Организация эффективной подготовки к ОГЭ на уроках русского языка
Оценка 4.6

Организация эффективной подготовки к ОГЭ на уроках русского языка

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
русский язык
9 кл
18.04.2019
Организация эффективной подготовки к ОГЭ на уроках русского языка
В данной статье говорится о принципах, методах, видах и приёмах работы по эффективной подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку. Большое внимание уделяется тестовым технологиям, составлению алгоритмов как одному из эффективных приёмов над повышением грамотности; подготовке к самым сложным частям экзамена: сжатому изложению и сочинению - рассуждению.
доклад ОГэ.docx
Организация эффективной подготовки к ОГЭ на уроках русского языка. Систематическая подготовка к основному государственному экзамену является одним из важнейших составляющих при повышении качества образования по русскому языку. Итоговая аттестация – серьезная проверка учебной деятельности обучающихся под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат. Работу по подготовке обучающихся к ОГЭ начинаю с составленного плана на год. При этом руководствуюсь следующими принципами: систематический, тематический, логический, тренировочный, индивидуальный, контролирующий. Следуя данным принципам, формирую у учащихся навыки самообразования, самостоятельной работы, критического мышления, самоконтроля. В систему работы по подготовке к ОГЭ входят: - психологический настрой учащихся; - организация информационной работы по подготовке к ОГЭ; - создание методической базы; - систематическое повторение на уроках и при выполнении домашних заданий; - работа с текстом (в том числе и на уроках литературы); - создание банка тестовых заданий; - ведение индивидуальных тетрадей учащимися по самоподготовке; - работа с родителями; - проведение диагностических работ; - ведение мониторинга по выполнению контрольных работ, по развитию речи, диагностических работ; - аналитическая деятельность и работа над ошибками; - проведение экзамена и его анализ. Остановлюсь на самых важных моментах в системе подготовки к ОГЭ. Систематическая подготовка к ОГЭ с 5 класса. Считаю целесообразным уже в 5 – 6 класса познакомить учеников со структурой экзаменационного теста на уровне уже изученных тем и заданий. Для этого использую тесты на печатной основе, карточки и т.п. Вторая часть (тестовая) включает в себя материал, изучающийся с 5 по 9 классы. Поэтому при рассмотрении определённой темы, входящей в экзаменационную работу, сообщаю учащимся номер задания, в тетрадях – справочниках они записывают правило с приведением примеров. При необходимости повторяют изученный материал. При изучении темы «Типы речи» идёт работа по развитию речи, по подготовке к сочинению части 3. Даю задание: написать сочинение- миниатюру, выбрав любой тип речи. Проверяем обязательно, дети читают, остальные определяют, какой тип речи использовал ученик. Задаю вопрос: «Почему вы так считаете?» Ученики называют признаки типов речи. Вот тут я и знакомлю их с третьей частью экзамена, с сочинением-рассуждением. Так проходит первое знакомство в 5 классе с данным видом задания. Работая над изложениями, обучаю ребят составлять планы, записывать опорные слова, учу воспринимать тексты на слух. Тестовые технологии. На всех этапах обучения по темам, по классам использую тестовые технологии. Это тесты с выбором ответов, на заполнение пропусков, на соответствие, на установление правильного и неправильного ответа. В 7 и 8 классах использую экспресс-тесты, содержащие разное количество заданий (от 7 до 20). Все задания разделены на три уровня (1, 2, 3). Уровень 1 – базовый, к каждому заданию даётся четыре варианта ответов, только один правильный. Уровень 2 – более сложный. К каждому заданию предполагается дать ответ в виде одного или двух слов, словосочетания, цифр. Уровень 3 – повышенной сложности. При выполнении этого задания требуется развёрнутый ответ в объёме 30 – 40 слов. Алгоритм – один их эффективных приёмов работы над повышением грамотности. Проблема формирования у детей грамотности – одна из главных в преподавании русского языка. Нам хорошо знакома ситуация, когда заучивание учащимися правил не обеспечивает эффективности их применения на практике. Одним из эффективных приёмов работы над повышением грамотности является составление алгоритмов и использование их учащимися. Сначала нужно познакомить учащихся с понятием алгоритма. Алгоритм – это набор правил, который определяет последовательность операций для решения конкретного множества задач и обладает пятью важными чертами: определённость, конечность, ввод, вывод, эффективность. Наиболее важным является то, что дети сами приходят к выводу, что алгоритмом можно назвать план, правило, инструкцию. Использую следующие алгоритмы при подготовке к ОГЭ: 1. Алгоритм написания изложения. 2. Алгоритм выполнения задания 2 – 14. 3. Смысловой текста. 4. Изобразительно – выразительные средства русского языка. 5. Правописание приставок. 6.Правописание Н и НН в суффиксах слов различных частей речи. 7. Лексика и фразеология. 8. Виды подчинительной связи слов в словосочетании. 9. Способы выражения главных членов предложения. 10. Вводные слова, обращения и уточняющие обособленные обстоятельства. 11. Выделение грамматических основ в предложении. 12. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. 13. Синтаксический анализ сложного предложения. 14. Сложное предложение с различными видами связи. 15. Алгоритм написания сочинения 15.1, 15.2, 15.3. Таким образом, данный приём играет важную роль при повышении качества образования. Сжатое изложение – самая сложная часть экзамена. Самой сложной частью экзамена по русскому языку считаю часть 1, а именно чтение текста незнакомцем. Выпускнику сложно воспринять на слух «чужой» голос. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту требует не только мобилизации памяти ученика, но и структурированного восприятия содержания текста (нужно запомнить и понять содержание текста, определить тему, основную мысль, выделить микротемы, отсечь второстепенное, то есть использовать приёмы сжатия текста). В самом начале работы с аудиотекстами, в период привыкания, включаю по три раза. Постепенно переходим на двухразовое прослушивание. После написания изложения на черновик даю совет- рекомендацию по проверке: читай, проверяй, исправляй: первый раз – орфографические ошибки, второй раз – пунктуационные, третий – грамматические, четвертый – речевые, пятый – фактические. Еще один важный момент. С критериями оценивания нужно детей знакомить как можно раньше, примерно в 7 – 8 классах. Кто знает критерии, тот лучше справляется с работой. Сочинение – рассуждение. Задание 15 (на выбор). Мои ученики чаще выбирают задание 15.3. Знакомство начинается со структуры сочинения – рассуждения ещё в 5 классе. С алгоритмом экзаменационного сочинения – рассуждения знакомлю в 7 классе: тезис (толкование понятия и комментарии к нему; привести примеры (доказательства, аргументы), один из прочитанного текста, другой из жизненного опыта; либо оба из прочитанного текста; вывод (поясняю, что вывод – это доказанный тезис). Далее идёт постоянная систематическая отработка данного алгоритма. В 9 классе учащиеся наизусть знают алгоритм написания сочинения и умеют им пользоваться, справляясь с заданием 1.3. Самоподготовка. Организация самоподготовки к ОГЭ начинается с 8 класса. Выпускник заводит тетрадь, в которой выполняет самостоятельно различные задания, тесты, пишет изложения и сочинения. После проверки работ беседуем по поводу ошибок, недочётов. Даю рекомендации по усовершенствованию знаний, умений и навыков. Так осуществляется индивидуально – дифференцированный подход.

Организация эффективной подготовки к ОГЭ на уроках русского языка

Организация эффективной подготовки к ОГЭ на уроках русского языка

Организация эффективной подготовки к ОГЭ на уроках русского языка

Организация эффективной подготовки к ОГЭ на уроках русского языка

Организация эффективной подготовки к ОГЭ на уроках русского языка

Организация эффективной подготовки к ОГЭ на уроках русского языка

Организация эффективной подготовки к ОГЭ на уроках русского языка

Организация эффективной подготовки к ОГЭ на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2019