БЖД
Слайд № 1
Лекция 2.2. Организация воинского учета и военная служба
Слайд № 2
Основные понятия о воинской обязанности
Слайд № 3
Воинская обязанность — это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны.
Слайд № 4
Правовой основой воинской обязанности и военной службы в Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон «О статусе военнослужащих», Федеральный закон «Об обороне», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации, в которых подробно определяется совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, система воинского учета и подготовки граждан к военной службе, четко оговариваются вопросы призыва на военную службу, поступления на службу по контракту и прохождения военной службе в запасе.
Слайд № 5
Согласно статье 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
В Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», принятый 28 марта 1998 г., неоднократно вносились изменения; последние изменения приняты 22 декабря 2020 г. (№ 461-ФЗ). Этот закон, а также закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. осуществляют правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Слайд № 6
Воинская обязанность предусматривает:
· воинский учет;
· обязательную подготовку к военной службе;
· призыв на военную службу;
· прохождение военной службы по призыву;
· пребывание в запасе;
· призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Слайд № 7
Воинский учет — это составная часть воинской обязанности граждан. Воинскому учету подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.
Слайд № 8
Все граждане Российской Федерации обязаны состоять на воинском учете.
Слайд № 9
Исключение составляют граждане:
· освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Законом «О воинской обязанности и военной службе»;
· проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
· отбывающие наказание в виде лишения свободы;
· лица женского пола, не имеющие военно-учетной специальности или категории воинского учета, указывающей военную специальность (получаются при окончании определенного образовательного учреждения);
· граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
Воинский учет призван определить возможности государства по обеспечению комплектования Вооруженных сил личным составом.
Слайд № 10
Воинский учет граждан Российской Федерации осуществляется по месту жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.
Закон определяет, что в документах по воинскому учету должны содержаться следующие сведения о гражданине:
Слайд № 11
· фамилия, имя, отчество;
· дата рождения;
· место жительства;
· семейное положение;
· образование;
· место работы;
· годность к военной службе по состоянию здоровья;
· профессиональная пригодность к подготовке по военно- учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;
· основные антропометрические данные: рост, вес, окружность грудной клетки, мышечная сила кисти, жизненная емкость легких (спирография);
Слайд № 12
· прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;
· прохождение военных сборов;
· наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
· владение иностранными языками;
· наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;
· возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;
· наличие судимости;
· сведения о бронировании гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время.
Слайд № 13
Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в год достижения ими возраста 17 лет (это мероприятие проводится с января по март включительно). Первоначальную постановку на воинский учет осуществляет специальная комиссия по постановке граждан на воинский учет, создаваемая в районе, городе или другом административном образовании.
Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.
Слайд № 14
Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет проводят врачи- специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, а в случае необходимости (по направлению военкомата) — врачи других специальностей.
На основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет допризывник может быть направлен в медицинское учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза либо для лечения заболевания. В настоящее время прорабатывается вопрос о том, чтобы обследование проводилось в военных госпиталях.
В случае если допризывник или юноша призывного возраста нуждается в продолжительном (свыше трех месяцев) медицинском обследовании (лечении), выносится заключение о его временной негодности к военной службе на срок от шести до двенадцати месяцев. После завершения медицинского обследования (лечения) необходимо пройти повторное освидетельствование.
Слайд № 15
Для граждан, признанных годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, определяется показатель предназначения для прохождения военной службы.
По результатам профессионального психологического отбора, проводимого при первоначальной постановке на воинский учет, гражданам могут выдаваться рекомендации для подготовки в военно-учебные заведения Министерства обороны РФ. Выявляются также качества, необходимые для службы в определенных районах.
После выполнения всех мероприятий, связанных с первоначальной постановкой на воинский учет, председатель комиссии (или по поручению председателя — секретарь комиссии) обязан сообщить допризывнику решение комиссии и разъяснить его обязанности по воинскому учету.
Слайд № 16
Допризывнику выдается Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. С этого момента статус допризывника меняется: он сможет осуществить свою конституционную обязанность, связанную со службой в армии.
Слайд № 17
В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
· состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а в населенном пункте, где нет военных комиссариатов, — в органах местного самоуправления;
· явиться в установленное время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или места временного пребывания;
· при увольнении с военной службы в запас Вооруженных сил РФ явиться в двухнедельный срок со дня исключения из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на учет;
Слайд № 18
· сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления;
· сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из страны на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или при возвращении в Российскую Федерацию;
· бережно хранить военный билет, а также Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
· в случае утраты указанных документов следует в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
Слайд № 19
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва с места жительства на срок более трех месяцев, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет.
В период мобилизации, военного положения, а также в военное время воинская обязанность определяется соответствующими законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Слайд № 20
Мобилизация — это комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных сил, экономики государства и органов государственной власти страны.
Слайд № 21
Военное положение— это особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах; выражается в расширении полномочий военных властей и возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.
Слайд № 22
Военное время — это период фактического нахождения государства в состоянии войны; характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударственных отношений, введением законов военного времени.
В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Президент РФ, являясь Верховным главнокомандующим, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против государства, а также в случае возникновения вооруженных конфликтов в той или иной части Федерации объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение и отдает приказ о ведении военных действий. В этом случае предусматривается призыв на военную службу по мобилизации.
Одной из составляющих воинской обязанности является обязательная подготовка граждан к военной службе. Обязательная подготовка к военной службе предусматривает:
Слайд № 23
· военно-патриотическое воспитание;
· получение начальных знаний в области обороны;
· подготовку по основам военной службы в государственных, муниципальных или негосударственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;
· подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
· медицинское освидетельствование и медицинское обследование;
· проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
Условно обязательную подготовку граждан к военной службе можно разделить на два периода.
Слайд № 24
Первый период — подготовка к военной службе граждан допризывного возраста.
Второй период — подготовка к военной службе граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете (до момента отправки со сборного пункта к месту прохождения военной службы).
Слайд № 25
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.
В первый период подготовка граждан к военной службе в основном направлена на достижение общеобразовательного уровня, определяющего пригодность к исполнению воинской обязанности. Работа идет по следующим направлениям: совершенствование физических качеств; выработка необходимых психологических качеств, умения работать в коллективе и малых группах; определение индивидуальных наклонностей и возможностей; первоначальный профессиональный отбор (определение склонностей и предрасположенности к определенным профессиям). В этот период юноши получают начальные знания в области обороны.
Подготовка граждан призывного возраста строится с учетом рекомендаций по результатам профессионального психологического отбора во время первоначальной постановки на воинский учет. В этот период каждый призывник должен развить в себе необходимые Качества, характерные для выбранной (рекомендованной) военной специальности. Кроме того, целесообразно детально ознакомиться с основами военной службы по призыву (контракту), узнать о требованиях к уровню здоровья при службе в определенных войсках. Важно спланировать систему индивидуальной подготовки так, чтобы максимально подготовиться к будущей службе.
Слайд № 26
Призыв на военную службу
Слайд № 27
Порядок призыва на военную службу граждан Российской Федерации также определен Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами.
Слайд № 28
Призыв на военную службу организует военный комиссариат соответствующей территории при содействии местной администрации. Нормы призыва устанавливаются Министерством обороны РФ для каждого субъекта Российской Федерации и муниципального образования, имеющего статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.
Слайд № 29
Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании указанного статуса решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара соответствующего субъекта.
В целях обеспечения деятельности призывной комиссии выделяются и оборудуются территории и помещения, оснащенные всем необходимым для медицинского освидетельствования, а также оборудованием и материально-техническими средствами, требующимися для проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору призывников.
В целях реализации задач по проведению призыва на военную службу военный комиссар:
· разрабатывает и согласовывает с главой местной администрации план проведения призыва на военную службу;
· оказывает необходимую помощь организациям в выполнении установленных законодательством Российской Федерации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением призыва на военную службу;
· представляет заявки руководителям медицинских организаций на выделение требуемых врачей-специалистов и среднего медицинского персонала; заявки на выделение технических работников и предоставление средств связи, транспортных и других материальных средств, необходимых для подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, подаются в орган местного самоуправления;
· участвует совместно с представителями медицинских организаций в контроле за медицинским освидетельствованием призывников и прохождением ими медицинского обследования;
· вносит в призывную комиссию предварительное предложение о направлении призывника в определенный вид и род войск Вооруженных сил Российской Федерации, в другие войска, воинские формирования и органы, или о необходимости освобождения его от призыва на военную службу, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу;
· организует при содействии органа местного самоуправления и должностных лиц организаций проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан, подлежащих призыву на военную службу;
· проводит работу по разъяснению населению законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам исполнения воинской обязанности;
· организует учет призывников, уклоняющихся от призыва на военную службу; в случае необходимости направляет в органы внутренних дел материалы на этих призывников;
· обеспечивает отбор и своевременную подготовку материалов для проведения проверок органами Федеральной службы безопасности граждан, подлежащих призыву на военную службу, для исполнения специальных обязанностей военной службы;
- обеспечивает членов призывной комиссии нормативными правовыми актами и иной документацией, необходимой для проведения призыва на военную службу.
В пределах своей компетенции военный комиссар может выполнять и иные задачи по вопросам призыва на военную службу.
Слайд № 30
Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или об отправке в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата.
Вручение повесток производится под расписку работниками военного комиссариата либо руководителями или другими должностными лицами по месту работы (учебы) призывника, как правило, не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке.
После принятия решения о создании призывной комиссии ее председатель — глава местной администрации или иной представитель местной администрации — совместно с военным комиссаром составляет график работы, на основании которого в военном комиссариате разрабатываются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии.
Слайд № 31
Явка призывников, проживающих за пределами населенных пунктов, в которых создаются призывные комиссии, обычно проводится в организованном порядке в сопровождении представителей организаций.
Контроль за явкой призывников осуществляет председатель призывной комиссии; он же принимает меры по установлению причин неявки отсутствующих лиц.
Слайд № 32
В случае уклонения от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссар направляет соответствующие материалы прокурору по месту жительства призывника для решения вопроса о привлечении его к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Розыск граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, а также их привод в военный комиссариат осуществляются органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством.
Слайд № 33
Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование в военкомате и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Решение о предназначении призывника для службы в определенном виде, роде войск Вооруженных сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки; при этом учитываются предложения военного комиссара, касающиеся предназначения призывника. В расчет принимается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану.
Слайд № 34
Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами. Это решение заносится в Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника.
Слайд № 35
Призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке в назначенный срок в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы.
Слайд № 36
При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва или для отсрочки от призыва возлагается на военного комиссара, а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования — на военный комиссариат и соответствующие медицинские организации.
Слайд № 37
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва, подлежит призыву на общих основаниях.
Слайд № 38
Призывник, не прошедший военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки от призыва или не призванный на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении возраста 27 лет в установленном порядке снимается с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу и не пребывающих в запасе.
Слайд № 39
При отмене решения о призыве на военную службу (такие решения могут приниматься как призывными комиссиями, так и судебными органами), в Удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, делается соответствующая запись, которая заверяется подписью военного комиссара (заместителя председателя призывной комиссии) и печатью военного комиссариата. Аналогичная запись делается в учетной карте призывника.
Для осуществления методического руководства нижестоящими призывными комиссиями, контроля за их деятельностью и выполнения иных задач, определенных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации.
По завершении призыва призывная комиссия подводит его итог.
В целях обеспечения организованной отправки граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы, формирования воинских эшелонов (команд) и передачи призванных в армию представителям воинских частей по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации выделяются и оборудуются территории и помещения, оснащенные всем необходимым для медицинского осмотра и контрольного медицинского освидетельствования, а также для проведения дополнительных мероприятий по профессиональному психологическому отбору призывников (сборный пункт).
Для организации работы сборного пункта военным комиссариатом субъекта Российской Федерации при содействии органа исполнительной власти создается временный штат администрации сборного пункта под руководством начальника сборного пункта. Начальник сборного пункта подчиняется заместителю военного комиссара субъекта Российской Федерации.
Слайд № 40
Явка призывников в военный комиссариат для последующей отправки на сборный пункт назначается, исходя из установленного срока прибытия их на сборный пункт. При этом учитывается время, необходимое в последующем для обеспечения призывников вещевым имуществом, ознакомления с ними представителей воинских частей и формирования воинских эшелонов (команд). Призывники обязаны прибыть в военный комиссариат в исправной одежде и обуви по сезону.
На сборный пункт призывники направляются в организованном порядке в сопровождении представителей военных комиссариатов и организаций.
В соответствии с законом на сборном пункте призывники обеспечиваются вещевым имуществом по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и в порядке, определяемом Министерством обороны РФ. Во время нахождения на сборном пункте они обеспечиваются питанием по нормам, установленным Правительством РФ, для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и в порядке, определяемом Министерством обороны РФ.
На сборном пункте разрешается иметь резерв призывников (до трех процентов от числа отправляемых в воинских эшелонах или командах), который используется при необходимости для пополнения воинских эшелонов (команд) в случае заболевания отдельных призывников или невозможности их отправки по другим причинам. Призывников, находящихся в резерве, возвращать в военные комиссариаты запрещается.
Слайд № 41
До убытия граждан, призванных на военную службу, со сборного пункта к месту прохождения военной службы приказом военного комиссара субъекта Российской Федерации им присваивается воинское звание рядового. О присвоении воинского звания и о дате убытия со сборного пункта в документах персонального учета этих граждан (военном билете и учетно- послужной карточке) делаются соответствующие записи. Все записи заверяются подписью военного комиссара субъекта РФ (его заместителя) и печатью военного комиссариата.
Личные дела призывников с оформленными в установленном порядке выписками из решений призывной комиссии субъекта Российской Федерации не позднее пятидневного срока с даты принятия этих решений возвращаются в военные комиссариаты.
Слайд № 42
Закон регулирует также порядок призыва на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера. На военную службу офицеров запаса призывает военный комиссар на основании выписок из приказов министра обороны РФ по личному составу.
Призыв на военную службу офицеров запаса непосредственно после окончания государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования организует военный комиссариат и осуществляет военный комиссар по месту расположения образовательного учреждения.
Нормы призыва на военную службу устанавливаются указами Президента РФ и доводятся Министерством обороны до военного комиссара через управления соответствующих военных округов.
Призыв на военную службу офицеров запаса включает:
- явку на медицинское освидетельствование и к военному комиссару для принятия решения о призыве на военную службу;
- явку в военный комиссариат и получение предписания для убытия к месту прохождения военной службы.
Офицеру запаса, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке к военному комиссару в целях получения предписания для убытия к месту прохождения военной службы.
При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами, военный комиссар выносит решение об освобождении офицера запаса от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносит на основании документов, представленных офицером запаса военному комиссару, один раз в год. Офицер запаса так же может быть освобожден от исполнения воинской обязанности.
Офицеру запаса, призванному на военную службу, в военном комиссариате вручаются два экземпляра предписания об убытии к месту прохождения военной службы, получив которые он самостоятельно убывает к месту ее прохождения.
По прибытии офицера в часть командир части делает на втором экземпляре предписания, выданного военным комиссаром, отметку о дате прибытия, заверяет предписание своей подписью и печатью воинской части и в трехдневный срок возвращает его в военный комиссариат.
После откомандирования офицера к месту прохождения поенной службы его личное дело в трехдневный срок высыпается военным комиссариатом в воинскую часть, в которую он направлен.
Слайд № 43
Прохождение военной службы по призыву
Порядок прохождения военной службы по призыву определяется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохождения военной службы.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены (в том числе в составе подразделения, воинской части, соединения) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) в мирное время исключительно на добровольной основе, и только если срок их военной службы составляет не менее шести месяцев.
Слайд № 44
Началом военной службы для граждан, призванных на военную службу, считается день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения службы. С этого момента гражданин приобретает статус военнослужащего.
По прибытии в часть и после прохождения начальной военной подготовки, продолжительность которой не превышает двух месяцев, военнослужащий приводится к военной присяге.
Слайд № 45
До приведения военнослужащего к военной присяге он не может привлекаться к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой и караульной службы. За ним также не могут закрепляться оружие и военная техника, и на него не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста.
Повседневная жизнь военнослужащих в военной части осуществляется в соответствии с требованиями внутренней службы.
Слайд № 46
Внутренняя служба, организованная в соответствии с положениями Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ, предназначена для поддержания в частях внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих постоянную боевую готовность и учебу личного состава, организованное выполнение им задач в повседневной деятельности. Внутренняя служба требует организованных действий военнослужащих независимо от их желаний.
Руководство внутренней службой осуществляет командир воинской части, а в расположении подразделения — командир подразделения. Непосредственным организатором внутренней службы является начальник штаба, а в расположении роты — старшина роты.
Каждый военнослужащий проходит военную службу на определенной воинской должности, которой соответствует воинское звание.
Слайд № 47
В Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях установлены составы военнослужащих и соответствующие им воинские звания. Перечень составов и воинских званий определен Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Таблица. Перечень составов и воинских званий военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации
Составы |
Воинские звания |
|
войсковые |
корабельные |
|
Солдаты Матросы |
Рядовой Ефрейтор |
Матрос Старший матрос |
Сержанты Старшины |
Младший сержант Сержант Старший сержант Старшина |
Старшина 2-й статьи Старшина 1-й статьи Главный старшина Главный корабельный старшина |
Прапорщики Мичманы |
Прапорщик Старший прапорщик |
Мичман Старший мичман |
Слайд № 48 |
|
|
Младшие офицеры |
Младший лейтенант Лейтенант Старший лейтенант Капитан |
Младший лейтенант Лейтенант Старший лейтенант Капитан-лейтенант |
Старшие офицеры |
Майор Подполковник Полковник |
Капитан 3-го ранга Капитан 2-го ранга Капитан 1-го ранга |
Высшие офицеры |
Генерал-майор Генерал-лейтенант Генерал-полковник Генерал армии Маршал Российской Федерации |
Контр-адмирал Вице-адмирал Адмирал Адмирал флота |
Для прохождения военной службы в каждом звании устанавливается определенный срок. Очередное воинское звание присваивается в день истечения срока службы в предыдущем звании. Воинское звание может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного воинской должностью.
В настоящее время воинские звания присваивают:
· высшие воинские звания — Президент Российской Федерации;
· до полковника (капитана 1-го ранга) — министр обороны РФ;
· до подполковника (капитана 2-го ранга) — заместитель министра обороны РФ, главнокомандующие видами Вооруженных сил;
· до майора (капитана 3-го ранга) — командующий войсками военного округа;
· до старшего прапорщика (старшего мичмана) — командир объединения;
· до старшины (главного корабельного старшины) — командир соединения;
· до старшего сержанта (главного старшины) — командир воинской части;
· до ефрейтора (старшего матроса) или курсанта — командир воинской части.
Для военнослужащих устанавливаются военная форма и знаки различия.
Военная форма и знаки различия по воинским званиям военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, других войск утверждаются Президентом РФ.
Знаки различия по видам Вооруженных сил РФ, родам войск и службам, а также правила ношения военной формы одежды и знаков различия определяются министром обороны.
Военная форма одежды военнослужащих подразделяется на парадную, повседневную и полевую, а каждая из этих форм, кроме того, подразделяется на летнюю и зимнюю. При выполнении военнослужащими специфических задач предусматривается ношение специальной (летно-технической, утепленной и др.) одежды.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, носят форму одежды:
· парадную — при принятии военной присяги; при вручении воинской части Боевого знамени; при назначении в состав почетного караула; в дни годовых праздников воинской части; при несении службы часовыми по охране Боевого знамени;
· полевую — на учениях, маневрах, боевых дежурствах и на занятиях в учебных центрах;
· повседневную — во всех остальных случаях.
Слайд № 49
Прохождение военной службы по контракту
Организация военной службы по контракту — это одно из направлений создания профессиональной армии.
Военная служба по контракту — это добровольная служба, на несение которой гражданин заключает контракт с Министерством обороны РФ; заключающий контракт обязуется проходить военную службу на определенных условиях.
Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность проходить военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока. Подписывающий контракт подтверждает свою готовность добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами государства. Условия контракта также включают в себя соблюдение прав контрактника, членов его семьи и получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательством.
Контракт о прохождении военной службы имеют право заключать:
· военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;
· военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прослужившие не менее двенадцати месяцев, а также граждане, пребывающие в запасе;
· граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие образовательные учреждения высшего профессионального образования;
· граждане женского пола, не пребывающие в запасе.
Первый контракт о прохождении военной службы вправе включать граждане в возрасте от 18 до 40 лет.
Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, не находящихся на военной службе, осуществляется военными комиссариатами, а из числи военнослужащих — воинскими частями.
Определение соответствия граждан требованиям, установленным для поступления на военную службу по контракту, возлагается на комиссии военных комиссариатов, а определение соответствия военнослужащих — на аттестационные комиссии воинских частей.
К контрактнику предъявляются повышенные требования и вопросах его профессиональной подготовленности и пригодности по состоянию здоровья. Он должен соответствовать и профессионально-психологическим требованиям военной службы на конкретных должностях в Вооруженных силах РФ. С этой целью граждане, изъявившие желание заключить контакт, подлежат медицинскому освидетельствованию и обследованию по установленным методикам профессионального психологического отбора.
Граждане, не проходящие военную службу, при поступлении на военную службу по контракту проходят предварительное и окончательное освидетельствование. Освидетельствование проводится по направлению военного комиссариата района, города (без районного деления). Предварительное освидетельствование проводится военно-врачебной комиссией (ВВК) военного комиссариата района, города (без районного деления), окончательное освидетельствование — ВВК военного комиссариата субъекта РФ.
До начала предварительного освидетельствования следует пройти:
· флюорографическое исследование органов грудной клетки в двух проекциях;
· ЭКГ (исследование работы сердца в покое и после нагрузки).
Также требуется сдать:
· общий анализ крови;
· анализ крови на вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) и сифилис;
· общий анализ мочи.
Результаты освидетельствования врачами-специалистами и заключение ВВК записываются в карту медицинского освидетельствования, которая приобщается к личному делу гражданина.
К поступлению на военную службу по контракту отбираются граждане, которые по состоянию здоровья годны к военной службе (категория А) или годны к военной службе с незначительными ограничениями (категория Б).
По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из четырех заключений о профессиональной пригодности гражданина к военной службе по контракту на конкретной воинской должности (по классу сходных воинских должностей):
· рекомендуется в первую очередь (первая категории);
· рекомендуется (вторая категория);
· рекомендуется условно (третья категория);
· не рекомендуется (четвертая категория).
Гражданин, получивший четвертую категорию, на военную службу по контракту не принимается.
Первый контракт о прохождении военной службы с поступающим на воинскую должность, для которой предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, заключается на три года; офицеры могут заключить контракт на пять лет.
Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, может заключить первый контракт на меньший срок — при условии, что общая продолжительность его военной службы по призыву и первому контракту составит три года.
Последующие контракты могут заключаться военнослужащими на срок три, пять и десять лет.
Началом военной службы по контракту считается вступление контракта в силу (дата указывается). Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
В настоящее время в Вооруженных силах РФ определен ряд воинских должностей, которые могут комплектоваться солдатами и сержантами, проходящими военную службу по контракту.
В сухопутных войсках по контракту могут комплектоваться следующие должности солдат и сержантов: командир мотострелкового отделения, командир боевой машины, командир боевой машины десанта, командир парашютно- десантного отделения, командир танка, командир зенитной установки, мастер по ремонту бронетанковой техники, мастер по ремонту радиолокационных станций, механик-водитель боевой машины пехоты, механик-водитель боевой машины десанта, механик-водитель танка, механик ракетных войск и артиллерии, наводчик артиллерийского орудия, старший оператор ЭВМ и др.
В Военно-воздушных силах по контракту могут комплектоваться воинские должности солдат и сержантов: авиационный механик, дешифровщик, диспетчер, заправщик, кодировщик, компрессорщик, метеонаблюдатель, механик телефонных станций и телефонной аппаратуры, начальник маяка, начальник пункта технического обслуживания, оператор, планшетист, радист-кодировщик, укладчик парашютов и др.
В Военно-морском флоте по контракту могут комплектоваться следующие воинские должности матросов и старшин: боцман, водолаз, гидроакустик, командир отделения гидроакустиков, мастер по ремонту радиолокационных станций, машинист-турбинист подводной лодки, оператор контрольно- измерительного поста главной энергетической установки подводной лодки, оператор противолодочного оружия, оператор радиолокационной станции, рулевой, рулевой-сигнальщик, старший водолаз, старший гидроакустик, старший рулевой, старший торпедист, электрик (противолодочного вооружения) и др.
В ракетных войсках стратегического назначения по контракту могут комплектоваться следующие должности солдат и сержантов: водитель, инструктор по вождению, механик, механик-водитель, механик-водитель многоосных дизельных автомобилей, оператор, оператор командной радиолинии, радиотелеграфист, электрик, электрик проверочно- пускового электрооборудования и силовых агрегатов ракетных комплексов.
Обязательное условие прохождения службы по контракту — соответствие установленным требованиям по уровню образования, профессиональной пригодности и физической подготовки.
Для успешного исполнения обязанностей на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин требуется, как правило, среднее (полное) общее образование или начальное (среднее) профессиональное образование. Обязательное условие — наличие гражданской профессии и военно-учетной специальности. Учитываются также стаж военной службы, опыт работы по ВУС, классная квалификация и результаты выполнения нормативов по боевой подготовке.
Высокие требования предъявляются и к индивидуальным профессионально-психологическим качествам кандидатов. Поступающий на военную службу по контракту должен обладать устойчивыми мотивами добровольного поступления на военную службу, быть дисциплинированным и ответственным, способным работать в коллективе, эффективно взаимодействовать с другими военнослужащими, уважительно относиться к товарищам, старшим, командирам. К числу важнейших качеств относятся инициативность и разумная активность, умение принимать решения при неполной информации и дефиците времени и грамотно реализовывать их. Контрактник должен быть эмоционально устойчивым в ситуациях, связанных с угрозой для жизни, обладать выносливостью к психологическим и физическим перегрузкам. Кроме того, от него в полной мере требуется умение в любых условиях эффективно использовать вооружение и военную технику для достижения победы в бою.
Проходящие военную службу по контракту имеют статус военнослужащих и обладают всеми правами и свободами, установленными законодательством Российской Федерации. Однако по сравнению с теми, кто служит по призыву, у них имеется ряд дополнительных прав и льгот. В частности, контрактники имеют право на изменение места военной службы, в том числе и право на перевод в другую местность по состоянию своего здоровья (или по состоянию здоровья членов семьи). При увольнении с военной службы контрактники могут выбрать постоянное место жительства в любом населенном пункте России.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
Время прохождения военной службы по контракту засчитывается в общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы. Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную законодательством России. Исключение составляют несение боевого дежурства, учения, походы кораблей и другие мероприятия, которые проводятся при необходимости без ограничений общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Ежегодно данной категории военнослужащих предоставляется основной отпуск, продолжительность которого устанавливается в зависимости от общей продолжительности военной службы:
· до 10 лет — 30 суток;
· 10 лет и более — 35 суток;
· 15 лет и более — 40 суток;
· 20 лет и более — 45 суток.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, продолжительность основного отпуска увеличивается на срок до пятнадцати суток. При этом общая продолжительность основного отпуска с учетом дополнительных суток отдыха не может превышать шестидесяти суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно. Контрактники и члены их семей во время отпуска обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, на туристических базах Министерства обороны РФ.
Оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом МРОТ. Оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям. Предусмотрены также ежемесячные надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы.
Контрактникам, добросовестно исполняющим обязанности военной службы, по итогам календарного года по решению командира воинской части может быть выплачено единовременное денежное вознаграждение в размере не менее трех окладов денежного содержания. Кроме того, им может быть выплачена премия за образцовое выполнение воинского долга в размере до трех окладов денежного содержания.
При переезде военнослужащих на новое место военной службы им производятся выплаты подъемного пособия в размере двух окладов денежного содержания на военнослужащего, одного оклада на супругу и половины оклада на каждого члена семьи военнослужащего.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть уволен с военной службы досрочно: по состоянию здоровья, в связи с проведением организационно- штатных мероприятий, а также в связи с невыполнением им условий контракта.
Слайд № 50
Альтернативная гражданская служба
Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
Россия была первым в мире государством, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от военной службы по религиозным убеждениям стало практиковаться в нашей стране еще в XVIII в. В 1762 —1763 гг. по приглашению Екатерины II в Россию из Пруссии переселились протестанты-менониты, убежденные пацифисты, проповедовавшие отказ от любых клятв (в том числе от присяги) и воинской службы. В 1787 г. императорским указом менонитам была предоставлена льгота — освобождение от военной службы.
Введение в России в 1874 г. всеобщей воинской повинности вызвало массовые отказы от военной службы, особенно со стороны представителей ряда конфессий, в первую очередь протестантских. По новому указу все льготы отменялись, что повлекло за собой невиданную по размаху эмиграцию. В результате царское правительство вынуждено было пойти на компромисс. В Устав о воинской повинности были внесены изменения, согласно которым менониты, поселившиеся в Российской империи до января 1874 г., могли отбывать сроки обязательной службы во вневойсковых командах (без ношения оружия). Таким образом, они стали первыми «альтернативщиками» в истории государства, которое выполняло определенные обязательства по их содержанию: выделяло денежные средства для выплаты поденной платы рабочим, на лечение рабочих в учреждениях военного ведомства, на оплату квартир и коммунальных услуг, а также на оборудование и ремонт мастерских.
На «обязанных рабочих» — так назывались первые «альтернативщики» — формально распространялись все правила призыва на военную службу, которые регулировались военно- административным законодательством. Уклонение от работ каралось по военно-уголовному законодательству.
В дальнейшем льгота по освобождению от военной службы была пожалована духоборам, молоканам и последователям других сект.
Однако отказы от военной службы случались не только по религиозным мотивам. В частности, в октябре 1876 г. газета «Московские ведомости» сообщала о массовом отказе ссыльных уральских казаков служить в армии. Были случаи отказа и в других социальных слоях.
После 1917 г. Россия стала одной из первых стран, признавших право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести.
4 января 1919 г. был издан декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям». Согласно этому документу граждане, чья вера не позволяла держать в руках оружие, могли нести альтернативную службу в госпиталях либо заниматься другой общественно полезной работой, также предусматривалась возможность полного освобождения от военной службы. Декрет 1919 г. стал первым законодательным актом Советской республики в этом направлении. Приняв его, Россия заслужила положительные отзывы мирового сообщества.
Летом 1923 г. был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, в котором содержалась специальная глава — «Об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям», регулирующая порядок судебного производства по этому вопросу. Судебные эксперты скрупулезно определяли, действительно ли человек придерживается религиозных взглядов, которые могут освободить его от военной службы, а также какую именно работу назначить в качестве альтернативной.
В январе 1925 г. появился Закон «Об обязательной военной службе». Круг лиц, имевших право на отказ от военной службы, был значительно сужен. Полное освобождение призывника от военной службы, как было ранее, исключалось.
Институт альтернативной службы просуществовал в СССР до 1939 г. И только к концу XX в. Россия вновь возвратилась к этому вопросу.
В 1993 г. в принятой всенародным голосованием Конституции РФ было закреплено право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской (ст. 59, п. 3). И в этом же 1993 г. в России появились первые «альтернативщики», правда немецкие. Они ухаживали за пожилыми людьми — жертвами сталинских репрессий.
В понятие «альтернативная гражданская служба» (АГС) заложено две основные цели: конституционная защита прав граждан и обеспечение достойного существования социально уязвимым слоям населения.
Правовой основой альтернативной службы являются, как уже сказано выше, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, основной из которых — Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» № 113 ФЗ от 25 июля 2002 г., другие нормативно-правовые акты РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. указывается, что право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой признается:
· если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина;
· если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
На альтернативную гражданскую службу могут быть направлены граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе. При этом они должны иметь право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (см. выше).
Указанные лица должны лично подать заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской. В отношении этих лиц принимается соответствующее решение призывной комиссией района, или города без районного деления, или иного муниципального образования.
На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» имеют основания для освобождения от призыва, не подлежат призыву или имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.
В своем заявлении гражданин должен указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене, и обосновать, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы/учебы гражданина. Для доказательства своих доводов гражданин может приложить к заявлению другие документы, а также указать лиц, которые согласны поддержать его.
Военный комиссариат выдает гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления.
Заявление рассматривается на заседании призывной комиссии только в присутствии его подателя. О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.
В законе указывается, что призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на следующих основаниях:
· выступления на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов;
· анализ документов, представленных гражданином;
· анализ дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.
По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе.
Заключение комиссии должно быть вынесено в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат. При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок вынесения заключения может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.
Решение принимается простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято. На руки гражданину в трехдневный срок выдается копия заключения.
Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:
· он нарушил срок или порядок подачи заявления;
· представленные документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
· в заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;
· гражданин дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;
· ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу, но он от нее уклонился.
Уважительными причинами неявки на заседание призывной комиссии (при условии документального подтверждения причин неявки) являются:
· заболевания или увечья (травмы), связанные с утратой трудоспособности
· тяжелое состояние здоровья близких родственников (отца, матери, жены, детей, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя) либо участие в похоронах указанных лиц;
· препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иные обстоятельства, не зависящие от воли гражданина.
Призывная комиссия может признать уважительными и иные причины. Решения комиссии гражданин может оспорить в суде.
Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Направление граждан на альтернативную гражданскую службу включает кроме указанных выше условий:
· явку на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении на альтернативную гражданскую службу;
· явку в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.
На мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия.
К месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет военный комиссар согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти и в соответствии с решением призывной комиссии.
Гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, обязан явиться в военный комиссариат в срок, указанный в повестке, и получить под расписку предписание для убытия к месту прохождения службы.
Работодатель, к которому прибывает гражданин, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы и в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.
Трудовая деятельность граждан, проходящая альтернативную гражданскую службу, определяется Трудовым кодексом РФ с учетом особенностей, предусмотренных в Законе «Об альтернативной службе».
По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, могут привлекаться к ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории Федерации.
Гражданину, проходящему альтернативную службу, предоставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и возможного отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.
Закон определяет сроки прохождения альтернативной гражданской службы. Согласно пункту 1 статьи 5 срок альтернативной службы превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (с 1 января 2008 г. — один год) в 1,75 раза, если служба проходит в гражданских учреждениях, и согласно пункту 2 статьи 5 — в 1,5 раза, если служба проходит в организациях Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. На текущий момент (с 1 января 2008 г.) — это 21 месяц и 18 месяцев соответственно.
Как правило, служба проходит за пределами территории постоянного проживания несущих службу граждан (экстерриториальный принцип).
Слайд № 51
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.