«Организация системы педагогической работы по экологическому воспитанию дошкольников через создание детского экологического объединения»
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
1 слайд Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения.
В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.
Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.
Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, является создание детского экологического объединения.
Что это такое?
2 слайд Детские объединения – одна из форм организации работы с дошкольниками, которая позволяет эффективно реализовывать ФГОС ДО, повышать качество образовательного процесса, поддерживая творческий потенциал дошкольников, их инициативу, обеспечивая поддержку одарённым детям.
Известно, что дети дошкольного возраста в силу своих особенностей всегда стремятся удовлетворить свои потребности, не считаясь с потребностями и запросами других людей. Поэтому одной из задач в детском саду является обучение дошкольников умениям жить среди людей. Для этого нужно научить детей заниматься коллективной работой.
Организация коллективных форм работы с детьми дошкольного возраста позволяет ребенку увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей. Дети старшего дошкольного возраста при выполнении коллективной работы учатся договариваться между собой о совместной работе и её содержании: вместе выполнять одно дело, уступать и помогать друг другу, планировать работу, радоваться успехам товарищей, переживать неудачу. Для того, чтобы научить ребенка работать в коллективе, нужна мотивация.
Воспитатель объясняет детям, что вместе сделать картину гораздо проще, чем одному. В процессе коллективной деятельности дети учатся общаться со взрослыми и сверстниками, планировать, договариваться, подсказывать, сопереживать. Воспитатель должен научить детей договариваться, уступать друг другу, ценить помощь.
Коллективные формы организации детей строятся на следующих принципах:
- творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;
-учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;
- управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;
- комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.
Таким образом, коллективная деятельность определяется педагогами как равноправное личностное взаимодействие детей, направленное на один общий результата.
С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЬЕДИНЕНИЯ В НАШЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
3 слайд С 19 мая 2021 года стартовал экологический фестиваль «Эколята Югры – друзья и защитники уникальной Природы Севера!», организатором которой выступил Сургутский муниципальный район ХМАО - Югры.
В Фестивале приняли участие 13 439 детей из 150 образовательных организаций 35 муниципальных образований 9 муниципалитетов ХМАО-Югры.
С целью реализации экологического воспитания и сетевого взаимодействия наши воспитанники приняли участие в окружном Экологическом фестивале «ЭКОЛЯТА ЮГРЫ – друзья и защитники уникальной Природы СЕВЕРА!».
По условиям участия было необходимо создать на базе образовательного учреждения детское экологическое объединение.
Участие в данном мероприятии проходило в дистанционном формате.
4 слайд Все проведенные мероприятия освещались на официальной страничке ВКонтакте
5 слайд В рамках «Фестиваля» были запланированы ряд экологических мероприятий, направленных на воспитание экологической культуры у подрастающего поколения.
Деятельность экологического объединения проходила в системе открытости и в тесном контакте с родителями и педагогами нашего ДОУ.
30 июня состоялось закрытие Фестиваля
Итоги работы были подведены на окружном форуме «Общеполезные практики окружного экологического фестиваля «Эколята Югры – друзья и защитники уникальной природы Севера». По результатам участия наше образовательное учреждение было признано как одно из самых активных участников.
6- 7 слайд С марта 2022 года наше дошкольное учреждение официально включено во Всероссийский реестр участников проекта "Эколята-дошколята".
В ДОУ организована работа отряда «Эколята Югры»
- дети старшей группы – 10 чел.
- дети подготовительной к школе группы – 24 чел.
8 слайд С целью открытости деятельности образовательного учреждения по данному направлению создана страничка Вконтакте (на которой освещяются проходящие и планируемые мероприятия), так же на официальной странице ОУ.
9 слайд Цель: формирование у ребёнка системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи:
• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Направление деятельности
10 слайд Эколого –просветительская деятельность
11 слайд Эколого –практическая деятельность
12 слайд Эколого –художественно эстетическая деятельность
Все мероприятия, организуемые в рамках детского объединения, направлены на то, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость в коллективе, чтобы жизнь ребят была наполнена интересными делами, чтобы каждая минутка участия в общем деле приносила радость от совместного творчества. Воспитанники самостоятельно или с помощью педагогов готовят творческие проекты- презентации.
В итоге у детей вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.
Непрерывно ведется работа с социальными партнёрами года
(родители, шефы, культура и ДОП образование, музей Советского района и города Югорска)
13 слайд Только сотрудничая, можно создать все те условия, в которых ребёнок чувствует себя нужным и значимым, раскрывает свои способности.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества. Своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны — работники сферы дошкольного воспитания и родители детей.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.