Городской округ Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей, обучающих детей с ОВЗ ____________________ Протокол № 1 от «30» августа 2021 г. |
СОГЛАСОВАНО на заседании методсовета
Руководитель _______________________
Протокол № 1 от «31» августа 2021 г. |
УТВЕРЖДЕНО
Директор ______________________
Приказ «№ 299» от «31» августа 2021 г. |
Коррекционный курс
«Психология и выбор профессии»
для обучающихся с задержкой психического развития
9 класс
2021-2022 учебный год
г. Ханты – Мансийск, 2021г.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика коррекционного курса
3. Описание места коррекционного курса, в учебном плане
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса
5. Содержание коррекционной работы
6. Содержание коррекционного курса
7. Тематическое планирование
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Пояснительная записка
Профессиональная ориентация решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу ее профессионального самоопределения.
Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки не достаточно знают об особенностях каждого вида деятельности, не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. В дальнейшем, отрицательные последствия неправильно выбранной профессии негативно влияют как на самого человека, так и на общество в целом.
Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии.
Программа занятий по профессиональной ориентации — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки обучающихся, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию “пробы сил” и т.п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально–профессиональному самоопределению. Программа “Психология и выбор профессии” поможет разобраться обучающимся в себе, осознать свои сильные и слабые стороны, узнать плюсы и минусы различных профессий. Итогом работы станет составление личного профессионального плана.
Цель курса - формирование психологической готовности к профессиональному выбору и карьере.
Задачи курса:
1. Сформировать адекватное представление обучающихся о своем профессиональном потенциале на основе диагностики и знания мира профессий;
2. Ознакомить со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.
3. Сформировать способности к самоанализу, стремлению к самосовершенствованию.
4. Оказать помощь в осознании значимости к выбору профессии.
5. Сформировать психологическую готовность к экзаменам.
2. Общая характеристика коррекционного курса
В ходе коррекционно-развивающих занятиях обучающиеся:
· осознают свои индивидуальные особенности, проявляющиеся в характере, темпераменте, склонностях, возможностях;
· сформируют представление о стрессе и научаться преодолевать его;
· познакомятся с классификациями профессий;
· определят тип будущей профессии;
· узнают о профессионально-важных качествах, необходимых для интересующей их профессии;
· узнают, какими способностями к определенным практическим видам деятельности должны обладать люди и проанализируют свои способности;
· познакомятся с мотивами и потребностями, которые необходимо учитывать при выборе определенной профессии;
· узнают об ошибках в выборе профессии;
· узнают о всевозможных путях получения профессии;
· познакомятся со стратегией выбора профессии и научаться ее применять;
· научаться навыкам самопрезентации.
На коррекционно-развивающих занятиях обучающиеся в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами создается поле выбора профиля обучения и формируется психологическая готовность обучающихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностно потенциале.
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане
В рамках часов учебного плана МБОУ СОШ №2 на 2021-2022 учебный год, отведенных на внеурочную деятельность, на коррекционный курс по профориентации отводится 35 часов, коррекционно-развивающие занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия составляет 40 минут. Форма проведения занятий – групповая.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Коррекционная направленность обучения детей с задержкой психического развития в организации учебного процесса обеспечивается получением следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
· повышение мотивации к учебной деятельности;
· готовность к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению;
· стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно- практической деятельности;
· личностное самоопределение обучающихся в отношении их будущей профессии;
· социальная адаптация в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
· планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;
· обогащение представления о собственных возможностях и способностях;
· умение наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;
· овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
· умение оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;
· умение находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию.
Коммуникативные УУД
· развитие навыков и способов эффективной коммуникации;
· развитие умения слушать и понимать собеседника;
· умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в группах над задачами исследовательского характера;
· умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и действия партнеров;
· сформированность способности использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения.
Регулятивные УУД
· сформированность навыков самоконтроля;
· умение самостоятельно определять сферу своих интересов;
· сформированность умения включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
· использование самоконтроля на всех этапах деятельности;
· умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и неучебных ситуациях.
Ожидаемые результаты реализации курса
1. Сформированность адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе диагностики и знания мира профессий;
2. Сформированность знаний о специфики современного рынка труда, правил выбора и способов получения профессии.
3. Сформированность способности к самоанализу, стремления самосовершенствованию.
4. Осознание значимости выбора профессии.
5. Сформированность психологической готовности к экзаменам.
5. Содержание коррекционной работы
На коррекционно-развивающих занятиях обучающиеся в ходе самодиагностики изучат свои психологические особенности, «примерят» различные модели поведения и оценят их эффективность. Психолого-педагогическими средствами специалистом будет создано поле выбора профиля обучения и сформирована психологическая готовность обучающихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.
В коррекционно-развивающих занятиях использованы различные типы уроков.
В них входит:
· профессиональная диагностика с использованием надежных методик;
· деловые и ролевые игры,
· проблемно–поисковых задачи;
· элементы исследовательской и проектной деятельности;
· контрольные задания.
Занятия разработаны на основе традиционной классно–урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения
Выбор методических приемов определен:
· возрастными особенностями учащихся;
· задачами конкретного занятия;
· дидактическими и психологическими возможностями приемов;
· минимальными материальными затратами.
Для обучающихся с ОВЗ обеспечены следующие условия:
- психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность в логопедической работе; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для эффективности образовательного процесса).
- специализированные условия (использование специальных методов и приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей; индивидуальное обучение с учетом специфики речевого нарушения; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях).
- здоровьесберегающие условия (профилактика умственных и психологических перегрузов обучающихся; соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил
6. Содержание коррекционного курса
Курс состоит из 4 основных блоков.
Занятия разработаны на основе традиционной классно–урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения.
Занятия сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля) по принципу один модуль — одна четверть.
I. Что я знаю о своих возможностях. Выявление самооценки, типа темперамента, познавательных процессов (внимание, память, тип мышления) с целью изучения особенностей выбора профессии.
II. Что я знаю о профессиях. Изучение классификации профессий, определение типа будущей профессии, значение интересов и склонностей при выборе профессии, профессионально важных качеств. Влияние здоровья на выбор профессии.
III. Способности и профессиональная пригодность. Изучение способностей к разным видам деятельности, уровней профессиональной пригодности.
IV. Планирование профессиональной карьеры. Ошибки выбора профессии, изучение современного рынка труда, этапы и пути получения профессии.
Структура занятий традиционна и состоит из приветствия, основной части, заключения и рефлексии. В приветствии сообщается тема занятия, обсуждаются вопросы с учащимися по заданной теме, используются психологические приемы. Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а заключительная направлена на анализ занятия, самопроверку и рефлексию.
Гарантия прав участников курса, описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников курса
Психолог в своей деятельности руководствуется "Этическим кодексом психолога". В ходе проведения занятий психолог соблюдает права участников, сохраняет конфиденциальность. Родители имеют право отказаться от занятий.
Сферы ответственности, права и обязанности участников программы прописаны в следующих документах:
1. Должностная инструкция педагога-психолога.
2. Соглашение с родителем на проведение занятий (договор).
Требования к условиям реализации курса
На коррекционно-развивающих занятиях используется одна обычная ученическая тетрадь, контроль ведения осуществляет педагог-психолог.
На занятиях используются памятки, конспекты, разработанные педагогом-психологом на основе Программы коррекционно-развивающих занятий, дидактический материал, презентации Power Point.
Домашнее задание по коррекционно-развивающим занятиям, может быть, задано с целью самостоятельного анализа личностных качеств, настроений и т.д., но не для оценки знаний учащихся. После освоения каждого блока курса проводится рефлексия, наблюдение за обучающимся, диагностика.
Критерии оценки достижений планируемых результатов
1. Успешность освоения АООП.
2. Готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Повышение мотивации учения.
4. Удовлетворенность родителями работой ОУ.
7. Тематическое планирование курса
№ |
Тема занятия |
Примерное содержание занятий |
Кол-во часов |
||
1. |
1. Блок «Что я знаю о своих возможностях» |
Входящая диагностика: готовность к выборку |
|
1 |
|
2. |
Самооценка и уровень притязаний. |
«Кто Я», «Какой я?», «Самый-Самый», «Успех-это?». |
1 |
||
3. |
Темперамент и профессия. Определение темперамента. |
Темперамент и свойства нервной системы, определение темперамента. |
1 |
||
4. |
Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. |
Мимика, «Угадай эмоцию», тест эмоций. |
1 |
||
5. |
Что такое стресс. |
Качества конфликтующих, тест на тревожность, оценка школьных ситуаций. |
1 |
||
6. |
Определения типа мышления. |
Характеристики мышления, самодиагностика «Тип мышления», как развивать мышление. |
1 |
||
7. |
Внимание и память. |
«Двойной счет», «Муха», как тренировать память. |
1 |
||
8. |
Уровень внутренней свободы. |
Самодиагностика внутренней свободы. |
1 |
||
9. |
Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях». |
Результаты тестов, психологический кроссворд, |
1 |
||
10. |
2. Блок «Что я знаю о профессиях» |
Классификации профессий. Признаки профессии. |
«Назови профессию», «По горячим следам», «Пирамида Климова». |
1 |
|
11. |
Формула профессии. Профессия, специальность, должность. |
«Найди профессии», «По горячим следам», «Формула профессии». |
1 |
||
12. |
Определение типа будущей профессии. |
Игра «Аукцион», «По горячим следам», определение типа будущей профессии. |
1 |
||
13. |
Интересы и склонности в выборе профессии. |
Методика «Профиль», «Круг чтения». |
1 |
||
14. |
Определение профессионального типа личности. |
«Определение профессионального типа личности», «По горячим следам». |
1 |
||
15. |
Профессионально важные качества. |
Игра «Молчание – знак согласия». |
1 |
||
16. |
Профессия и здоровье. |
«По горячим следам», «Медицинские ограничения профессиональной пригодности», «Мое здоровье». |
1 |
||
17. |
Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях». |
«Моя будущая профессия», психологический кроссворд. |
1 |
||
18. |
3. Блок «Способности и профессиональная пригодность» |
Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. |
«Определение технических способностей», «Ничего не трогай, Ватсон!», «Круг Чтения». |
1 |
|
19. |
Способности к интеллектуальным видам деятельности. |
«Тест умственного развития». |
1 |
||
20. |
Способности к профессиям социального типа. |
Тест «Особенности поведения в конфликтной ситуации», ролевая игра «Конфликт». |
1 |
||
21. |
Способности к офисным видам деятельности. |
«Атрибуты», тест «Интеллектуальная лабильность», «Клавиатура». |
1 |
||
22. |
Способность к предпринимательской деятельности. |
«Я - руководитель», «Круг чтения»,»акулы и дельфины», «Честь превыше прибыли». |
1 |
||
23. 24. |
Эстетические способности. |
«Мыслитель или художник», самодиагностика. |
1 |
||
Уровни профессиональной пригодности. |
Профессиональная непригодность и пригодность к конкретной профессии, соответствие конкретной профессиональной деятельности, призвание – высший уровень профессиональной пригодности. |
1 |
|||
25. |
|
Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность». |
«Мои способности», психологический кроссворд. |
1 |
|
26. |
4.Блок «Планирование профессиональной карьеры» |
Мотивы и потребности. |
«Преодоление», «Определение мотивации», «По горячим следам», «Круг чтения». |
1 |
|
27. |
Ошибки в выборе профессии. |
«По горячим следам», «Оптимисты и скептики», «Круг чтения». |
1 |
||
28. |
Современный рынок труда. |
«Мышеловки». |
1 |
||
29. |
Пути получения профессии. |
«Матрица профессионального выбора». |
1 |
||
30. |
Навыки самопрезентации. |
«Личное пространство», «Работа над ошибками». |
1 |
||
31. |
Стратегия выбора профессии. |
«Машина времени». |
1 |
||
32. |
Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры». |
«За и против». |
1 |
||
33-35 |
Заключительный урок-конференция «Моя будущая профессия». |
Защита творческой работы «Моя будущая профессия». |
3 |
||
|
Итого |
|
35 |
||
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная литература
1. Дети с ОВЗ: проектирование рабочей документации педагога и специалиста в соответствии с требованиями ФГОС: методическое пособие/ под. ред. Соловьевой Л.Г., Мелеховой Е.Ю. – Архангельск: изд-во АО ИОО, 2017.
2. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов / Под ред. Г.В. Резапкиной. – Москва: Генезис, 2015.
Дополнительная литература
1. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия. Сборник тестов по профессиональной ориентации / Под ред. Н.В. Тутубалиной. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016.
2. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. 9-11 классы. / Под ред. М.Ю. Савченко. – Москва: ВАКО, 2014. – 240 с.
3. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. — Изд. 6-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 510, [1] с.: ил. — (Справочник).
Материально-техническое обеспечение
Для реализации коррекционного курса создана необходимая материально-техническая база. Кабинет для проведения занятий оснащен оборудованием. В кабинете имеются компьютеры, МФУ, зона для проведения практических занятий, зона отдыха и релаксации.
Оборудование сенсорной комнаты:
Сухой бассейн, сухой душ, комплект мягкой мебели (игровые формы), платформа с зеркалом и воздушно-пузырьковой колонной, мягкие кресла с гранулами, прожектор со сменными фильтрами, тактильные дорожки, пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь» с источником света «Фиберлайт», настенное панно «Звездное небо», офтальмотренажер, 5 АРМ обучающихся (персональные компьютеры с программным обеспечением СИРС, Эффектон). Также имеется двухмониторный комплекс «Абилитон» с ПО БОС (психоэмоциональный, логопедический) и двумя тренажерами дыхания, интерактивный стол «Activ Table Promethean Limited», магнитола, комплект мягких игрушек, развивающие конструкторы, набор Фребеля, стол – планшет с подсветкой для рисования песком и др.
Также приобретены:
- Интерактивные пособия «Наглядная школа».
- Конструкторы электронные.
- Клавиатура «Клавинта».
- Магнитно-учебные наглядные пособия «Птицы зимой», «Сотенный квадрат».
- Столик Лилия для ДЦП (2 шт.).
- Видеоувеличитель АУРА с функцией читающей машины.
- Аппарат ДЭНАС для детей с задержкой речевого развития.
- Наборы Фребеля (2 шт.).
- Комплект электронных пособий по начальной школе, аудиодиски с музыкой для релаксации, картины природы.
- Компьютерная программа СИРС (система интенсивного развития способностей).
Кабинет для учебных занятий с детьми с ОВЗ:
Интерактивная доска с проектором – 2шт, АРМ учителя – 2шт, , документ-камера, МФУ, , комплекс «Аура» с функцией читающей машины для слабовидящих детей, клавиатура «Клавинта» для детей ОВЗ, классная доска -2шт., шкафы для хранения пособий и литературы, учительский стол, парты Базарного – 2 шт., одноместные парты 2 шт., столик для детей ДЦП «Лилия», , ковер, учебные стенды. Учебные магнитные пособия «Лес», «Луг», «Таблица умножения», методическая литература, интерактивные тренажеры, учебные стенды, текстильные стенды для размещения информации и др.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.