Статья "Развитие мелкой моторики у детей с особенностями развития"
Оценка 4.7

Статья "Развитие мелкой моторики у детей с особенностями развития"

Оценка 4.7
docx
28.12.2022
Статья "Развитие мелкой моторики у детей с особенностями развития"
Развитие мелкой моторики у детей с особенностями развития!!!.docx

Развитие мелкой моторики у детей с особенностями развития  

С каждым годом увеличивается процент первоклассников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями общения и поведения.  Все названные особенности у детей сочетаются с общей моторной недостаточностью. Основания недостаточного развития моторики разнообразны.

На первом месте выходит ослабленное здоровье ребенка и пониженные показатели общего физического развития, патология тонуса мышц. Необходимо проводить специальную коррекционную работу, чтобы развитие  тактильного, двигательного и зрительного восприятия по возможности приближалось к норме. Эта работа должна быть в системе.

Одним из первостепенных аспектов развития детей дошкольного и младшего школьного возраста является развитие мелкой моторики и координация движений. Что это – мелкая моторика?

Это скоординированное действие систем человека (нервной, мышечной, костной, зрительной) для выполнения мелких, точных движений кистей и пальчиков рук и ног. Моторика – это ловкость. В. А. Сухомлинский говорил «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Развитие мелкой моторики оказывает положительное влияние на работоспособность ребёнка, повышает активность, внимательность, дает сильный толчок для развития устной речи, интеллекта, творческих способностей.  Работа по развитию моторики оказывает положительное влияние на мышечную систему: убирается спазм рук, ног, мышц лица.      

Известный факт, что на ладони и стопе расположено порядка 1000 важнейших, биологических активных точек. Воздействуя на них, мы оказываем целебное влияние на весь организм  в целом. Например, безымянный пальчик отвечает за работу печени, большой – за голову, указательный – за желудок, средний – за кишечник, массируя мизинцы – можно активизировать работу сердца.

Самое замечательное в наших пальцах то, что они отлично поддаются «дрессировке», даже во взрослом и преклонном возрасте. Можно значительно улучшить умственные способности, занимаясь гимнастикой мозга через упражнения для рук.

Развивать мелкую моторику детей младшего школьного возраста необходимо через игру с мелкими предметами (пазлы, конструктор, мозаика, нанизывание бусин, рукоделие, пальчиковые игры, массаж), лепку, рисование, рассказывание стихов с показом движений и т.д. Необходимо помнить, что обучение малышей с ОВЗ новым движениям, упражнениям, действиям требует больше времени, нежели для такой же работы с их здоровыми сверстниками. Нужно принимать в расчет темп работы каждого ребенка. Чтобы добиться наилучших результатов в этой работе,  необходимо дать возможность каждому ребенку находиться в ситуации успеха. Для этого работу необходимо начинать с самых элементарных простых задач, постепенно поднимая уровень.

Занятия с детьми ОВЗ должны быть систематичными и стать для детей неотъемлемой частью их жизни. Эти усилия сделают свое дело и помогут натренировать пальчики и мозг заодно. Поэтому расписание дня для таких ребят необходимо, чтобы каждый момент их жизни не был потрачен впустую.

Пред тем как начать коррекционно-развивающую работу, необходимо:

- знать с какими особенностями дети;  

- выявить, насколько развита мелкая моторика у ребенка, и выделить проблемные участки;

- четко понимать, каких целей мы хотим достигнуть.  

В процессе работы необходимо:

- формировать и развивать широкий спектр тактильных ощущений ребенка;

- тренировать моторную сферу посредством специально подобранных упражнений, игр, самомассажа;

- обучить навыкам самообслуживания в быту, в общественных местах;

- научить пользоваться письменными принадлежностями;

- обогащать внутренний и внешний словарный запас;   

- развивать монологическую и диалогическую речь;

- развивать психические и мыслительные процессы;

- воспитать усидчивость, работоспособность, терпение;

- выработать умения сосредотачиваться, выполнять задания, совместно трудиться;

- развивать умение работать самостоятельно – периодически обязательно нужно оставлять ребенка наедине с самим собой для игр, другой деятельности, но организовать развивающее пространство так, чтобы во время самостоятельной деятельности не прерывалось развитие мелкой моторики.

Чаще всего при коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в школе, педагоги используют игру для развития мелкой моторики. Пальчиковые игры являются одним из самых доступных видов работы по развитию моторики. Для получения максимальной пользы от игры занятия составляются так, чтобы:

- движения чередовались: сжатие – расслабление – растягивание;

- каждое движение должно быть изолированно от другого.

Пальчиковые игры разделены на несколько групп.

1. Игры – манипуляции.

Эти упражнения можно выполнять ребенку совместно со взрослым или самостоятельно. Помимо мелкой моторики, такого вида игры способствуют развитию воображения, координации движений, памяти.

«Ладушки», «Сорока – белобока» - ребенок указательным пальцем по ладони имитирует движение половника в кастрюле.  

«Пальчик – дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?», «Пальчик вышел погулять» - в этих играх ребенок поочередно загибает, разгибает или соединяет пальчики.

2. Сюжетные пальчиковые игры. 

Эти упражнения лучше выполнять ребенку совместно со взрослым или со сверстниками. В этих играх можно использовать куколок для пальчикового театра. Такого вида игры способствуют развитию мышления, памяти, воображения, учит работать слажено, соблюдать общий темп игры.

«Приветствие пальчиков» - ребенок касается подушечками пальцев правой руки подушечками левой руки или наоборот. Усложняя задачу, ребенок касается подушечками руки пальчиков другого ребенка или взрослого.

«Бабочка», «Осьминожки», «Зайчик», «Девочка и мальчик» и т.п.

3. Пальчиковые упражнения со звуковой гимнастикой.

Эти упражнения на сжатие, разжатие, растягивание и расслабление кисти рук сопровождаются различными звуками (на выбор педагога или партнера по игре). Выполняются совместно со взрослым или самостоятельно. 

4. Самомассаж кистей.

Данные упражнения основаны на упражнениях самомассажа – разминание, растирание, надавливание, пощипывание.

«Моем ручки», «Надеваем перчатки», «Солим капусту», «Месим тесто», «Утюжок», «Согреваем руки», «Пила» и т.п.

5. Программа, разработанная в 1970х годах И. Деннисоном и Г. Деннисоном «Гимнастика мозга»,  включает в себя систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Эти упражнения активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью. Интегрирующие упражнения пробуждают систему "интеллект-тело" и приводят её в готовность к обучению.

 «Колечко» - перебираем пальчиками поочередно. 

«Кулак – ребро – ладонь» - ведущий произносит команды, (меняем последовательно положение руки) дети выполняют. Темп со временем ускоряется. Последовательность меняется.

«Горизонтальная восьмерка» - дети обводят знак бесконечности в воздухе правой рукой, затем левой рукой. Усложняем задание – обводим носом, водим только глазами. Потом рисунок убирается, дети рисуют по памяти.

6. Упражнения с предметами.

«Бисероплетение» - дети из бисера плетут различные поделки: животных, цветы и т.д.

 «Бусинка» - детям предлагаются бусины разного цвета, размера, формы и даются разнообразные задания. Например, составить бусы, чередуя бусины разного размера, разной формы или разного цвета.    

«Геометрическая мозаика» - на первом этапе выкладывание рисунков  по образцу, потом усложняются задания, и дается словесная инструкция. Более высокий уровень – самостоятельная работа и выкладывание рисунка  по памяти. Детали мозаика могут быть одноцветными и разноцветными.

Упражнения с проволокой, шнурками, нитками, использование для заданий различные крупы, палочки, каменки, шишки.  Задания даются так же: от простого к сложному - по образцу, по словесной инструкции, по памяти и самостоятельно».

7. Графика:

- работа по точкам;

- работа по лекалам, контурам;

- дорисовывание и штриховка предметов, фигур в разных направлениях;

- работа с разукрашками при помощи разнообразных средств: карандаши, фломастеры, краски и т.п.

Систематическое развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ принесут положительные результаты.

 «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский.

Список литературы

 

1.     Астрахан Д.Х. раздел 7.1. Трудности развития детей: виды, характеристика,. Коррекционные подходы: учебное пос. – Иркутск 2001.

2.    Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов: - М: Издательство АСТ, 1989.

3.    Браун С. Игры, поделки и обучающие развлекалки для вашего малыша своими руками. – Ростов-на-Дону: феникс 2006.

4. Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль, Академия развития, 1997.

 5. Ганзина Н.В. Подвижные и спортивные игры как средство рекреации и социальной адаптации инвалидов с ДЦП / Ганзина Н.В, Губарева Т.И. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 8. - С. 175-186.

6. Гончарова М.Н., Гринина А.В., Мирзоева И.И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. Л. "Медицина", 1974, 207с.

 


 

Развитие мелкой моторики у детей с особенностями развития

Развитие мелкой моторики у детей с особенностями развития

Самое замечательное в наших пальцах то, что они отлично поддаются «дрессировке», даже во взрослом и преклонном возрасте

Самое замечательное в наших пальцах то, что они отлично поддаются «дрессировке», даже во взрослом и преклонном возрасте

Чаще всего при коррекционно-развивающей работе с детьми с

Чаще всего при коррекционно-развивающей работе с детьми с

Такого вида игры способствуют развитию мышления, памяти, воображения, учит работать слажено, соблюдать общий темп игры

Такого вида игры способствуют развитию мышления, памяти, воображения, учит работать слажено, соблюдать общий темп игры

Бисероплетение» - дети из бисера плетут различные поделки: животных, цветы и т

Бисероплетение» - дети из бисера плетут различные поделки: животных, цветы и т

Браун С. Игры, поделки и обучающие развлекалки для вашего малыша своими руками

Браун С. Игры, поделки и обучающие развлекалки для вашего малыша своими руками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.