Главным в работе любого ДОО являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
В соответствии с Законом «Об образовании» родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольной образовательной организации в работе с семьей.
В основе взаимодействия дошкольной организации и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания.
Каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды и т. д. Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), требующих новых отношений семьи и ДОО. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Главный момент в контексте «семья – дошкольная организация» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития
В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
«Открытость детского сада внутрь» – это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.
Родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Таким образом, от участия родителей в работе дошкольной организации выигрывают все субъекты педагогического процесса.
Основная цель сотрудничества ДОО с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
– приобщение родителей к педагогическому процессу;
– расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
– пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
– создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
– информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
–
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
– объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
– проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
– уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Следующим признаком и условием создания ЕОП должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОО. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.
Не менее важным признаком и условием создания ЕОП становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.
Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей.
Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний, научно – методических пособий.
Целенаправленный характер воспитания и обучения детей.
Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей.
Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития
Положительные моменты
Недостатки
Деловая форма общения воспитателя с детьми, эмоциональная недостаточность.
Сравнительная жёсткость режима.
Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами поведения и методами воспитания.
Обращённость воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения.
Общение с детьми одного возраста.
ДОО
Сравнительно «мягкие». демократические отношения между родителями и ребёнком, эмоциональная насыщенность отношений.
Индивидуальная обращённость педагогических воздействий к ребёнку
Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребёнка.
Возможность общаться с детьми - родственниками разных возрастов.
Мобильный режим дня.
Положительные моменты
Недостатки
Стихийный характер воспитания и обучения ребёнка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания.
Отсутствие программы воспитания, отрывочные представления у родителей о воспитании, использование случайной педагогической литературы.
Непонимание возрастных особенностей, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания
Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности условий для ребёнка.
Семья
Партнерство
это совместная коллективная распределённая деятельность, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.
– готовность педагогов к реализации сотрудничества с родителями в решении задач образовательной работы с детьми;
– план работы методиста с педагогами по повышению готовности к реализации сотрудничества с родителями в решении задач образовательной работы с детьми;
– банк форм работы с родителями, обеспечивающих сотрудничество педагогов и родителей в решении задач образовательной работы с детьми, и стимулирующих взаимную ответственность родителей и педагогов за результаты образовательной работы с детьми.
Эффективность ДОО по реализации сотрудничества педагогов и родителей в соответствии с ФГОС ДО обеспечивает реализация комплекса организационно-педагогических условий, выделенных на уровне деятельности заместителя заведующего ДОО по воспитательно-методической работе:
ПРИНЦИПЫ ЕДИНЫХ ПОДХОДОВ ВЗАИМНОГО ВЛИЯНИЯ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА
ЦЕЛОСТНОСТИ (позволяет рассматривать субъектов образования как систему образования их деятельности с распределением соответствующих функций)
ДОБРОВОЛЬНОСТИ (позволяет активно строить отношения во время общей деятельности)
ОТВЕТСТВЕННОСТИ партнёров друг перед другом
РАВНОВЫГОДНОСТИ (обеспечивает достижение результатов, значимых для всех субъектов )
Показателями степени включенности родителей в деятельность сотрудничества ДОО с семьей по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста, по мнению Т.С. Лобанок, являются:
– сформированность представлений родителей об организации педагогического процесса;
– владение родителями необходимыми теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками по основным направлениям развития детей дошкольного возраста;
– степень проявления интереса родителей к активному включению в совместную деятельность.
Задачи:
-повысить уровень профессиональной компетенции педагогов ДОО по вопросам взаимодействия с семьёй
-приобщить родителей к участию в жизни ДОО через поиск и внедрение эффективных форм взаимодействия
повысить уровень педагогической культуры родителей
организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность ДОО как полноправных участников педагогического процесса.
Формы сотрудничества
ДОО и семьи
Информационно -
аналитические
Информационно -
просветительские
Досуговые
(анкетирование, беседы, опросы, социологические срезы).
консультации, беседы, родительские гостиные, выставки, практикумы, игровые тренинги, творческие мастерские, практикумы, «Встречи за круглым
столом»,
праздники, развлечения, конкурсы, викторины, выставки, дни здоровья, совместные досуги
Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно -образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.