Организация работы с детьми ОВЗ в условиях ДОУ
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют отклонения от норм жизнедеятельности. Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Одним из условий повышения эффективности развивающей работы - это создание предметно-развивающей среды, которая обеспечивает полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.
Исследовательская деятельность является наиболее успешным путем ознакомления детей с ОВЗ с окружающим миром. Экспериментирование предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Привлечение детей к экспериментальной деятельности является одним из удачных способов обогащения расширения словаря, коррекции речевого развития и повышения речевой активности.
Дети с ОВЗ имеют ряд особенностей в развитии:
- снижена познавательная активность (наблюдается отставание развития познавательных процессов);
- ограничен словарный запас (расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов);
- низкая речевая активность;
- не сформированность умений планировать свои действия, осуществлять решения, проверять результат.
Перечисленные особенности затрудняют умение детей выразить четко и понятно свои мысли, правильно сформулировать умозаключения, дать объяснения об увиденном, рассуждать, делать вывод и самостоятельно составлять полноценные описательные рассказы о природных явлениях.
Работа с семьей - важнейшее направление в системе сопровождения детей с отклонениями в развитии, так как семья – это первое звено в процессе социализации такого ребенка. Основной работой с родителями являются:
- создание благоприятных условий для повышения педагогической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;
- вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в различных мероприятиях.
Для выполнения поставленных задач осуществляется консультативная поддержка родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, разрабатывается методические рекомендации, советы специалистов по организации детской деятельности дома.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.