«Организация работы с неуспевающими обучающимися и проведение самоподготовки»
доклад подготовила
воспитатель: Л.А Походеева
«Учение, лишенное всякого интереса, и взятое только силой и принуждением убивает в ученике охоту к овладению знаниями»
К.Д Ушинский
Самоподготовка – одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых обучающиеся самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.
Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.
Самоподготовка планируется по тетради взаимосвязи (сигнальная тетрадь), которая ведется учителем и воспитателем.
Главная цель самоподготовки – повторение и закрепление изученного на уроке материала. Воспитатель координирует объем домашнего задания по предметам, т.к. на самоподготовке время, отведенное на подготовку каждого предмета, дозировано.
«Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
В данный момент я работаю в 7 классе, с детьми работаю третий год, по качеству знаний класс почти на последнем месте в школе. Познакомившись с детьми поближе на занятиях в предыдущих классах, я узнала, что в классе среди всех учеников дети из многодетных семей, двое детей находится под опекой, остальные не полные семьи.
Вопрос о том, как заинтересовать детей и сделать их труд в школе наиболее благоприятным для них самих, был наиважнейшим и решался на протяжении двух лет совместно с родителями. Но самое главное надо было сплотить детей, сформировать дружный коллектив.
С первых дней обучения в 5 классе моих новых учеников, я стремилась наладить тесный контакт с родителями, особенно из асоциальных семей. Как правило, эти родители не являлись на родительские собрания, ссылаясь на чрезмерную занятость. Очень часто взаимная связь осуществлялась по телефону. Мои обучающиеся требовали индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения и помощи воспитателя на самоподготовке.
Во время самоподготовки реализовывала такие задачи как:
- умение ориентироваться в учебном задании;
- прочитывать задание до начало его выполнения, определять способ выполнения;
- пользоваться справочным материалом (словарь в конце учебника)
- обращаться к воспитателю за помощью при затруднениях;
Подробно рассмотрим определенные группы требований, содействующих эффективности самоподготовки. На сегодняшний день не утратили своей актуальности основные гигиенические, дидактические и воспитательные требования к организации такого вида деятельности.
К основным гигиеническим требованиям относятся:
· Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.
· Регулярное проветривание классных комнат.
· Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.
· Поддержание чистоты и порядка в классе.
· Соблюдение школьниками личной гигиены.
· Сохранение у детей правильной позы во время работы.
· Проведение «физкультминуток» (по желанию детей они проводят самостоятельно).
· Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.
Дидактические требования к самоподготовке:
· Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.
· Задания ученики выполняют самостоятельно.
· Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).
· Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).
· Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.
На данном этапе, такие предметы как стихи, заучивание слов по английскому языку, теорем и правил, дети делятся на подгруппы. Эти группы не всегда являются постоянными, распределение по уровням зависит от учебных предметов и сложности учебной программы. Иногда бывает, что мы заучиваем хором или индивидуально, теоремы, правила, по какому - либо предмету.
Слабоуспевающие обучающие в классе делятся на три категории:
|
I категория
|
II категория
|
III категория
|
Причины Недостатки
|
- Частичная, но устойчивая эпизодическая отставание - Неуспеваемость - Недоработка или низкий уровень предшествующей подготовки ученика в предыдущих классах.
|
- Затяжная болезнь - Недостаточный запас знаний - Отсутствие контроля со стороны родителей - Слабый текущий интерес учеников изучаемым предметам - Слабая воля |
- Лень, невнимательность, плохая дисциплина ученика к преодолению трудностей на уроке - Слабее умственное развитие - Нерегулярное развитие выполнение домашних заданий
|
Первая категория - Андрей Илюшин, Егор Артюков, Даниил Чернобаев.
Вторая категория – Солтанова Амалия, Кудрина Алина.
Третья категория – Щербина Юрий, Гордеев Прохор.
Совсем отстающих учеников по многим предметам в классе нет. Остальные обучающиеся относятся к подготовке домашнего задания ответственно, соответственно получается хороший результат.
Правила, которые должен знать воспитатель при проведении самоподготовки:
1. Воспитатель ни в коем случае не имеет права объяснять материал ребенку,
т.к. незнание методики предмета может навредить ребенку.
2. Воспитатель, в случае затруднения, может только натолкнуть ребенка к
выполнение домашнего задания. Если ребенок не справляется, значит, он
не усвоил тему.
3.Воспитатель должен поставить в известность об этом учителя, т.к. самоподготовка направлена на закрепление материала.
4. Воспитателю необходимо помнить, что самоподготовка направлена
на
развитие самостоятельности воспитанников, поэтому, учитывая
индивидуальные особенности детей, воспитателю необходимо поощрять
все проявления самостоятельности.
5. Педагогам, необходимо определять объем заданий, по возрастным и
индивидуальным особенностям.
6. В целях осуществления принципа преемственности между
педагогами
воспитатель должен посещать уроки учителя не менее 1 раза в
четверть,
учитель должен посещать самоподготовку по мере необходимости. Если
у учителя возникают вопросы по выполнению домашнего задания детьми, то учитель
должен посетить самоподготовку.
К воспитательным требованиям относятся:
· Отказ от применения каких-либо мер наказания.
· Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.
· Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.
· Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме.
· Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.
· Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.
· Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.
Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости школьников.
Как воспитатель класса, я руководствуюсь указанными требованиями во время самоподготовки, и могу поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок.
Введение в структуру самоподготовки физкультминуток сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
Организация и проведение физкульминуток:
Первые признаки утомления во время самоподготовки в группе служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность. Физкультминутки могут проводить сами ученики, а могу проводить я сама. Они положительно влияют на деятельность мозга. В основном дети, проявляют желание, делать это сами. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут и включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
Организационная часть.
1. Приготовление рабочего места.
2.
Пишется расписание уроков на следующий день на доске и выполняется
домашнее задание по каждому предмету.
3.
Рассказываю о рациональном использовании рабочего времени,
установить регламент по
предметам.
Выполнение домашнего задания.
1. Русский язык, математика, физика, статистика:
а) предлагается выучить и повторить правило;
б) опрос правил с приведением примеров;
в) воспитатель
предлагает прочитать про себя письменное задание от
начала до конца;
г) вопрос
«Кому не ясна цель упражнения?». Объяснить индивидуально.
Самостоятельное выполнение письменного домашнего задания.
Воспитатель контролирует работу учащихся и проводит индивидуальную
работу со слабыми учащимися (дает возможность подумать, осторожно
наводит на мысль).
В
процессе самостоятельной работы я контролирую работу
учащихся, следит за рациональным использованием времени, за
аккуратностью выполнения, посадкой и отмечает лучшие работы.
По литературе, истории, географии, обществознанию
предлагается учить
самостоятельно, а затем сильные проверяют средних учащихся. Слабых
учащихся воспитатель проверяет сам. Пересказ ведется вполголоса,
чтобы не
мешать другим.
МЕТОДИКА проведения самоподготовки
Так, проверка готовности класса поручается
дежурным или специальным ответственным, которые перед началом
самоподготовки осматривают каждую парту, а потом докладывают
воспитателю о своих наблюдениях.
Из опыта моей работы
воспитателя в процессе подготовки обучающимися домашних заданий
показывает, что выполнение домашних заданий превращается иногда в обычный
урок. Я пыталась повторно объяснять учебный материал, который
изучался на уроках, приходила обучающимся на помощь даже тогда, когда в этом
не было никакой нужды, стремилась заранее предупредить малейшие затруднения
и возможные ошибки воспитанников. Отсюда у детей возникает привычка
постоянно просить помощи воспитателя, пользоваться готовыми
ответами не затрудняя ум и волю размышлениями.
Во время самоподготовки
главная задача воспитателя - дать детям
возможность работать самостоятельно.
По вопросу о
домашних заданиях иногда возникают разногласия в среде
педагогов. Воспитатель, например, считает, что задание было
слишком велико. А учитель убежден, что был невелик, на уроке все было ясно,
причину нужно искать в организации самоподготовки. Для отбора рациональных
методов, необходимых для руководства обучающимися, для осуществления
индивидуального подхода к детям и предъявления им единых требований, учителям и
воспитателям необходимо посещать занятия друг друга.
Другими формами, обеспечивающими преемственность в работе учителей и воспитателей, являются беседы, ведение специального журнала домашних заданий.
С первого дня работы в классе воспитателю необходимо знать особенности своих воспитанников. В работе приходится сталкиваться с такими особенностями детей, как недостаточная способность к отвлеченному мышлению и обобщению. Дети затрудняются в решении задач, плохо понимают смысл того, что прочитали, с трудом овладевают даже простыми грамматическими правилами.
Исключительно
важным является проверка качества выполнения
домашних заданий.
В 5 – 9 классах вся работа по приготовлению домашних заданий должна быть более самостоятельной. Каждый ученик постепенно должен научиться сам, определять порядок приготовления заданий, их последовательность.
Ученик, который, выполнил задания раньше срока, разрешается заниматься чтением книги, рисованием, вышиванием и т.д.
Структура самоподготовки:
1. Организационный момент (подготовка оборудования и рабочего места).
2. Вводная часть (психологический настрой).
3. Письменное самостоятельное выполнение домашнего задания. Проверка выполнения. Помощь неуспевающим или затрудняющимся ученикам в выполнение задания.
4.Физминутка.
5.Изучение устных предметов заданных учителями.
Рекомендации воспитателю:
Соблюдая рекомендации и правильное проведение самоподготовок, дадут положительный результат. Воспитателю необходимо помнить, что самоподготовка направлена на развитие самостоятельности воспитанников, поэтому, учитывая индивидуальные особенности детей воспитателю необходимо поощрять все проявления самостоятельности на самоподготовке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.