Организация сопровождения обучающихся на занятиях АФК и ритмики как средство повышения активности и компетентности
Оценка 5

Организация сопровождения обучающихся на занятиях АФК и ритмики как средство повышения активности и компетентности

Оценка 5
docx
28.12.2022
Организация сопровождения обучающихся на занятиях АФК и ритмики как средство повышения активности и компетентности
Доклад сопровождение.docx

Организация сопровождения обучающихся на занятиях АФК и ритмики как средство повышения активности и компетентности.

АФК и ЛФК – в чем разница? Лечебная физическая культура (ЛФК) — медицинская дисциплина, применяющая средства физической культуры (в основном физические упражнения) с целью лечения и реабилитации больных и инвалидов, а также профилактики заболеваний. Для увеличения эффективности упражнений, в задачи ЛФК входит использование педагогических средств воздействия: выработка у пациента уверенности в своих силах, сознательного отношения к проводимым занятиям и необходимости принимать в них активное участие.
Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

В чем же отличие адаптивной физической культуры от лечебной физической культуры?

Если в двух словах и обобщенно – в ЛФК больше медицины, в АФК – педагогики; ЛФК – это преимущественно восстановление утраченного, АФК – воспитание и развитие того, что по разным причинам не сформировалось и адаптация к тому, что восстановить и сформировать не получится.

В ЛФК основной упор идёт на лечение, т. е. немедикаментозное восстановление утраченной функции. Например, восстановление двигательных функций после травм, мозговых нарушений и т.д: случился у человека перелом — после снятия гипса ему необходимо вернуть подвижность суставов, восстановить мышцы, связки; произошел инсульт – нужен комплекс мер, которые помогут постепенно восстановить утраченные двигательные способности. И ЛФК – часть этого комплекса.

Но бывают случаи, когда при врождённых пороках развития, необратимых последствий серьёзных заболеваний и травм, добиться полного восстановления невозможно. Это касается ДЦП, тотальной слепоты многих генетических заболеваний, ампутаций и пр.

Ребенку приходиться жить, принимая свои врождённые или приобретённые ограничения, принять то, что избавиться от них — невозможно, а нужно учиться функционировать вместе с ними, использовать все возможности приспосабливаться к изменившимся условиям существования. И в этом случае ему могут помочь именно специалисты АФК.

АФК – максимальное использование тех двигательных возможностей, которые имеются у ребенка.

Именно АФК имеет целью улучшение качества жизни ребенка, играет важную роль в его социализации, принятии себя, удовлетворяет потребность в двигательной активности. Цели занятий АФК могут быть очень разными, рассматриваются сугубо индивидуально. Ребёнок с тяжёлыми патологиями зрения учится использовать те двигательные возможности, которые у него имеются: кто-то учится самостоятельно ориентироваться в пространстве, а для кого-то победой будет самостоятельная жизнь в условиях большого города.

Цель адаптивной физической культуры может быть определена так: максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья.

Двигательные навыки и социальная активность детей и подростков с нарушением зрения значительно отличаются от способностей нормально развивающихся сверстников. Отличительной чертой этих детей является замедленность темпов развития мышления, нарушение развития коры головного мозга, что приводит к трудностям овладения двигательными умениями. Поэтому программы по АФК и ритмике разрабатываются с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, их возраста и предусмотренных противопоказаний и имеют ряд отличий от используемых в школах  для обучающихся с нарушениями зрения программ по АФК и ритмике.

Цели:

обеспечение с помощью специальной методики формирования общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое); 

укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;

создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями.

 

Оздоровительные задачи:

·          охрана жизни и укрепление здоровья детей с глубоким нарушением зрения;

·          укреплять связочно-суставной аппарат;

·          совершенствовать деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

·          совершенствовать деятельность ЦНС.

Коррекционно-образовательные задачи:

·          формировать двигательные навыки и умения;

·          развивать физические качества (ловкость, гибкость, равновесие, выносливость);

·          прививать навыки гигиены; сформировать представления о пользе занятий, о значении и технике физических и ритмических упражнений, методике их проведения, о явлениях природы, общественной жизни.

Коррекционно-воспитательные задачи:

·          воспитывать положительные черты характера: организованность, дисциплинированность, скромность;

·          формировать нравственные качества: честность, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, уверенность в своих силах, настойчивость в преодоление трудностей, выдержка;

·          воспитывать самостоятельность, сообразительность, находчивость.

Коррекционно-развивающие задачи:

·          формировать необходимые умения и навыки самостоятельной ориентировкой в пространстве (ориентирование в спортивном зале, пользование спортивным инвентарем и адаптированными пособиями с использованием сохранных анализаторов);

·          содействовать минимизации навязчивых стереотипных движений;

·          развивать способность сохранных анализаторов к восприятию окружающих предметов и пространства;

 

Наряду с имеющейся рабочей программой на каждом занятии используются нетрадиционные методы и средства обучения, успешно применяются здоровьесберегающие технологии. Использование нестандартного оборудования дает возможность реализовывать программу в полном объеме, достигать поставленных целей и задач.

Данное оборудование было изготовлено мной и успешно используется для выполнения следующих упражнений:

      Ходьба по мягким и жёстким мочалкам.

      «Перебирание» стопами фасоли в миске

      Перекладывание пальцами ног мелких игрушек из одной корзинки в другую

      Ходьба по коврику с пуговицами

      Катание палки стопами, ходьба по палке

      Скатывание платочка пальцами ног, «мытье окон» платочком, зажатым пальцами ног

      Ходьба по следовой дорожке

      «Сухой бассейн» с каштанами

      Ходьба по массажному коврику

      Массаж стоп на ножном тренажере

      Выкладывание различных картинок из счетных палочек стопами

      Рисование пальцами ног

      Собирание пирамидки пальцами ног

      Массаж стоп мячиками с шипами

      Передавание друг другу мячей с шипами с помощью ног

 

На занятиях АФК мною широко используются игровые технологии. В моей практике игровая деятельность выполняет такие функции:

·        Развлекательную -основная функция игры - удовольствие от самого процесса. 

·        Коммуникативную- игра позволяет войти в социальный комплекс человеческих отношений

·        Самореализации – игра помогает построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений

·        Психотерапевтическую – игра используется как средство преодоления разных трудностей

·        Диагностическую – игра позволяет педагогу диагностировать различные проявления, такие как физические недостатки, интеллектуальные, творческие, эмоциональные

·        Коррекции- с помощью игры можно внести позитивные изменения в структуру личностных показателей ученика

·        Социализации – при помощи игры происходит включение в систему общественных отношений, усвоение богатства культуры

 

На занятиях широко используются:

- игровой массаж под музыкальное и стихотворное сопровождение;

- упражнения на коррекцию плоскостопия с использованием нестандартного оборудования;

- элементы здоровьесберегающей технологии академика В.Ф.Базарного;

- схемы зрительных траекторий используем для разминок и упражнений на зрительную координацию;

- метка на стекле (по Аветисову);

- пальминг (автор У.Бейтс);

- дыхательная гимнастика (комплекс упражнений по методике Стрельниковой);

- игры для развития общей моторики и жестовые игры по Лопухиной И.С;

- пальчиковые игры по 2-5 минут;

- игры и упражнения на развитие  пространственного мышления.

 

Игровой массаж, который используется практически на каждом занятии, обеспечивает сенсорное развитие детей. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки и др. Они также оценивают холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала и др. Благодаря массажу дети начинают различать части тела. При проведении массажа выполняются разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему, способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание, развивает терпение и чувство юмора. Игровой массаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному представляются детям проводящим и «получающим» игровой массаж. Игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки быстро запоминаются, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению.

От правильного подбора комплекса упражнений зависит успех в коррекционно-восстановительной работе с детьми, имеющими нарушения зрения. При этом учитывается офтальмологическая характеристика, особенности вторичного дефекта, уровень физической подготовленности, возраст детей.

Благодаря использованию нетрадиционного оборудования и здоровьесберегающих и игровых технологий у слепых и слабовидящих учащихся прослеживается улучшение качественных характеристик двигательного действия: уверенность в выполнении движений, соизмеримость амплитуды и скорости движений. Асинхронность и скованность становятся менее выраженными. Даже незрячие дети перестают стесняться, испытывать дискомфорт во время выполнения движений, улучшается точность движений, прямолинейность ходьбы и пр.

Таким образом, результаты моей работы свидетельствуют о позитивной динамике исходных параметров двигательных навыков в результате внедрения в процессе адаптивного физического воспитания слепых и слабовидящих детей коррекционно-развивающей программы с использованием нетрадиционных методов. Применение программы способствует не только изменению количественных показателей исследуемых параметров двигательных навыков, но и их качественных характеристик. К тому же, полученные результаты, свидетельствуют о повышении интереса детей к активной физкультурной деятельности, что способствует повышению их социальной активности и повышает вероятность того, что в будущем они будут продолжать заниматься физической культурой.


 

Организация сопровождения обучающихся на занятиях

Организация сопровождения обучающихся на занятиях

АФК – максимальное использование тех двигательных возможностей, которые имеются у ребенка

АФК – максимальное использование тех двигательных возможностей, которые имеются у ребенка

Коррекционно-воспитательные задачи: · воспитывать положительные черты характера: организованность, дисциплинированность, скромность; · формировать нравственные качества: честность, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, уверенность в своих силах, настойчивость…

Коррекционно-воспитательные задачи: · воспитывать положительные черты характера: организованность, дисциплинированность, скромность; · формировать нравственные качества: честность, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, уверенность в своих силах, настойчивость…

Рисование пальцами ног —

Рисование пальцами ног —

Благодаря массажу дети начинают различать части тела

Благодаря массажу дети начинают различать части тела
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2022