Организация сопровождения обучающихся на занятиях АФК и ритмики как средство повышения активности и компетентности.
АФК и ЛФК – в чем разница? Лечебная физическая
культура (ЛФК) — медицинская дисциплина, применяющая средства физической
культуры (в основном физические упражнения) с целью лечения и реабилитации
больных и инвалидов, а также профилактики заболеваний. Для увеличения
эффективности упражнений, в задачи ЛФК входит использование педагогических
средств воздействия: выработка у пациента уверенности в своих силах,
сознательного отношения к проводимым занятиям и необходимости принимать в них
активное участие.
Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) — это комплекс мер
спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию
к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление
психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также
сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
В чем же отличие адаптивной физической культуры от лечебной физической культуры?
Если в двух словах и обобщенно – в ЛФК больше медицины, в АФК – педагогики; ЛФК – это преимущественно восстановление утраченного, АФК – воспитание и развитие того, что по разным причинам не сформировалось и адаптация к тому, что восстановить и сформировать не получится.
В ЛФК основной упор идёт на лечение, т. е. немедикаментозное восстановление утраченной функции. Например, восстановление двигательных функций после травм, мозговых нарушений и т.д: случился у человека перелом — после снятия гипса ему необходимо вернуть подвижность суставов, восстановить мышцы, связки; произошел инсульт – нужен комплекс мер, которые помогут постепенно восстановить утраченные двигательные способности. И ЛФК – часть этого комплекса.
Но бывают случаи, когда при врождённых пороках развития, необратимых последствий серьёзных заболеваний и травм, добиться полного восстановления невозможно. Это касается ДЦП, тотальной слепоты многих генетических заболеваний, ампутаций и пр.
Ребенку приходиться жить, принимая свои врождённые или приобретённые ограничения, принять то, что избавиться от них — невозможно, а нужно учиться функционировать вместе с ними, использовать все возможности приспосабливаться к изменившимся условиям существования. И в этом случае ему могут помочь именно специалисты АФК.
АФК – максимальное использование тех двигательных возможностей, которые имеются у ребенка.
Именно АФК имеет целью улучшение качества жизни ребенка, играет важную роль в его социализации, принятии себя, удовлетворяет потребность в двигательной активности. Цели занятий АФК могут быть очень разными, рассматриваются сугубо индивидуально. Ребёнок с тяжёлыми патологиями зрения учится использовать те двигательные возможности, которые у него имеются: кто-то учится самостоятельно ориентироваться в пространстве, а для кого-то победой будет самостоятельная жизнь в условиях большого города.
Цель адаптивной физической культуры может быть определена так: максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья.
Двигательные навыки и социальная активность детей и подростков с нарушением зрения значительно отличаются от способностей нормально развивающихся сверстников. Отличительной чертой этих детей является замедленность темпов развития мышления, нарушение развития коры головного мозга, что приводит к трудностям овладения двигательными умениями. Поэтому программы по АФК и ритмике разрабатываются с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, их возраста и предусмотренных противопоказаний и имеют ряд отличий от используемых в школах для обучающихся с нарушениями зрения программ по АФК и ритмике.
Цели:
обеспечение с помощью специальной методики формирования общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями.
Оздоровительные задачи:
· охрана жизни и укрепление здоровья детей с глубоким нарушением зрения;
· укреплять связочно-суставной аппарат;
· совершенствовать деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
· совершенствовать деятельность ЦНС.
Коррекционно-образовательные задачи:
· формировать двигательные навыки и умения;
· развивать физические качества (ловкость, гибкость, равновесие, выносливость);
· прививать навыки гигиены; сформировать представления о пользе занятий, о значении и технике физических и ритмических упражнений, методике их проведения, о явлениях природы, общественной жизни.
Коррекционно-воспитательные задачи:
· воспитывать положительные черты характера: организованность, дисциплинированность, скромность;
· формировать нравственные качества: честность, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, уверенность в своих силах, настойчивость в преодоление трудностей, выдержка;
· воспитывать самостоятельность, сообразительность, находчивость.
Коррекционно-развивающие задачи:
· формировать необходимые умения и навыки самостоятельной ориентировкой в пространстве (ориентирование в спортивном зале, пользование спортивным инвентарем и адаптированными пособиями с использованием сохранных анализаторов);
· содействовать минимизации навязчивых стереотипных движений;
· развивать способность сохранных анализаторов к восприятию окружающих предметов и пространства;
Наряду с имеющейся рабочей программой на каждом занятии используются нетрадиционные методы и средства обучения, успешно применяются здоровьесберегающие технологии. Использование нестандартного оборудования дает возможность реализовывать программу в полном объеме, достигать поставленных целей и задач.
Данное оборудование было изготовлено мной и успешно используется для выполнения следующих упражнений:
— Ходьба по мягким и жёстким мочалкам.
— «Перебирание» стопами фасоли в миске
— Перекладывание пальцами ног мелких игрушек из одной корзинки в другую
— Ходьба по коврику с пуговицами
— Катание палки стопами, ходьба по палке
— Скатывание платочка пальцами ног, «мытье окон» платочком, зажатым пальцами ног
— Ходьба по следовой дорожке
— «Сухой бассейн» с каштанами
— Ходьба по массажному коврику
— Массаж стоп на ножном тренажере
— Выкладывание различных картинок из счетных палочек стопами
— Рисование пальцами ног
— Собирание пирамидки пальцами ног
— Массаж стоп мячиками с шипами
— Передавание друг другу мячей с шипами с помощью ног
На занятиях АФК мною широко используются игровые технологии. В моей практике игровая деятельность выполняет такие функции:
· Развлекательную -основная функция игры - удовольствие от самого процесса.
· Коммуникативную- игра позволяет войти в социальный комплекс человеческих отношений
· Самореализации – игра помогает построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений
· Психотерапевтическую – игра используется как средство преодоления разных трудностей
· Диагностическую – игра позволяет педагогу диагностировать различные проявления, такие как физические недостатки, интеллектуальные, творческие, эмоциональные
· Коррекции- с помощью игры можно внести позитивные изменения в структуру личностных показателей ученика
· Социализации – при помощи игры происходит включение в систему общественных отношений, усвоение богатства культуры
На занятиях широко используются:
- игровой массаж под музыкальное и стихотворное сопровождение;
- упражнения на коррекцию плоскостопия с использованием нестандартного оборудования;
- элементы здоровьесберегающей технологии академика В.Ф.Базарного;
- схемы зрительных траекторий используем для разминок и упражнений на зрительную координацию;
- метка на стекле (по Аветисову);
- пальминг (автор У.Бейтс);
- дыхательная гимнастика (комплекс упражнений по методике Стрельниковой);
- игры для развития общей моторики и жестовые игры по Лопухиной И.С;
- пальчиковые игры по 2-5 минут;
- игры и упражнения на развитие пространственного мышления.
Игровой массаж, который используется практически на каждом занятии, обеспечивает сенсорное развитие детей. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки и др. Они также оценивают холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала и др. Благодаря массажу дети начинают различать части тела. При проведении массажа выполняются разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему, способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание, развивает терпение и чувство юмора. Игровой массаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному представляются детям проводящим и «получающим» игровой массаж. Игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки быстро запоминаются, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению.
От правильного подбора комплекса упражнений зависит успех в коррекционно-восстановительной работе с детьми, имеющими нарушения зрения. При этом учитывается офтальмологическая характеристика, особенности вторичного дефекта, уровень физической подготовленности, возраст детей.
Благодаря использованию нетрадиционного оборудования и здоровьесберегающих и игровых технологий у слепых и слабовидящих учащихся прослеживается улучшение качественных характеристик двигательного действия: уверенность в выполнении движений, соизмеримость амплитуды и скорости движений. Асинхронность и скованность становятся менее выраженными. Даже незрячие дети перестают стесняться, испытывать дискомфорт во время выполнения движений, улучшается точность движений, прямолинейность ходьбы и пр.
Таким образом, результаты моей работы свидетельствуют о позитивной динамике исходных параметров двигательных навыков в результате внедрения в процессе адаптивного физического воспитания слепых и слабовидящих детей коррекционно-развивающей программы с использованием нетрадиционных методов. Применение программы способствует не только изменению количественных показателей исследуемых параметров двигательных навыков, но и их качественных характеристик. К тому же, полученные результаты, свидетельствуют о повышении интереса детей к активной физкультурной деятельности, что способствует повышению их социальной активности и повышает вероятность того, что в будущем они будут продолжать заниматься физической культурой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.