Организация развивающей предметно-игровой среды
Оценка 4.8

Организация развивающей предметно-игровой среды

Оценка 4.8
Лекции +1
docx
воспитательная работа
29.11.2021
Организация развивающей предметно-игровой среды
Развивающая предметно-пространственная среда (из Комментариев к ФГОС) - это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель, и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы).
Лекция. Организация развивающей предметно-пространственной среды.docx

Организация развивающей предметно-игровой среды 1

Начало формы

1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ

Одна из актуальных проблем современной дошкольной теории и практики – это организация и построение РППС, т.е. того предметного окружения, которое действительно способствовало бы развитию личности дошкольника.

Среда развития ребенка - пространство жизнедеятельности ребенка; условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении, в т.ч. социальная среда и предметно-пространственная среда.

Среда развития ребенка - это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эсте­тических, психолого-педагогических условий, обеспечиваю­щих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном об­разовательном учреждении.

Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные - витальные - потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того, они должны отвечать его духовным и социальным потребностям познавательным, эстетическим, общекультурным, потребности в общении с другими людьми.

Предметно-пространственная среда развития - организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в со­ответствии с целями безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития.

Развивающая предметно-пространственная среда (из Комментариев к ФГОС) - это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель, и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы).

Под развивающей предметно-про­странственной средой следует пони­мать естественную комфортабельную обстановку, рационально организован­ную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

Развивающая среда способствует утверждению уве­ренности в себе, дает возможность до­школьнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует прояв­ление самостоятельности, инициатив­ности, творчества.

ПРС выступает не только как фактор, но и как источник развития всех специфически детских видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы действия. В условиях предметного вакуума у ребенка исчезает стремление узнавать новое, порождается апатия. 

2. ФУНКЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Развивающая функция среды является ведущей. Понимание развития как результата воспитания и обучения, как продвижение от «зоны акту­ального» к «зоне ближайшего» (по Л. С. Выготскому) развития ребенка определяет необходимость наличия в среде материалов и предметов, с которыми ребенок может действовать как вместе со взрослым, так и са­мостоятельно. Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружа­ющий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

Развивающая функция предметной среды требует для своей реали­зации сочетания уже известных, традиционных и новых, незнакомых компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Не менее важна и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, мотивирует его к действиям, исследованию. Среда служит непосредст­венным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Такое значение роли предметно-пространственной среды определяет необходимость компетентного и творческого подхода к ее организации воспитателем.

Предметно-пространственная среда необходима детям также потому, что выполняет по отношению к ниминформационную функцию: среда – источник знаний и социального опыта. Каждый предмет среды несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта, освоения социальной действительности.

Функция сохранения психологического здоровья. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений, их цветовые характеристики должны вызывать положительные эмоции, обеспечивать защищенность и комфортность. Соответствующие гигиенические условия, наличие уголков уединения, растений способствуют поддержанию благоприятного физического и психического состояния.

Воспитывающая функция среды может реализоваться при условии создания воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравствен­ным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать са­мому, предложить свою помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является тем самым центром, где зарождаются сотрудничество, положительные взаимоотношения, организованное поведение, береж­ное отношение к людям и предметам.

Организационная функция. Среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит также непосред­ственным организатором деятельности детей и влияет на воспитатель­ный процесс. Такое значение роли предметно-пространственной среды определяет необходимость компетентного и творческого подхода к ее проектированию воспитателем.

Итак, среда должна выполнять образовательную, разви­вающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодея­тельности ребенка.

3. ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОДЕРЖАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

·       реализацию различных образовательных программ;

·       в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

·       учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

·       учёт возрастных особенностей детей.

ТРЕБОВАНИЯ: Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1)            Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

ü игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

ü двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

ü эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно­пространственным окружением;

ü возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2)            Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3)            Полифункциональность материалов предполагает:

v возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

v наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4)            Вариативность среды предполагает:

Ø наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

Ø периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5)            Доступность среды предполагает:

·       доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

·       свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

·       исправность и сохранность материалов и оборудования.

6)            Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

              Итак, Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы

Содержание РППС

4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ В ДОО

РППС включает в себя ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

К ним относятся:

1)    природные среды и объекты (уголок природы, зимний сад);

2)    культурные ландшафты (огород, цветник);

3)    физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения;

4)    предметно-игровая среда;

5)    детская библиотека;

6)    игротека;

7)    видеотека;

8)    дизайн-студия и музей;

9)    музыкально-театральная среда;

10)         предметно-развивающая среда занятий;

11)         компьютерно-игровой комплекс и т.д.

5.  СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ

Сюжетно-ролевая игра относится к символико-моделирующим видам деятельности, что определяет специфику предметной среды: основное требование ксюжетным игрушкам – высокая «открытость», т.е. возможность приписывать ей то значение, те смыслы, которые придумал играющий. Например, главное в кукле – условность образа, позволяющая наделять ее любыми настроением, характером, мыслями. Кукла, у которой ярко выражены эмоции или определенный облик, препятствует свободному фантазированию: представить себе смеющегося младенца плачущим, нахмуренного рыцаря улыбающимся, повара учеником и т.п. трудно.

1) Для поддержания игры необходим материал, поддерживающий собственные смыслы ребенка и его игровую программу. Главным материалом, отвечающим этому требованию, являются предметы-заместители, остальные игрушки – только дополнение к ним.

Это самый важный материал для развития игровой деятельности. Часто под ними понимают бросовый материал: сломанные игрушки, детали конструктора и пр. Однако, состав этих предметов должен решать следующую задачу: с его помощью можно заместить любой тип игрушек (маркеры пространства и роли, образные игрушки и предметы оперирования).

К ним относятся:

        Ткани разных размеров (от маленьких лоскутков до больших кусков материи), однотонные, различных цветов, фактур.

        Ленты, тесемки, веревки, резинки и т.п.

        Прищепки, мешочки-утяжелители.

        Природный материал (спилы дерева и коряги, каштаны, камушки и т.д.).

        Бросовый материал (детали конструктора, фантики, сетки и т.д.).

        Коробки разной величины и форм (от маленьких до больших, в которых могут поместиться дети).

2) Маркеры пространства - ЭТО те предметы, которые отражают разные пространственные категории: мебель, дома и другие здания, конструкции и сооружения, предметы ландшафта.

Этот тип игрушек задает сюжетную канву  игры, помогает развивать историю.

3) Маркеры роли - ЭТО накидки, шляпы, обувь, т.е. все, что можно на себя надеть и тем самым изменить себя.

Маркеры роли помогают перевоплотиться, направляя внимание ребенка на ту или иную роль (пиратская шляпа, лисий хвост, дедушкина борода и т.п.).

4) Образные игрушки - то же, что игрушки-персонажи, т.е. изображение любого живого, одушевленного, существа. Образные игрушки представляют собой «партнера» по игре, давая возможность взаимодействовать с ролевой позиции.Например, пупс наталкивает на заботливое поведение по отношению к нему, на принятие «взрослой» позиции.

5) Предметы оперирования - игрушки-орудия, т.е. все те средства, инструменты которые используются для совершения различных действий. Сюда относятся транспортные игрушки, кукольное хозяйство, всевозможные инструментальные наборы (докторский, парикмахерский, автослесаря и т.п.) и т.д. Эти материалы ориентируют на совершение различных игровых действий.

6) Многообразие полифункциональных материалов

7) Неоформленный природный материал

Все игрушки для сюжетной игры существуют в двух вариантах - для режиссерской игры и для ролевой игры. 

НЕОБХОДИМЫ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ ОБНОВЛЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ:

        Игрушечные игровые предметы в арсенале дошкольников максимально возможно ликвидировать и заменить предметами-подобиями. Например, разнообразие продуктов, так часто встречающееся в детских садах, совершенно излишне, поскольку еще до 3-х лет дети с легкостью и часто самостоятельно начинают использовать в своих играх заместители вместо игрушечной еды.

        Периодически нужно добавлять в предметную среду необычные предметы. Например, если дети совсем не играют в приключенческие и волшебныесюжеты, можно предложить корону, лошадку на палочке и меч, а с угасанием сюжета заменить эти игрушки другими.

        Все игрушки должны быть условными (не натуралистичными). Например, для образа малыша вполне достаточно куклы, напоминающей его лишь отдельными чертами: пропорциями, короткими волосами. Наличие складок, половых признаков, выразительного выражения лица, фиксированной позы являются слишком жесткими рамками, удерживающими внимание ребенка в поле восприятия и мешающими процессу воображения.

        Транспортные игрушки должны быть пригодны для транспортирования грузов и людей, пригодны для переделки под те или иные нужды (изготовление грузовика или подъемного крана на основе прочной базовой модели).

Конец формы


 

Скачано с www.znanio.ru

Организация развивающей предметно-игровой среды 1

Организация развивающей предметно-игровой среды 1

Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружа­ющий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного

Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружа­ющий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности…

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности…

Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр

Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр

Например, главное в кукле – условность образа, позволяющая наделять ее любыми настроением, характером, мыслями

Например, главное в кукле – условность образа, позволяющая наделять ее любыми настроением, характером, мыслями

Многообразие полифункциональных материалов 7)

Многообразие полифункциональных материалов 7)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2021