Программа коррекционно-развивающих занятий
Оценка 4.8

Программа коррекционно-развивающих занятий

Оценка 4.8
docx
29.11.2022
Программа коррекционно-развивающих занятий
Программа коррекционно-развивающих занятий Борисов М..docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Ханты - Мансийска

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании

ШМО учителей

Классов детей ОВЗ

Руководитель ШМО Байбикова Д.Х.

 

Протокол № 1

от «30» августа 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании

методсовета

 

Руководитель

Зуйкова Г.И.

 

Протокол № 1

от «30» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

 

Директор

Лобанов А.Н.

 

 

 

Приказ «№ 271»

от «31» августа  2022 г.

 

 

 

 

Коррекционный курс

по развитию высших психических функций, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы

обучающегося с расстройством аутистического спектра

БОРИСОВА МИХАИЛА

на 2022-2023 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ханты-Мансийск, 2020 год.

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Общая характеристика коррекционного курса

3. Описание места коррекционного курса, в учебном плане

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения             коррекционного курса

5. Содержание коррекционной работы

6. Содержание коррекционного курса

7. Тематическое планирование курса

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

1. Пояснительная записка

Коррекционный курс разработан в рамках адаптированной общеобразовательной программы Борисова Михаила, обучающегося 9 класса с ограниченными возможностями здоровья (расстройства аутистического спектра). 

РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.

У детей с РАС имеются трудности в развитии произвольного внимания, памяти, мышления и мыслительных операций, они не умеют слушать и точно выполнять инструкции педагога, а также у них отсутствуют навыки учета требований учителя при работе.

При аутизме у детей наблюдается преимущественно искажение эмоционально-волевой сферы. Таким детям присущи разнообразные страхи, агрессивность, неадекватность поведения, негативизм, уход от общения даже с близкими людьми, отсутствие интереса и понимания окружающего мира. Наблюдается выраженная эмоциональная незрелость ребенка, отсутствие адекватного эмоционального реагирования. И это происходит в связи с неумением различать эмоциональные состояния окружающих людей по их проявлениям: мимике, жестам, движениям.
У аутичных детей слабо сформированы коммуникативные навыки, включая имитацию, подражание, понимание обращенной речи, понимания постоянства смыслов в изменяемом контексте, понимание невербальных проявлений другого человека.

Исходя из вышеперечисленного, для Борисова Михаила разработан коррекционный курс по развитию высших психических функций, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.

Цель курса – развитие высших психических функций, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы. 

Задачи курса:

1.                  Способствовать развитию познавательных процессов: внимания, памяти, мышления и воображения.

2.                  Способствовать развитию учебной мотивации, формированию интересов.

3.                  Способствовать повышению уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния

4.                  Научить адекватно выражать свои чувства и распознавать чувства других людей.

5.                  Способствовать развитию и обогащению эмоционального опыта ребенка.

6.                  Обучать навыкам эффективной коммуникации.

7.                  Развивать навыки сотрудничества со сверстниками, умения правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успехами других.

 

2. Общая характеристика коррекционного курса

Коррекционный курс направлен на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы. В ходе реализации курса Михаил улучшит показатели в развитии восприятия, памяти, внимания, воображения, словесно-логического мышления, в частности таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Обучающийся получит представления об эмоциях и чувствах, научится адекватно их проявлять, узнает о психических состояниях человека и их свойствах, научится справляться с раздражением, плохим настроением, приобретет навыки саморегуляции. Михаил приобретет навыки общения, научится проявлять эмоции в конфликте, договариваться с окружающими,  сформирует адекватные формы поведения.

 

3. Описание места коррекционного курса в учебном плане

В рамках часов учебного плана МБОУ СОШ №2 на 2022-2023 учебный год, отведенных на внеурочную деятельность, на коррекционный курс по развитию высших психических функций, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы отводится 35 часов, коррекционно-развивающие занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия составляет 40 минут. Для успешной реализации учебного процесса используются индивидуальные занятия.

 

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса

В соответствии с ФГОС ОВЗ результатом коррекционно-развивающих занятий У Михаила будет:

Личностные:

·                    выраженная устойчивость учебно-познавательной мотивации и интереса к обучению;

·                    навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, навыки бесконфликтного поведения, и навыки конструктивного разрешения спорных ситуаций;

·                    улучшение социальных и межличностных отношений.

Регулятивные УУД:

·                    осознание своих телесных ощущений, связанные с напряжением и расслаблением;

·                    умение определять и формулировать цель в совместной работе;

·                    формирование осознанности своей доли ответственности за всё, что с ним происходит;

·                    формирование умения реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;

·                    развитие навыков соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

·                    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

·                    обогащение представления о собственных возможностях и способностях;

·                    формирование умения наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;

·                    формирование умения оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

·                    формирование адекватного восприятия оценки учителя.

КоммуникативныеУУД:

·                    развитие умения контролировать свою речь и поступки;

·                    формирование толерантному отношению к другому мнению;

·                    формирование умения самостоятельно решать проблемы в общении;

·                    формирование умения осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;

·                    формулирование своего собственного мнения и позиции.

Ожидаемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса

1. Овладение обучающимся приемам развития познавательных процессов и навыкам их применения.

2. Развитие у обучающегося самосознания.

3. Сформированность умения учиться в средней школе.

4.  Повышение учебной мотивации, сформированность учебных интересов.

5. Овладение навыками сотрудничества со сверстниками, умения правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успехами других.

6. Сформированность умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе.

7. Сформированность умения применять навыки саморегуляции.

 

5. Содержание коррекционной работы

Коррекционно-развивающие занятия направлены на работу с Борисовым Михаилом, обучающимся 9 класса с расстройством аутистического спектра, основными проблемами которого являются развитие высших психических функций, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.

По итогам диагностического исследования познавательной сферы у Михаила был выявлен низкий уровень познавательной сферы. Михаилу трудно перерабатывать слуховую информацию,  часто бурно реагирует, раздражается на некоторые слуховые раздражители (крик, шум, повторяющиеся эхолалии). Деятельность продуктивная, целенаправленная, способен выдержать урок продолжительностью 40 мин, а непрерывно заниматься одним видом деятельности 20-25 минут. Утомляемость выражена не ярко, в основном наступает на фоне деятельности, связанной с письмом, другими видами ручной деятельности. У Михаила снижены темповые характеристики деятельности. Отмечается не достаточная скорость письма, как букв, так и цифр. Мелкая моторика сформирована не достаточно, мышцы руки слабые. Михаил испытывает трудности в предметно-практической деятельности, скорость письма низкая.

Михаил  затрудняется адекватно выражать свои эмоции и различать эмоциональное состояние окружающих его людей. Имеются трудности во взаимоотношениях со сверстниками, слабо сформированы коммуникативные навыки. 

Коррекционная работа с Михаилом направлена на преодоление негативизма при общении и развитие  познавательных навыков, навыков установления контакта с окружающими людьми, смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта, повышение активности в процессе общения с взрослыми и детьми, преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Коррекционные занятия проводятся с учетом особенностей развития Михаила, обучающегося с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов обучающегося, в соответствии с его психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.

 

6. Содержание коррекционно-развивающего курса

Курс делится на 3 блока. В начале и в конце курса добавлены занятия, направленные на диагностику.

Наименование блоков курса:

1. «Развитие познавательной сферы». Работа по данному блоку направлена на развитие следующих мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификация. На развитие всех видов памяти, внимания и воображения.

2. «Развитие эмоционально-волевой сферы». Работа направлена на расширение представлений об эмоциях и чувствах, формирование умений справляться с раздражением, плохим настроением, обучение навыкам саморегуляции.

3. «Развитие коммуникативной сферы». Работа направлена на формирование навыков общения, обучение проявлению эмоций в конфликте, развитие умения договариваться, формирование адекватных форм поведения.

Общая структура занятий

1.                  Разминка, в ходе которой можно оценить степень закрепления уже отработанных умений;

2.                  Овладение новым «материалом»;

3.                  Игровой этап, обязательный для каждого занятия, в ходе которого происходит формирование произвольности, как на двигательном уровне, так и произвольности ВПФ – внимания, памяти и т.п. в ходе удержания заданных игровых правил с учетом ведущего типа мотивации ребенка;

4.                  Завершающий, чаще всего релаксационный этап, с использованием уже имеющихся, или формирующихся умений расслабляться.

В начале и конце занятий используются психогигиенические при­емы: цветовая  диагностика настроения, расслабляющие упражнения, самомассаж активных  точек, рефлексивные техники, спокойная музыка. При проведении занятий используются арт-терапевтические методы, которые помогают Ксении  выразить себя, снять напряжение и тревожность.

Выбор методических приемов  определен:

- возрастными особенностями Михаила;

- задачами конкретного занятия;

- дидактическими и психологическими возможностями приемов;

- минимальными материальными затратами.

На занятиях предусмотрена работа в тетрадях, для лучше освоения теоретического материала и для выполнения практических упражнений. Работа в тетради - запись важной информации, составление схем, вклеивание памяток, выполнение заданий. Тетрадь должна стать своеобразным опорным конспектом, который останется у учащихся и поможет в дальнейшем обучении.

В конце занятия обучающемуся задаются вопросы, которые направлены на достижение двух целей - закрепление изученного материала и развитие рефлексивных процессов (осознание отношений «Я» - новое знание).

Приемы оценивания. Коррекционно-развивающая форма работы не предполагает выставле­ния отметок в журнал, поэтому количество оценок работы учащихся должно быть максимальным.

Кро­ме развернутых устных высказываний о качестве вы­полнения тех или иных заданий можно использовать:

- приемы поощрения (в тетрадях можно ставить оттиски цветных   штампиков,  выдавать жетоны);

- экран успехов с цветными рисунками. Для этого на большом листе нужно написать список учеников и цветными фигурами (кружками, треугольниками, квадратами) отмечать выполненные/невыполненные домашние задания, лучшие творческие работы, победителей необычных зачетов и т. д.;

-      стенд с выставками творческих работ.

 

7. Тематическое планирование курса

 

№ п/п

Наименование блоков, разделов

Тема занятий

Основные виды деятельности учащихся

Всего часов

1

Входящая диагностика.

Выполнение предложенных заданий.

1

 

2

1. Блок «Развитие познавательных процессов»

Развитие концентрации, объема и распределения внимания.

Выполнение заданий творческого и поискового характера.

1

 

3

Развитие устойчивости внимания.

Выполнение заданий творческого и поискового характера, применение знаний и способы действий в измененных условиях.

1

 

4

Развитие восприятия.

Выполнение заданий творческого и поискового характера, применение знаний и способы действий в измененных условиях.

1

 

5

Развитие зрительной и слуховой памяти.

Выполнение предложенных заданий, оценивание полученных результатов.

1

 

6

Развитие смысловой памяти.

Выполнение предложенных заданий, оценивание полученных результатов.

1

 

7

Развитие воображения.

Выполнение заданий творческого и поискового характера, применение знаний и способы действий в измененных условиях.

1

 

8-9

Развитие словесно-понятийного мышления.

Выполнение заданий творческого и поискового характера, применение знаний и способы действий в измененных условиях.

2

 

10-11

Развитие логического мышления.

Выполнение заданий творческого и поискового характера, применение знаний и способы действий в измененных условиях.

2

 

12

Формирование навыков обобщения.

Выполнение заданий творческого и поискового характера, применение знаний и способы действий в измененных условиях.

1

 

13-14

Формирование мыслительной операции «сравнение» и «классификация».

Выполнение заданий творческого и поискового характера, применение знаний и способы действий в измененных условиях.

2

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Блок «Развитие эмоционально-волевой сферы»

Планета чувств.

«Если бы ты был цветом», «Планета чувств», «Дерево чувств».

1

16

Планета чувств.

«Цветовые звуки моего тела», «Танец моих эмоций».

1

17

Властелин эмоций.

«Плот», «Волшебное дерево», «Выколачиваю гнев».

1

Рисуем эмоции.

«Мое настроение сегодня», «Радуга эмоций».

1

18

19

Учимся выражать гнев.

«Разговор о чувствах», «Покажи чувства рукой, головой, телом», «Стаканчик гнева», «Импульс».

1

20

Что делать, когда грустно.

«Зеркало», «Маски клоунов».

1

21

Саморегуляция.

«Что нового и хорошего», «Рисуем свое тело в состоянии стресса», «Насос и мяч», «Водопад».

1

22-23

Тревожность.

«Невербальное изображение эмоциональных состояний», «Ищем примирение с источником тревожности», «Рисуем страх», «Рисуем победу над страхом».

2

24-25

Самооценка.

«Что нового и хорошего…», История «Кафе «Гулливер», «Рисуем имя», «Талисман на память».

2

26

Обучение приемам релаксации.

«Мышечная релаксация», «Мысленная картина», «Стряхни», «Сохраняем силы».

1

27-28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Блок «Развитие коммуникативной сферы»

 

Формирование навыков общения. 

«Закончи предложение» (определяет и рассказывает, какие люди ему нравятся), «Образ идеального друга», «Корзина успехов и неудач».  

2

29

Развитие навыков бесконфликтного общения. 

«Черты характера», сочинение мини-рассказа «К чему приводят конфликты».

1

 

30

Развитие навыков бесконфликтного общения. 

Проигрывание ситуации конфликтов и путей выхода из них, «Какой это персонаж?», «Рукавички».

1

 

31

Обучение проявлению эмоций в конфликте.

Проигрывание и анализирование эмоций, которые вызывают конфликт, «Создай себе друга».

1

 

32

Развитие умения договариваться.

Составление схемы ситуаций, когда люди договариваются, рисование ситуации, когда люди могут договориться, «Давай договоримся».

1

 

33-34

Формирование адекватных форм поведения.

«Неоконченные предложения», «Адекватное поведение», проигрывание моделей социально-одобряемого поведения.

2

 

35

Завершающее занятие. Выходная диагностика.

Выполнение предложенных заданий.

1

 

 

ИТОГО

 

35

 

 

 

 

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Основная литература

1.      Дети с ОВЗ: проектирование рабочей документации педагога и специалиста в соответствии с требованиями ФГОС: методическое пособие/ под. ред. Соловьевой Л.Г., Мелеховой Е.Ю. – Архангельск: изд-во АО ИОО, 2017.

2.       «Организация работы с учащимися, испытывающими трудности в усвоении школьной программы» (уроки комплексной коррекции): учебное пособие: Е. А. Чернышова. - Москва: ВЛАДОС, 2018. (Инклюзивное образование).

3.        М.К. Акимова, В.Т. Козлова Психологическая коррекция умственного развития школьников Москва, Академия 2012.

4.        Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе 7 – 8 классы). О.В. Хухлаева. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2015.

Дополнительная литература

5.        Н.П. Слободяник Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практическое пособие. Москва, Айрис-пресс 2013.

6.        О.А. Вершинина Групповые занятия и тренинги со старшеклассниками: развитие внимания. Воображения, логического мышления. Волгоград, «Учитель» 2008

7.        О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Справочник психолога средней школы. Ростов н/Д,  «Феникс» 2008

8.        Комплекс диагностических программ «Психология в школе» ("Effekton") Москва, (компьютерная диагностика, развивающие упражнения). 2014.

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение

        Для реализации Коррекционного курса создана необходимая материально-техническая база. Кабинет для проведения занятий оснащен  оборудованием. В кабинете имеются компьютеры, МФУ, зона для проведения практических занятий, зона отдыха и релаксации.

Оборудование сенсорной комнаты:

Сухой бассейн, сухой душ, комплект мягкой мебели (игровые формы), платформа с зеркалом и воздушно-пузырьковой колонной, мягкие кресла с гранулами, прожектор со сменными фильтрами, тактильные дорожки,  пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь» с источником света «Фиберлайт», настенное панно «Звездное небо», офтальмотренажер,  5 АРМ обучающихся (персональные компьютеры с программным обеспечением СИРС, Эффектон). Также имеется  двухмониторный комплекс «Абилитон» с ПО БОС (психоэмоциональный, логопедический) и двумя тренажерами дыхания, интерактивный стол «Activ Table Promethean Limited», магнитола,  комплект мягких игрушек, развивающие конструкторы, набор Фребеля, стол – планшет с подсветкой для рисования песком и др.

 Также приобретены:

-        Интерактивные пособия  «Наглядная школа».

-        Конструкторы электронные.

-         Клавиатура «Клавинта».

-         Магнитно-учебные наглядные пособия  «Птицы зимой», «Сотенный квадрат». 

-        Столик Лилия для ДЦП (2 шт.).

-        Видеоувеличитель АУРА с функцией читающей машины.

-        Аппарат ДЭНАС для детей с задержкой речевого развития.

-        Наборы Фребеля (2 шт.).

-        Комплект электронных пособий по начальной школе, аудиодиски с музыкой для релаксации, картины природы.

-         Компьютерная программа СИРС (система интенсивного развития способностей).

 

Кабинет для учебных занятий с детьми с ОВЗ:

Интерактивная доска с проектором – 2шт, АРМ учителя – 2шт, , документ-камера, МФУ, , комплекс «Аура» с функцией читающей машины для слабовидящих детей, клавиатура «Клавинта» для детей ОВЗ,  классная доска -2шт., шкафы для хранения пособий и литературы,   учительский стол, парты Базарного – 2 шт., одноместные парты 2 шт., столик для детей ДЦП «Лилия», , ковер, учебные стенды. Учебные магнитные пособия «Лес», «Луг», «Таблица умножения», методическая литература, интерактивные тренажеры, учебные стенды, текстильные стенды для размещения информации и др.

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г

Содержание 1. Пояснительная записка 2

Содержание 1. Пояснительная записка 2

Способствовать повышению уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния 2

Способствовать повышению уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния 2

Познавательные УУД: · овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;…

Познавательные УУД: · овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;…

У Михаила снижены темповые характеристики деятельности

У Михаила снижены темповые характеристики деятельности

Завершающий, чаще всего релаксационный этап, с использованием уже имеющихся, или формирующихся умений расслабляться

Завершающий, чаще всего релаксационный этап, с использованием уже имеющихся, или формирующихся умений расслабляться

Развитие восприятия. Выполнение заданий творческого и поискового характера, применение знаний и способы действий в измененных условиях

Развитие восприятия. Выполнение заданий творческого и поискового характера, применение знаний и способы действий в измененных условиях

Блок «Развитие эмоционально-волевой сферы»

Блок «Развитие эмоционально-волевой сферы»

Блок «Развитие коммуникативной сферы»

Блок «Развитие коммуникативной сферы»

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Комплект электронных пособий по начальной школе, аудиодиски с музыкой для релаксации, картины природы

Комплект электронных пособий по начальной школе, аудиодиски с музыкой для релаксации, картины природы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2022