Организация работы по пунктуации в старших классах.
Оценка 4.7

Организация работы по пунктуации в старших классах.

Оценка 4.7
docx
09.05.2020
Организация работы по пунктуации в старших классах.
организация работы по пункт.docx

 

 

 

 

 

Организация работы

по пунктуации

в старших классах.

 

 

 

 

 

 

Материал подготовила Мадаева А.Ш.,

учитель русского языка и литературы


        
Структура уроков в старших классах предполагает организацию самостоятельной, творческой лингвистической деятельности учащихся с различным уровнем учебных и лингвистических возможностей. Учитель должен уметь не только грамотно объяснить материал, но и так смоделировать урок, чтобы учащиеся сами искали ответы на поставленные преподавателем вопросы, участвовали в планировании работы по той или иной теме. Задания для этих уроков русского языка могут содержать материал для языкового осмысления, формирования культуры речи, решать определенные воспитательные задачи.

         Так, работа с текстом дает школьникам возможность практического применения своих знаний из области русского языка, литературы, истории, культурологии. В творческой работе по тексту дети должны  видеть  возможность если не поделиться своими открытиями с   собеседником,то поспорить с писателем или поговорить о томчто волнует (и, конечно, написать сочинение по исходному тексту согласно предъявляемым требованиям и критериям оценивания).

         При формировании правописных умений старшеклассников первостепенное внимание следует уделять совершенствованию пунктуационных умений, причем работать на ином, чем в предшествующих классах, уровне: путем расширения знаний учащихся по теоретическим основам современной русской пунктуации и по синтаксису; использования трудных, насыщенных разными знаками препинания текстов, включающих сложные синтаксические конструкции; развития у детей умения анализировать пунктуационное оформление своего и чужого текста.

         Подбирая учебные материалы, необходимо опираться на интеллектуальные умения старшеклассников - сравнивать различные языковые явления и делать выводы, классифицировать, систематизировать и обобщать, действовать самостоятельно, творчески применять приобретенные знания. Курс пунктуации в старших классах отличается своими методическими особенностями:
осуществляется многоаспектное рассмотрение предложений:

с точки зрения структурно-семантических и интонационных особенностей, а также с точки зрения функциональных возможностей пунктуации в предложении и обоснования наилучшего варианта при выборе знака (если вариант имеется);

тщательно отрабатываются интонационные умения с целью развития речевого слуха и умения определять на слух совпадение / несовпадение пунктуационных и интонационных позиций в предложении;

производится составление пунктуационных схем предложений в целях обоснования расстановки знаков препинания в трудных случаях и для самоконтроля.
         Изучение пунктуации в старших классах предполагает систематический контроль формируемых пунктуационных умений. Поскольку эти умения необходимо отрабатывать на повышенном  уровне, то и тексты контрольных работ (диктантов, тестов) должны соответствовать уровню трудности:
объем работы - от 250 до 350 слов, большая насыщенность текста орфограммами и пунктуационными позициями.

         Предложения с пунктуацией на неизученные правила включаются в текст диктанта для того, чтобы раскрыть ученикам всю полноту современной русской пунктуации, показать перспективу ее познания и создать мотивационную ситуацию обращения старшеклассников к изучению хорошо знакомого, как им кажется, раздела русского языка.

         Актуальность данной проблемы определяется её направленностью на обучение учащихся 9-го класса основам пунктуации. Работа включает в себя как новые для учащихся знания, не содержащие в программе базовых предметов, так знания, получаемые в данном курсе.  Она позволяет учащимся применить полученные знания на ГИА, а также лучше освоить школьную программу по предмету «Русский язык».

         Современная русская пунктуация - сложная система, сформировавшаяся исторически. Глубокое овладение ею помогает точно и четко передавать или воспринимать смысл написанного. По мнению лингвистов, «знаки препинания, в современном их применении, являются совокупностью обозначений, внутренне связанных устойчивыми, осмысленными отношениями, закономерно проявляющимися на письме».

         Нужно сказать и о том, что авторская пунктуация рассматривается как знаки препинания, условия постановки которых, при общем соответствии пунктуационной системе, более тонко и глубоко отражают авторское осмысление написанного, помогают точнее передать эмоциональный настрой автора. Авторская пунктуация - составляющая часть авторского стиля, а также его выразительных и изобразительных средств.

         Необходимость обращения к авторской пунктуации на уроках русского языка в школе связана с тем, что любой пунктуационный знак в тексте авторски обусловлен и целесообразен. Особую смысловую нагрузку в передаче сложных интонационных изменений, эмоциональных и смысловых акцентов несут индивидуализированные пунктуационные знаки, условия постановки которых не соответствуют существующим пунктуационным нормам.

         Работа по пунктуации должна быть направлена на решение методической проблемы, связанной с повышением пунктуационной грамотности школьников, которая является одним из ведущих видов их языковой грамотности. От уровня пунктуационной грамотности зависит уровень общей культуры человека, в том числе и речевой.

         В результате работы по изучению пунктуационных правил происходит развитие языкового мышления школьников, что помогает им полнее воспринимать текст; дает реальную основу для формирования коммуникативной компетенции учащихся, развития их интеллектуальных, творческих и эмоциональных способностей.

         В результате систематической работы по этому направлению  возрастает  уровень понимания коммуникативного назначения пунктуации, что проявляется в осознании учащимися важности пунктуационных знаков для понимания письменного высказывания. Они усвоили, что пунктуация -это важное средство взаимодействия и взаимопонимания автора и читателя в процессе общения;  повысилась пунктуационная зоркость учащихся.

        


 

Организация работы по пунктуации в старших классах

Организация работы по пунктуации в старших классах

Структура уроков в старших классах предполагает организацию самостоятельной, творческой лингвистической деятельности учащихся с различным уровнем учебных и лингвистических возможностей

Структура уроков в старших классах предполагает организацию самостоятельной, творческой лингвистической деятельности учащихся с различным уровнем учебных и лингвистических возможностей

Изучение пунктуации в старших классах предполагает систематический контроль формируемых пунктуационных умений

Изучение пунктуации в старших классах предполагает систематический контроль формируемых пунктуационных умений

Работа по пунктуации должна быть направлена на решение методической проблемы, связанной с повышением пунктуационной грамотности школьников, которая является одним из ведущих видов их языковой грамотности

Работа по пунктуации должна быть направлена на решение методической проблемы, связанной с повышением пунктуационной грамотности школьников, которая является одним из ведущих видов их языковой грамотности
Скачать файл