Организация работы с олимпиадниками по предмету Технология
Оценка 4.9

Организация работы с олимпиадниками по предмету Технология

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
технология
04.05.2020
Организация работы с олимпиадниками по предмету Технология
Организация работы с олимпиадниками по предмету Технология.doc

Организация работы с олимпиадниками по предмету Технология

А.П. Федоров

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Лицей №3» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

 

Всероссийская олимпиада школьников по технологии (далее ВОШ) ежегодно проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. На каждом из этапов проводится теоретический тур, практическая работа и защита проектов. И наличие проектного изделия является обязательным условием участия школьников во ВОШ. Участники олимпиады должны публично защищать заранее подготовленные творческие проекты, объектом которых являются реальные изделия, созданные руками учащихся под руководством своих учителей.

Целенаправленной подготовкой участников заключительного этапа ВОШ я занимаюсь более 7 лет. За это время, мои ученики два раза становились победителями заключительного этапа, три раза - призерами.

На заключительном этапе, принимают участие школьники 9-11 классов, и представляют на защиту творческие проекты, работа над которыми велась зачастую по нескольку лет, и соответственно, очень высокий уровень сложности этих проектов. Поэтому и я стараюсь построить работу таким образом, чтобы мои ученики начинали подготовку к участию на ВОШ заранее, за несколько лет.

Согласно учебной программе по технологии, на раздел «Технологии исследовательской и опытной деятельности» в 5-8 классах, отводится 34 ч. [2]. Работаем мы над проектами, в основном, в конце учебного года. По итогам работы проводим публичную защиту проектов. Ребята, набравшие максимальное количество баллов, в следующем учебном году, соревнуются уже на школьном этапе ВОШ по технологии. Таким образом, выявляются школьники, с которыми в дальнейшем готовимся к участию на следующих этапах ВОШ.

Так сложилось, что в последнее время, исследовательские и творческие проекты школьников выполнялись, как правило, в рамках программы дополнительного образования школ, либо в организациях дополнительного образования детей [1]. Поэтому учителям технологии достаточно сложно организовать проектную деятельность на своих уроках. Большинство ребят в классе не приучены к самостоятельной работе, т. к. в основном уроки в школе проводятся по традиционным методам. Проектами в школе, в рамках урока, занимаются только на уроках технологии.

В настоящее время ситуация меняется: в соответствии с требованиями ФГОС проектная и исследовательская деятельность становится обязательной для выполнения всеми школьниками, особенно в 10-11 классах [3]. Благодаря этому меняется и отношение к самостоятельной проектной деятельности на уроках технологии. У школьников повышается мотивация к проектной деятельности. Увеличивается качество проектных работ, и все больше ребят мотивированно готовятся и принимают участие на олимпиаде школьников.

Подготовка ребят к участию на ВОШ, особенно к заключительному этапу, требует от учителя системного подхода к данной работе:

1.    Это формирование мотивации школьников к участию на олимпиаде;

2.    Координация работы с классным руководителем и администрацией школы;

3.    Работа с родителями школьников;

4.    Совершенствование материальной базы учебного кабинета и освоение современных образовательных технологий;

5.    Постоянная работа по совершенствованию профессиональных компетентностей учителя;

6.    Мотивация личности самого учителя.

Лично для меня, как учителю технологии, самое сложное в работе с олимпиадниками, это мотивирование их к работе по подготовке к участию на олимпиаде школьников. Бывает трудно убедить детей оставаться после уроков и вести работу на начальном этапе подготовки. Иногда приходится искать ответы на такие вопросы ребят, как – «…все одноклассники давно ушли домой, а мы здесь продолжаем работать!?». Ведь не секрет, что подготовка к заключительному этапу олимпиады – это колоссальная нагрузка на ребят.

Координация работы с классным руководителем очень важна по той причине, что олимпиадник пропускает уроки то по причине участия на олимпиаде (например, на региональном этапе он пропустить уроки до четырех дней, на заключительном до десяти дней), то неделями пропускает уроки на учебно-тренировочных сборах по подготовке к олимпиаде. И необходимо следить за тем, чтобы ребенок своевременно получал необходимые задания по тем предметам, которые пропускает. Также очень важным фактором в мотивации олимпиадников является моральная поддержка классного руководителя.

Необходимо вести постоянный диалог с родителями олимпиадников, на это нужно обращать особое внимание. Есть примеры, когда ребята перестают готовиться к олимпиаде по инициативе родителей.

Следить за развитием современных образовательных технологий и вести систематическую работу по совершенствованию учебно-материальной базы учебных кабинетов: например в нашей мастерской недавно появился современный фрезерный станок с числовым программным управлением. Активно применяется в работе интерактивная доска. В планах, хотим приобрести лазерный станок и 3д принтер.

Наряду с совершенствованием методических навыков работы с одаренными детьми, учителю необходимо осваивать современные информационные технологии, технологии обработки конструкционных материалов.

Крайне внимательно нужно следить за собой, соблюдать режим труда и отдыха, ставить обдуманные цели и задачи, чтобы в один прекрасный день случайно не получить так называемое «профессиональное выгорание».

Диплом победителя или призера заключительного этапа ВОШ по технологии позволяет поступать в ВУЗы на технические специальности. Например, мой ученик Артур Фаттахов, при поступлении в МФТИ, благодаря диплому победителя ВОШ по технологии был освобожден от дополнительных испытаний. Марат Шамсиев, в этом году поступил в Казанский КНИТУ им. Туполева, благодаря диплому победителя ВОШ. Также ему на все время обучения назначили стипендию президента республики Татарстан.

Такие примеры помогают учителю в создании мотивирующей среды, тем самым повышается результативность обучения в целом и в частности школьники добиваются хороших результатов на ВОШ по технологии.

 

Список литературы

1.      Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича.– М.: ВАКО, 2014. – 160 с.

2.      Технология: программа. 5-8 классы  / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Сицина. – М.: Вентана-Граф, 2013.

3.      http://base.garant.ru/55170507/ – Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

 


Скачано с www.znanio.ru

Организация работы с олимпиадниками по предмету

Организация работы с олимпиадниками по предмету

ВОШ. Так сложилось, что в последнее время, исследовательские и творческие проекты школьников выполнялись, как правило, в рамках программы дополнительного образования школ, либо в организациях дополнительного…

ВОШ. Так сложилось, что в последнее время, исследовательские и творческие проекты школьников выполнялись, как правило, в рамках программы дополнительного образования школ, либо в организациях дополнительного…

Бывает трудно убедить детей оставаться после уроков и вести работу на начальном этапе подготовки

Бывает трудно убедить детей оставаться после уроков и вести работу на начальном этапе подготовки

Диплом победителя или призера заключительного этапа

Диплом победителя или призера заключительного этапа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2020