Организация взаимодействия образовательной организации с семьей обучающегося
Вопросы:
1. Построение системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения;
2. Формы и методы взаимодействия образовательного учреждения с семьей;
3. Способы решения наиболее типичных конфликтов, возникающих в процессе взаимодействия семьи и образовательной организации.
Основные термины:
Педагогическое взаимодействие - процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка. П.в. - одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания.
Информационная потребность - потребность, возникающая, когда цель, стоящая перед пользователем в процессе его профессиональной деятельности либо в его социально-бытовой практике, не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации.
Единое информационное пространство - это совокупность информационных пространств, объединенных общими культурно-историческими, политическими, экономическими и технологическими связями, а также межнациональным языком общения, имеющая географические, политические и семиотические границы.
Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей.
Инцидент – первый открытый этап в динамике конфликта, выражающийся во внешнем противодействии, столкновении сторон.
Компромисс – стратегия поведения в конфликте, состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник обладают одинаковыми возможностями; наличия взаимоисключающих интересов, угрозы потерять все.
Построение системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения
Воспитательная деятельность в СПО является неотъемлемой частью образовательного процесса, она осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, крепкая семья, гуманизм, милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение.
В педагогической литературе взаимодействие образовательной организации и семьи определяется как процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного воспитания. Ценностная основа такого взаимодействия – создание условий для успешной самореализации личности , личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации.
В реальной практике взаимодействие семьи и образовательного учреждения может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему, которая может включать следующие направления:
· изучение семей обучающихся, их образовательных и информационных потребностей и запросов, воспитательного и культурного потенциала;
· использование различных форм взаимодействия, наполнение их современным содержанием;
· создание условий для включения родителей в деятельность образовательной организации как равноправных субъектов;
· повышение педагогической, правовой, информационной культуры субъектов образовательного процесса;
· организация родительского всеобуча;
· формирование единого информационного пространства, способствующего неконфликтному взаимодействию педагогов, обучающихся и родителей (законных представителей).
Целью взаимодействия образовательной организации и семьи является интеграция родителей в образовательный процесс путем создания специальных условий для привлечения семьи к сопровождению обучающегося.
Полноценные отношения между образовательной организацией и родителями – это отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования. В построении системы взаимодействия образовательной организации и семьи можно выделить три этапа.
Первый этап – знакомство, на котором определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие общих целей – важный фактор для построения взаимодействия. На первом этапе большое значение имеет определение взаимной полезности участников, т.е. изучение возможностей (ресурсов) друг друга, позволяющее распределить усилия сторон для достижения желаемого эффекта в совместной работе.
На данном этапе необходимо актуализировать и эксклюзивную полезность педагогического коллектива для обучающихся и родителей. Очень важно, чтобы родители знали о том, что в образовательной организации, например, работают уникальные специалисты, что педагогический коллектив участвует в интересных проектах и т.д.
Следовательно, на первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия:
- мониторинг родительских запросов (ожиданий) и ресурсов;
- собственный «ценностный аудит».
Как правило, у каждой образовательной организации есть определенное представление о своих приоритетах в образовании, однако лучше, если это представление будет обсуждено на педсовете, зафиксировано в каком-либо документе (концепции, декларации, программе) и представлено публично (на сайте, в холле здания образовательной организации, в специальном буклете и т.д.).
Основным итогом первого этапа должно стать желание родителей осуществлять совместную деятельность с образовательной организацией.
Второй этап – совместная деятельность, когда будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.
На данном этапе важно понятие общего вклада – разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности.
Педагогическим коллективам следует учитывать, что желание родителей сделать этот вклад возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательной организации. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов:
- соблюдение этических норм и договоренностей;
- поддержка тех, у кого необходимо вызвать доверие;
- результативность.
Реальная работа с родителями может выражаться в таких направлениях, как:
- информирование;
- просвещение;
- консультирование;
- обучение;
- социальная и психологическая помощь семье.
В качестве теста педагогическому коллективу необходимо ответить на вопрос: каким образом (через какие наши действия) родитель может увидеть (почувствовать), что о нем действительно заботятся? Если семья ощущает эту заботу, уровень доверия к образовательному учреждению существенно возрастает.
Третий этап – непосредственно взаимодействие. Необходимым условием партнерских отношений является добровольность, которая понимается как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т.д.).
Вторым условием эффективного взаимодействия семьи и Образовательной организации является долговременность отношений, т.е. нацеленность его участников на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия.
Третье условие эффективных отношений – взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности. Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности. Педагогу необходимо четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку семьям дифференцированно. Именно поэтому так велика роль обратной связи на всех этапах построения взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
Эффективность взаимодействия также во многом зависит от умения педагога работать с родителями, находить с ними общий язык.
Формы и методы взаимодействия образовательного учреждения с семьей
В практике работы с родителями используются разнообразные формы и методы работы. Формы взаимодействия образовательного учреждения с семьей могут быть индивидуальными (беседа с родителями, консультации по отдельным вопросам, посещение семьи воспитанника, беседа с родителями по телефону, использование электронной почты (где есть такая возможность), переписка с родителями), коллективными (родительское собрание, день открытых дверей, конференция) и групповыми (тренинг, родительский комитет, родительский клуб).
Дни открытых дверей предоставляют возможность родителям непосредственно ознакомиться с условиями обучения и воспитания детей, получения дополнительного образования на факультативных занятиях, кружках, спортивных секциях, творческих коллективах и т.д. Родители могут посещать аудиторные и иные занятия, индивидуально общаться с педагогами, администрацией.
Планируя День открытых дверей, администрация определяет его тему (в зависимости от назревших проблем или решения насущных задач).
Конференция – форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей вызывают заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
Открытый урок или открытое занятие – знакомит родителей с программами обучения, методикой преподавания, требованиями педагога. Использование данной формы позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.
Индивидуальные тематические консультации – обмен информацией, дающей реальное представление о деятельности и поведении ребенка, его проблемах. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом.
Родительский комитет. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета, который может быть выбран на год. Родительский актив – это опора педагогов, при умелом взаимодействии они совместно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации общественно-значимых дел, решению проблем жизни коллектива.
Деловая игра – форма коллективной творческой деятельности родителей по изучению уровня сформированности педагогических умений у взрослых. Примерными темами деловых игр с родителями могут быть следующие: «Традиции в вашем доме», «Сын (дочь) пришел из образовательной организации», и др. Методика проведения деловой игры предусматривает объяснение ее назначения, определение темы и состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры, установку на их инициативу и творчество. При этом важно сначала проиграть несколько вариантов поведения участников ситуации, затем обсудить оптимальный выбор варианта действия для данной проблемы. Деловая игра позволяет не только рефлексивно оценить ту или иную модель поведения, но и дает интересный материал о жизни семьи: ее традициях, распределении внутрисемейных ролей, способах разрешения конфликтов.
Тематические родительские собрания в группах, общие собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;
Общие тематические собрания (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, работников правоохранительных органов, и.т.д.
Родительские форумы на сайте образовательной организации , интернет-сообщества, группы с участием педагогов, в которых происходит информирование родителей;
Участие родителей в психолого-педагогических консилиумах;
Участие , помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности, при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.
Способы решения наиболее типичных конфликтов, возникающих в процессе взаимодействия семьи и образовательной организации
Следует заметить, что конфликт берет свое начало в конфликтной. Конфликтная ситуация - процесс возникновения разногласий, первое столкновение желаний, мнений, интересов; возникает при дискуссии, споре, то есть участники заинтересованы в решении вопроса в свою пользу при несогласии другой стороны. Однако психологи отмечают, что «характерной чертой такой конфликтной ситуации является уважение обеими сторонами друг друга, проявление ими такта». Согласно общим правилам, чтобы конфликтная ситуация не переросла в полноценный конфликт, сторонам нужно придерживаться следующих позиций:
· ограничение предмета спора (неопределенность и переход от конкретного вопроса к общему затрудняют достижение согласия);
· учет уровня знаний, компетентности в данном вопросе противоположной стороны (при большой разнице в уровне компетентности спор или дискуссия будут малопродуктивными, а при упрямстве малокомпетентного спорщика они могут перерасти в конфликт);
· учет степени эмоциональной возбудимости, выдержанности противоположной стороны (важно знать: если участники спора легко эмоционально возбудимы, обладают упрямством, спор неизбежно перерастет в конфликт);
· осуществление контроля, за тем чтобы в пылу спора не перейти на оценку личностных качеств, сторонами друг друга. При несоблюдении данных правил спор перерастает в конфликт. «Конфликт - отношения между субъектами социального взаимодействия, характеризующиеся противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок)». Участниками конфликта могут быть: администрация (заведующий, заместитель заведующего, методист), педагоги и родители. Часто встречающиеся конфликты: педагог - педагог, методист - педагог, заведующий - методист, администрация - педагог, родитель - администрация, педагог-родитель.
Налаживать взаимодействие должны обе стороны, не вставая в позицию виновного или обвиняемого, ведь конечная цель и у педагогов, и у семьи обучающегося одна — здоровье и гармоничное развитие личности обучающегося.
Педагог, может влиять на построение отношений с родителями в ключе «сотрудничество», этому способствует соблюдение следующих принципов:
· доброжелательный стиль общения (позитивный настрой на общение - прочный фундамент, на котором строится эффективное взаимодействие с семьями обучающихся, неуместны категоричность, требовательный тон; педагог общается с родителями еженедельно, именно от этого зависит, каким будет отношение семьи к педагогу в целом);
· индивидуальный подход (педагогу, общаясь с родителями, важно чувствовать ситуацию, настроение родителя, чтобы оказать педагогическую поддержку семье обучающегося);
· сотрудничество вместо наставничества (современные родители - грамотные люди, которые имеют определенные педагогические знания, поэтому позиция наставничества не принесет положительного результата; гораздо эффективнее станет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях);
· ответственность (заключается в тщательной и серьезной подготовке к мероприятию по работе с семьями обучающихся - от буклета, до праздника; главное в этой работе - качественный подход, а не количественный);
· динамичность (должна вести политику постоянного и успешного развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социума, и родителей, как его составляющей, их образовательные потребности и воспитательные запросы). Таким образом, чтобы педагогу спланировать эффективную работу с семьями, подобрать интересные формы взаимодействия, надо хорошо знать личностные особенности самих родителей. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей.
Вывод
Разностороннее развитие личности учащегося требует единства, согласованности действий семьи и образовательного учреждения в процессе его воспитания. Актуальная задача деятельности в современных условиях – обеспечить взаимополезный союз семьи и учреждения образования, в центре внимания которого должны находиться интересы ребенка.
Список литературы
Миронов, И. П. Новые перспективы и возможности в работе куратора академической группы : учебно-методическое пособие / И. П. Миронов, Т. П. Царапина, Т. Ю. Жарова. — Пермь : ПНИПУ, 2015. — 170 с. // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/160975 .
Якина, Ю. И. Социально-педагогическая работа с семьей. Модуль «Подготовка родителей младших школьников к взаимодействию с одаренным ребенком» : учебно-методическое пособие / Якина Ю. И. - Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. - 250 с. - URL: http://www.iprbookshop.ru/86380.html .
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.