ОГБОУ «РЯЗАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Организация внеурочной
деятельности обучающихся
в условиях школы-интерната
Выступление на методическом
объединении воспитателей
Подготовлено воспитателем
Е.С. Бабкиной.
Рязань,2022
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Основная цель-создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Внеурочные занятия трудом - одна из форм работы с умственно отсталыми школьниками, которая в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Внеурочные занятия способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.
Содержание внеклассных занятий должно помочь решению основных задач, которые стоят перед трудовым обучением в специальной (коррекционной) школе: трудовое обучение должно быть социально значимо, т.е. оно должно практически готовить учащихся к включению в производительный труд общества; трудовое обучение должно быть использовано для коррекции психофизических недостатков умственно отсталых детей; трудовая деятельность должна способствовать формированию нравственных качеств личности ребенка. Внеклассные занятия по труду являются естественным
дополнением к тем видам работ, которые выполняются по программе трудового
обучения.
Для реализации задач в школе-интернате доступны следующие виды деятельности:
-игровая деятельность;
-познавательная деятельность;
-досугово-развлекательная деятельность;
-трудовая деятельность;
-экскурсионная деятельность;
-спортивно-оздоровительная деятельность;
-художественное творчество;
-кружковая деятельность.
· Результат-это то ,что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. А результатом внеурочной деятельности являются:
-укрепление здоровья обучающихся;
-выступления на праздниках, общешкольных мероприятиях ;
-участие в школьных и районных выставках, соревнованиях ;
-занятость детей из группы риска.
Например, школьник, пройдя экскурсионный маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
• Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.
Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Каждый вид внеклассной деятельности: творческий, спортивный, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия воспитанников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Воспитание детей происходит в любой
момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществляется в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме бесед, экскурсий, игр, соревнований, концертов, викторин, праздничных мероприятий, классных и воспитательских часов. Посещая занятия, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:
· творческой самореализации ребёнка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности
· социального становления личности ребёнка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
· профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.
Было выявлено, что существует потребность в организации работы целого ряда кружков и секций различных направлений, которая даст основания для наиболее полного раскрытия и развития
индивидуальных способностей каждого ребенка. Среди направлений были выделены следующие: духовно-нравственное , спортивно- оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное
Каждое из этих направлений реализует определенные наклонности ребенка, в то время, как в совокупности они способствуют гармоничному развитию личности учащегося, что, собственно, и является конечной целью воспитательной работы в школе и отражено в концепции воспитательной системы.
Так, занятия в спортивных кружках и секциях дают ребенку возможность реализовать накопившуюся энергию, прививают навыки ЗОЖ, способствуют физическому развитию учащихся, а так же вырабатывают такие качества характера личности, как настойчивость, чувство коллективизма, упорство, выносливость и др.
Занятия в кружках культурно-эстетического направления способствуют развитию воображения, артистизма, а, кроме того, закладывают основы понятия морали, что, безусловно, очень важно в воспитании личности.
Занятия в кружках интеллектуального направления развивают умственные способности детей, учат анализировать, рассуждать и т.д., что, конечно, пригодится в обучающей деятельности.
Кружки прикладного характера (вязание ,вышивка, бисероплетение, резьба по дереву и др.) особенно важны для детей младшего школьного возраста, так как дают не только навыки, которые пригодятся в жизни каждому, но и развивают моторику, что очень важно для формирования навыков письма.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное) через организацию регулярных внеурочных занятий: проведение экскурсий, олимпиад, соревнований, и т.п. Так же важна организация отдыха в каникулярный период. Реализация целей и задач развития личности по разным направлениям происходит посредством деятельности кружков и секций, а так же при организации внеклассных занятий. При отборе содержания и видов деятельности детей учитываются интересы и потребности самих детей, пожелание родителей, опыт внеурочной деятельности педагогов и материально-техническая база школы. Реализация программы проводится по следующим направлениям: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное и социальная проектная деятельность. В общей сложности каждый учащийся может посещать то количество кружков и секций развивающего характера, сколько он пожелает.
В соответствии с планом внеурочной деятельности провожу разнообразные занятия это: оздоровительные минутки, дни здоровья, эстафеты, квесты.
На занятиях раскрываются вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. В каждой группе оформляется
«Уголок здоровья», где размещается информация по здоровому образу жизни.
Проводятся мероприятия по очистке и благоустройству школьной территории. Прогулки в режиме дня является важным моментом, обеспечивающим бодрость и готовность к продуктивным занятиям, является паузой для восстановления сил, снятия умственного и физического утомления, повышения работоспособности.
Систематические беседы, которые включают вопросы гигиены, питания, закаливания.
В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений. Занятия по программе «Разговор о правильном питании» провожу в столовой. Во время проведения данных занятий учу детей правилам хорошего тона, формирую и закрепляю принципы здорового питания. Теория закрепляется практикой во время дежурства учащихся по столовой. На занятиях воспитанники получают знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретают навыки самосовершенствования. Учитывая низкий уровень физического развития у данного контингента учащихся, уделяю большое внимание воспитанию потребности в физических упражнениях, освоению отдельных физкультурно-оздоровительных технологий, формированию ответственности за свое здоровье, отработке санитарно-гигиенических навыков до автоматизма.
Большое внимание во внеклассной работе уделяется формированию личности воспитанников через участие в труде по самообслуживанию. Дети поддерживают в школе-интернате чистоту и порядок. Старшеклассники принимают участие в оформлении классов и спальных комнат, где проявляются эстетические чувства и развивается умение оборудовать, оформить своё жильё, создать уют. В убранстве каждой комнаты есть свои особенности. Все спальни, комнаты отдыха, классы убирают воспитанники. Еженедельно проводятся генеральные уборки всех помещений и закреплённых за группами территорий школьного двора. Занимаясь
самообслуживанием, воспитанник приучается выполнять малопривлекательную, но нужную работу, у него развиваются волевые качества, физические способности, воспитывается чувство долга, прививаются гигиенические навыки.
Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками обслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей.
Основной задачей воспитания является, целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а так же формирования для каждого ребенка максимального уровня самостоятельности. Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость умственно отсталого молодого человека от окружающих (одновременно облегчает их деятельность), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах.
Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия дополнительного образования, так как зачастую это прекрасная возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального общения. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”. И в нашей школе оно занимает важное место во внеурочной деятельности, которое направлено на разностороннее развитие и самореализацию личности.
И всё-таки, организацию внеурочной деятельности, я стараюсь направлять прежде всего на развитие творчества. Помощником выступают и книги, и материалы из интернет-ресурсов, и журналы, такие как, «Лена», «Непоседа», «Бурда-Моден», «Калейдоскоп идей», «Техническое творчество», «Весёлый художник».
Как показывает опыт, творчество пробуждает интерес в детях , ведущий к самостоятельности, к эксперименту, раскрепощает, помогает избавиться от комплекса «я не умею».Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Одним из эффективных методов и приёмов, воздействующие на познавательную деятельность воспитанников, на их эмоциональную сферу, является – игра. Я стараюсь использовать игру на занятиях с учащимися с ОВЗ , которая помогает снять ряд трудностей, сформировать познавательный интерес. Игры направлены на формирование определённых качеств: памяти, внимания, речи, мышления, силы, гибкости, быстроты восприятия, личностных качеств.
Результатом моей работы является положительная динамика умений и навыков детей по всем направлениям коррекционно-воспитательной работы: трудовых навыков, навыков самообслуживания, основ жизнеобеспечения ,охраны здоровья, творческого развития детей с ОВЗ в нашей школе-интернате.
Школа после уроков – должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Список литературы:
1.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В. Степанов.-М.:Просвещение,2010.
2.Гончарова Н.М .Внеклассные мероприятия в коррекционных классах. Волгоград : «Учитель», 2007.
3.Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности.М.:Просвещение,2011.
4.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я.Данилюк ,А.М. Кондаков,В.А.-М.:Просвещение,2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.