Самостоятельная работа студентов – важное звено, это первые шаги в становлении самостоятельности, без которой не может состояться квалифицированный специалист.
Важное место в системе СПО занимает самостоятельная работа.
Определение
Самостоятельная работа студентов – это учебная, учебно-исследовательская и общественно-значимая деятельность студентов, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций.
Самостоятельная работа осуществляется по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия, в специально предоставленное для этого время.
представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности.
Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет студенту удовлетворение в ходе процесса самосовершенствования и самопознания (Понятие И. А. Зимней.
Самостоятельная работа
Цели самостоятельной работы
формирование общих и профессиональных компетенций;
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
Цели самостоятельной работы
развитие познавательных способностей, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений.
Виды самостоятельной работы
Аудиторная – выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию
Внеаудиторная – выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия
Предусматривает обязательное выполнение заданий, которое составляется индивидуально для каждого
студента
Сущность формы
Студенты выполняют общее для них задание, получая общий инструктаж; каждый работает самостоятельно, стремясь достигнуть цели.
Используются общие приемы организации и руководства действиями студентов
Используется в малых группах
(в группах постоянного или сменного состава) для совместной работы над поставленной задачей при выполнении практических заданий, а так же для взаимной проверки заданий
Формы самостоятельной работы
Линия сравнения
Фронтальная | Групповая | Индивидуальная |
Формы самостоятельной работы
Преимущества
Возможно коллективное достижение общей цели и задач, побуждающие студентов к взаимодействию.
Результаты работы могут обсуждаться всеми студентами, подвергаться взаимному контролю
Неизбежность делового сотрудничества при обсуждении, принятии коллективного решения, обсуждение ошибок
Возрастание роли студента в определении содержания работы, выборе способов ее выполнения. Сотрудничество преподавателя и студента при выполнении трудоемких заданий. Приобщение слабоуспевающих студентов к деятельности. Личностное отношение к материалу, стимуляция активности студентов
Линия сравнения
Фронтальная | Групповая | Индивидуальная |
Формы самостоятельной работы
целесообразность
Целесообразна в начале изучения темы, когда важно создать настрой, вызвать интерес к новой теме. Полезна при выполнении задания по образцу
Целесообразна при проведении коллективного анализа заданий, типичных ошибок, допускаемых студентами в процессе выполнения работы
Целесообразна, когда необходимо дифференци-ровать деятельность студентов, а также при осуществлении сотрудничества преподавателя и студента
Линия сравнения
Фронтальная | Групповая | Индивидуальная |
Объем, время на самостоятельную работу
в рабочем учебном плане
- в целом по общепрофессиональному и профессиональному циклам, по каждой дисциплине, МДК, ПМ;
-в рабочих программах учебных дисциплин, МДК, ПМ с распределением по разделам и темам
Аудиторная самостоятельная работа
Одним из важных условий развивающего обучения, направленного на привитие студентам навыков самообразования, является правильно организованная самостоятельная работа с книгой.
Составление плана
Составление тезисов
Составление конспекта
Рефератов
Аннотаций
Рецензий
Тематического тезауруса
Структурно-логической схемы
Самостоятельные внеаудиторные занятия
Своеобразной формой организации обучения являются внеаудиторные самостоятельные занятия студентов.
Они представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию педагога, который инструктирует студентов и устанавливает срок выполнения задания
ФОРМЫ ВНЕАУДИТОРНОЙ самостоятельной работы
• работа с основной и дополнительной литературой, интернет ресурсами;
• подготовка опорных конспектов, доклада, реферата, презентации;
• подготовка к выполнению аудиторных контрольных работ;
• выполнение домашних контрольных работ;
• выполнение тестовых заданий;
• подготовка сообщений к выступлению на семинаре;
• подготовка лабораторных работ;
• подготовка курсовой работы;
• подготовка к зачетам и экзаменам;
• подготовка выпускной квалификационной работы.
Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой
инструктаж по выполнению задания:
Цель задания;
Его содержание;
Сроки выполнения; ориентировочный объем работы;
Основные требования к результатам работы;
Критерии оценки.
Формы контроля самостоятельной работы студентов
- Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы студентом.
- Организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе.
- Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.
- Проведение письменного опроса.
Формы контроля самостоятельной работы студентов
- Проведение устного опроса.
- Организация и проведение индивидуального собеседования.
-Организация и проведение собеседования с группой.
- Проведение семинаров
- Защита отчетов о проделанной работе, в том числе открытых мероприятий по представлению своего продукта.
Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы
уровень освоения учебного материала;
уровень умения использовать теоретические знания при выполнении
практических задач;
уровень умения активно использовать электронные образовательные
ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
уровень сформированности общих и профессиональных компетенций;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями;
уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
уровень умения определить, проанализировать варианты действий;
уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и
аргументировать ее.
Ядро самостоятельной работы, исходный момент ее конструирования – проблемная задача (задание).
Самостоятельная работа
Задача:
Обусловливает весь процесс самостоятельной работы.
Предусматривает самостоятельную деятельность студентов по решению проблемы.
Определяет содержание обязательной подготовки к самостоятельному выполнению учебных и профессиональных действий.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА | |||||||
Уровень самостоятельной работы | Учебные стратегии | Профессиональные компетенции | |||||
когнитивные | метакогнитивные | ||||||
повторение | элаборация | организация | планирование | наблюдение | регуляция | ||
Первый уровень |
|
| Блок I | ||||
Второй уровень | + | ||||||
Третий уровень | + | ||||||
Четвертый уровень | |||||||
Пятый уровень | + |
Пример технологической карты самостоятельной работы студента
Внеаудиторная самостоятельная работа | |||||||
Уровень самостоятельной работы | Учебные стратегии | Профессиональные компетенции | |||||
когнитивные | метакогнитивные | ||||||
повторение | элаборация | организация | планирование | наблюдение | регуляция | ||
Третий уровень | + | Блок II | |||||
Четвертый уровень | |||||||
Пятый уровень | |||||||
Третий уровень | Блок III | ||||||
Четвертый уровень | |||||||
Пятый уровень |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.