смысловых акцентов несут индивидуализированные пунктуационные знаки, условия постановки которых не соответствуют существующим пунктуационным нормам.
Работа по пунктуации должна быть направлена на решение методической проблемы, связанной с повышением пунктуационной грамотности школьников, которая является одним из ведущих видов их языковой грамотности. От уровня пунктуационной грамотности зависит уровень общей культуры человека, в том числе и речевой.
В результате работы по изучению пунктуационных правил происходит развитие языкового мышления школьников, что помогает им полнее воспринимать текст; дает реальную основу для формирования коммуникативной компетенции учащихся, развития их интеллектуальных, творческих и эмоциональных способностей.
В результате систематической работы по этому направлению возрастает уровень понимания коммуникативного назначения пунктуации, что проявляется в осознании учащимися важности пунктуационных знаков для понимания письменного высказывания. Они усвоили, что пунктуация -это важное средство взаимодействия и взаимопонимания автора и читателя в процессе общения; повысилась пунктуационная зоркость учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.