ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций
Оценка 5

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
классное руководство +1
Взрослым
23.03.2017
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций
Сборник методических рекомендаций «Организация и проведение классного часа» рекомендован к печати и практическому применению в ОУ Еврейской автономной области решением редакционно-издательского совета областного ИПКПР от 2013 года. Методические рекомендации адресованы классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам-организаторам, педагогам учреждений системы дополнительного образования, воспитателям, старшим вожатым. Они направлены на эффективную организацию и проведение классных часов разнообразной тематики в общеобразовательных учреждениях (школ, гимназий, лицеев), а также учреждениях дополнительного образования детей.
методичка классный час.doc
Областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации педагогических работников» ОО «Педагогическая ассоциация ЕАО РФ» Методические рекомендации «Организация и проведение классного часа» Биробиджан, 2016 ОРГАНИЗАЦИЯ   И   ПРОВЕДЕНИЕ   КЛАССНОГО   ЧАСА:   Сборник   методических рекомендаций. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2016. ­ 64 с. Сборник   методических   рекомендаций   «Организация   и   проведение   классного часа» рекомендован к печати и практическому применению в ОУ Еврейской автономной области решением редакционно­издательского совета областного ИПКПР от  2013 года. Составитель Конькова Н.Л., старший преподаватель кафедры педагогического менеджмента ОблИПКПР Ответственный редактор Т.А.   Файн,   зав.   кафедрой   педагогического   менеджмента   ОблИПКПР,   к.п.н., доцент, член­корреспондент МАНПО, почетный работник общего образования РФ Ответственный за выпуск Корниекно Е.Л., заведующая редакционно-издательским отделом ОблИПКПР Компьютерная верстка: Т.Н. Серга, технический редактор ОблИПКПР Методические рекомендации адресованы классным руководителям, заместителям директоров   по   воспитательной   работе,   педагогам учреждений   системы дополнительного образования,  воспитателям, старшим вожатым. Они   направлены   на   эффективную   организацию   и   проведение   классных   часов разнообразной   тематики   в   общеобразовательных   учреждениях     (школ,   гимназий, лицеев), а также учреждениях дополнительного образования детей.   педагогам­организаторам, © 2013 Содержание МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА................................................................................4 КЛАССНОЕ СОБРАНИЕ...........................................................................................................................6 ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СИТУАЦИОННОГО КЛАССНОГО ЧАСА......................................7 НРАВСТВЕННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС......................................................................................................9 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО­ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ......................................................................................10 КЛАССНЫЙ ЧАС.....................................................................................................................................10 ТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС...................................................................................................11 ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ.......................................................................................................12 ВИКТОРИНА.............................................................................................................................................14 ПРИЛОЖЕНИЕ..........................................................................................................................................15 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА Классный   час   —  одна   из   важнейших   форм   организации   воспитательной   работы     с учащимися. По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С, Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую. Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний   воспитанников   по   этике,   математике, литературоведению   и   другим   наука.   Предметом   классного   часа   могут   быть   и   знания   из области   техники,   народного   хозяйства,   а   также   сведения   о   событиях,   происходящих   в деревне,   городе,   стране,   мире,   т.е.   объектом   рассмотрения   может   стать   любое   явление социальной жизни.   психологии,   эстетике,   физике, Примерные   темы:   "Как   появился   этикет»,   "Наша   Конституция",   "Проблемы современного общества" и т.д.        Ориентирующая   функция состоит в формировании у школьников определенного отношения   к   объектам   окружающей   действительности,   в   выработке   у   них   иерархии материальных   и   духовных   ценностей.   Если   просветительная   функция   предполагает знакомство   с   миром,   то   ориентирующая   —   его   оценку.   Названные   функции   неразрывно связаны между собой. Темы таких классных часов: "Как стать счастливым?», "Кем быть?", «Каким быть?", "О мужественности и женственности» и т. д. Направляющая   функция  классного   часа   предусматривает   перевод   разговора   о жизни  в  область  реальной  практики  учащихся, направляет  их  деятельность.  Эта  функция выступает   как   реальное   воздействие   на   практическую   сторону   жизни   школьников,   их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе   проведения   классного   часа   отсутствует,   определенная   направленность,   то эффективность   его   воздействия   на   воспитанников   существенно   снижается,   а   знания   не переходят   в   убеждения.   Например,   классный   час   на   тему   "Международный   год   ребенка" может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка. Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся. Тематика   классных   часов   разнообразна.   Она   заранее   определяется   и   отражается   в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться: 1.Морально­этическим   проблемам.   На   них   формируется   определённое   отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.; 2.Проблемам   науки   и   познания.   В   данном   случае   цель   классных   часов   заключается   в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности; 3.Эстетическим   проблемам.   В   процессе   таких   классных   часов   ученики   знакомятся   с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека,   быту,   труде   и   поведении.   Важно,   чтобы   у   школьников   сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал; 4.Вопросам   государства   и   права.   Следует   развивать   интерес   учеников   к   политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины,     ее успехи на     международной   арене,   учить   воспитанников   видеть   суть   государственной   политики. Классные   часы   на   политические   темы   должны   проводиться   в   прямой   зависимости   от насыщенности года различными политическими событиями; 5.Вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека; 6.Психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения; 7.Проблемам   экологии.   Необходимо   привить   школьникам   ответственное   отношение   к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире; 8.Общешкольным     проблемам     (значимым     общественным     событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.). Для подготовки и проведения классного часа рекомендуется использовать алгоритм, позволяющий   наиболее   рационально   и   грамотно   организовать   воспитательный   процесс. Элементы алгоритма:    Определение темы, целей и задач. Выбор формы проведения и названия. Предварительная подготовка: ­  подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т.д.по теме; ­ составить план проведения; ­ дать домашнее задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу; ­ определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей. 4.   Проведение самого мероприятия. 5.   Педагогический анализ совершается на двух уровнях: ­ обсуждение вместе с учащимися успешности (неуспешности) предметного результата проектирования более продуктивной деятельности в будущем; ­  собственно   педагогический   анализ   –   анализ   воспитательного   результата, осуществляемый взрослыми участниками. В   структурном   отношении   классный   час   состоит   из   трёх   частей:   вступительной, основной и заключительной. Назначение   вступительной   части:   активизировать   внимание   учащихся,   обеспечить достаточно   серьёзное   и   уважительное   отношение   к   теме   разговора,   определить   место   и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа. Во   время   заключительной   части   важно   стимулировать   потребность   школьников   в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса. Формы классного часа могут быть самыми различными. При выборе формы классного часа педагогу необходимо учитывать   уровень развития коллектива,   особенности класса, возрастные особенности детей. Выделяются следующие формы классного часа: ­ классное собрание; ­ беседа (этическая, нравственная); ­ диспуты; ­ встречи с интересными людьми; ­ викторины по различным областям знаний; ­ дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме); ­ КВНы; ­ интерактивные игры; ­ игры­путешествия; ­ театральные премьеры; ­ тренинги; ­ читательские конференции и т.д1.  Приложение 1 Содержание классных часов рекомендуется   строить так, чтобы постепенно переходить от предметной информации к её оценке, от общих оценок – к развёрнутым суждениям. В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен   к   выступлениям   учащихся,   должен   вносить   нужные   коррективы,   ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы. Необходимо   учитывать   психологические   особенности   восприятия   материала   учащимися, следить   за   их   вниманием   и   при   его   снижении   использовать   интересный   по   содержанию материал   или   поставить   острый   вопрос,   использовать   музыкальную   паузу,   сменить   вид деятельности и т.д. Количество   затраченного   на   классный   час   времени   зависит   от   темы   часа,   его   цели, предполагаемого   результата,   возраста   участников   классного   часа,   формы   его   проведения, ситуации жизни и развития классного коллектива. Классный   час   не   должен   проводиться   в   назидательном   тоне,   классный   руководитель   не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой. Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам рекомендуется назвать темы всех классных часов, планируемых в классе. Каждому учащемуся дается право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем­то для него интересен. Формы проведения классного часа КЛАССНОЕ СОБРАНИЕ Такая форма классного часа как классное собрание проводится примерно раз в месяц. Для этой формы характерна совместная деятельность учеников и классного руководителя. На классных   собраниях   школьники   учатся   общению,   демократии,   сотрудничеству,   самостоя­ тельности и ответственности. Классное   собрание   является   наивысшим   органом   самоуправления   в   классном коллективе.   Назначение   этого  органа   ­   обсуждение   вопросов   жизни   коллектива,   проблем, возникающих в организации деятельности класса. Классное собрание выполняет две основные функции:  стимулирующую и организующую.  Результатом его работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе. Классное собрание: ­   распределяет поручения; ­ избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива; ­   слушает доклады учеников о выполнении поручений и т. д. Экстренные (внеочередные) собрания проводятся, если необходимо обсудить и решить немедленно   какие­либо   вопросы.   На   таких   собраниях   распределяются   участки   работы, назначаются сроки выполнения и ответственные. В исключительных случаях такое собрание может быть проведено по просьбе классного руководителя, учителей или руководства школы. Тематика   классных   собраний   зависит   от   проблем,   возникающих   в   классе.   Планирование классных   собраний   проводится   самими   учащимися   под   руководством   классного руководителя. Классный руководитель на собрании выступает в двух качествах: ­   как   представитель   общеобразовательного   учреждения,   наделенный   определенными официальными полномочиями; ­  как   член   классного   коллектива,   где   он   связан   со   своими   учениками   дружескими отношениями на правах старшего товарища. Личное   участие   классного   руководителя   в   собрании,   как   правило,   обязательно:   он голосует вместе с учениками за/против принятия какого­либо решения и несет персональную ответственность за его выполнение. Классному   руководителю   необходимо   научить   ребят   демократическому   порядку проведения   собрания:   умению   слушать   выступающих   товарищей,   выступать   самим, вырабатывать   коллективные   решения   и   голосовать   за   их   принятие,   подчиняться   воле большинства. Методика подготовки и проведения собрания, характер взаимоотношений классного руководителя с учениками в этом процессе претерпевает изменения от года в год, по мере накопления опыта. Педагогическое   руководство   процессом   проведения   классных   собраний   будет протекать успешно, если классный руководитель продумает их перспективу на несколько лет вперед. К 8­9­му классу ребята должны научиться самостоятельно организовывать и вести собрания при консультативной помощи учителя. В 5­м классе собрания следует проводить несколько раз  В месяц, с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем, возникших в классе. Собрание не должно иметь затяжной характер­ Оно должно занимать 15­25 минут. По мере налаживания деятельности собраний классный руководитель привлекает к их ведению   старосту   класса.   Классный   руководитель   обучает   его   формулировке   вопросов повестки дня, составлению предполагаемого решения и ответственности за его выполнение. Одна   из   основных   задач   классного   руководителя   ­   постепенное   вовлечение   в проведение собраний все большего числа учеников класса­ С этой целью отдельным учащимся даются поручения, например, подготовить доклады на заданную тему. В 6­м классе сфера деятельности собраний значительно расширяется: обсуждаются вопросы   об   участии   класса   в   общешкольных   мероприятиях,   спортивных   соревнованиях, дежурстве по школе. Если в классе есть пассивные ученики, то от классного руководителя потребуется кропотливая   индивидуальная   работа   с   ними:   следует   помочь   школьникам,   которые стесняются публично выступать, поощрять активность таких учащихся на собрании. Как правило, к 7­му классу складываются традиции и правила проведения классных часов.   Для   детей   этого   возраста   характерны   возросшее   стремление   к   самостоятельности,  поэтому  у   классного   руководителя   появляется независимости   и   самоутверждению, возможность   для   Предоставления   учащимся   максимального   проявления   активности.   Роль классного руководителя начинает носить все больше консультативный характер. Усилия классного руководителя, затраченные на обучение подготовке и проведению классных собраний в 5­7­х классах, полностью оправдываются в старших классах. ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СИТУАЦИОННОГО КЛАССНОГО ЧАСА Для технологии и методики индивидуального воспитания используется такая форма, как ситуационный классный час. (Автор методики — ученый­педагог Н.П. Капустин.) Жизнь любого   человека   в   целом   состоит   из   ситуаций,   т.е.   из   таких   событий,   явлений,   фактов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное поведение в   ситуациях     «после   событий»,   чтобы   учиться   на   собственном   опыте   или   разрабатывать стратегию   поведения   на   будущее.   Методика   разработана   для   самостоятельного конструирования тематических классных часов. Технология классного часа Методика классного часа Размещение   уча­щихся   в   круге.   Ин­ формация (3 мин.] Демонстрация   сравнительной   таблицы   уровней   обученности (успеваемости) за предыдущую и прошедшую четверти (год) Изложение «Я­поэиции». Причина «Я­ поэиции» (7 мин.) «Я­позиция»   и   об­щественно   значи­ мая норма. Работа учащихся в группах по 4­6 человек (в одной группе уча­ щиеся,   имеющие   разные   позиции   в отношении своих результатов)(7 мин.) Учащиеся по кругу отвечают на вопросы: 1. Удовлетворены ли вы   своими   результатами,   почему?   2.   Что   каждому   из   вас мешает лучше учиться? 3. Что может помочь вам в учебе? Группам   дается   задание   (записано   на   доске)   подготовить ответы на вопросы: 1. В жизни существуют две точки зрения на учение: учиться надо, можно не учиться. Выберите свою точку зрения   и   докажите   ее.   2.   Укажите   2­3   основные   причины, мешающие   вам   лучше   учиться,   3,   Что   надо   делать,   чтобы устранить указанные причины? Дискуссия (10 мин.) Рефлексия (5 мин.) Учащиеся по  кругу Отвечают на 1­й вопрос, а на 2­ й. 3­й — желающие Свободной выбор. Речь классного  руководителя (2­3 мин.) Мотивация — по­буждение ученика к позитивному пове­дению Мониторинг   —   от­слеживание   изме­ нений в поведении детей Каждая   группа   высказывает   свои   точки   зрения   по   каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы 1. Что вы считаете полезным для себя в этом обсуждении и почему? 2. Что понравилось, почему? 3. Что не понравилось, почему? Примерное   заключение   педагога:   каждый   из   вас   хотел   бы улучшить результат. Это естественное и хорошее желание. Но эту задачу решить трудно. Можно работать в новой четверти так   же   и   тогда   трудно   ожидать   улучшения,   но   можно воспользоваться теми советами, которые здесь прозвучали. В таком случае, я думаю, результаты будут такими, какими вы хотите их получить. Черев месяц мы вернемся к обсуждению промежуточных   результатов   и   посмотрим,   что   вам   удалось сделать. Классный час окончен Поддержка   вниманием,   помощью   и   заботой   тех   учащихся, которые на классном часе дали слове слово что­то исправить а своем поведении Наблюдение Технология ситуационного классного часа включает следующие компоненты: 1. Тема. 2. Цель (+предварительный сбор эмпирического материала). 3. Информация (по материалам предварительной подготовки). 4. «Я­позиция» и ее причины (учащиеся по кругу). 5. «Я­позиция» и общественно значимая норма. 6. Дискуссия. 7. Рефлексия (ответы на вопрос:   что   изменилось?).   8.   Свободный   выбор.   9.   Мотивация.   10.   Реальный   результат. Последние два компонента находятся за пределами ситуационного классного часа. Обычно   классные   руководители   подводят   итоги   стандартно:   сообщают   число отличников,   хорошистов,   имеющих   одну   тройку,   затем   остальных.   Одних   хвалят,   других критикуют, говорят о типичных причинах, влияющих на уровень знаний, советуют, что надо делать, чтобы изменить результат к лучшему. При этом дети отчуждаются от самоанализа, от принятия собственных решений, от ответственности, от осмысления собственных неудач и ошибок. Все это дается в готовом виде сверху. Технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания устраняют этот главный педагогический недостаток. Цель классного часа (сообщается учащимся) — провести самоанализ и самооценку  учебных результатов, установить причины, мешающие более успешной учебе, и определить  пути их преодоления. Педагогическая  цель  (учащимся  не сообщается) — закрепить в Сознании учащихся позитивные   точки   зрения,   изменить   негативное   отношение   к   учению   путем   обмена информацией, выражающей разные позиции и сопоставления их с нормами, закрепленными в общественном сознании как положительно воспринимаемые обществом, родителями, самими детьми. НРАВСТВЕННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС Нравственный   час   общения   требует   хорошей   подготовки   взрослого   к   такому разговору.   Ведь   классный   час,   посвященный   нравственным   проблемам,   должен   готовить учащихся к взрослой жизни. Формируемые нравственные ценности станут опорой и основой взрослого нравственного поведения воспитанников. Цели нравственного классного часа: 1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок. 2.   Изучение,   осмысление   и   анализ   нравственного   опыта   поколений.     3.       Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников, 4. Развитие нравственных личностных качеств таких, как доброта, желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей и др. Готовясь к нравственному классному часу или к серии нравственных классных часов, классный руководитель может провести предварительную диагностику понимания учащимися нравственных понятий и нравственных ситуаций. Например,   можно   предложить   учащимся   поразмышлять   над   следующими нравственными понятиями (дать им  толкование):  свобода, добро, зло, ответственность, независимость,   долг,   честь,   достоинство,   обязанность,   право,   любовь,   дружба, обязательность, открытость и т. д. Способность учащихся дать объяснение таким понятиям определяет выбор классного руководителя будущей тематики нравственных классных часов. Подготовка   нравственного   классного   часа   должна   сопровождаться   серьезной предварительной работой, а именно: I. Определение темы Определив   тему   классного   часа,   классный   руководитель   просит   учащихся   найти   в словаре   толкование   нравственных   понятий,   записанных   на   доске   и   дать   их   объяснение учителю.   Безусловно,   не   все   ребята   класса   начнут   искать   в   словарях   объяснения нравственным   понятиям,   но   те   ребята,   которые   это   смогут   сделать,   должны   стать помощниками в подготовке таких классных часов. Материалом   для   подготовки   нравственного   классного   часа   может   служить периодическая  печать,  события  и  факты  реальной  жизни  страны,  школы,  класса,  а  также сюжеты художественных фильмов, художественной литературы. П. Подбор материала Бывает и такое, что нравственный классный час проводится незапланированно, так как связан   со   сложившейся   ситуацией   в   классе   или   школе.   Главное,   чтобы   такая   встреча   с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час ­ это время   совместного   с   учениками   поиска   истины,   смысла   собственного   существования   и взрослого, и ребенка; извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни. Надо отметить, что нравственный классный час нельзя проводить часто. В этом случае нравственные   классные   часы   перестают   быть   для   ребят   интересными   и   значимыми. Достаточно   проводить   такой   классный   час   один   раз   в   четверть:   главное,   чтобы   он   был значимым   в   жизни   ребят,   заметным   событием   в   жизни   класса,   вызывал   у   ребят   желание участвовать в таких мероприятиях и впредь. Примерная тематика нравственных классных часов 5­й класс 1.   Игра «Кто я? Какой я?» 2.   Путешествие в детство родителей «Дверь в детство». 3.   Экскурсия «Я через 5 лет». 4.   Праздничное представление «Архив 5­го А». 1.   Час общения «Мои интересы, мои увлечения». 2.   Интерактивная игра «Я­дома, я­в школе, я­среди друзей». 3.   Час общения «Окна моего дома. Что они для меня значат». 4.   Беседа «Иметь свое мнение ­ это важно?» 6­й класс 1.   Диспут «Мои "хочу" и мои "могу"». 2.   Интерактивная игра «Скажи, кто твой друг и...» 3.   Беседа «Вверх по лестнице жизни». 7­й класс 8­й класс 9­й класс 1.   Аукцион мнений «Умею ли я любить?» 2.   Этическая беседа «Люди, без которых мне одиноко». 3. Дискуссия «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?» 4.  Классный час «Страна, в которой мне хотелось бы жить». 1.  Диспут «О дружбе и друзьях». 2.  Беседа «О товариществе и дружбе». 3.  Праздник «Всему начало любовь...» 4.  Нравственный экзамен «Счастливый билет моей судьбы». 5.  Дискуссия «Прекрасное и безобразное в нашей жизни». Детство моих родителей». ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО­ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС Цели и формы интеллектуально­познавательных классных часов Интеллектуальное развитие учащихся ­ неотъемлемая часть воспитательной  работы классного руководителя. Сегодня перед школой стоят новые задачи ­ не только дать ученику определенную сумму знаний, а затем оценить, насколько хорошо и умело он распоряжается этими знаниями, но научить его самостоятельно получать различные знания сообразно своим интеллектуальным данным. Внеклассные мероприятия должны быть направлены на развитие интеллектуальных   умений   учащихся,   на   развитие   личностных   структур   сознания   — рефлексию самоосознания своих возможностей и стремление к их самосовершенствованию. Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школьниками: ­      интеллектуальные марафоны; ­      дни интеллектуального творчества; ­      защита интеллектуальных проектов; ­      экскурсии в вузы, НИИ и исследовательские лаборатории; ­      встречи с учеными, изобретателями; ­      интеллектуальные ринги и викторины; ­      заседание клубов интеллектуалов; ­      интеллектуальные олимпийские игры; ­      школа интеллектуального развития. Примерная тематика интеллектуально­познавательных классных часов 1.   В.И. Даль и его толковый словарь. 2.   Я и мои способности. 3.    Мир энциклопедий. 5­й класс 6­й класс 1.    Мои сильные и слабые стороны. 2.    Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть. 3.    Мои «почему?» и ответы на них. 7­й класс 1.    Глубинные тайны человеческого познания. 2.    Внимание и внимательность. Слова одного корня? 3.    Как научиться управлять собой. 8­й класс 1.    Талантливость и гениальность. В чем они проявляются? 2.     Тренировка памяти ­ залог будущего успеха. 1.     Человек и творчество. 2.      Разговор с самим собой по душам. 3.      День творческого представления в школе. 9­й класс 10­й класс 1.     Как научиться властвовать собой? 2.     Мои лингвистические способности. Как они проявляются? 3.     Недостатки человека и их влияние на его судьбу. 11­й класс 1.     Пока я мыслю, я вижу. 2.     Юмор в жизни человека. 3.     И на Марсе будут яблони цвести. ТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развивать кругозор учащихся,   способствовать   духовному   развитию   учащихся,   формированию   их   интересов   и духовных потребностей, способности к саморазвитию и самовыражению. Тематические классные часы требуют от педагога серьезной подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьезной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы. Тематические классные часы дают больший результат, если они построены с учетом возраста учащихся, потребностей воспитательного характера в классном коллективе. Планируя   тематические   классные   часы,   необходимо   предварительно   предложить учащимся   совместно   определить   темы,   которые   впоследствии   могут   стать   основой   серии различных   внеклассных   мероприятий   по   данной   теме.   Предварительное   планирование совместно с классом можно провести в соответствии с одним из следующих вариантов: 1)   Учитель выписывает на доске различные сферы интересов учащихся, им предлагается выписать   темы,   которые   их   интересуют.   Например:   «Обычаи   и   традиции»,   «Времена   и страны»,   «Великие   люди   мира»,   «Психология   человека»,   «Границы   человеческих   возмож­ ностей», «Страны изучаемого языка», «История этикета», «Азбука открытий мира», «Песни в истории моей семьи и страны», «Мир человеческих увлечений»; «Кино в жизни человека»; «Праздники нашего дома», «Кем быть и каким быть?»; «Музыка нашего времени и прошлого». Далее ответы учащихся собираются, педагог анализирует их и выписывает на доске те темы,   которые   наиболее   часто   повторяются   в   ответах.   Эти   темы   и   станут   основой тематических классных часов. 2)         Для определения тематики классных часов в будущем плане воспитательной работы классный руководитель может провести классный час «Мир моих увлечений». В ходе такого классного   часа   учащиеся   расскажут   о   своих   интересах,   увлечениях,   хобби   и   тем   самым определят тему будущих классных часов. Такой классный час может быть очень интересным и занимательным. Примерная тематика тематических классных часов 5­й класс 1.  Мир моих увлечений. 2.  Памятные даты моей семьи. 3.  Обычаи и традиции народов мира. 4.  Кем быть и каким быть? 1.   Мир моих способностей. 2.   Памятные даты моей страны. 3.   Обычаи и традиции моей страны. 4.   Профессии милосердия и добра. 6­й класс 7­й класс 1.   Как развить свои интеллект? Школа интеллектуального развития. 2.   Люди, на которых хотелось бы быть похожим. 3.   Компьютер в жизни человека. 4.   Азбука вежливости. 1.   Портрет друга, которого я хотел бы иметь. 2.   Герб моей семьи. Каким он может быть? 3.   О вкусах не спорят? 4.   Профессионал. Кто он? 8­й класс 9­й класс 1.   Простые истории человеческой дружбы. 2.   Улицы, от названия которых становится теплей. 3.   Мои профессиональные приоритеты. 4.   Как научиться говорить «нет». ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Актуальность читательских конференций Такая   форма   внеклассной   работы,   как   конференция,   известна   достаточно   давно. Конференции используются в воспитательной работе с целью подведения итогов в изучении какой­то области знаний или социальных проблем. Конференции могут быть научно­иссле­ довательскими,   урочными,   читательскими.   В   современной   школе   нередко   бывают   научно­ исследовательские или научно­практические конференции. Такие конференции проходят в школах, где действует научное общество учащихся. В ходе конференции учащиеся имеют возможность   продемонстрировать   результаты   своих   научных   изысканий,   учатся   публично доказывать жизнеспособность своих научных теорий и гипотез. Научно­исследовательские   конференции   помогают   развивать   у   учащихся коммуникативные умения; логически выстраивать свое выступление, быть доказательным и уметь опровергать, учат владеть методикой ведения научного спора. Читательские   конференции   учащихся   в   сегодняшней   школе,   на   мой   взгляд, незаслуженно забыты или используются крайне редко. А ведь  педагоги­предметники, говоря об   учебных   достижениях   учащихся   по     учебным   предметам,   часто   жалуются   на   то,   что учащиеся   не   умеют   и   не   хотят   читать.   К   сожалению,   этому   способствует   и   научно­ технический прогресс. Слушание музыки, многочасовое сидение у телевизора, компьютерные игры ­ все это приводит к тому, что чтение книг становится скучным и неинтересным. Можно   привести   результаты   статистики,   приведенной   психологами   одной   из   школ города Мурманска. Учащимся было предложено ответить на следующий вопрос:  Чему из ниже перечисленного вы отдаете предпочтение? ­    чтению книг; ­     общению с компьютером; ­    просмотру телепередач; ­    слушанию музыки; ­     интеллектуальным играм в компьютерном клубе. В   опросе   участвовало   400   старшеклассников.   Результаты   опроса     вполне предсказуемы:   чтению   книг   отдают   предпочтение   лишь   40   учащихся   из   четырехсот.   Это тревожный симптом, который должен послужить серьезным поводом для того, чтобы вернуть ребятам интерес к книгам и к чтению. Основная цель читательских  конференций ­ развитие интереса учащихся к книге и чтению, формирование читательских умений учащихся, традиций и обычаев чтения. Читательские конференции должны способствовать развитию интеллекта, кругозора учащихся, познавательного интереса. Читательские конференции уместно использовать в работе с учащимися 5­9­х классов. Планирование читательской конференции 1.   Побеседовать с учителями­предметниками, преподающими в классе литературу, родной язык   и   иностранный   язык.   Беседа   с  этими   педагогами   поможет   классному  руководителю определить  литературные  произведения  и  авторов,  с творчеством  которых  можно связать тему будущей читательской конференции. 2.   Провести   анкетирование   учащихся,   которое   позволит   определить   литературные пристрастия учащихся. Примерные вопросы анкеты: Любишь ли ты читать? Читаешь ли ты регулярно программную литературу? Какие жанры художественной литературы тебя привлекают ? Какую книгу ты хотел бы предложить для чтения и совместного обсуждения в классе? Какую роль ты отводишь себе в подготовке такой конференции? 3. Изучить приоритеты читательских интересов сегодняшней молодежи. Методика подготовки читательской конференции Для подготовки такой конференции необходимо проведение следующей работы. 1.  Определение темы читательской конференции. 2.   Согласование сроков проведения читательской конференции с будущими участниками конференции (учащимися, педагогами, библиотекарем). 3. Определение вопросов, которые будут обсуждаться в ходе конференции. 4.   Определение   проблем,   связанных   с   содержанием   художественного   произведения   или творчеством писателя. 5.   Просмотр   спектаклей,   выставок,   фильмов,   музеев,   имеющих   отношение   к   теме конференции. 6. Организация встреч с людьми, которые имеют отношение к конференции. 7.  Поиск  необходимых  материалов  в  библиотеках,  работа  с  документами  и  источниками, библиографией. 8.  Распределение учащихся по группам для подготовки к конференции с учетом интересов и желания учащихся. 9. Обсуждение с группами промежуточных результатов по подготовке к конференции. 10.Обсуждение результатов конференции и участия всех учащихся в ее проведении. 1.  Смешное и грустное в произведениях Э. Успенского, С.Я. Маршака, А. Барто. Возможные темы читательских конференций 2.  Времена года в художественной литературе. 3.  Какие они, сегодняшние молодые? 4.  А.П. Чехов ­ великий психолог русской литературы! 5.  Великие музы великих людей. 6.  Любовь и война в произведении Б, Васильева «В списках не значился». 7.  Г. Горин и его творчество. 8.  А. С. Пушкин, Г. Гейне, Байрон ­ творчество и судьба. 9.  Детские сказки в моей взрослой жизни. 10. Мистика и реальность в произведениях М. Булгакова и Ф. Достоевского. 11. Поэтом нужно родиться или им можно стать? (С. Черный, В, Высоцкий, Ю. Ким, Ю. Визбор.) 12. Деньги в жизни человека и их влияние на его судьбу ­ по мотивам «Мертвых душ» Гоголя, «Грозы» Островского и «Гобсека» Бальзака. 13. Книги детства моих родителей и моего детства. 14. Афоризмы художественных произведений прошлого и современности. 15.«Мелочи жизни» в литературных произведениях. Формы проведения читательских конференций: ­   турнир литературных героев; ­   театр миниатюр; ­   литературный ринг; ­   литературная гостиная писателя; ­   праздник встречи с любимой книгой; ­   литературная встреча. ВИКТОРИНА Актуальность и методика проведения Значение викторины в воспитательной работе с учащимися велико. Викторина ­ это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний: науки, техники, искусства, литературы, музыки. Викторины можно использовать в учебной деятельности, на уроках по различным темам. Особенно важно использовать викторину в урочной деятельности, когда изучается сложный учебный материал, который требует глубокого и детального усвоения. Во   внеклассной   деятельности   викторину   необходимо   использовать   как   средство стимулирования познавательного интереса учащихся, их интеллектуальных умений. Правила проведения викторин 1.  Тема викторины должна быть актуальной для учащихся. 2.  Вопросы викторины должны быть четкими и понятными. 3.  Вопросы должны учитывать возрастные особенности учащихся класса. 4.  Поиск ответов на вопросы не должен быть очень трудным для учащихся. 5. Учащиеся должны иметь право на подготовку своих вопросов к викторинам. 6.  В викторинах всегда должны быть победители. 7.  Вопросы викторин должны собираться и использоваться в учебно­воспитательном  процессе учебного заведения. 8.  Викторины могут быть тематическими или обзорными. Возможные темы викторин 1.   История государств и народов. 2.   Дальние уголки земного шара. 3.   Необыкновенные истории обыкновенных вещей. 4.   Праздники, которые всегда с нами. 5.   Природные катаклизмы. 6.    Сказочные герои и их авторы. 7.    Государства и их правители. 8.    О чем могут рассказать музыкальные инструменты. 9.    Растительный и животный мир земного шара. 10.   Великие полководцы и знаменитые солдаты. 11.   Фильмы и их герои. 12.   Знаменитые фразы знаменитых людей. 13.  Великие первооткрыватели и их открытия. 14.   Медицина и здоровье. 15.  Обычаи и традиции народов мира. 16.   Птицы, рыбы, звери... 17.   Предметы, без которых нельзя жить. 18.    Экзотические растения и цветы. 19.    Знаки зодиака и гороскопы. 20.   Автомобили, их создатели и владельцы. 21.   Реки, озера, моря и океаны. 22.   Физика вокруг нас. 23.   Химия в нашей жизни. 24.   История войн и побед. 25.   Картины и художники. ПРИЛОЖЕНИЕ  Классный   час   посвящен   воспоминанию   о   лете,  веселым   рассказам   о прожитом и пережитом, пению милых и любимых песен под гитару, представлению авторских кинофильмов и фотографий, рассказам о чудных местах Беларуси и, если так вышло, других стран. Завершается классный час опросом следующего содержания.  Твои самые важные проблемы (если есть очень серьезные тайные проблемы, и ты не  "Куда ж нам плыть" АНКЕТА хочешь с ними делиться, то обозначь их цифрами или буквами, то есть шифром).  2. Расставь следующие проблемы по степени важности для тебя.  ­ Я не хочу учиться.  ­ Меня преследует одиночество.  ­ Меня окружают люди, с которыми мне неинтересно.  ­ Мой главный порок ­ лень.  ­ Я курю и употребляю алкоголь и не могу от этого отвыкнуть.  ­ У меня нет сколько­нибудь устойчивых интересов.  ­ У меня постоянный конфликт с родителями.  ­ Я без пользы трачу время.  ­ Мне с трудом дается учеба.  ­ У меня никогда нет денег, и это меня смущает.  ­ Меня совершенно не интересуют книги, серьезная музыка, музеи, театры.  ­ У меня нет Ее, или Его.  ­ У меня часто бывают проблемы со здоровьем.  ­ Мне обычно не с кем поделиться своими переживаниями и тайнами.  ­ Мне очень нужна хорошая одежда. ­ Мне необходим компьютер и Интернет.  ­ Мне не очень хорошо в школе.  ­ У меня есть серьезные проблемы с одноклассниками.  ­ В моей жизни нет людей, за которыми я хотел бы тянуться.  ­ Мне очень хотелось бы чего­то добиться в жизни, но я не знаю чего.  3. Чего я хотел бы добиться:  В школе _____________________  Дома ________________________  В своей жизни _______________  4. Чему очень важному я хотел бы научиться  ________________________________________________________________________________ ________________________  ________________________________________________________________________________ ________________________ 5. Что я хотел бы организовать, сделать для своего класса, для своей школы, для себя.  6. По каким предметам я готов помочь другим, по каким предметам у меня есть проблемы.  По итогам анкетирования классный руководитель проводит индивидуальные собеседования с  учащимися и записывает в индивидуальную карту развития учащегося все, что можно сделать  вместе с родителями, вместе с классом, вместе с социумом для поддержки ученика.  Классный час "Знакомство". Это вариант используется в случае, если это вновь сформированный класс или в него назначен новый классный руководитель. Прежде всего, классный час начинается с процедуры знакомства. В знакомстве принимают участие дети и родители. При этом каждый ученик или каждая семья представляются в любой интересной форме и дарят всем участникам классного часа творческие подарки: стихо­творения, сценки, стихи, фокусы, игры, танцы, интересные истории, анекдоты, афоризмы, картины, книги, мороженое, домашние кулинарные рецепты и изделия. Все завершается грандиозным чаепитием. Примечания: 1) Если ученики знакомы между собой, то они могли бы представить не себя, а друг друга.   2) Классный руководитель мог бы дать ученикам следующее задание. Напишите на листочке ответы на следующие вопросы: ­ Каким вы хотели бы видеть своего классного руководителя.  ­ Чего вы ждете от меня.  ­ В чем вы готовы мне помочь.  ­ Что нужно сделать, чтобы наш класс стал лучшим в школе, городе, в мире.  ­ Что, на ваш взгляд, я никогда не должна делать.  3­4. Классный час посвящен анализу достижений прошлого года, планированию жизни, деятельности, учебы, творчества, досуга, помощи, организации жизни на следующий год. 3­й   классный   час  проводится   вместе   с   родителями,   выпускниками,   теми учителями и преподавателями системы дополнительного образования, которых пригласили ученики, представителями администрации. 4­й   классный   час  проводится в актовом зале для всех классов параллели и всех заинтересованных сторон, если классов в параллели по одному, то событие организовывается для всех средних или старших классов. Варианты проведения: ­ Разработка в режиме микрогрупп норм и правил совместного проживания. Составление на основе этих норм соответствующего документа: клятвы, обязательств, соответствующих правил. Затем проводится их торжественное подписание. ­ Проектирование программы жизни класса на год, с обязательным оставлением прогалин, куда можно будет по мере надобности вписывать интересные инициативы, дела, варианты, события,   Проектирование жизни класса осуществляется в 2 этапа. предложения.   1   этап.  Проекты   программы   составляют   по   отдельности:   ­   группа   родителей   (если   родители   не   явятся,   проигнорируют   это   дело,   то   смысла   в составлении программы нет никакого, потому что главным субъектом воспитания являются родители, и если они этого не понимают и не готовы взаимодействовать со школой, то особых достижений в воспитании детей быть не может); ­   коллектив   учащихся   (разбивается   на   малые   группы   и   подго­тавливает   собственные соображения, которые затем, после обсуждения входят в единый проект); ­   группа   заинтересованных   учителей   и   педагогов   дополнительного   образования (предлагают разнообразные педагогические услуги и варианты). 2   этап.  Проектирование   завершается   защитой   каждого   предложения   в   проект программы   и   распределением   зоны   ответственности   между   участниками   воспитательного процесса.   Программа   может   быть   составлена   для   параллели   и   тогда   создается   оргкомитет   для доведения   программы   до   приемлемого   вида,   после   чего   на   общем   сборе   проводится голосование по каждой позиции. Классный час "Лесная аптека". Летом в лесу и в поле ученики собирают лекарственные растения, используя при этом справочники,   рекомендации   учителя   биологии,   советы   бабушки.   На   классном   часу   все желающие   рассказывают   о   чудесных   свойствах   растений,   о   том,   как   их   сушат,   хранят   и используют   в   лечебной   практике.   В   конце   классного   часа   ученики   дарят   растения   своим товарищам, бабушкам и дедушкам которых эти лечебные травы необходимы. Классный час ­ пресс­конференция "Встречи с родителями". В ходе классных часов родители знакомят учеников со своими профессиями, вводят детей в мир своих интересов и пристрастий. Если это возможно, производят набор желающих для   посещения   или   прохождения   практики   на   своих   предприятиях,   или   создают   кружки, студии, секции. Классный час "Ответы на записки". У   нас   в   гостях   классный   руководитель,   учителя­предметники,   представители администрации, Попечительского и родительского совета. Проводится, как правило, для всех классов параллели, или отдельно средних или старших классов школы. Классный час "Встреча с выпускниками школы". Проводится   в   форме   интервью,   индивидуальных   консультаций,   затем   спортивные   музыкальный вечер.   соревнования,   "Встреча с представителями правоохранительных органов, медиками, психологами". Классный час для параллели или для всех старших классов. Встреча проходит в двух режимах:   сначала   пресс­конференция   (ответ   на   записки   и   устные   вопросы),   затем персональное консультирование. Каждая микрогруппа заранее готовит художественное выступление, выставку, газету и Классный час творчества. предъявляет все это классу. Классный час "Презентация". Ученики читают написанные ими стихи, прозу, песни, показывают танцы, спортивные  номера. Классный час "Я знаю ­ ты знаешь". Каждый   желающий   ученик   находит   в   газетах   и   журналах   наиболее   интересные тематические   новости,   или   любые   сообщения   представляющие   интерес   для   дальнейшего обсуждения. Классный час ­ игра "Откровение". Пусть   каждый   желающий   расскажет  о   своем   товарище   из   класса   "только   хорошие новости" ­ чем замечателен это человек, что он сделал, кому помог, каковы его интересы, его невероятные поступки, привычки, пристрастия. Необходимо только соблюсти одно условие. При   рассказе   нельзя   называть   имя   и   фамилию   этого   человека.   Хорошо,   если   ребята догадаются о ком идет речь и хорошо так же и то, что в процессе рассказа ученики вольно или невольно озвучивают свои ценности, взгляды на людей, интересы. Классный час ­ конкурс "Приходите в гости к нам...". Проводят   семьи,   и   (или)   сами   ребята.   Учитель,   дети,   родители   приносят   из   дома любимые   блюда,   накрывают   свой   стол,   украшают   его   и   угощают   всех   желающих, одновременно   дарят   рецепты.   Лучшее   украшение,   лучшие   рецепты,   лучшее   приглашение, лучшая реклама награждаются грамотами и дипломами. Классный час ­ конкурс магнитофонов. А.   В   каждый   магнитофон   вставляются   любимые   пленки,   отрывки   из   любимых музыкальных  произведений  любого жанра  и  затем  по очереди  каждый  представляет   свою запись и рассказывает что­либо об исполнителе, композиторе, группе. Победа определяется аплодисментами   и   записочками,   в   которых   каждый   участник   записывает   3   наиболее понравившиеся              Б. Часы классической музыки в форме музыкального ринга. Класс делится на малые группы, каждая группа предлагает послушать отрывок из классического произведения, чей отрывок   вызовет   наибольший   интерес   при   голосовании,   тот   и   победил.   Некоторые произведения: ­ Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром.  ­ Брамс.  ­ Лист. Венгерская рапсодия.  произведения.   ­ Чайковский. 1 Концерт для фортепиано с оркестром. Итальянское каприччио.  ­ С. Рахманинов. 1­2­3 Концерты для фортепьяно с оркестром.  ­ И. Бах. Фуга.  ­ М. Глинка. Увертюра из оперы "Руслан и Людмила".  ­ Ф. Шопен. Ноктюрн.  ­ Л. Бетховен. Сонаты.  ­ А. Свиридов. Романс из к/ф "Метель".  ­ Шостакович. Романс.  ­ В. Моцарт. 32 симфония.  ­ А. Вивальди. Времена года.  ­ Шуберт. Аве Мария.  ­ Э. Григ. Песня Сольвейг. Классный час ­ вернисаж На планшетах вывешиваются репродукции художественных произведений и участники  рассказывают удивительные истории про художника, его друзей, эпоху, картину. Классный час "'Родина ­ рядом". Учащиеся   индивидуально,   в   малых   группах,   с   родителями,   друзьями,   с   учителями осуществляют поисковую работу по следующим темам: ­ Что мы знаем о великих и знатных людях, родившихся в нашем городе, селе, на нашей улице, в нашем доме.  ­ О тех, кто прославил наш край.  ­ Живущие рядом.  ­ Живые памятники природы и истории.  ­ Песни, сказки, песни, легенды, говоры, одежда, украшения нашего края.  ­ Архитектурные памятники.  ­ Письма, дневники, воспоминания. Классный час, посвященный толерантности. Толерантность,   как   уважительное   отношение   к   другим   взглядам,   настроениям, принципам, моде, интересам, религии,  национальности.   АНКЕТА "Толерантность" 1.Я всегда прав.  2. Меня раздражают вечные претензии стариков на истину.  3. Я стараюсь всегда побеждать в споре.  4. Я считаю, что те иностранцы, кто не может быть полезен России, должны покинуть ее  пределы.  5. Я считаю, что иностранные машины, музыка, продукты, лучше, чем наши.  6. Какой народ можно считать самым благородным и лучшим народом на земле.  7. За представителя какого народа ты вышла бы замуж (женился).  8. Сколько учеников своего класса ты перевел бы в другую школу.  9. Какая группа, передача, исполнитель вызывают у тебя жгучую ненависть.  10. Есть ли люди, которых ты ненавидишь.  11. Считаешь ли ты, что алкоголиков, преступников, уродов следует изымать из общества.  12. Ты любишь оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Классный час "Час перед Рождеством". Узнать бы у бабушек старинные обряды гаданья и тихо в любимом классном кабинете, при   свечах,   погадать,   попить   чаю,   послушать   и   рассказать   рождественские   истории, послушать тихую душевную музыку.  Классный час­диспут.   голосов,     на   выдвигается обсуждение. Учащиеся и классный руководитель предлагают в режиме реального времени темы для обсуждения и спора, затем по каждой теме идет голосование. Тема, набравшая наибольшее количество   Некоторые темы, которые мог бы предложить классный руководитель: ­ Наркотики ­ это проклятье или спасение.  ­ Настоящей любви не бывает.  ­ Лучше иметь все сейчас, чем в старости.  ­ Коллектив ­ учреждение для слабых и бездарных, сильный всегда одинок.  ­ Все, чему учат в школе, следует забыть, если ты хочешь чего­то добиться в жизни.  ­ Триллеры, порно, псевдофантастика, детективы, шмотки, деньги, ночные клубы, дискотеки,  пиво в бутылках, оружие, компьютер, плейбой и наоборот, свободная квартира, что еще  нужно молодежи?  ­ Все хорошие места давно заняты, как найти свою нишу?  ­ Почему Они не могут нас понять?  ­ Я­то школу люблю, а разве школа любит меня.  ­ Каждый вечер какая­то неведомая сила тянет меня на улицу, в стаю, где скучно и  однообразно, но другого пути нет. Классный час в форме решения проблемных ситуаций. Ситуации   предлагают   учащиеся,   педагоги,   родители,   решения   предлагает   каждая группа,   лучшее   решение   определяется   жетонным   голосованием.   Примеры   проблем   и проблемных ситуаций. ­ Все, что происходит после школы страшно и деваться некуда. Не будешь же целыми днями сидеть дома. ­ Пиво и джин с тоником никто не считает алкоголем. Старики считают, что ходить с бутылкой по городу, целоваться с девушками ­ это плохо. Это у них от старости, а сами, небось, в молодости тоже чудили. ­ В школе скучно и неинтересно, все мероприятия проводятся не для учащихся, а для отчетности, самоуправление у нас на бумаге, а если и есть что­то, то никому это не нужно. ­   Все   кружки   и   секции,   которые   предлагает   школа   и   дополнительное   образование нужны только ботаникам, а нам все эти чистенькие икебаны и макраме по барабану. ­ Мне очень нравится девочка из соседнего класса, я сказал ей об этом, а она сообщила в ответ, что с дураками не общается. Классный час. Час рефлексии. Классный   руководитель   раздает   каждому   участнику   лист   его   личных   успехов, достижений,   участия,   побед,   движения,   открытий.   Каждый   ученик   так   же   от   всех   служб школы получает те или иные награды, грамоты, сувениры. Затем на листочке каждый ученик, разделив   его   на   два   столбца,   пишет   слева   ­   что   удалось,   что   было   интересно,   в   чем   с удовольствием принимал участие, что сыграло важную роль в вашей жизни, а справа ­ что не получилось, что не сбылось, в чем не удалось поучаствовать. День рождения классного руководителя ­ считать днем рождения класса. В этот день ученики могут подготовить научный доклад на эту или любую другую тему "О детерминизме амбивалентного поведения классного руководителя в парадигме онтогенеза с использованием синергетических ресурсов при ликвидации валеодефицитных тенденций (в организмическом состоянии) и здоровьесберегающем подходе на основе герменевтического инварианта".   Класс обвешивает себя и свой кабинет следами своей деятельности, встречая также классного руководителя с хлебом­солью и частушками. Позже может быть показан концерт имени классного руководителя, подарена книга о нем и для него, написанная его питомцами, накрыт стол (просить классного руководителя, чтобы он его оплатил ­ не надо), зачитаны   выдуманные   ответы   классного   руководителя   на   выдуманные   вопросы,   а   также подарки в виде детских поделок. Классному руководителю, кстати, может быть подарен 1 кв. м.   торта   (когда   приступят   к   поеданию,   следует   хотя   бы   малюсенький   кусочек   оставить виновнику торжества и писчие принадлежности). Если есть возможность, этот классный час можно провести дома у классного руководителя. Классный час, посвященный 23 февраля, с переходом в музыкально­поэтический и танцевальный вечер. Лучше провести его в поездке в другой город, или в лыжном походе, или в местном музее, или пригласить в гости ветеранов, или подготовить концерт и исполнить его в местном госпитале.   Хорошо   бы   зачитать   воспоминания   или   рассказать   что­либо   интересное, рассказанное вашими родственниками. Хорошо бы также провести час высокой поэзии, когда ученики сами находят стихи о красоте человека, песни в которых скрыта душа народа. И еще хорошо   бы   поучаствовать   в   различных   военно­технических   и   спортивных   соревнованиях, возложить   венки   на   могилы   и   памятники   великих   людей   России.  Классный час, посвященный 8 марта. Мальчики сочиняют увлекательные открытки с оригинальными текстами каждой  девочке и любимым учителям. Хорошо бы для каждой девочки выпустить отдельную газету,  листовку, буклет, художественно оформленную брошюру с фотографиями, стихотворениями, интересными фактами, рисунками, пожеланиями, главное не забыть про ее маму и сестричку.  В этот день можно всем классом сходить в театр, или устроить для девочек и вместе с девочками концерт, или литературно­музыкальный вечер, где будут исполнены любимые  произведения девочек ­ если певческих талантов в классе или параллели нет, то это можно  сделать под фанеру, при помощи магнитофонов.  Классный час ­ литературно­музыкальное состязание. ­   Конкурс   чтецов.   2   или   3   ученика   один   за   другим   читают   на   память   по   одному четверостишию, разных авторов, не повторяясь, побеждает тот, кто читает талантливо и знает больше других. ­Конкурс глупцов. Кто дольше всех сможет говорить текст, в котором нет видимого, понимаемого смысла. ­Конкурс историй, анекдотов, афоризмов, случаев из жизни великих, знаменитых и простых людей. Классное жюри определяет победителя. ­Конкурс любимых выражений и цитат из фильмов и художественных произведений. ­Конкурс литературных экспромтов. ­Конкурс интересных историй из жизни класса. Классный час "Почтовый ящик". В   ящик   с   прорезью   учащиеся   закладывают   напечатанные   или   любым   образом написанные вопросы так, что если автор записки пожелает, он может остаться инкогнито. Классный   руководитель   отвечает   на   те   из   них,   на   которые   он   может   ответить,   если   же вопросы требуют специальной подготовки, и ответы на них очень важны для учеников, то возможно проведение на следующий день второго классного часа. Классные часы, посвященные разумному и выигрышному поведению человека в обществе. Темы:   1) Как познакомиться, о чем говорить и куда идти.   2)   Как   стать   интересным   для   других   людей   и   добиться   уважения. 3)   Откуда   берутся   конфликты   в   семье   и   как   от   них   избавиться.   4) Выигрышное поведение в  общественных  местах, или как  одеваться, как  общаться,  как относиться   к   другим,   как   дружить,   как   делать   подарки   и   многое   другое,   составляющее понятия ­ этика и этикет. Классный час по разработке и реализации индивидуальных микрогрупповых проектов. Каждая   микрогруппа   берется   подготовить   интересное   дело.   Сначала   ученики   и классный руководитель предлагают возможные различные дела, затем класс голосованием выбирает   самые   нужные   и   самые   интересные,   обговаривают   возможные   сроки,   затем микрогруппы   разбирают   эти   дела   для   выполнения.   Если   несколько   групп   пожелают участвовать в подготовке одного и того же дела, то они либо могут объединить свои усилия либо каждая группа будет выполнять работу самостоятельно. Варианты проектов: для 10­11­ х классов ­   "Все   поступим   в   вуз".  Создается   совместно   с   родителями   служба   взаимопомощи   и совместной   Создание в школе и в жизни иностранной языковой среды.  Создается клуб любителей иностранного   языка.   Его   участники   стараются   по   телефону   и   в   жизни   говорить   на иностранном языке, поют, готовят спектакли, лекции, проводят заседания клуба, обсуждают ситуацию в стране изучаемого языка ­ все на иностранном языке. Параллель 9­х классов 9­х классов   одержать победу на всех районных спортивных, туристических соревнованиях, предметных   олимпиадах, Программа   "Досуг".    Научное   исследование   «Кто   мы,   какие   мы, подготовки творческих   институт.     конкурсах.       в   решила чего мы хотим, что с нами будет". Лекционный классный час.   не   это лекция,   просто     проблемы. Учащиеся читают лекции, подготовленные в рамках программы "Лекционный клуб".     Это   лекция   как   результат   длительного   изучения   какой­нибудь   темы, Возможная тематика: 1) Как живут червячки.   2) Неизвестный Маяковский.  3) Этот удивительный Корней.  4) Какие изобретения пришли, и какие уже на пороге.  5) Г.К. Жуков ­ кто он, герой, гений, человек.  6) Результат исследования: какие девушки и какие юноши нравятся друг другу (опрошено 200 особей противоположного пола).  7) Анализ телевизионных передач, страниц газет и мои предложения.  8) Я хочу рассказать про поэтов...  9) История нашей улицы.  10) Неизвестные учителя (ученик провел опрос учителей, наблюдение за ними, посетил их с  диктофоном дома и узнал чем живут, что любят, каковы интересы, что умеют готовить, о чем  мечтают).  11) Юмор и анекдоты разных стран.  12) Я расскажу про чудеса.  Классный час, посвященный профессиональной ориентации. Проводится профтестирование. Классный час в лесу.   Чай у костра. Это час бардовской песни. Классный час, посвящен теме: "Книги, которые мы выбираем". Желающие рассказывают, сколько и каких книг они прочитали, и что было наиболее интересно  и  полезно. В  сентябре каждый  ученик  заводит  книжку  ­ формуляр,  в  которой записывается   все,   что   прочитал,   что   разучил,   чем   занимался   в   системе   дополнительного образования, чем был награжден, в чем принимал участие, ­ в мае проводится творческий отчет всех желающих. Классный час "Цветы и цвета". Ученики из дома (дачи) приносят свои любимые цветы и другие растения, вплоть до овощных культур, или приносят их фотографии, или делают газету, посвященную любимым цветам, и рассказывают историю появления у них дома этих растений, как и кто за ними ухаживает, чем интересны эти растения. Классный час "Мои любимые животные". И не важно есть ли они у тебя дома, важнее рассказать о самых удивительных и разных животных и птицах, рыбах и насекомых, о которых ту узнал что­то замечательное. Классный час "Прощание перед летом". Веселый   музыкальный   вечер   для   старших   классов   завершает   этот   день.   Это   не дискотека ­ это концерт, на котором выступают родители, ученики и учителя. Это прогулка по любимым местам. Это веселые записки, в которых ребята пишут, чего они хотели бы сделать, добиться за летние месяцы. Эти записки, не читая, складывают в ящик, запечатывают, ставят росписи всех участников и вскрывают осенью в походе, чтобы послушать о том, какие сюрпризы на самом деле преподнесла жизнь. Час беседы Один на один. Или час работы с активом. Час секретной подготовки к какому­нибудь событию, о котором не должны знать все. Примечание. Если к педагогу не идут шушукаться и секретничать, если не любят с ним общаться и не обращаются к нему с просьбами и за советом, значит, что­то нужно менять в отношениях с ребятами. Классный час: Деньги, бизнес, власть. Проведение классного часа. Сначала ребята разбившись на микрогруппы придумывают бизнес­идеи (идеи, которые можно было бы положить в основу создания новой фирмы). Затем каждая   идея   обсуждается,   не   получившие   поддержки   откладываются,   по   остальным проводится рейтинг­голосование. Далее каждая микрогруппа приступает к разработке бизнес­ плана, то есть плана необходимых затрат. И, наконец, разрабатывается программа шагов по реализации идеи и доведения ее до практического результата. Этот классный час проводится в   присутствии   родителей,   занимающихся   бизнесом,   или   так   или   иначе   разбирающихся   в практической экономике. Классный час: "Вопросом на вопрос". Класс делится на 2­3 команды, 3 человека выбираются в жюри. Каждая команда задает другой   команде   вопрос   по   заранее   объявленной   теме,   красота   вопроса   и   оригинальность, точность, образность, юмористичность ответа жюри оценивает по 5­балльной шкале.         «Как Тема: стать должен Возможные лидером».    Что   Какими   качествами   следует   обладать,   Может вопросы:   ­   Разве   можно   стать   лидером   без   денег,   связей,   состоятельных   родителей.   ­   Лидер   в   школе   и   лидер   вне   школы   ­   это   одно   и   то   же   лицо?   ­   ­   ­ ­   Лидер   в   школе   и   лидер   после   школы   ­   это   одно   и   то   же   лицо.   ­ Лидер ­ это всегда  тот, кто хорошо учится,  или  это прежде всего  человек для  людей, человек, заражающий своей энергией и интересом других. ­ Незаметные достигают большего. лидером. чтобы     чтобы   тебя   уважали.   одном   классе.   несколько   ли   быть человек, лидеров сделать стать в               Тема:   "Должен   ли   я   родителям".  Возможные   вопросы:       Что   Если родители неудачники, ­ любить. ­    Если родители постоянно выходят из себя, кричат, обвиняют можно ли это простить. ­ получки. ­ ­   ­     Самые замечательные качества твоих родителей.   Царское   ли   это   дело   обсуждать   и   осуждать   родителей.   Как   бы   ты   воспитывал   своих   детей,   если   бы   они   у   тебя   были. родителям купишь первой стоит ты ли их с                                       Тема:   "Что   я   хочу   дать   миру,   что   я   хочу   взять   от   мира".  Возможные       или дерево цветок, вопросы: ­ Миллионов, как и счастья, мало, желающих их иметь много. Что же делать? ­   Известный   великий   сказал,   что   достаточно   приручить   животное   и   ухаживать   за   ним, посадить   ­ Кому я нужен с аттестатом зрелости, может быть лучше еще в школе получить наряду с образованием   классную   профессию   (а   может   быть   несколько),   тогда   я   буду   более востребован. ­Говорят, ­ Мне нужно миллион долларов, остальное я добуду сам. ­ Какой честный бизнес сегодня позволит достигнуть успеха. ­Что главное: власть, статус, деньги, любовь. ­   Кажется   ли   вам,   что   после   школы   вы   не   разбежитесь,   как   это   часто   бывает,   а   будете помогать   ­ Надо заботиться о своей семье, о близких, или о Родине и человечестве? человека течение найдет судьба жизни. другу друг всей так? все? это и в ­                                Классный час, посвященный творчеству одного поэта. Классная   литературно­музыкальная   гостиная.   Это   может   быть   мелодекламация, интегративная   композиция   (художественное   оформление,   музыка   и   стихи),   инсценировка, просто чтение стихов, мемуарно­поэтическая композиция. Каждый час может быть посвящен раннему И. Бродскому или А. Ронсару и Ф. Вийону, Г. Апполинеру и Ж. Преверу, Японской поэзии, или О. Хаяму, Фирдоуси, Рудаки, Джами, Низами, или Сафо, или Тибулу, Катуллу, Проперцию, или поэтическим текстам Библии, или Гомеру, или Т. Шевченко, или Ф.Тютчеву, или У. Уитмену, или Г. Лонгфелло, или И. Бунину, или К. Симонову, или Г. Лорке, или А. Пушкину, или М. Лермонтову, или Д. Байрону, или У. Шекспиру, или Ш. Бодлеру и т.д. Например: И. Бродский  Воротишься на родину. Ну что ж,  Гляди вокруг, кому еще ты нужен,  Кому теперь в друзья ты попадешь.  Воротишься, купи себе на ужин  Какого­нибудь сладкого вина,  Смотри в окно и думай понемногу:  Во всем твоя, одна твоя вина.  И хорошо. Спасибо. Слава богу.  Как хорошо, что некого винить,  Как хорошо, что ты ничем не связан,  Как хорошо, что до смерти любить  Тебя никто на свете не обязан.  Как хорошо, что никогда во тьму  Ничья рука тебя не провожала.  Как хорошо на свете одному  Идти пешком с шумящего вокзала.  Как хорошо, на родину спеша,  Поймать себя в словах неоткровенных  И вдруг понять, как медленно душа  Заботится о новых переменах.  ***  Прощай,  Позабудь  И не обессудь.  А письма сожги, как мост.  Да будет мужественным твой путь,  Да будет он прям и прост.  Да будет во мгле  Для тебя гореть  звездная мишура  Да будет надежда  Ладони греть  У твоего костра.  Да будут метели,  Снега, дожди  И бешеный рев огня.  Да будет удач у тебя впереди  Больше, чем у меня.  Да будет могуч и прекрасен бой,  Гремящий в твоей груди.  Я счастлив за тех,  Которым с тобой, Может быть  По пути. Час таинственных дел. В обстановке полной таинственности, чтобы ни одна мышь или муха не узнали, класс готовится к какому­нибудь событию. Это может быть концерт в госпитале или для ветеранов; специальная программа к юбилею любимого учителя или к какому­то школьному празднику; подготовка   спектакля,   самодеятельного   подарка,   альманаха,   газеты,   листков,   буклетов, листовок, к диспуту или к конкурсу; разработка сценария игры; таинственная подготовка к бездвоечному в течение всей четверти обучению; подготовка к познавательному походу и т.д. Игровой классный час Весь класс играет в быстрые шахматы и шашки вместе с желающими учителями и родителями.   Игра   проводится   в   виде   скоростного   чемпионата   по   олимпийской   системе: проигравший в шахматы вылетает играть в шашки и наоборот. Победителя чествуют, дарят венок,   подбрасывают   в   воздух,   проявляют   знаки   внимания   и   уважения,   дарят   памятный подарок, медаль и ленту через плечо, а если он победит в обоих видах, то через два плеча. Нежелающие   участвовать   и   неумеющие   играть   могут   получить   приз   и   звание   самого активного, беспристрастного и культурного болельщика. На втором этапе класс вызывает на соревнование параллельный класс. Спортивный классный час Проводится по предварительной записи и после получения времени в спортивном зале и   на   пришкольной   спортивной   площадке.   Класс   (дети,   учителя,   родители)   делится   на   то количество   команд,   какое   количество   спортивных   игр   будет   представлено   на   этих соревнованиях.   Представители   каждой   команды   должны   сыграть   на   каждом   поле последовательно. За каждую победу начисляются очки. Предположим, соревнования будут проводиться по пинг­понгу, большому теннису, волейболу, баскетболу, футболу, пионерболу, прыжкам в длину, поднятию тяжестей, бегу на короткие дистанции. Классный час в подшефном классе Старшеклассники   готовят   анкеты,   викторины,   игры   для   своих   подшефных, распределение   помощи   и   поддержки,   продумывают   варианты   интересных   соревнований   и конкурсов.   Затем   они   встречаются   с   представителями   подшефного   класса,   обсуждают программу совместной деятельности, после чего проводится совместный классный час. Театральный час Приглашаются   родители,   знакомые   и   все   желающие.   Ученики   показывают   им   сцены, инсценировки, моноспектакли, музыкальную декламацию, отрывки из спектакля, собственные сочинения.     классный Классный час «Управление государством» Проводится в виде заседания правительства, на котором, каждый министр предлагает рассмотреть, обсудить и принять важные государственные решения. В качестве наблюдателей от валютного фонда, думы, местного университета присутствуют представители родителей. Ведет  заседание  выбранный  премьер­министр. В конце  заседания, по результатам  тайного голосования, новым премьер­министром выбирается наиболее талантливый из министров или остается   старый.   Министры   также   могут   обсуждать   события   в   школе,   если   поступит соответствующий   запрос   со   стороны   заинтересованных   граждан   и   организаций.   В   ходе обсуждения разрешается все, кроме оскорблений и проявлений отсутствия культуры. Семейный классный час­викторина Каждая семья приходит на этот классный час со своими вопросами, которые имеют отношение, как к предметам школьной программы, так и к любому проявлению общественной и культурной жизни. Игра проводится в присутствии приглашенных учителей­предметников. Вводится   должность   хранителя   истины,   который   имеет   право   вето   ­   право   снять   любой вопрос,   если   он   сочтет,   что   этот   вопрос   слишком   трудоемкий   в   ответе,   сложный,   ли   не интересный. Жюри, состоящее из трех человек, ставит оценки каждой команде за каждый вопрос   и   за   каждый   интересный,   оригинальный   и   правильный   ответ.   По   итогам   игры объявляется   лучшая   команда,   лучший   игрок.   Учителя   имеют   право   за   самые   интересные ответы по их предметам прямо на игре выставить соответствующие оценки.  Кино­фото классный час Все у кого есть фото и киноаппараты приносят их с собой и затем снимают кино и фотофильм, игровой, видовой, портретный. Цель видится в том, чтобы запечатлеть интересно и оригинально себя и время, здесь же проявить фотографии, сделать снимки и кинофильмы ­ сделать газету, часть снимков поступают в летопись.  Классный час выбора В   ходе   классного   часа   ученики   выбирают   лучших   по   самым   разным   номинациям, которые   сами   и   придумывают.   Количество   номинаций   должно   быть   необходимым   и достаточным,   чтобы   достоинства   каждого   ученика   могли   быть   отмечены.   Один   может оказаться лучшим поваром, другой ­ добрым человеком, третий ­ готовым прийти на помощь, четвертый ­ отличником, пятый ­ отличным товарищем, шестой ­ веселым и находчивым, седьмой ­ элегантным, восьмой ­ трудолюбивым, девятый ­ успешным спортсменом, десятый ­ увлеченным   человеком,   а   еще   кто­то   коллекционером,   изобретателем,   поэтом, мотоциклистом, артистом, глубоким читателем, да мало ли достоинств может быть у людей, главное, увидеть, заметить: Выбор проходит следующим образом. Сначала кто­то предлагает, затем идет обсуждение, если нужно, голосование, специальный ученик все разумное, доброе, интересное и красивое заводит в компьютер, затем каждому участнику, под аплодисменты родителей выдается диплом с обозначением достоинств и компьютерная распечатка. Классный час «Самообразование и самовоспитание» 1­й проводится в сентябре, 2­й ­ в мае. Содержание 1­го классного часа. Классный руководитель предлагает ученикам принести тетрадь, в которую заносятся полученные в ходе реализации   индивидуальной   программы   самообразования   и   самовоспитания,   результаты. Каждая пара страниц этой тетради слева отведена для целей и плана самообразования, справа — самовоспитания. Литература 1.Алымова Н.А. «Школьное самоуправление». Волгоград. Изд­во «Учитель», 2007 год, 134 с. 2.Аралова М.А. Классный час играючи. Изд­во «Творческий центр». Москва, 2004 г., 63 с. 3.Белобородов Н.В. Воспитательная роль классного коллектива. Изд­во «АРКТИ». Москва, 2007, 104 с. 4.Буданова Г.П. Справочник классного руководителя. Изд­во «Просвещение». Москва, 2011, 255 с. 5.Бухвалов   В.А.   Развитие   учащихся   в   процессе   творчества   и   сотрудничества.   Центр «педагогический поиск». Москва, 2000, 144 с. 6.Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя. Изд­во «Знание». Москва, 2008, 344 с. 7.Зелинский К.В. Нравственное воспитание школьников. Изд­во «Глобус». Москва, 2009, 101 с. 8.Кумицкая Т.М. Мастер­класс для заместителей директоров по воспитательной работе. Изд­ во «Знание». Москва, 2008, 238 с. 9.Нечаев М.П. Рефлексивные технологии воспитания в современной школе. Изд­во «Знание». Москва, 2009, 170 с. 10.Нечаев   М.П.   Методика   воспитательной   работы   в   новом   классном   коллективе.   Изд­во «Перспектива». Москва, 2010, 126 с. 11.Орешкина   Т.А.   Героико­патриотическое   воспитание   в   школе.   Изд­во   «Учитель». Волгоград, 2007, 122 с. 12.Павлова М.А. Социально­педагогические технологии работы с «трудными» детьми. Изд­во «Учитель». 2013, 232 с. 13.Таран Ю.Н. Классное руководство. Изд­во «Учитель». Волгоград, 2010, 223 с. 14.Чернявская   А.П.   Педагогическая   техника   в   работе   учителя.   Центр   «Педагогический поиск». Москва, 2001, 176 с. Интернет­источники 1.festival.1september.ru/articles/509203/ 2.nsportal.ru/shkola/klassnoe.../tekhnologiya­provedeniya­klassnogo­chasa 3.www.prodlenka.org/klassnyi­chas.../klassnyi­chas­byt­chelovekom.html 4.www.openclass.ru › Интернет и образование › 5.www.uroki.net ›

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Сборник методических рекомендаций
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017