Организация урока иностранного языка в начальной школе по педагогической системе Марии Монтессори
Оценка 4.8

Организация урока иностранного языка в начальной школе по педагогической системе Марии Монтессори

Оценка 4.8
doc
07.10.2021
Организация урока иностранного языка в начальной школе по педагогической системе Марии Монтессори
1 (177).doc

Организация урока иностранного языка в начальной школе по педагогической системе Марии Монтессори

 
Главной целью образования является создание условий для личностного развития и творческой самореализации каждого гражданина Украины, формирование поколения, способного учиться на протяжении жизни, создание и развитие ценностей гражданского общества, содействия консолидации украинской нации, интеграции Украины в европейское и мировое пространство как конкурентоспособной и процветающей державы.
Весомый вклад в развитие образования, а также психолого-педагогической мысли в Украине сделала Мария Монтессори. Труда итальянского педагога не только исторический факт, но и вполне современный с сегодняшних позиций взгляд на общую проблему школы и образования, определение ее целей, задач, основных принципов построения содержания, форм и методов организации воспитания и обучения.
Толчком к написанию научной работы были наблюдения за системой преподавания в Канадской школе Марии Монтессори. Во время участия в волонтерской обменной программы "Канада-Мир-Молодежь” я имела возможность посетить уроки в Монтессори школе, и ознакомиться с системой делать учеников в нетипичном для Украины учебном очаге. Активная деятельность и заинтересованность детей в поданном материале натолкнула меня на идею применения данной методики в Украине во время преподавания иностранного языка. Стоит отметить, что Мария Монтессори разработала схему работы школы, а не схему подачи материала на конкретном уроке. Именно поэтому работа была сделана от общего к конкретному. Главный вопрос встал как именно не меняя схему работы всего учебного заведения и соблюдая требования в отношении знаний учащихся, а также учитывая национальные особенности детей разработать план урока иностранного языка по методике Марии Монтессори в украинской школе.
Проанализировав те исследования, которые уже проведены и которые постоянно пополняют список исследований наследия Монтессори, мы определили, что целенаправленного изучения и анализа требуют психологические основы организации общественного воспитания детей начальной школы, учет типичных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста, использование дидактического материала и свободы выбора на уроках иностранного языка как основных методов воспитания детей, а также педагогические принципы, в частности, требования к подготовке педагога, сущность, цель и смысл применения принципов Монтессори при изучении иностранного языка именно в Украине.
Итак, актуальность темы исследования обуславливается важностью применения новых подходов к обучению иностранному языку для развития глобального мышления у школьников, импликация опыта других стран, в частности Канады, использование индивидуализации в обучении, что будет способствовать гармоничному развитию общества и личности в нем, а также улучшит эффективность практического применения приобретенных знаний в школе.
В ходе исследования использовались аналитический метод и метод систематизации. Для изучения и проработки научной литературы был использован общенаучный метод анализа и синтеза, который характеризуется объективным и адекватным отражением действительности.
Новизна данной научной работы заключается в разработке адаптированной схемы урока по иностранному языку с привлечением принципов обучения Монтессори-педагогики в украинской начальной школе.
Практическое значение работы заключается в возможности применения результатов исследования в процессе преподавания иностранного языка не только в Монтессори-школе, но и заведениях любого уровня аккредитации.
Для того чтобы разработать адаптированный план урока в украинской начальной школе были проанализированы различия преподавания в Монтессори школе, а также особые требования по данной методике. Итак, мы рассмотрели различие продолжительности урока, поведения учащегося во время занятий и особенность критериев подачи материала.
От традиционного школьного урока, который длится 45 мин., урок в классе Канадской Монтессори школы №257, м. Реджина, отличающийся тем, что он больше напоминает полуторачасовую студенческую пару. Однако во время этого долгого занятия ребенок не обязан сидеть неподвижно, сложив руки на парте. Для выполнения заданий можно свободно двигаться по классу, брать и пользоваться необходимым ему материалом. А может взять коврик и переместиться с ним в уголок. Когда же проголодается, имеет право вытащить из ранца запечатанный ей бутерброд и в соседней комнате съесть его, запивая чаем или какао, которые готовит социальный педагог [25].
Первым и главным свойством урока по педагогической системой Марии Монтессори должна быть краткость. Вторая характерная особенность уроков в школе М. Монтессори – это простота, в уроке не должно быть ничего, кроме абсолютной истины. Третье качество урока – это объективность, на уроке личность учителя должна отступать на второй план, давая место только предмету, к которому нужно привлечь внимание ребенка. Основным руководством для ведения такого урока должен служить метод наблюдения, что включает и свободу ребенка. Руководитель должен придерживаться двух условий, во-первых, нельзя сильно давить на ребенка, повторяя урок, и, во-вторых, нельзя давать почувствовать ребенку, что она ошиблась или не поняла, потому что этим нарушится ее естественное состояние, который необходим учителю для психологических наблюдений [23, 56].
Принимая во внимание возрастные особенности учащихся 6-12 лет, их возможности и потребности, национальные особенности именно украинских детей и опыт наблюдений в канадской школе мы выделили следующие задачи обучения:
- способствовать развитию системного мышления, объяснять связь между родным и иностранным языками, давать сравнительные схемы, выделять детали как части одного целого;
- через иностранный язык подать знания о мировой культуре, определить собственное место, объяснить национальные особенности, а также осознание себя как украинца, представителя страны на международной арене;
- способствовать развитию экологической культуры, чувства сопричастности ко всему живому на Земле и осознание уникальности и неповторимости жизни;
- показать по возможности место Земли и человека в Космосе. Воспитывать уважение к природе, людям, достижениям цивилизации;
- способствовать развитию способности самостоятельно добывать знания, самостоятельно учиться, делать выбор и отвечать за результаты собственной деятельности.
Среди основных методов обучения можно выделить следующие:
1) от общего к частному, от целого к деталям;
2) классификация;
3) пробуждение воображения ребенка;
4) помощь в изучении выбранной темы на основе самостоятельной деятельности с дидактическим материалом;
5) фронтальное изучение, работа в группах, особенно при изучении иностранного языка.
Большое значение придается также повторение уже изученного материала. Часто повторяя, преподаватель добавляет определенные детали, расширяя видение ребенка об использовании материала и улучшая его усвоение. Такие уроки по Монтессори педагогикой имеют название «уроки-номенклатуры», на которых закрепляются навыки работы и вводятся новые понятия. Такой урок в свою очередь состоит также из трех ступеней:
1. ассоциация сенсорного восприятия с названием (обсуждение с педагогом связи между предметом, его качествами и его названием);
2. распознавание предмета и качества, которые соответствуют его названию;
3. запоминание слова на основе обобщенных идей о изученное понятие, классификация приобретенных знаний[1, 129].
Как результат исследования применения элементов методики Марии Монтессори в украинской школе был разработан урок иностранного языка для детей 3-4 классов. Урок был проведен во время преподавательской практики в Киевской специализированной школе №60. Во время подготовки к уроку были использованы указанные выше главные принципы и идеи воспитания детей Марией Монтессори, результаты наблюдения в иностранной стране, а также знания возрастных особенностей учащихся.
Поскольку обучение Монтессори основана на индивидуальном подходе к ученикам, в разработке плана урока были включены результаты предварительного наблюдения за классом и советы преподавателя иностранного языка Герасимюк Жанны Владимировны.
Урок был посвящен изучению названии времен года и месяцев (Four Seasons of the Year). Поскольку в основу учения ложится  само строительство, большое внимание уделялось уже приобретенному опыту учащихся о временах года. Целью обучения было не только представление лексического материала, но и воспитание «космического мышления».
Урок был разделен на три главные части:
1. Во время первой дети собирались в кругу, и на базе изученного лексического материала делились впечатлениями о собственном настроение, желание что-то изучить, собственные заботы. Этот метод обучения был позаимствован из опыта обменной программы Канада Мир Молодежь (Canada World Youth) и имеет название Circle Check («Обсуждение в кругу»). Детей поощряют высказывать мысли на английском языке, простыми предложениями.
На начальном этапе для создания иноязычной среды можно использовать элемент игры – на пример одна из ролевых игр, может быть представлена следующим образом: представим что каждый из нас – представитель какой-то страны. Мы все разговариваем на разных языках, единственный путь чтобы поделиться своими мыслями, говорить по – английски. Вам очень интересно познакомиться друг с другом, и вы хотите рассказать что вы любите или не любите, как представитель определенной страны.
Применение этой игры развивает глобальное мышление учащихся, самоанализ и идентификацию себя как представителя своей страны. Она также демонстрирует учащимся важность изучения иностранного языка.
Чувствуя настроение учащихся, их желания, на данном этапе можно просто стимулировать обсуждение в кругу, предложить дать ответ на простой и всегда актуальный вопрос «Как дела?» (How are you?) или «Как твое настроение сегодня?» (What is your mood today?).
Для дискуссий в кругу выделяется 10-15 минут. Преподаватель не лидирует, а наблюдает за учениками, помогает только тогда когда нужно.
2. Вторая часть урока – исследовательская, самостоятельная работа с дидактическим материалом. Ребенок имеет право выбирать то, чем она хочет заниматься, однако не забывать что она не одна в классе и должен подождать, если материал занят кем-то другим. Среди предложенных видов деятельности были – двуязычные карточки с названиями месяцев и их переводом на другой стороне; игра, в которой нужно было определить какой месяц принадлежит к какому времени года; карандаши для раскрашивания месяцев за соответствующими временами года; аудио пособие с наушниками, где дети могли послушать песню о луне и т. д.
Из опыта проведения урока дети часто работали по двум, спрашивая друг друга. Дидактический материал был разноцветным и интересным для детей, поэтому они были сконцентрированы на исследовании и не возникло проблем с поведением учеников.
Стоит отметить, что на этом этапе преподаватель внимательно наблюдает за детьми, подходит на помощь, только когда она нужна, индивидуально работает с каждым. На эту часть урока выделяется 15-20 минут.
3. Во время третьей части урока дети снова собираются в кругу и по одному делятся тем, что они узнали сегодня нового, анализируют собственные достижения. Во время проведения этого этапа в Киевской школе, чувствовалась недостаточное количество времени для воплощения идей Монтессори.
На обобщение выводится 10-15 минут.
Детям для поощрения мы подарили тетради-наблюдения, в которых было сделано две колонки : What I know... / What I want to know...
Среди рекомендаций для совершенствования проведения урока по системе Марии Монтессори на базе опыта проведения занятий по выше указанным планом можно выделить следующее:
- Целесообразным было бы использование опыта Канадской Монтессори школы и проводить уроки-пары (90мин.), где дети могут свободно выбирать сколько времени им нужно для усвоения материала, и преподаватель не вынужден прерывать исследовательскую работу учащихся. Нужно находить время для проведения различных игр в группе, что почти невозможно с классическим лимитом в 45 минут.
- Для проведения урока необходима большая комната с легкими партами, стульями, которые при желании можно легко передвигать. Дети имеют не мешая друг другу двигаться по классу.
- Конечно предпочтительным является заказ дидактического Монтессори-материала для создания соответствующей учебной базы. На пример нужный дидактический материал изготавливается всемирно известной голландской фирмы «Ниенхауз».
На основе опыта проведения урока английского языка в 3 классе Киевской специализированной школы №60 можно сделать вывод, что обучение по методике Марии Монтессори активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает навыки самообучения и стимулирует детей к анализу собственного прогресса. Применение главных требований к обучению (сжатость, простота и объективность) улучшает эффективность восприятия материала.
Следовательно, использование личностно-ориентированной педагогики Марии Монтессори в целом, и на уроках иностранного языка, в частности, воспитывают сознательных граждан с глобальным мышлением, которые умеют делать свой выбор и знают как применить свои знания. Индивидуализация в преподавании улучшает эффективность обучения и является неотъемлемой частью развития образования детей младшего школьного возраста в независимом государстве.


Организация урока иностранного языка в начальной школе по педагогической системе

Организация урока иностранного языка в начальной школе по педагогической системе

Монтессори-школе, но и заведениях любого уровня аккредитации

Монтессори-школе, но и заведениях любого уровня аккредитации

Такие уроки по Монтессори педагогикой имеют название «уроки-номенклатуры», на которых закрепляются навыки работы и вводятся новые понятия

Такие уроки по Монтессори педагогикой имеют название «уроки-номенклатуры», на которых закрепляются навыки работы и вводятся новые понятия

Среди предложенных видов деятельности были – двуязычные карточки с названиями месяцев и их переводом на другой стороне; игра, в которой нужно было определить какой месяц…

Среди предложенных видов деятельности были – двуязычные карточки с названиями месяцев и их переводом на другой стороне; игра, в которой нужно было определить какой месяц…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2021