Коррекционный курс педагога-психолога
Оценка 4.8

Коррекционный курс педагога-психолога

Оценка 4.8
docx
29.11.2022
Коррекционный курс педагога-психолога
Коррекционный курс 9 кл (педагог-психолог).docx

Городской округ Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №  2»

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании

ШМО учителей,

обучающих детей с  ОВЗ

____________________

Протокол № 1

от «30» августа 2021 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании

методсовета

 

Руководитель

_______________________

 

Протокол № 1

от «31» августа 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

 

Директор

______________________

 

Приказ «№ 299»

от «31» августа 2021 г.

 

 

 

 

 

Коррекционный курс

«Психология и выбор профессии»

для обучающихся с задержкой психического развития

 

9 класс

 

2021-2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ханты – Мансийск, 2021г.

Содержание

 

1.        Пояснительная записка

2.        Общая характеристика коррекционного курса

3.        Описание  места коррекционного курса, в учебном плане

4.        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса

5.        Содержание коррекционной работы

6.        Содержание  коррекционного курса

7.        Тематическое планирование

8.        Описание  материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

 

 

1. Пояснительная записка

 

Профессиональная ориентация решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу ее профессионального самоопределения.

Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки не достаточно знают об особенностях каждого вида деятельности, не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. В дальнейшем, отрицательные последствия неправильно выбранной профессии негативно влияют как на самого человека, так и на общество в целом.

  Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии.  

Программа занятий по профессиональной ориентации — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки обучающихся, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию “пробы сил” и т.п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально–профессиональному самоопределению. Программа “Психология и выбор профессии” поможет разобраться обучающимся в себе, осознать свои сильные и слабые стороны, узнать плюсы и минусы различных профессий. Итогом работы станет составление личного профессионального плана.

 

Цель курса - формирование психологической готовности к профессиональному выбору и  карьере.

 

Задачи курса:

1.    Сформировать адекватное представление обучающихся о своем профессиональном потенциале на основе диагностики и знания мира профессий;

2.    Ознакомить со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения  профессии.

3.    Сформировать способности к самоанализу, стремлению к самосовершенствованию.

4.    Оказать помощь в осознании значимости к выбору профессии.

5.    Сформировать психологическую готовность к экзаменам.

 

2. Общая характеристика коррекционного курса

 

В ходе коррекционно-развивающих занятиях обучающиеся:

·      осознают свои индивидуальные особенности, проявляющиеся в характере, темпераменте, склонностях, возможностях;

·      сформируют представление о стрессе и научаться преодолевать его;

·      познакомятся с классификациями профессий;

·      определят тип будущей профессии;

·      узнают о профессионально-важных качествах, необходимых для интересующей их профессии;

·      узнают, какими способностями к определенным практическим видам деятельности должны обладать люди и проанализируют свои способности;

·      познакомятся с мотивами и потребностями, которые необходимо учитывать при выборе определенной профессии;

·      узнают об ошибках в выборе профессии;

·      узнают о всевозможных путях получения профессии;

·      познакомятся со стратегией выбора профессии и научаться ее применять;

·      научаться навыкам самопрезентации.

На коррекционно-развивающих занятиях обучающиеся в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами создается поле выбора профиля обучения и формируется психологическая готовность обучающихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностно потенциале.

 

3. Описание места коррекционного курса в учебном плане

 

В рамках часов учебного плана МБОУ СОШ №2 на 2021-2022 учебный год, отведенных на внеурочную деятельность, на коррекционный курс по профориентации отводится 35 часов, коррекционно-развивающие занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия составляет 40 минут. Форма проведения занятий – групповая. 

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса

 

Коррекционная направленность обучения детей с задержкой психического развития в организации учебного процесса обеспечивается получением следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

·                    повышение мотивации к учебной деятельности;

·                    готовность к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению;

·                    стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно- практической деятельности;

·                    личностное самоопределение обучающихся в отношении их будущей профессии;

·                    социальная адаптация в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

·                    планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

·                    обогащение представления о собственных возможностях и способностях;

·                    умение наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;

·                    овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

·                    умение оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

·                    умение находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию.

Коммуникативные УУД

·                    развитие навыков и способов эффективной коммуникации;

·                    развитие умения слушать и понимать собеседника;

·                    умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в группах над задачами исследовательского характера;

·                    умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и действия партнеров;

·                    сформированность способности использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения.

Регулятивные УУД

·                    сформированность навыков самоконтроля;

·                    умение самостоятельно определять сферу своих интересов;

·                    сформированность умения включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;

·                    использование самоконтроля на всех этапах деятельности;

·                    умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и неучебных ситуациях.

Ожидаемые результаты реализации курса

1. Сформированность адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе диагностики и знания мира профессий;

2. Сформированность знаний о специфики современного рынка труда, правил выбора и способов получения  профессии.

3. Сформированность способности к самоанализу, стремления  самосовершенствованию.

4. Осознание значимости  выбора профессии.

5. Сформированность психологической готовности к экзаменам.

 

5. Содержание коррекционной работы

На коррекционно-развивающих занятиях обучающиеся в ходе самодиагностики изучат свои психологические особенности, «примерят» различные модели поведения и оценят их эффективность. Психолого-педагогическими средствами специалистом будет создано поле выбора профиля обучения и сформирована психологическая готовность обучающихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.

В коррекционно-развивающих занятиях использованы различные типы уроков.

В них входит:

·      профессиональная диагностика с использованием надежных методик;

·      деловые и ролевые игры,

·      проблемно–поисковых задачи;

·      элементы исследовательской и проектной деятельности;

·      контрольные задания.

Занятия разработаны на основе традиционной классно–урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения

Выбор методических приемов определен:

·                    возрастными особенностями учащихся;

·                    задачами конкретного занятия;

·                    дидактическими и психологическими возможностями приемов;

·                    минимальными материальными затратами.

 

 

Для обучающихся с ОВЗ обеспечены следующие условия:

 

-        психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность в логопедической работе; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для эффективности образовательного процесса).

-        специализированные условия (использование специальных методов и приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей; индивидуальное обучение с учетом специфики речевого нарушения; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях).

-        здоровьесберегающие условия (профилактика умственных и психологических перегрузов обучающихся; соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил

 

6. Содержание коррекционного курса

Курс состоит из 4 основных блоков.

Занятия разработаны на основе традиционной классно–урочной системы с учетом принципов  дифференцированного обучения.

Занятия сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля) по принципу один модуль — одна четверть.

I. Что я знаю о своих возможностях. Выявление самооценки, типа темперамента, познавательных процессов (внимание, память, тип мышления) с целью изучения особенностей выбора профессии.

II. Что я знаю о профессиях. Изучение классификации профессий, определение типа будущей профессии, значение интересов и склонностей при выборе профессии, профессионально важных качеств. Влияние здоровья на выбор профессии.

III. Способности и профессиональная пригодность. Изучение способностей к разным видам деятельности, уровней профессиональной пригодности. 

IV. Планирование профессиональной карьеры. Ошибки выбора профессии, изучение современного рынка труда, этапы и пути получения профессии.

 Структура занятий традиционна и состоит из приветствия, основной части, заключения и рефлексии. В приветствии   сообщается тема занятия, обсуждаются вопросы с учащимися по заданной  теме, используются психологические приемы. Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а заключительная направлена на анализ занятия, самопроверку и рефлексию.

Гарантия прав участников курса, описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников курса

Психолог в своей деятельности руководствуется "Этическим кодексом психолога". В ходе проведения занятий психолог соблюдает права участников, сохраняет конфиденциальность. Родители имеют право отказаться от занятий.

Сферы ответственности, права и обязанности участников программы прописаны в следующих документах:

1. Должностная инструкция педагога-психолога.

2. Соглашение с родителем на проведение занятий (договор).

Требования к условиям реализации курса

На коррекционно-развивающих занятиях используется одна обычная ученическая тетрадь, контроль ведения осуществляет педагог-психолог.

На занятиях используются памятки, конспекты, разработанные педагогом-психологом на основе Программы коррекционно-развивающих занятий, дидактический материал, презентации Power Point

Домашнее задание по коррекционно-развивающим занятиям, может быть, задано с целью самостоятельного анализа личностных качеств, настроений и т.д., но не для оценки знаний учащихся. После освоения каждого блока курса проводится рефлексия, наблюдение за обучающимся, диагностика.

 

 Критерии оценки достижений планируемых результатов

1.    Успешность освоения АООП.

2.    Готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3.    Повышение мотивации учения.

4.    Удовлетворенность родителями работой ОУ.

 

7. Тематическое планирование курса

 

Тема занятия

Примерное содержание занятий

Кол-во часов

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Блок «Что я знаю о своих возможностях»

Входящая диагностика: готовность к выборку

 

1

2.

Самооценка и уровень притязаний.

«Кто Я», «Какой я?», «Самый-Самый», «Успех-это?».

1

3.

Темперамент и профессия. Определение темперамента.

Темперамент и свойства нервной системы, определение темперамента.

1

4.

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

Мимика, «Угадай эмоцию», тест эмоций.

1

5.

Что такое стресс.

Качества конфликтующих, тест на тревожность, оценка школьных ситуаций.

1

6.

Определения типа мышления.

Характеристики мышления, самодиагностика «Тип мышления», как развивать мышление.

1

7.

Внимание и память.

«Двойной счет», «Муха», как тренировать память.

1

8.

Уровень внутренней свободы.

Самодиагностика внутренней свободы.

1

9.

Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях».

Результаты тестов, психологический кроссворд,

1

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Блок «Что я знаю о профессиях»

Классификации профессий. Признаки профессии.

«Назови профессию», «По горячим следам», «Пирамида Климова».

1

11.

Формула профессии. Профессия, специальность, должность.

«Найди профессии», «По горячим следам», «Формула профессии».

1

12.

Определение типа будущей профессии.

Игра «Аукцион», «По горячим следам», определение типа будущей профессии.

1

13.

Интересы и склонности в выборе профессии.

Методика «Профиль», «Круг чтения».

1

14.

Определение профессионального типа личности.

«Определение профессионального типа личности», «По горячим следам».

1

15.

Профессионально важные качества.

Игра «Молчание – знак согласия».

1

16.

Профессия и здоровье.

«По горячим следам», «Медицинские ограничения профессиональной пригодности», «Мое здоровье».

1

17.

Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях».

«Моя будущая профессия», психологический кроссворд.

1

18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Блок «Способности и профессиональная пригодность»

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

«Определение технических способностей», «Ничего не трогай, Ватсон!», «Круг Чтения».

1

19.

Способности к интеллектуальным видам деятельности.

«Тест умственного развития».

1

20.

Способности к профессиям социального типа.

Тест «Особенности поведения в конфликтной ситуации», ролевая игра «Конфликт».

1

21.

Способности к офисным видам деятельности.

«Атрибуты», тест «Интеллектуальная лабильность», «Клавиатура».

1

22.

Способность к предпринимательской деятельности.

«Я - руководитель», «Круг чтения»,»акулы и дельфины», «Честь превыше прибыли».

1

23.

24.

Эстетические способности.

«Мыслитель или художник», самодиагностика.

1

Уровни профессиональной пригодности.

Профессиональная непригодность и пригодность к конкретной профессии, соответствие конкретной профессиональной деятельности, призвание – высший уровень профессиональной пригодности.

1

25.

 

Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность».

«Мои способности», психологический кроссворд.

1

26.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Блок «Планирование профессиональной карьеры»

Мотивы и потребности.

«Преодоление», «Определение мотивации», «По горячим следам», «Круг чтения».

1

27.

Ошибки в выборе профессии.

«По горячим следам», «Оптимисты и скептики», «Круг чтения».

1

28.

Современный рынок труда.

«Мышеловки».

1

29.

Пути получения профессии.

«Матрица профессионального выбора».

1

30.

Навыки самопрезентации.

«Личное пространство», «Работа над ошибками».

1

31.

Стратегия выбора профессии.

«Машина времени».

1

32.

Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры».

«За и против».

1

33-35

Заключительный урок-конференция «Моя будущая профессия».

Защита творческой работы «Моя будущая профессия».

3

 

Итого

 

35

 

 

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Основная литература

1.      Дети с ОВЗ: проектирование рабочей документации педагога и специалиста в соответствии с требованиями ФГОС: методическое пособие/ под. ред. Соловьевой Л.Г., Мелеховой Е.Ю. – Архангельск: изд-во АО ИОО, 2017.

 

2.       Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов / Под ред. Г.В. Резапкиной. – Москва: Генезис, 2015.

 

Дополнительная литература

1. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия. Сборник тестов по профессиональной ориентации / Под ред. Н.В. Тутубалиной. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016.

2. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. 9-11 классы. / Под ред. М.Ю. Савченко. – Москва: ВАКО, 2014. – 240 с.

3. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. — Изд. 6-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 510, [1] с.: ил. — (Справочник).

 

Материально-техническое обеспечение

Для реализации коррекционного курса создана необходимая материально-техническая база. Кабинет для проведения занятий оснащен  оборудованием. В кабинете имеются компьютеры, МФУ, зона для проведения практических занятий, зона отдыха и релаксации.

Оборудование сенсорной комнаты:

Сухой бассейн, сухой душ, комплект мягкой мебели (игровые формы), платформа с зеркалом и воздушно-пузырьковой колонной, мягкие кресла с гранулами, прожектор со сменными фильтрами, тактильные дорожки,  пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь» с источником света «Фиберлайт», настенное панно «Звездное небо», офтальмотренажер,  5 АРМ обучающихся (персональные компьютеры с программным обеспечением СИРС, Эффектон). Также имеется  двухмониторный комплекс «Абилитон» с ПО БОС (психоэмоциональный, логопедический) и двумя тренажерами дыхания, интерактивный стол «Activ Table Promethean Limited», магнитола,  комплект мягких игрушек, развивающие конструкторы, набор Фребеля, стол – планшет с подсветкой для рисования песком и др.

Также приобретены:

-        Интерактивные пособия  «Наглядная школа».

-        Конструкторы электронные.

-         Клавиатура «Клавинта».

-         Магнитно-учебные наглядные пособия  «Птицы зимой», «Сотенный квадрат». 

-        Столик Лилия для ДЦП (2 шт.).

-        Видеоувеличитель АУРА с функцией читающей машины.

-        Аппарат ДЭНАС для детей с задержкой речевого развития.

-        Наборы Фребеля (2 шт.).

-        Комплект электронных пособий по начальной школе, аудиодиски с музыкой для релаксации, картины природы.

-         Компьютерная программа СИРС (система интенсивного развития способностей).

 

Кабинет для учебных занятий с детьми с ОВЗ:

Интерактивная доска с проектором – 2шт, АРМ учителя – 2шт, , документ-камера, МФУ, , комплекс «Аура» с функцией читающей машины для слабовидящих детей, клавиатура «Клавинта» для детей ОВЗ,  классная доска -2шт., шкафы для хранения пособий и литературы,   учительский стол, парты Базарного – 2 шт., одноместные парты 2 шт., столик для детей ДЦП «Лилия», , ковер, учебные стенды. Учебные магнитные пособия «Лес», «Луг», «Таблица умножения», методическая литература, интерактивные тренажеры, учебные стенды, текстильные стенды для размещения информации и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Городской округ Ханты-Мансийск

Городской округ Ханты-Мансийск

Содержание 1. Пояснительная записка 2

Содержание 1. Пояснительная записка 2

Сформировать способности к самоанализу, стремлению к самосовершенствованию

Сформировать способности к самоанализу, стремлению к самосовершенствованию

Метапредметные результаты: Познавательные

Метапредметные результаты: Познавательные

В коррекционно-развивающих занятиях использованы различные типы уроков

В коррекционно-развивающих занятиях использованы различные типы уроков

Структура занятий традиционна и состоит из приветствия, основной части, заключения и рефлексии

Структура занятий традиционна и состоит из приветствия, основной части, заключения и рефлексии

Блок «Что я знаю о своих возможностях»

Блок «Что я знаю о своих возможностях»

Блок «Способности и профессиональная пригодность»

Блок «Способности и профессиональная пригодность»

Блок «Планирование профессиональной карьеры»

Блок «Планирование профессиональной карьеры»

Фребеля, стол – планшет с подсветкой для рисования песком и др

Фребеля, стол – планшет с подсветкой для рисования песком и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2022