«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

  • Контроль знаний
  • docx
  • 06.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал предназначен для педагогов, которые работают в дошкольных учреждениях. Изучают с детьми национальные традиции и обычаи народов Чукотки, воспитывают в детях любовь к природе родного края и его обитателям. Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Включает в себя различные задания, позволяющие определить уровень знания ребенка дошкольника по теме краеведение Чукотки. Олимпиада также направлена на выявление интеллектуальных способностей и познавательной активности. Каждое задание сопровождается описанием назначения задания, подробной инструкцией его проведения и уровневой оценкой результата его выполнения.
Иконка файла материала Орг. и проведение этнокультурной олимпиады для детей ст дошк воз Горяинова Е В.docx
«ОРГАНИЗАЦИЯ   И   ПРОВЕДЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ   ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» МБДОУ «Детский сад «Солнышко» села Лорино» Педагог дополнительного образования Горяинова Елизавета Васильевна Содержание 1. Методическая часть. Методическое обеспечение организации олимпиады. 2. Практическая   часть.   Проведение   олимпиады   в   МБДОУ   «Детский   сад «Солнышко» села Лорино». 3. Приложение. Введение Одаренные   дети.   Кто   они?   Как   разглядеть   детскую   одаренность,   развить   и приумножить ее? Это подарок педагогу или проблема для него? Сегодня этими вопросами озадачены педагоги­дошкольники. В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской   деятельности.   В   каждой   деятельности   –   своя   шкала   успешности   и оригинальности   достижений.   Детская   одаренность   начинает   проявляться   уже   с самого   раннего   возраста.   Но   сформируется   ли   в   итоге   одаренная   личность? Признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть,   если   не   будут   созданы   соответствующие   условия,   стимулирующие развитие   одаренности.   Поэтому   педагоги   дошкольных   учреждений   должны   быть особенно   внимательны   к   детям,   у   которых   начинают   проявляться   зачатки одаренности. В дошкольном образовании, к сожалению, недостаточно специальных программ и разнообразия форм работы с интеллектуально­одарёнными детьми.  Раннее   выявление,   развитие   и   воспитание   интеллектуально­одаренных   и талантливых   детей   становится   инновационным   направлением   в   деятельности современного дошкольного и дополнительного образования.  Педагоги   нашего   дошкольного   учреждения,   занимаются   проблемой   раннего развития интеллектуальных и творческих способностей детей, постоянно находятся в поиске современных, продуктивных форм работы с детьми,  таковыми являются: разнообразные викторины, КВН, конкурсы и т.д.  Олимпиада, как новая для детей и педагогов форма взаимодействия  позволяет не только   выявить   интеллектуально­одарённых,   способных   детей,   но   и   дать объективную   оценку   качества   образовательного   процесса   в   детском   саду,   что, несомненно, будет влиять на рейтинг нашего дошкольного учреждения. 1Методическое обеспечение олимпиады. Цель   олимпиады  –  воспитание   устойчивого   интереса   к   родному   краю, познавательной   активности,   потребность   и     желание   узнать,   как   можно   больше нового о своей малой Родине. Задачи олимпиады:  Создание   условий   для   реализации   способностей,   склонностей   и   интересов старших дошкольников.  Поддержание и укрепление познавательной активности детей дошкольного возраста.  Способствовать формированию элементарных представлений о растительном и животном мире Чукотки, о  явлениях природы.   Выявление актуальных знаний  детей о  традиционных профессиях Крайнего Севера: охотник, оленевод, швея, косторез. Знания о важности и значимости их труда.  Расширить представления детей о национальной одежде и жилище.  Углубить и уточнить представления   детей о  символах Чукотки и России.  Развивать память, мышление, внимание, наблюдательность. Методические рекомендации по проведению олимпиады. Задания олимпиады  учитывают специфику детей старшего дошкольного возраста, особенности   их   психического   и   личностного   развития.   Для   детей   старшего дошкольного   возраста   характерны   в   первую   очередь   способности   наглядно­ образного мышления, наглядно­действенная форма мышления и воображения. Они состоят в умении создавать и использовать образы окружающих предметов, явлений и связей между ними. Поэтому, все задания даются в картинках. Они интересные, красочные   и   соответствуют   возрастному   развитию   детей.   Задания   олимпиады разделены на пять блоков (животный и растительный мир Чукотки, традиционные профессии на Крайнем Севере, национальная одежда и жилище, символика Чукотки и России).      Задания делятся на пять типов. Первый тип заданий «Найди один правильный вариант   ответа»   и   поставь   значок   «+»   под   правильной   картинкой.   Второй   тип заданий «Найди несколько правильных вариантов ответов» и поставь значок «+» под   правильной   картинкой.   Третий   тип   заданий   «Соедини   стрелками соответствующие   друг   другу   картинки».   Четвертый   тип   задания   «Подбери последовательно картинки и наклей их в клеточки». Пятый тип задания «Собери пазлы».         Блок «Животный мир Чукотки» ­ выявляются знания детей об образе жизни, среде обитания, питания.    Блок «Растительный мир Чукотки» ­ подобраны картинки­вопросы, выявляющие знания детей остроении растений, приспособлений к среде обитания; дикорастущие съедобные растения, используемые в пищу. 2Блок «Традиционные  профессии  на Крайнем Севере» ­ выявляются  знания о специфике национального труда взрослых и их орудиях труда.    Блок «Национальная одежда и жилище» ­  выявляются знания о принадлежности мужской   и   женской   чукотской   одежды   и   о   правильной   последовательности постройки яранги.    Блок «Символы Чукотки и России»­ выявляются знания о гербе и флаге Чукотки и России. Правила проведения олимпиады. Каждому   участнику   олимпиады   предлагается   пять   листов,   на   которых   с   двух сторон   распечатаны   красочные   бланки   с   вопросами   –   картинками.   Участники олимпиады выполняют задания прямо на бланках ручкой или карандашом.  На выполнение каждого задания даётся одна минута. Общее время олимпиады – 30 минут. Критерии оценки заданий. Оценка результатов заданий проста. За каждый правильный ответ начисляется пять баллов, наполовину выполненное задание – три балла. За не выполненное задание – один балл. Максимальное количество баллов – 90 баллов.  Организация и проведение олимпиады. Олимпиада проводится в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста. В   текущем   году   олимпиаду   для   дошкольников   проводили   в   виде   игры   ­ путешествия. Ведущим и главным персонажем   на мероприятии был Вальвин,ын. Олимпиадные   задания   мы   разложили   в   красочные   загадочные   конверты. Подготовили     проектор,   на   экране   которого,   проецировались   вопросы   крупным планом,   музыкальные физкультминутки и познавательные ролики о растениях и животных Чукотки. Для проведения олимпиады мы выбрали музыкальный зал. Зал зонировали на три части. Первая зона – рабочая зона для жюри, вторая зона – зона релаксации и путешествия, третья зона – рабочая зона со столами по количеству участников олимпиады. Вначале олимпиады детей познакомили с членами жюри. Жюри   выбиралось   из   сотрудников   ДОУ   и   гостей.   Члены   жюри   создали благоприятный   настрой,   доброжелательную   атмосферу,   высказывали   свои пожелания   и   предложения   детям.   Настроили   детей   на   положительные   эмоции. Вальвин,ын   как   ведущий   олимпиады   тоже   представил   детей   членам   жюри, охарактеризовал каждого ребёнка с положительной стороны. Рассказал, как дети талантливы (кто­то хорошо поёт, кто­то рисует и т.д.). Подвел свой рассказ к тому, что все ребята любят свой родной край, природу, ухаживают за растениями в уголке природы и много знают о них. Что ребятам во время игры – путешествия нужно показать свои знания о растениях и животных, об окружающем их мире. На четырёх столах мы  разложили конверты с заданиями по количеству участников олимпиады. Перед тем как отправиться в путь детям раздали ключи – символы. Каждый ключ ­ символ   подходит   к   индивидуальному   конверту.   Вальвин,ын   предложил   детям отправиться в путешествие, обернувшись в маленьких воронят. Первая остановка «Тундра».   Где дети садятся за столы, открывают свои конверты и приступают к выполнению   заданий.   Каждое   задание   дублировалось   на   экране.   По   окончании времени   выполнения   заданий   звучал   сигнал,   и   дети,   превратившись   в   воронят, подлетали последовательно к следующим остановкам («Растения», «Профессии», 3«Дом»,   «Родина»),   где   получали   очередное   задание.   После   завершения   второго блока они остановились на полянке, где делали физкультминутку. Конечная зона «Финишная».   Дети   сдали   свои   конверты   членам   жюри   и   отдыхали   в   зоне релаксации.   Члены   жюри   подвели   итоги   и   наградили   победителей   памятными дипломами и грамотами. Практическая часть 1. ЖИВОТНЫЙ МИР ЧУКОТКИ. 1. «Кто, что ест?»  Подбери  каждому животному его  еду. Укажи  стрелками.                       2. «Кто где живёт?».  Подбери каждому животному свой дом.  Укажи стрелками. 43. «Галгат   –   птицы».   Какие   птицы   ­   зимующие,   которые   не   улетают   в теплые края? Поставь под правильной картинкой знак «+».                        4. «Помоги рыбке найти свою тень». На верхних картинках  изображены рыбы, которые обитают в наших водах – это голец, горбуша, камбала и морской  окунь. А на нижних картинках их тени. Подбери к каждой рыбе  ее тень и  проведи к ней стрелку. 55. «Найди лишнее». Найди лишнюю картинку и поставь под картинкой знак  «+».         62. РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ЧУКОТКИ 6. Выберите   растения,   которые   мы     употребляем   в   пищу?   Поставь   под правильной картинкой знак «+». 7. «С какой ягоды оторвался лист?»   Подбери лист к ягоде и проведи к ней стрелку. 78. «Чывипытти   гивикин   –   времена   года».   Выбери   символ­явление   природы, характерное для каждого времени года. Укажи стрелками.                                                   89. «Живое – неживое». Выберите объекты, относящиеся к неживой природе. Поставь под правильной картинкой знак «+».                     3. ТРАДИЦИОННЫЕ ПРОФЕССИИ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ. 10. «К,орагынрэтыльын   ­   оленевод».   Какие   орудия   труда   нужны   оленеводу? Поставь под правильными картинками знак «+» 911. «Ивинильын   –   охотник».   Каких   животных   добудет   охотник,   если   будет охотиться в море? Поставь под правильной картинкой знак «+»                                                              12. «Ван,эльын ­ швея». Какими орудиями труда не пользуется швея? Найдите правильный ответ и отметьте знаком «+»                               1013. «Ван,к,ыттэминн,этыльын   –   косторез».   Внимательно   рассмотрите картинки и найдите изделия, которые сделал косторез. Проведи стрелки от костореза к изделию.                                                    4. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА И ЖИЛИЩЕ. 1114. «Эвиръыт   –   одежда».   Рассмотрите   национальную   чукотскую   одежду   и выберите   одежду   для     женщины.   Под  правильной   картинкой   поставьте знак «+»             15. «Как   построить   ярангу».   Расставьте     картинки   так,   чтобы   правильно построить ярангу и наклейте их в пустые рамки.                                 125. СИМВОЛЫ ЧУКОТКИ И РОССИИ. 16. Найди     картинку,   которая   подходит   к   флагу   Чукотки.   Поставь   под правильной картинкой знак «+».                                                   1317. Собери пазлы «Герб Чукотки».  18. Найди флаг и герб России. Под правильными картинками поставь знак «+». 14Приложение №1 проведения Этнокультурной олимпиады в 2017­2018 учебном году в МБДОУ «Детский сад «Солнышко» села Лорино» ПРОТОКОЛ Дата проведения: «___» ________2017 №п/п Ф.И. ребёнка Набранный балл Место Ф.И.О. педагога 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 158. 9. 10. Жюри:             КЛЮЧИ – СИМВОЛЫ  К КОНВЕРТАМ С ВОПРОСАМИ Приложение №2 16ОБРАЗЕЦ КОНВЕРТА С ВОПРОСАМИ Приложение № 3 17Приложение №4 ОСТАНОВКА «ТУНДРА» 18ОСТАНОВКА «РАСТЕНИЯ» ОСТАНОВКА  «ПРОФЕССИИ» ОСТАНОВКА «ДОМ» ОСТАНОВКА «РОДИНА» 19ОСТАНОВКА «РАЗМИНКА» 20