Организация управления внеклассной воспитательной работой в сельской школе
Внеклассная воспитательная работа требует системного управления. Системный подход нацеливает на выделение в объекте управления составных частей, их функций, структуры (взаимосвязи и взаимоотношений составных частей), целеустремлённости системы, характера. При построении структуры управления внеклассной воспитательной работы используется множество различных форм, методов и приёмов совместной индивидуальной деятельности. Рассмотрим их в последовательности, соответствующей порядку действий и операций в технологической цепочке управления внеклассной воспитательной работой в сельской школе. 1. Создание инициативной группы для моделирования управления. Существуют три варианта формирования инициативной группы: 1) спонтанный, когда она создаётся стихийно; 2) преднамеренный, когда руководитель образовательного учреждения проводит специальную деятельность по формированию инициативной группы; 3) спонтанно-преднамеренный, когда объединение первых членов группы протекает спонтанно, а затем она пополняется с помощью преднамеренно-организованных действий. Если инициативная группа формируется преднамеренно, то в её состав приглашаются члены школьного сообщества, которые: - осознают потребность в совершенствовании и обновлении внеклассной воспитательной работы; - проявляют желание стать инициаторами изменений в жизнедеятельности образовательного учреждения; - обладают способностью к продуцированию новых педагогических идей (инновационных замыслов) и осуществлению их; - пользуются авторитетом в среде и взрослых; - умеют системно мыслить и действовать, владеют рефлексивными умениями и навыками. В состав данной группы целесообразно включить руководителя образовательного учреждения, обладающего реальными полномочиями в управлении внеклассной воспитательной работой в сельской школе. 2. Формирование членами инициативной группы своего видения настоящего и будущего состояния образовательного учреждения, его внеклассной воспитательной системы. Испытывая чувство неудовлетворённости жизнедеятельностью в школе, инициаторы пытаются выявить основные проблемы и недостатки в работе педагогического коллектива. Для этого они используют простейшие приёмы и методы диагностики, в результате применения которых, как правило, получают фрагментарные сведения об отдельных сторонах функционирования школьного организма. Но и эта информация обогащает их представления о положении дел в школе. Важное значение на данной стадии процесса моделирования играет изучение членами инициативной группы научно-методической литературы, особенно публикаций в педагогических газетах и журналах. Печатные издания являются для них одним из главных источников идей обновления внеклассной воспитательной работы. Нередко для формирования и уточнения своих представлений инициаторы используют такую форму, как диалог. На мой взгляд, диалоговые размышления о прошлом, настоящем и будущем образовательного учреждения можно отнести к наиболее оптимальным формам организации мыслительной деятельности в условиях малой группы. В некоторых случаях применяется метод мозгового штурма, где все члены группы участвуют в обсуждении и решении наиболее важных и сложных вопросов. 3.Поиск инициаторами своих сторонников в сообществе педагогов,, учащихся и родителей. Для моделирования и построения системы управления внеклассной воспитательной работой в сельской школе характерно то, что почти на каждой новой стадии увеличивается количество членов школьного сообщества, участвующих в этих процессах. Инициаторы и я, как директор школы, стремились, чтобы постоянно расширялся круг педагогов, учащихся и родителей, занимающих субъективную позицию в формировании и реализации модельных представлений. Это особенно важно на начальной стадии развития творческой деятельности учащихся сельской школы, когда в образовательном учреждении крайне мало сторонников преобразовательных действий. Инициативная группа предпринимала усилия для увеличения их количества. В первую очередь инициаторы предпринимали попытки для того, чтобы их сторонниками стали все члены администрации образовательного учреждения, а также лидеры педагогического, ученического и родительского коллективов. На данном этапе возрастает роль рефлексивной деятельности. Проводились различные заседания, собрания, совещания, на которых анализировалась жизнедеятельность школы, выявля лись проблемы и недостатки, предлагались пути и способы обновления и совершенствования школьной жизни. Рефлексия осуществлялась индивидуально, в парах, в малых группах, в рамках всего образовательного учреждения. Путём совместных размышлений и действий инициаторы старались убедить педагогов, учащихся и родителей в целесообразности внесения изменений в управление внеклассной воспитательной работой в сельской школе и другие стороны функционирования образовательного учреждения, стремились к тому, чтобы школьное сообщество осознанно вступило в режим своего развития. 4.У становление контактов с научно-методическими центрами района, города, области или отдельными учеными и методистами. Успешное протекание процесса развития учащихся сельской школы в процессе внеклассной воспитательной работы невозможно без теоретического и методического обеспечения. В большинстве случаев научно-методический потенциал школьного сообщества оказывается недостаточным для формирования и реализации представления путей управления внеклассной воспитательной работой в сельской школе. Наибольшие затруднения испытывали при теоретическом обосновании создаваемой системы, разработке новых подходов к содержанию и организации управления внеклассной воспитательной работой, в выборе критериев, показателей и методик психолого-педагогической диагностики состояния и эффективности функционирования внеклассной воспитательной работы сельской школы. Необходима помощь учёных и опытных методистов при проведении мероприятий по повышению мастерства педагогов, составления прогноза развития образовательного учреждения, осуществлении инновационных проектов, программ, планов. В этих целях научные и методические работники могут быть приглашены в школу на работу по совместительству в должности заместителя директора по научно-методической работе, заведующего кафедрой, научного руководителя или консультанта. При отсутствии такой возможности, можно консультироваться в научно-исследовательских институтах, высших учебных заведениях, центрах послевузового профессионального образования, городских, районных методических кабинетах. Для установления и поддержания научно-методических контактов использовали такую форму, как участие директора и педагогов школы в научно-практических конференциях и методических семинарах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.